После отстранения от власти Хрущёва оголтелая антирелигиозная кампания постепенно сменилась скрытым административно-идеологическим давлением на религиозные организации. До середины 1970-х годов не предпринималось активных попыток прекратить деятельность Московской Соборной мечети, остававшейся единственным мусульманским духовным центром всего Центрально-Европейского региона. В значительной мере это явилось заслугой лидеров столичной мусульманской общины – имамов Ахмеджана Мустафина и Ризаутдин-хазрата Басырова.

Советское руководство по-прежнему было заинтересовано в международной деятельности Московской Соборной мечети, которая в эти годы продолжала оставаться достаточно интенсивной. Посещение столичной мечети сделалось, по сути, обязательным протокольным мероприятием для всех иностранных делегаций, прибывавших в СССР из стран Востока, причём присутствовавшие на богослужениях зарубежные гости могли свободно общаться со своими советскими единоверцами.

Побывавший на пятничной молитве в мечети 6 ноября 1970 г. во главе делегации Республики Того генеральный секретарь при канцелярии Президента и инспектор Исламского союза по культурной работе среди молодёжи Того Туре выступил с речью перед прихожанами, в которой отметил, что «мечеть полна благоверными мусульманами» (ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 6, д. 342).

Вместе с тем, власти стали всё больше опасаться того, что неформальные контакты советских и зарубежных мусульман приведут к укреплению идеологических позиций ислама. Поэтому они начали прилагать серьёзные усилия к тому, чтобы ограничить их.

В отчёте ответственного работника Совета по делам религии Мавленкулова о пребывании в СССР делегации мусульман Республики Чад во главе с главным имамом страны Мусой Ибрагимом, участвовавшей 18 января 1971 г. в дневной молитве в Московской мечети, говорилось следующее: «Многие из приезжающих делегатов во время встречи с верующими в мечетях, особенно в пятничные дни, воспользовавшись предоставленной трибуной, читали проповеди об исламе, внушая верующим необходимость обучения своих детей религии, поэтому было бы лучше в программу пребывания побольше включать посещение колхозов, совхозов и советских учреждений и встречи в семейной обстановке с верующими» (ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 6, д. 342).

Вскоре программы приёма делегаций из мусульманских стран стали составлять по вышеуказанному сценарию: столичная мечеть оказывалась лишь одним из пунктов краткой остановки на пути из Музея Ленина в подмосковный совхоз либо на текстильную фабрику. Однако данное обстоятельство уже не могло разрушить многолетние связи с зарубежными единоверцами, наработанные духовными лидерами московских мусульман за истекшие десятилетия. Московская Соборная мечеть и её священнослужители пользовались заслуженным авторитетом во всем мусульманском мире.

Именно вышепересчисленные факты помогли сохранить мечеть на рубеже 1970–1980-х годов, когда в непосредственной близости от неё началось сооружение спортивного комплекса к предстоящей Московской Олимпиаде 1980 года. Планы столичных властей по превращению олимпийской Москвы в «образцовый коммунистический город», предусматривавшие снос здания мечети, вызвали бурный протест во многих мусульманских странах. Они становились особенно опасными на фоне нарастающей изоляции СССР в исламском мире после ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 г..

В условиях роста «исламского фундаментализма», начавшегося после Иранской революции 1979 г., которая привела к созданию Исламской Республики Иран, советское руководство было заинтересовано в поддержке отечественных мусульманских религиозных структур. Данное обстоятельство также способствовало тому, что Московской Соборной мечети в очередной раз удалось уцелеть.

После 1985 г., несмотря на отдельные попытки коммунистической периодики реанимировать «атеистическую идеологию», приближалось время утверждения религиозной свободы и нормализации отношений государства с конфессиональными организациями. В преддверии этой эпохи, в ноябре 1987 г. имамом Московской Соборной мечети стал Равиль Гайнутдин, чья деятельность открыла новую яркую страницу в многовековой истории столичной мусульманской общины.