БИСМИЛЛАХИР РАХМАНИР РАХИМ!

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!

Уважаемые участники и гости конференции!

Мы собрались сегодня для того, чтобы обсудить одну из важнейших тем, которая волнует не только мусульман, но и всё наше общество. Не случайно в названии темы нашей конференции говорится о гуманистических ценностях. Ведь гуманизм – это «человечность», «любовь к человеку», а ислам – это религия, ниспосланная Всевышним Аллахом из любви к человеку, чтобы он через поклонение и истинное служение своему Создателю удостоился благ в этой жизни и вечного блаженства - в будущей. Поэтому мы смело утверждаем следующее: ислам – это религия гуманизма, именно гуманное начало нашей религии мы в первую очередь должны донести до нашей молодёжи.

Но начать своё выступление я хотел бы с общей оценки положения ислама и мусульман в нашей стране. Такая оценка необходима нам, прежде всего, для того, чтобы обрисовать контекст, в котором мы хотим определить приоритеты деятельности и правильные ориентиры поведения для нашей молодёжи.

Мы живём в светском государстве, Конституция России гарантирует нам свободу вероисповедания, частной жизни и общественной деятельности в соответствии с исламскими убеждениями. Мусульмане вправе проповедовать свои убеждения в обществе, в масс-медиа, т.е. осуществлять исламский призыв, дауат. Это положение существует на всей территории Российской Федерации с 1991 года, включая и территорию Чеченской Республики. Нам важно подтвердить этот вывод для того, чтобы не было спекуляций на тему «территории войны». В России мусульмане имеют возможность, даже большую, чем во многих мусульманских странах, жить в соответствии с канонами ислама. Разумеется, нарушения закона, затрагивающие интересы верующих, в том числе и мусульман, встречаются, и мы об этом ещё будем говорить, но сам закон нас вполне устраивает.

Мы с удовлетворением восприняли и слова Президента России В.В. Путина, сказанные на открытии сессии нового парламента Чеченской Республики о том, что Россия была и будет надёжной защитницей ислама. Российское государство понимает, что российские мусульмане, оставаясь патриотами своей Родины, должны в полной мере ощущать себя частью мировой исламской уммы. Президент России заявил следующее: «В России проживает 20 миллионов мусульман... Причем наши мусульмане – это россияне. У них нет другой родины. И в этом смысле Россия, конечно, – часть мусульманского мира. Во всяком случае, наши мусульмане не должны себя чувствовать людьми второго сорта в мусульманском мире».

Именно поэтому провозглашённый нашей страной курс на многостороннее сотрудничество с исламским миром встретил одобрение и поддержку миллионов российских мусульман.

В своем историческом выступлении перед членами ОИК в 2003 г. Президент России сказал: «Сложение наших финансовых, технологических и кадровых ресурсов способно стать реальным фактором мировой политики, началом прорыва на многих направлениях мировой экономики. Уверен – это в полной мере отвечает как интересам наших народов, так и гуманистическим ценностям, которые проповедуют все мировые религии, в том числе и ислам».

Министр иностранных дел Сергей Лавров, ежегодно проводящий встречи с послами стран – членов ОИК, в прошлом году заявил: «Убеждены, что без участия исламского мира, представляющего четвертую часть человечества, невозможно решить ни одну из глобальных проблем. Исламский мир может внести неоценимый вклад в создание на равноправной основе коллективными усилиями новой, стабильной, справедливой и безопасной системы международных отношений». Министр также сказал следующее: «Мы… убеждены в абсолютной недопустимости попыток ассоциировать терроризм с исламом, подменять борьбу с терроризмом, попирающим каноны любой религии, борьбой с исламом как религией великой цивилизации». Такое определение ислама впервые в истории России прозвучало на столь высоком уровне.

Поэтому мы считаем, что наши братья в мусульманских странах должны быть заинтересованы в сотрудничестве с Россией, как и в том, чтобы Россия была сильной и влиятельной страной. Только в этом случае мир может стать действительно многополярным, а мусульмане будут иметь в нём свою точку опоры, центр силы, в котором их интересы будут надежно защищены от одностороннего диктата. Кстати, отмечу тот факт, что Россия – это единственная из европейских стран, не просто осудившая публикацию кощунственных карикатур на Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), но и жёстко не допустившая их перепечатку в российских масс-медиа.

Таким образом, законодательство России и политика Президента страны благоприятствуют тому, чтобы мусульмане России решали как свои внешние, так и внутренние задачи. Тот контекст, в котором мы сегодня действуем, сегодня позволяет нам на новом, более глубоком уровне рассмотреть наши внутренние проблемы, среди которых воспитание нашей молодёжи и её дальнейшая самоорганизация являются особенно значимыми.

Изначально мы планировали провести молодёжную конференцию, но затем увидели, что прежде чем молодёжь начнёт самоорганизовываться, наше поколение должно поделиться своими знаниями с нашими наследниками. Мы должны передать им доброе наследие ислама, наш опыт социальной и политической жизни в многонациональном и поликонфессиональном светском государстве, ибо, как сказано: «Учёные – преемники пророков».

1. Первый и самый актуальный сегодня урок, который мы должны преподать нашим наследникам – это важнейший постулат нашей религии, который мы выделили в качестве девиза конференции: «Умеренность – это прямой путь в исламе». Арабское слово «аль васатыя» переводится как «срединность», что можно передать и русским словом «умеренность», т.е. нахождение правильной меры, нужной пропорции, оптимального баланса.

Я думаю, что авторитетные мусульманские учёные, исламоведы, политики, общественные деятели смогут подробно рассмотреть в своих докладах и выступлениях за два дня, где находится золотая середина в различных сферах исламского учения и жизненной практики мусульман, и донести свои знания до мусульманской молодёжи. Разумеется, двух дней недостаточно для глобального решения такого объемного вопроса, поэтому сегодня для нас важна грамотная постановка этой проблемы, определение подходов и путей её решения с тем, чтобы далее продолжить движение по уже проложенной колее.

2. Второй урок, который мы хотим предложить молодёжи – это гуманистические ценности ислама, которым, к великому сожалению, в последние десятилетия и даже столетия уделялось слишком мало внимания. Некоторым нашим братьям намного проще вести бесплодные споры о распавшемся халифате или проклинать западную либеральную культуру, не предлагая ничего взамен. Однако сегодня, когда в общественном сознании всего мира искусственно подогревается провокационный тезис о якобы неизбежном «конфликте цивилизаций», для нас особенно важно спомнить о великом наследии исламской цивилизации, которая преподаёт нам образцы подлинного гуманизма, просвещения, плодотворного научного поиска, художественного творчества. Причём, исламская цивилизация – это культура и российских мусульман, которая достигла своего расцвета в начале ХХ века.

Другим основанием для изучения и выражения современным языком гуманистического наследия ислама является наступление западной масс-культуры, соблазняющей молодёжь всевозможными грехами и пороками и уводящей не только с прямого пути, но и вообще из реального бытия, если говорить о наркотиках. Массовое увлечение либерализмом в течение последних десятилетий было связано с освобождением массового сознания от тоталитарного режима и резким повышением уровня жизни среднего человека, которому открылись перспективы развлечений, ранее доступных только богатым людям. Кроме того, политические силы, после Второй мировой войны сформулировавшие и утвердившие общие права и свободы человека, не приняли во внимание возможные злоупотребления свободой и не поставили никаких законных ограничителей, вследствие чего при появлении изобилия свобода обернулась вседозволенностью, доводящей человека до полного порабощения идолами порочных удовольствий, извращений, наркомании. По своей сути либерализм оказался подменённым и вытесненным культом гедонизма – поиском удовольствия без ограничений. Появление таких специфических болезней, как СПИД, стало тревожным «звонком свыше» для либерального сознания.

Поэтому гуманистические ценности в исламе – это не отрицание всеобщих прав и свобод человека, а свод моральных норм поведения, обязательный для тех, кто добровольно принял веру в Единственного Создателя и Владыку миров. Это - наша мирная цивилизационная альтернатива псевдолиберальной трактовке прав и свобод человека.

Таким образом, гуманистические ценности в исламе – это не что-то специально придуманное «на злобу дня», это – содержание исламского учения и практики, к сожалению, сейчас оказавшееся в тени общественного внимания на фоне репортажей о терактах. И я надеюсь, что участники нашей конференции уделят данному вопросу самое серьезное внимание.

Вопрос об исламской культуре и гуманистических ценностях в исламе принципиален для нашего будущего, несмотря на то, что его корни находятся в прошлом. После падения Багдадского халифата уровень богословских знаний в исламском мире резко понизился. Многие учёные посвятили себя не свободному занятию науками, не непредвзятому толкованию Корана и Сунны, а подгонке толкований под интересы правителей-диктаторов. Среди народных масс в этот «застойный» период стали развиваться невежество и суеверия. Реакцией активных мусульман на народные суеверия стало появление салафизма, но, к сожалению, не только в его спокойном, научно выверенном виде, а и в примитивной, вульгарной редакции, отвергающей не только магию и идолопоклоничество, но и всё богатство исламской мысли, достижения прошлых веков.

Радикальной ветвью такого «вульгарного салафизма» стал так называемый «джихадизм» – требование вести перманентную войну как бы для распространения ислама. Это течение было неточно названо в средствах массовой информации «ваххабизмом». Как следствие, появилось восприятие религии исключительно через призму обязательных внешних обрядов, порождающее религиозный фундаментализм в его самой примитивной, агрессивной «черно-белой» форме.

В результате длительного застоя свободной научной мысли стал очевидным дефицит серьёзных учёных – как богословов, так и светских, которые в своих толкованиях Корана не зависели бы ни от светских диктаторов, ни от неконтролируемых эмоций окружающих людей. Во многих мусульманских государствах отмечается низкий уровень общей культуры и образования, наблюдается сильное отставание от развитых стран в количестве учёных степеней и званий. Бывший премьер-министр Малайзии д-р Мохатхир Мохаммад отмечал, что во всех мусульманских станах защищается в три раза меньше диссертаций, чем в одной Англии. Недостаток общей культуры, включая политическую, способствует неверной оценке событий, происходящих в мире, приводит к появлению эмоций вместо расчёта и, в итоге – к ошибкам и поражениям. Именно поэтому перспективной задачей нынешней мусульманской молодёжи является заполнение образовавшегося пробел, возвращение умме её богатейшего гуманистического наследия, выражение его в современной форме, понятной всему человечеству.

3. Третьим уроком для нашей молодёжи является наш опыт добрососедского сосуществования с представителями других религий, мирного межрелигиозного диалога. На протяжении всей российской истории мусульмане мирно жили рядом с православными христианами, для их религиозного менталитета было характерно отсутствие радикализма – даже когда у них не было нормальных условий для исповедания веры, а государство настойчиво пыталось «христианизировать» татар и башкир. Российская умма избежала проникновения в неё радикальных учений, появившихся в некоторых других странах. Российские мусульмане никогда не ставили под сомнение свои гражданские обязанности и патриотические чувства. Мы вели и ведём постоянный диалог, основанный на взаимном уважении, с Русской Православной Церковью, с епархиями Римско-католической церкви в России, с руководством протестантских общин, с религиозными и общественными центрами иудеев. В июле этого года в Москве состоится всемирный саммит религиозных лидеров, где будут представлены и мусульмане. И мы хотели бы, чтобы наша молодёжь унаследовала от нас традицию такого же мирного и добрососедского сосуществования с «людьми Писания».

В своих взаимоотношениях верующие трёх монотеистических религий имеют общее поле для социального взаимодействия, близкую шкалу нравственных ценностей. Поэтому, посещая свои религиозныуе общины, за стенами своих молитвенных домов эти верующие могут быть добрыми соседями, партнёрами и друзьями. Общение друг с другом только обогатит разум каждого из них, позволит глубже понять происхождение и суть собственных традиций и ритуалов.

Сегодня необходимы как кропотливая работа внутри религиозных общин по «прочтению» своей религии применительно к современным условиям, так и межрелигиозный диалог, в котором многие спорные и потенциально конфликтные вопросы (включая и ситуации со «смешанными браками») могут быть урегулированы в духе доброжелательности. Коран конституирует наличие различных народов и общин и этим запрещает стремление к глобалистской унификации всех народов. «О люди! Воистину, создали Мы вас мужчинами и женщинами и сделали народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга. Ведь самый благочестивый из вас перед Аллахом тот, кто наиболее богобоязненный» (Коран, 49:13).

Но было бы неверным утверждать, что среди мусульман и особенно мусульманской молодёжи нет радикалов, действующих совсем не по мусульманскому принципу: «Цель оправдывает средства». Увы, радикалы есть. И одна из наших главных задач сегодня – выработать формы и методы просветительской работы с ними, чтобы отвратить молодых людей от гибельного пути, вернуть их на прямой путь «умеренности», «срединности».

Радикализм и экстремизм на религиозной почве не связаны с исламом. Они имеют вполне земные основы своего существования, преследуют политические или экономические цели и не санкционируются, более того – запрещаются исламом. Религия, религиозная символика и фразеология используются лишь для пропагандистского «облагораживания» подлинных целей экстремистов.

Причинами радикализации части мусульманской молодёжи в России являются:

– тяжелое экономическое положение и безработица – на Северном Кавказе в ряде регионов страдает от безработицы до 80% молодых трудоспособных людей;

– социальная несправедливость и коррупция – получить приличную работу можно только за взятку, на которую нужно иметь деньги, и это толкает многих людей на преступный путь;

– отсутствие жизненной перспективы и личная невостребованность в обществе – молодой человек чувствует, что он никому не нужен, и начинает искать любую компанию, в которой бы его приняли;

– усиление национализма и ксенофобии в обществе, избиения и даже убийства «лиц кавказской национальности», а также приезжих студентов и рабочих из мусульманских стран;

– необъективное отношение отдельных органов власти к мусульманам: фактическое оправдание в Петербурге убийц 9-летней таджикской девочки, квалифицирование преступлений на национальной почве как бытового хулиганства – всё это способствует озлоблению людей, неверию в справедливость правоохранительных органов и толкает на путь самосуда, часто под религиозным лозунгом;

– препятствия строительству мечетей, приводящие к противоположному результату: на частных квартирах или в домах, где по пятницам собираются верующие, молодёжь нередко оказывается под влиянием радикальных идей, усиливаемых тезисом о необходимости борьбы с властью, препятствующей соблюдению основных мусульманских предписаний. Напротив, наличие достаточного количества мечетей сделало бы процесс проповеди прозрачным и доступным контролю. То же самое относится и к учебным заведениям: если нет официально действующего духовного учебного заведения, где преподаётся «умеренный ислам», то образование ведется неизвестно кем и непонятно как;

– отрицательная роль ряда средств массовой информации в формировании негативного образа мусульман и представления об исламе;

– пропаганда ложных учений, извращающих основы ислама, трактующих действительность исключительно в черно-белом цвете и оправдывающих, по сути, классовую борьбу под лозунгами ислама.

К объективным факторам, из-за которых до сих пор не отлажена система мусульманского образования, можно отнести то, что за 80 лет государственного атеизма в нашей стране была разрушена вся система мусульманского образования, сложившаяся до 1917 года. И теперь приходится отстраивать ёе заново.

Перечисленные выше причины должны быть устранены, несмотря на то, что от мусульманских религиозных организаций зависят только духовная работа с людьми, просвещение и образование. От государства требуется принятие мер по недопущению антиисламских проявлений в регионах федеральной властью, а также материальное содействие созданию сети исламских школ – центров «умеренного ислама».

В сфере государственно-исламских отношений должно произойти расширение форм сотрудничества органов государственной власти с религиозными организациями, занимающимися воспитанием мусульманской молодёжи.

Я убеждён в том, что сегодня мы сумеем положить начало плодотворному процессу, в выигрыше от которого будут и мусульмане, и всё наше общество, и государство. Священный Коран предписывает нам помнить о том, что положение вокруг нас не изменится, пока не изменится наша душа.

Желаю все уважаемым участникам конференции помощи Всевышнего и успешной работы.

«Ислам минбере», 2006 г. № 6