БИСМИЛЛАХИР РАХМАНИР РАХИМ!

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!

Уважаемые участники конференции!

Я хотел бы начать своё выступление с выражения искренней благодарности организаторам конференции за предоставленную мне возможность стать её участником. Я принял предложение приехать в Астану без всяких раздумий, поскольку в течение многих лет внимательно слежу за проведением «Дней Духовного Согласия», инициатором которых является уважаемый мною Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев. Я убеждён в том, что «Дни» заняли прочное место в общественной жизни Казахстана и благотворно влияют на неё, знаю и о других проводимых в Казахстане масштабных мероприятиях, направленных на обеспечение диалога, мира и согласия между последователями разных конфессий, представителями десятков народов, проживающих в Казахстане. Считаю их исключительно богоугодными, так как все подобные мероприятия направлены на обеспечение мира и согласия в поликонфессиональной и многонациональной стране. Они приобретают особую значимость в наши дни, когда человечество живет в условиях участившихся проявлений нетерпимости, ксенофобии и национализма. Вот почему трудно переоценить значимость данной конференции - без толерантности нет и не может быть духовного согласия.

Уважаемые участники конференции!

Я хотел бы сказать несколько слов по обсуждаемому на данной конференции вопросу. Толерантность – понятие весьма объемное. Но я буду говорить о нём лишь как о терпимости, причём только применительно к религии. Не секрет, что в основе всякой нетерпимости, помимо всего прочего, лежат невежество, сложившиеся веками стереотипы, неправильные представления о различных религиях. И мы начали понимать, что ключевую роль в их преодолении играет хорошее знание религий, а также чёткое представление об общем и специфическом в их учениях и практике, то есть - образование в широком смысле слова, включающее и содержание обучения в духовных учебных заведениях, и проповеди духовенства. Образование особенно важно в таких странах, как Казахстан и Россия. Непонимание иной религии, превратное представление об её учении и ценностях становятся причиной негативного отношения к её последователям, а также страха и отчуждения. К сожалению, политики часто пугают население неминуемым столкновением христианской и мусульманской цивилизаций, исламским экстремизмом и терроризмом.

Я понимаю, что о проблеме образования говорить очень трудно. Конкретизировать моё выступление, связать его непосредственно с темой конференции мне помог следующий случай. Готовясь к поездке в Астану, я ознакомился с материалами по истории религий и их взаимоотношений в Казахстане. Также я прочитал интервью высокочтимого митрополита Астанайского и Алматинского Мефодия, данное им газете «Казахстанская правда». Оно, на мой взгляд, может служить образцом толерантности и непредвзятого отношения к другим религиям, в первую очередь – к исламу. Из данного интервью я выделил два положения, которые очень давно интересуют меня как богослова. О сути этих положений мне неоднократно приходилось говорить и писать. Считаю, что они должны занять ведущее место в образовании населения.

Первое положение связано с распространением и утверждением ислама в Казахстане и Средней Азии. Владыка Мефодий говорит о том, что христианство в Казахстане появилось в первые века своей истории, подчёркивает тот факт, что исповедовавшие ислам арабы, утвердившие своё господство между реками Амударья и Сырдарья в началеVIIIвека, не противодействовали христианству. Более того, ислам очень долго не был религией большинства среди населения края. Распространение и утверждение христианства в Туркестанском крае продолжалось до XIV века. И только в ХVI–ХVII веках христианство в этой местности постепенно замирает. Прочитав это, я задумался и о других впечатляющих фактах истории взаимоотношений двух религий.

Самые древние христианские церкви, многие из которых возникли сразу после появления христианства, а другие - немного позже, действуют на Ближнем Востоке, в мусульманских, преимущественно - арабских странах. Уточню следующее: речь идёт не о церквях – храмах с общинами при них, а об организациях, объединяющих миллионы верующих. На Ближнем Востоке действуют 5 православных й, несколько древних восточных и 7 униатских католических церквей восточного и латинского обрядов. Богослужения проводятся также и на арабском языке. Да, именно на арабском, так как основную часть молящихся в храмах составляют арабы, предков которых мы законно считаем родоначальниками ислама. Добавлю, что в этих же арабских странах веками проживали и проживают евреи – последователи иудаизма. Отмечу также, что в данном регионе христианство и иудаизм были распространены ещё до ислама. Меня удивляет другое: через четырнадцать веков после возникновения ислама арабы продолжают исповедовать христианство. Как же на этом фоне выглядят утвердившиеся в научной литературе утверждения о насильственном, «огнём и мечом», распространении ислама, которые заняли прочное место в учебниках?.

Возникает следующий закономерный вопрос: неужели арабы не смогли обратить в ислам своих соплеменников? Не буду углубляться в рассмотрение данной проблемы. Отвечу коротко: арабы-мусульмане этого не хотели, им не нужно было обращать в свою веру иудеев и христиан. Это запрещает им Священный Коран. Почему? Снова вернусь к интервью Владыки Мефодия, к положению о том, что две наиболее распространенные среди казахстанцев религии – христианство и ислам – имеют древние взаимопроникающие корни. И ещё приведу выдержку из интервью: «Арабы не противодействовали христианству, считая жителей общин "людьми книги", а Учителя христиан – одним из пророков».

Уважаемые участники конференции!

О том, что три религии имеют немало сходных моментов в своём учении, известно давно. Об этом упоминается и в современной литературе. Но, во-первых, это признание, как правило, ограничивается указанием на наличие общих пророков, праведников, отдельных сюжетов. Во-вторых, сходство это, как правило, объясняется тем, что ислам, будучи молодой религией, многое позаимствовал из иудаизма и христианства. Упоминается именно о заимствовании, а не о «древних взаимопроникающих корнях» трёх религий. Мне же кажется, что в интересах достижения духовного согласия требуется сделать акцент именно на этих корнях, на близости учения трёх религий по многим принципиальным вопросам. Я далёк от желания не замечать различий принципиального характера, существующих между тремя религиями. А в образовании населения, если исходить из интересов сохранения и укрепления гражданского согласия в наших обществах, на первый план должно выйти распространение знаний об общих чертах в учениях этих религий. Убеждение, что христианство – это Запад, а ислам – Восток, имеет мало общего с реальной историей. Все три религии возникли в одном и том же регионе, среди семитских народов. Их верования сложились задолго до возникновения монотеистических религий и нашли своё место в учениях и практике всех трёх религий. Их не случайно называют авраамическими, то есть, ведущими своё начало от пророка Авраама, в Коране - Ибрахима. Действительно, и евреи, и арабы ведут свою родословную от этого пророка. Сходные, отличающиеся лишь частностями, рассказы о нём встречаются в Священных писаниях. Замечу, что согласно Библии, первым у Авраама рождается сын – Измаил (Исмаил), – от которого пошли арабы.

Близки между собой не только отдельные сюжеты Библии и Корана, но и их учения о смысле человеческой жизни, нравственных ценностях. Даже такое однозначно приписываемое исламу понятие, как «священная война», встречается и в Библии. Сходны также понятия о мире и мирных отношениях между людьми и государствами. Практически одинаково в двух главных источниках религий звучит даже само слово «мир» – «шалом» в Библии и «салом» в Коране. Причем в обоих источниках данное слово имеет очень широкий смысл. Одним из значений слова «шалом» в Ветхом Завете являются добрые отношения между людьми, которые складываются благодаря мудрости людей, а мудрость эта даётся Богом. Мира, как дара от Бога, верующие желают своим друзьям и всем, к кому питают добрые чувства. Во время богослужения священник молится о даровании мира всем собравшимся. По Новому Завету, между людьми должны существовать мирные, гармоничные отношения, а заключение мира зависит от того, признают ли его люди, благодарят ли они за него Всевышнего и придерживаются ли они его в повседневной жизни. По Корану, Аллах – «мир» (спокойствие, безопасность), «мир дарующий» (сура 59, аят 22–24). В Коране рассказывается о том, как Всевышний Аллах учил своего Посланника Мухаммада произносить эти слова, строить на их основе жизнь мусульман, отношения с последователями иудаизма и христианства.

Я не случайно обозначил тему своего выступления аятом Священного Корана – Словом Аллаха. Аятом, где речь идёт об отношениях к иудеям и христианам. Вот как он звучит целиком: «Мы уверовали в то, что ниспослано нам и ниспослано вам. И ваш Бог, и наш Бог един, и мы Ему предаемся» (сура 29, аят 45). Да, нет Бога иудейского, христианского или исламского! Последователи трёх религий поклоняются одному и тому же Богу. Аллах и Бог – понятия однозначные. Не случайно в некоторых переводах смыслов Корана на русский язык Аллах переводится как Бог. Приведу ещё один немаловажный факт. В самой первой книге Библии – Ветхом Завете – Бог обозначен как Элоах (Аллах), Элохим. Всевышний Аллах велит мусульманам почитать Священные Писания иудаизма и христианства, называет Тору «руководством и светом» (5:48–49). Ислам признаёт иудаизм и христианство религиями, предшествовавшими исламу. Поэтому иудеи и мусульмане, по Корану, не являются «гяурами» (кяфирами) – неверующими. Они, как и мусульмане, в зависимости от своих земных деяний, попадут в Рай или Ад. Многое из запретного в исламе не связано с иудеями и христианами.. Суть отношения ислама к иудеям и христианам я коротко обозначу словами Священного Корана. Коран учит нас не спорить с ними о том, чья религия правильная, а рассматривать свою веру как испытание, ниспосланное Аллахом, и всеми силами «стараться опередить друг друга в добрых делах» (5:53).

Уважаемые участники конференции!

Близость, сходство учений трёх религий – факт, далеко не очевидный не только для рядовых верующих, но и учёных-религиоведов, богословов. Мы живём и действуем в условиях, когда больше внимания уделяется подчёркиванию того, что эти религии разделяет. Нередко они явно противопоставляются. Божья правда, поддерживаемая многими серьёзными исследователями, сводится именно к наличию общего во многих положениях трёх религий. Но мало признавать эти общие положения, их необходимо определять и устанавливать, делать достоянием широких кругов верующих разных религий. Мне представляется, что свой вклад в это дело могли бы внести общими усилиями учёные и богословы Казахстана и России. Я, со своей стороны, готов помочь организации такого рода исследований. Думаю, что это будет способствовать духовному согласию в наших обществах.

Благодарю за внимание. Да будет благословение Аллаха и милость Его всем вам!

«Ислам минбере», 2005 г. № 10