На Всемирном саммите религиозных лидеров 4 июля 2006 г. выступил председатель Совета муфтиев России муфтий Равиль Гайнутдин. Он указал на то, что сновной целью и приоритетной задачей саммита являются развитие диалога между представителями разных народов, религиозных традиций, сохранение духовного и культурного многообразия человечества, развитие культуры взаимного уважения и добрососедства. Муфтий обратил внимание участников саммита на то, что Российская Федерация территориально расположена между Европой и Азией и исторически находится на перепутье великих цивилизаций. «Именно поэтому, подчеркнул он, - России всегда отводится особое место в межцивилизационном взаимодействии, поскольку наша страна вобрала в себя черты как западной, так и восточной моделей цивилизации. Более того, большинство православных и большинство мусульман Европы проживает именно в России. Отношения между православием и исламом на протяжении тысячелетия были всегда дружественными и веротерпимыми, строились на основе благожелательного сотрудничества».

По мнению муфтия Равиля Гайнутдина, Европе и всему миру следует внимательно изучить российский исторический опыт мирного добрососедства, поскольку новая волна мировых миграционных перемещений нашей эпохи способна создать проблемы непонимания и неприятия иных культур.

Обратив внимание участников саммита на то, что в современных условиях наряду с угрозой распространения международного терроризма существует и другая угроза - опасность раскола мира по религиозному признаку, муфтий призвал их не допустить нового противостояния между религиями.

Далее муфтий Равиль Гайнутдин подчеркнул, что появление радикальных настроений и движений в разных странах мира являются результатом преимущественно социальных и экономических проблем, возникших из-за внутренних и внешних причин. Вовсе не религия вызывает терроризм и экстремизм. Религиозные чувства разжигаются до кипения только на фоне социальных и экономических проблем и неурядиц, и это происходит, как правило, в чьих-то конкретных политических интересах. Конфликтные ситуации, возникшие в Палестине, Ираке, Иране, Афганистане, лишь отражают общую неудовлетворённость тем, что наш мир имеет однополярный вектор развития.

«Мы, - сказал далее муфтий, - осуждаем терроризм и экстремизм в любой форме, осуждаем попытки их религиозного оправдания. Мы признаем своим долгом противостоять вражде на политической, национальной и религиозной почве. Использование религии как средства разжигания ненависти или как предлога для преступлений против личности, морали, человечества – это один из главных вызовов современности. По-настоящему справиться с ним можно только через образование и нравственное воспитание. Школа, СМИ и проповедь духовных лидеров должны вернуть нашим современникам полноту знаний своих религиозных традиций, призывающих к миру и любви».

Муфтий Равиль Гайнутдин потребовал прекратить любые оскорбления религиозных чувств и осквернения священных для верующего человека текстов, символов, имен и мест. Тот, кто посягает на святыни, должен знать о том, что больно ранит сердца людей и сеет рознь между ними. Он также указал на то, что мусульмане и их религиозные организации заявляют о своём желании и готовности вести конструктивный диалог с представителями всех религий и надеются, что такой же подход будет проявлен и с другой стороны. Он заявил, что в отношениях между истинно верующими людьми, принадлежащими разным цивилизациям недопустимо навязывание собствегнного превосходства, основываясь только на своей многочисленности и силе. Всевышний учит нас справедливости, и именно этот принцип должен лежать в основе взаимоотношений между религиями и народами.

В заключении своего доклада муфтий Равиль Гайнутдин сказал: «Мировое сообщество, прогрессивная его часть, прекрасно понимают, что только через образование и взаимное познание можно достичь успеха в развитии всего человечества. Живя в эпоху глобализации и взаимопроникновения культур, на пути научно-технического прогресса нужно научиться вести диалог, поскольку наш мир сегодня так тесен и хрупок, и все процессы в нём взаимообусловлены, а диктат силы не порождает ничего, кроме ответного силового действия. Мы, религиозные деятели, несем очень ответственную миссию за будущее наших стран, за нашу молодёжь. Для нас очень важно воспитать будущие поколения в духе взаимной терпимости и уважения, а этого можно достичь, если мы все будем придерживаться принципа умеренности в выражении своих чувств, в ведении споров и полемики, в оценке действий других. Нам всем нужно осознать нашу общность, наше общее предназначение, определённое Всевышним Творцом, понять важность сохранения мира, и жизни на Земле, ибо все мы будем держать ответ перед Всевышним в жизни будущей».

«Ислам минбере» 2006 г., №7-8