В своём докладе муфтий Равиль Гайнутдин определил развитие и совершенствование религиозного образования и введение предметов религиоведческой направленности в школьную программу как наиболее актуальный вопрос религиозной и общественной деятельности Духовных управлений мусульман и Совета муфтиев России. Отметив своевременность внесения поправок в Закон РФ «Об образовании», он подчеркнул следующее: «Сфера образования, особенно школьного, очень деликатная и требует осторожного обращения. Здесь мы должны придерживаться врачебного принципа «Не навреди», поскольку речь идёт о детских душах. Да, мы за то, чтобы духовность детей и молодёжи крепла, за то, чтобы все желающие могли изучать свои традиционные религии». Он подробно остановился на деятельности исламских духовных учебных заведений в этом направлении, проблемах, которые следует решить для повышения эффективности исламского образования.

Остановившись на обучении детей религии в общеобразовательных школах, о преподавании предметов религиоведческой направленности, он предложил разделить эти два направления.

«Первоеиз них –обучение детей религии.Это - задача родителей, семьи и религиозных организаций. Если говорить о возможности обучения детей религии в стенах общеобразовательной школы, то оно может осуществляться только во внеучебное время, с согласия родителей, а школа может предоставлять свои помещения для подобных уроков, а не вести религиозные проповеди.

Введение «Культуры традиционных религий России» или «Истории традиционных религий России» в школьные программы – дело вполне реальное. Но возникает следующий вопрос: как и каким образом будет происходить обучение детей? Вероятно, этот предмет должен быть факультативным, т.е. не включённым в основную обязательную образовательную программу. Существует мнение о том, что «Православную культуру» и «Культуру ислама» необходимо преподавать раздельно для детей, относящихся к разным вероисповеданиям. Но как поступить тогда в Москве, Нижнем Новгороде, Мурманске и Тюмени? Неужели школьники должны будут разделиться на группы в зависимости от вероисповедания? Это вызовет раскол среди самих детей и дискриминацию по отношению к меньшинству. Более того, несовершеннолетний ребенок ещё не может четко осознать свою религиозную принадлежность, тем более если он живет в семье, в которой родители принадлежат к разным национальностям.

Дети должны обучаться вместе, совместно изучать культуру и историю традиционных религий, иметь один общий учебник, а духовные лица могут приходить в школу для того, чтобы более подробно рассказать об особенностях той или иной конфессии.

Второенаправление –профессиональное религиозное образование.Главная проблема заключается в возможности религиозных учебных заведений осуществлять подготовку специалистов в соответствии с государственными стандартами и, соответственно, в будущем получать государственную аккредитацию. С другой стороны, могут ли негосударственные образовательные учреждения, созданные централизованными религиозными организациями, вести подготовку священнослужителей? Позиция Министерства образования заключается в том, что религиозные учебные заведения могут готовить только священнослужителей, а негосударственные образовательные учреждения могут выполнять только светские программы. С этой проблемой уже столкнулся Российский исламский университет в Казани, и сейчас он вынужден решать проблему своего юридического статуса. Нам кажется, что в этом вопросе должно быть больше маневренности со стороны министерства. Мы как граждане одной страны, члены одного общества должны понимать, что религиозный деятель и проповедникXXIвека должен обладать современными знаниями как религиозной, так и светской направленности, и что в этом плохого, если имам-проповедник получит одновременно квалификацию историка, юриста, экономиста?

Муфтий Равиль Гайнутдин особо подчеркнул важнейшее значение исламских университетов, действующих в Казани и Москве как образовательных и научных центров. «Понятно, сказал он, – что молодёжь, прошедшая обучение за рубежом, несет с собой не только знания, но и определённое воспитание и настроение, определённую идеологию, зачастую чуждую нашим российским духовным и культурным ценностям. Очевидно, что настало время для того, чтобы самим укреплять наши духовно-научные, образовательные центры, пусть их будет в России 4–5 в наиболее крупных городах, но они смогут в целом контролировать ситуацию в сфере религиозного образования в регионах, проводить переаттестацию имамов, анализировать содержание религиозной литературы и т.п. Мы довольны,что находим понимание важности этой проблемы со стороны руководства государства, чувствуем реальную помощь и поддержку. В то же время было бы важно, чтобы и региональные органы власти повернулись лицом к мусульманам и их учебным заведениям, это касается наших республик и областей, где проживают мусульмане».

«Ислам минбере», 2005 г. № 3