16–17 октября в Москве прошла Международная научно-богословская конференция «Цивилизационные аспекты единства мусульманского сообщества». Она была организована Советом муфтиев России совместно с Всемирной организацией по сближению исламских мазхабов (школ) с центром в Иране при участии Всемирной Ассамблеи Исламского призыва. На конференции с докладами выступили Генеральный секретарь Всемирной организации по сближению исламских школ аятолла Мухаммад Али Тасхири, руководители Духовных управлений мусульман, входящих в Совет муфтиев России, преподаватели исламских духовных учебных заведений, известные российские учёные-исламоведы.

Проблема, рассмотренная на конференции, была выбрана не случайно. Она приобретает всё большую актуальность и злободневность в современных условиях, особенно - в религиозных общинах, подведомственных Совету муфтиев России. Поэтому Совет муфтиев России внимательно изучил материалы конференции и пришел к выводу, что их суть должна быть доведена до сведения всех имамов и руководителей религиозных объединений, учителей и преподавателей религиозных школ, средних специальных и высших учебных заведений, рядовых мусульман, должностных лиц органов власти всех уровней, занимающихся вопросами государственно-исламских отношений.

Руководствуясь сказанным выше, Совет муфтиев России решил опубликовать первое письмо «О единстве мусульман России», имеющее общий характер. В нём кратко рассматриваются причины, по которым описанная выше проблема приобрела особое значение именно в современных условиях, раскрываются принципиально важные аспекты учения ислама, признаваемые всеми без исключения мусульманами, объединяющие последователей двух направлений ислама - суннизма и шиизма. Совет муфтиев России будет и далее работать над документами и публикациями, посвящёнными данной проблеме, и информировать о них широкий круг мусульман, должностных лиц и средства массовой информации. Одновременно газете «Ислам минбере» было поручено Советом опубликовать серию статей богословов и светских учёных-исламоведов о причинах появления, формирования и утверждения учения ислама, его направлений и школ, о принципиально важных сторонах учения, объединяющего и сближающего всех мусульман.

Совет муфтиев России предлагаетимамам и руководителям всех мусульманских объединений, учителям и преподавателям исламских учебных заведений учитывать содержание этого письма, а такжематериалов, которые будут содержаться в газете «Ислам минбере», в религиозных проповедях и беседах, учебных занятиях, во время бесед с верующими в мечетях и в домашних условиях, знакомить с ними всех заинтересованных лиц.

1.

Почему проблема единства мусульман стала актуальной именно в наши дни? Мы часто обращаемся к опыту традиционного для России ислама, но при этом упускаем из виду особенность его проявлений в царской России и Советском Союзе. Практически повсюду в нашей стране последователи ислама, относящие себя к конкретному его направлению или школе, жили компактно, как правило - в однонациональной среде. В современном Татарстане, Поволжье и Сибири, центральных районах страны жили преимущественно татары-ханифиты. В Башкортостане ислам был представлен башкирами и татарами, также являвшимися ханифитами. Вся Средняя Азия и Казахстан (за исключением небольшой области Бадахшана, населенного исмаилитами) были ханифитскими. В Азербайджане проживали азербайджанцы, большую часть которых составляли шииты, остальные же были суннитами. В большинстве районов Северного Кавказа проживали ханифиты, а в Дагестане, Чечне и Ингушетии - преимущественно шафииты, последователи тарикатского учения ислама. Мечети повсюду посещались, как правило, верующими одной национальности. К этой же национальности всегда принадлежал и имам данной мечети.

Живя в однонациональной среде, мусульмане практически не вступали в постоянные контакты с единоверцами – последователями других направлений и школ, не получали навыки общения с ними и, в результате, перед ними не возникала необходимость поисков общих моментов в учении ислама. Кроме того, были сведены к нулю возможности массового общения с единоверцами из отдалённых стран, за рубежом учились немногие молодые мусульмане из России и Советского Союза. Совершать хадж и встречаться с единоверцами, приехавшими из других мусульманских стран, могло также очень малое число мусульман нашей страны.

В наши дни жизнь верующих заметно изменилась. В России проживает около двух миллионов азербайджанцев – шиитов и суннитов. За последние годы из Дагестана в другие районы страны выехало не менее пятисот тысяч представителейкоренного населения – в основном, последователей шафиитской школы ислама и тариката. Массовый выезд за пределы республики отмечается среди чеченцев и ингушей. Часть населения, особенно молодого и среднего возраста, выехала за пределы региона и из других северокавказских республик. Число представителей среднеазиатских народов, проживающих или работающих в России, также перевалило за миллион. Среди них больше всего таджиков и узбеков. Немало в России также верующихиз Афганистана и других мусульманских стран.

Заметно возросло количество молодых людей, обучающихся или закончивших учебу в мусульманских странах дальнего зарубежья, где религиозная жизнь людей, место ислама отличаются от российских. Получив образование и воспитание за рубежом, эти люди нередко критически оценивают россиян-мусульман, сравнивают их с единоверцами из дальнего зарубежья. Иногда они приобретают горячих последователей. В России появились сторонники ранее не известных школ и сект ислама. Участились попытки навязать окружающим новые представления, взятые из жизни мусульман дальнего зарубежья, находившихся и находящихся в принципиально иных экономических, социально-политических и духовных условиях, относящихся к незнакомым нам религиозным школам.

Мы не забываем также и о том, что при многих мечетях продаётся религиозная литература не только на русском и татарском языках, но и на других языках мусульманских этносов России и Содружества Независимых Государств. При этом часть литературы противопоставляет суннизм и шиизм, ханифизм и другие направления суннизма, состояние религиозности в центральных регионах России и на Северном Кавказе.

Хадж стал массовым явлением для россиян. Многие мусульмане получили возможность выезжать в мусульманские страны дальнего зарубежья, изучать жизнь верующих.

Всё это не могло не отразиться на религиозной жизни районов, подведомственных Совету муфтиев России. Раньше прихожанами мечети (до 100%) являлись мусульмане-татары (только в отдельных местностях общины состояли только из казахов). Роль имамов, других руководителей религиозного объединения также исполняли татары-мусульмане.

Теперь мы вправе утверждать, что практически все наши общины (за исключением некоторых, находящихся в Татарстане и Башкортостане), от Калининграда и додальних районов Сибири, от Ростова и досевера стали многонациональными, объединяющими мусульман по признаку религиозной принадлежности. Среди имамов, преподавателей религиозных учебных заведений нередко можно встретить не только татар, но и представителей многих других этносов. Главное же заключается в том, что в одном помещении мечети под руководством одного имама собираются верующие люди разных национальностей, последователи разных направлений и школ и совершают совместно религиозные обряды, сообща соблюдают предписания своей религии, учатся строить жизнь по исламу.Именно эту тенденцию нам предстоит развивать и укреплять.

В то же время, верующими предпринимаются отдельные попытки создавать новые общины мусульман отдельно взятого этноса, определённой религиозной школы, направления ислама, но местные органы власти на это не идут. По мнению Совета муфтиев России, в силу объединяющих всех мусульман причин, о которых речь пойдет ниже, общины должны быть едиными. Ситуация складывается иначе, когда дело касается совершения х специфических обрядов. Руководители общин должны предоставлять некоторым мусульманам такую возможность в рамках единой общины, обращая при этом внимание на объединяющие верующих моменты в учении и культе ислама

Совет муфтиев России исходит из того, что в условиях нашего региона исключительно важными являются сохранение и укрепление единства всех мусульман, недопущение дробления общин по национальному признаку или принадлежности к тому или иному направлению, определённой школе. В таких условиях исключительно важное значение приобретает умение каждого имама донести до верующих объединяющие их особенности ислама. И Совет муфтиев России считает необходимым ещё раз напомнить о том, что единство является призывом Священного Корана ко всем верующим, и они должны стремиться к осуществлению этого единства, где бы ни находились.

Речь идёт, прежде всего, о религиозном единстве, но давайте напомним мусульманам, особенно - гражданам России, следующий неоспоримый факт. Все мы являемся детьми и гражданами нашей страны, одинаково заинтересованы в её укреплении и расцвете. У нас одна политическая судьба, и по этому вопросу не может быть споров. Мы стали участниками больших перемен во всех областях жизни общества и должны соответствовать тем требованиям, которые предъявляет нам наша страна и зарубежные партнеры России. Ислам призван способствовать успешной адаптации всех без исключения мусульман к новым экономическим, социально-политическим и духовным условиям демократизирующейся России. Единство – наша судьба, наше будущее, и каждый мусульманин должен принять участие в укреплении этого единства.

2.

На чем основано единство всех мусульман? Отметим то, что объединяет всех без исключения мусульман не только России и СНГ, но и всего земного шара. Наши убеждения в области веры основаны на двух основных источниках: Священном Коране и Сунне Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), и в повседневной жизни мы руководствуемся исламом. Все мы исходим из того, что Коран – это «Слово Аллаха» (сура Корана 9, аят 6 – далее 9:6), «послание Господа миров» (26:192), «руководство» (41:44) и указывает «прямой путь» (31:3), «путь Аллаха» (39:24) всем мусульманам. Коран был прочитан Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) архангелом Джибраилом, и Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) не был ни автором этих откровений, ни их составителем. Подлинник Корана «находится в матери книги у Нас» (43:4), т.е. у Аллаха. Сунной (хадисами) в исламе являются изречения, комментарии отдельных положений Корана и образцы поведения Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Мы исходим из того, что оба источника ислама прочно связаны друг с другом. Появление не было бы возможным без Корана. Хадисы основаны на Коране, развивают и объясняют его положения, подробно отвечают на частные вопросы, требующие детализации, которые лишь намечены в Книге Аллаха.

3.

На чем основана наша уверенность в единстве мусульман? Рассматривая данный вопрос, Совет муфтиев России не претендует на первенство в разработке аспектов учения ислама, объединяющих всех без исключения мусульман. Более тысячи лет мусульманские богословы, выдающиеся исламские учёные, руководствуясь Кораном и Сунной, стремятся утвердить в сознании и поведении мусульман мысль о том, что все они являются последователями одной религии, и общность духовных корней жизни мусульман всех стран. И следует заметить, что они добились на этом пути значительных успехов – единство мусульман, осознание ими данного факта общепризнано в мире, доказано практикой религиозной и повседневной жизни приверженцев ислама. Наиболее заметной чертой всех последователей нашей религии является то, что все они называют себя мусульманами, не упоминая при этом конкретного направления ислама или его школы.

Наша уверенность в том, что все мусульмане едины и должны вести себя дружелюбно по отношению ко всем другим мусульманам, проистекает из логического развития нашей религии, начиная с её первых шагов и заканчивая современным положением.

Прежде всего, мусульмане мира имеют единые для всех основы веры. Основы ислама – это незыблемые, не подверженные изменению временем или обстоятельствами знания о вере. Их истинность и вечность не могут быть подвергнуты сомнению ни одним из мусульман. Истины веры отражают саму суть ислама, определяют, во что и как должен веровать мусульманин. Эти истины мусульманское богословие определяет арабским словом «акида». Как уже было сказано выше, важнейшая особенность акид, истин веры – это их безоговорочное признание всеми мусульманами. «О вы, которые уверовали! Веруйте в Аллаха и Его посланника, и писание, которое Он низвел Своему посланнику, и писание, которое Он низвел раньше. Кто не верит в Аллаха и Его ангелов, и Его писания, и Его посланников, и в последний день, тот заблудился далеким заблуждением» (4:135 и 2:172). Кратко охарактеризуем основы веры.

1. Вера в Аллаха является первой, наиболее важной основой веры в исламе. Она заключается в подтверждении, признании и твёрдой убежденности в том, что Аллах существует, и что Он является Единственным в Своих делах, Достойным поклонения, а также Единственным в том, что касается Его имён и атрибутов. Эта истина дана людям Самим Всевышним Аллахом: «И Бог ваш – Бог единый, нет божества, кроме Него, милостивого, милосердного!» (2:158); «Ваш бог – Бог единый. А те, которые не веруют в будущую жизнь, – сердца их отвергают, и сами они превозносятся» (16:23); «И сказал Аллах: «Не берите двух богов; ведь бог – только один, и Меня бойтесь!» (16:53); «Скажи: "Он – Аллах – един, Аллах, вечный: не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один! "» (112:1).

2. Следующим важным положением ислама является вера в посланников (пророков Аллаха). Об этом говорится в нескольких аятах Священного Корана: «Все уверовали в Аллаха… и Его посланников…» (2:285); «Кто не верит в Аллаха и… Его посланников… тот заблудился далеким заблуждением» (4:135). Пророки, подчеркнуто в Коране, были отправлены Аллахом ко всем народам: «Нет никакого народа, в котором не прошел бы увещатель» (35:22); «К каждому народу свой посланник; и когда придёт их посланник, то будет между нами решено по справедливости, и они не будут обижены» (10:48). Все посланники были представителями того народа, среди которого они проповедовали, т.е. у них была возможность вести проповедь единобожия на родном языке: «Мы отправили посланников только с языком их народа, чтобы они разъяснили им» (14:4). Все без исключения пророки учили свой народ поклоняться Аллаху, поскольку нет другого божества, кроме Него.

3. Вера в ангелов является ещё одним проявлением веры в исламе. Как сказано в Коране: «… благочестие – кто уверовал в Аллаха, и в последний день, и ангелов…» (2:172); « Уверовал посланник в то, что ниспослано ему от его Господа, и верующие. Все уверовали в Аллаха, и Его ангелов…» (2:285). Все мусульмане верят в существование ангелов, даже если и не видит их. деяния, совершаемые в этой и потусторонней жизни. Реальность существования ангелов подтверждается Священным Кораном – Словом Аллаха и хадисами Пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

4. Ещё одной основой веры в исламе стала вера в воскресение, неизбежность наступления Дня, когда Аллах поднимет всех людей из могил для расчёта, воздаяния (Суда) за земные дела. После этого часть их попадет в Рай, а другая окажется в Аду. Об этом сказано в нескольких аятах Священного Корана. Приведём только один из них: «Не в том благочестие, чтобы обращать вам свои лица в сторону востока и запада, а благочестие – кто уверовал в Аллаха, и в последний день, и в ангелов, в писание, и в пророков, давал имущество, несмотря на любовь к нему…» (2:172). День воскресения называется Последним потому, что он станет последним днём этого мира.

5. Основой вероучения ислама является также вера в Писание или Книгу. В Священном Коране сказано: «О вы, которые уверовали! Веруйте в Аллаха и Его посланника, и Писание, которое Он низвел раньше» (4:135). Таким образом, речь идёт не только об одном Писании – Священном Коране. До ниспослания Корана Всевышний Аллах ниспосылал Свои писания через других пророков. Следовательно, речь идёт об обязательности почитания мусульманами и других книг, кроме Священного Корана, представляющих собой свод Откровений, дарованных Аллахом другим пророкам, кроме Святого Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Ниспослал Он тебе (Пророку Мухаммаду. –Авт.) писание в истине, подтверждая истинность того, что ниспослано до него. И ниспослал Он Тору и Евангелие раньше в руководство для людей и ниспослал Различение» (3:3); «И не мог этот Коран быть измысленным помимо Аллаха, а только в подтверждение истинности того, что было ниспослано до него, и в изъяснение писания, – в нём нет сомнения! – от Господа миров» (10:38 и др.). По исламу, природа Аллаха проявляется именно в Откровении. В Священном Коране сказано: «Не было, чтобы Аллах говорил с человеком иначе как в откровении, или позади завесы, или посылал посланника и открывал ему по Своему изволению, что желал» (42:50–51).

6. В основу ислама входит также предопределение, хотя в Коране, нет прямого указания на него. Мусульмане при определении сути своей религии, её вероучения и предписаний руководствуются и Сунной. Именно в хадисах предопределение указывается среди основ веры в исламе. Приведу один из таких ответов, который передал Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах): «Суть веры состоит в том, чтобы ты верил в Аллаха, в Его Писания, Его посланников и в Последний день, а также в том, чтобы ты верил в предопределённость как хорошего, так и дурного». При изучении этого и других хадисов о предопределении оказывается, что они в полной мере соответствуют духу и букве Корана.

4.

Наша вера в единство мусульман подкрепляется тем, что учение нашей религии о поведении верующих в земной жизни, доказательстве на деле свей веры («аркан ад-дин» – культ; «ибада» – поклонение Аллаху, это - столпы ислама), признаётся и исполняется всеми без исключения последователями ислама. В достоверном хадисе о них сказано: «Ислам основывается на пяти столпах: свидетельстве о том, что нет бога кроме Аллаха и что Мухаммад – посланник Аллаха (шахада), совершении молитвы (пятикратной в течение суток), выплате закята, совершении хаджа и соблюдении поста в Рамадан». Вкратце охарактеризуем названные столпы ислама.

1. Каждый из нас считает себя мусульманином потому, что перед тем, как исполнять свои религиозные обязанности, мы произносим шахаду – слова: «Ла илаха илла Ллаху ва Мухаммадун расулу Ллахи» («Нет бога, кроме Аллаха, а Мухаммад – посланник Аллаха»). В первом из столпов веры ислама – шахаде – объединены два основополагающих для него принципа: исповедание единобожия (таухид) и признание посланнической миссии Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Соединение этих двух важнейших положений ислама, постоянно повторяющихся мусульманином, является основой правильности его намерений.

2. О молитве как одном из столпов веры в исламе говорится в известном достоверном хадисе нашего Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Содержание этого хадиса следует из учения Корана. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сравнивал ислам с головой, а молитву - со столбом, на котором она стоит. Таким образом, молитва – то, на чём стоит ислам, без чего стройное здание религии рухнет, перестанет существовать. Обязательная пятикратная (у шиитов – троекратная) ежедневная молитва, как сказано в Коране, совершается в «предписанное определённое время» (4:104). Молитва – святая обязанность каждого мусульманина, действо, доказывающее его веру в Аллаха.

3. В известном хадисе месячный пост указан в числе пяти столпов ислама. Устанавливая этот столп религии, как и в других случаях, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) руководствовался Священным Кораном – Словом Аллаха, раскрывающим истинную причину его установления: «Месяц Рамадан, в который ниспослан был Коран в руководство для людей и как разъяснение прямого пути и различения, – и вот, кто из вас застает этот месяц, пусть проводит его в посту, а кто болен или в пути, то – число других дней. Аллах хочет вам облегчения, а не хочет затруднения для вас, и чтобы вы завершили число и возвеличили Аллаха за то, что Он вывел вас, – может быть, вы будете благодарны!» (2:181).

4. В Священном Коране сказано: «Никогда не достигнете вы благочестия, пока не будете расходовать то, что любите. А что бы вы ни издержали, – Аллах про это знает» (3:86). В достоверном хадисе Пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) говорится: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ислам основывается на пяти столпах: «свидетельстве о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, совершении молитвы, выплате закята…»

5. В то время, когда идёт работа над этой фетвой, мусульмане всего мира активно готовятся исполнить ещё один столп ислама. Речь идёт о хадже – паломничестве к святыням ислама, расположенным в Мекке (Саудовская Аравия) и её окрестностях. Подчеркнём ещё раз, что хадж совершается всеми без исключения мусульманами мира по указанию Священного Корана: «И возвести среди людей о хадже: они придут к тебе пешком и на всяких тощих, которые приходят из глубокой расщелины, чтобы свидетельствовать о полезном им и поминать имя Аллаха в определённые дни над дарованными им животными из скота: ешьте их и накормите несчастного бедняка!» (22:28–29). В качестве столпа веры хадж указан и в хадисе Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Хадж совершается в месяце зуль-хиджа мусульманского календаря. Паломничество, совершаемое в любое другое время года, называется умрой.

5.

Следовательно, в самом главном, касающемся вероучения и культа ислама, существует полное единство между всеми мусульманами. По мнению мусульманских богословов, общими для них являются основы веры. Что касается сферы культа или практических действий, то те же богословы говорят о наличии общего для всех мусульман на уровне 90%. Отличия связаны с количеством ежедневно совершаемых молитв (но не с их сутью и предназначением) и действий, сопровождающих их, роли служителя ислама в жизни верующих. По мнению одних мусульман, главным для них является наличие устаза – религиозного наставника, а другие считают имама-ахунда исполнителем обрядов, хотя и признают его роль в толковании учении ислама. Являются ли эти различия главными, способными разделить мусульман? Нет. Во-первых, самим Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует) было предусмотрено разделение ислама на различные направления и множество школ и сект. При этом в земной жизни, как учил он, вопрос о том, какая из этих сект является правоверной, а какая - нет, не должен обсуждаться, так как подобное определение является прерогативой Самого Аллаха. Сам же факт подобного разделения Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) рассматривал как благо для ислама, возможность для каждого народа привнести в исполнение религиозных обязанностей что-то своё. Разделение в исламе стало реальным воплощением Божьего замысла, согласно которому, ислам не отвергает опыта предшествующих поколений, того, что было накоплено тем или иным мусульманским этносом в ходе своего исторического развития. Эта мысль заложена во множестве аятов Корана: «Аллах хочет разъяснить вам и вести вас по обычаям тех, которые были до вас, и обратиться к вам. Поистине, Аллах – знающий, мудрый!» (4:31 и др.).

Величие и мудрость Аллаха, которому принадлежат эти слова, яркоо проявились в условиях России и СНГ. Каждый из мусульманских этносов, обитающих здесь, имеет в соблюдении отдельных предписаний ислама свои отличия от других, вносит в практику мусульманского образа жизни черты, не встречающиеся у других этносов. Как мы должны относиться к этим различиям?

Во-первых, нам необходимо понять, что они связаны с особенностями условий обитания, социальной и политической истории конкретного этноса. Ислам, для которого на первом месте стоит единение, а не разъединение верующих, не только не запрещает подобные различия, но, как было сказано выше, одобрительно относится к ним. И каждый мусульманин, желающий поступать в духе Корана и Сунны, обязан относиться к этим различиям терпимо и уважительно. Кстати, такой же терпимости и уважения основатели отдельных учений требовали и по отношению к немусульманам. Вот что по говорили по данному поводу конкретные лица, с чьим именем мы связываем учения отдельных исламских направлений и школ.

Имам Ас-Садык (мир ему) сказал о немусульманах так: «Когда один из учеников имама сказал: Мы отрекаемся от тех людей, которые говорят не то, что мы говорим! – тот ответил: – Но ведь они следуют за нами, хотя и говорят не то, что мы говорим. Неужели нам отречься от них? Да, – отвечал ученик. Тогда имам подытожил: Но ведь и я могу говорить не то, что ты говоришь, и тогда я должен отречься от тебя? Не отрекайтесь от тех, кто высказывается не так, как мы. Среди мусульман могут быть такие, кто имеет одну долю вклада в наше дело, но среди иных людей могут быть такие, кто имеет две доли вклада в наше дело. Каждому положено в соответствии с его долей вклада».

Говорит имам Малик ибн Анас: «Я являюсь обычным человеком, который может попасть в цель и может ошибаться. Сопоставляйте то, что я говорю, с Кораном и Сунной».

Говорит имам аш-Шафии: «Если одно из моих высказываний будет противоречить хадисам Пророка, то разбейте мои слова об стену (т.е. уничтожьте их)».

Говорит имам Абу Ханифа: «Это – мое мнение, и оно лучшее из того, что я мог высказать. Но если кто-либо другой выскажет иное мнение, то я приму его. Ведь тот, кто не знает моих доказательств, не может основываться на моем мнении».

Во-вторых, не следует забывать о том, что жизнь ставит перед верующими новые вопросы, постоянно меняется, постепенно или быстро, и мусульманин. Как же нам следует относиться к тем, кто, соблюдая связанные с религией предписания ислама, во всём остальном ведёт себя, как он считает, в соответствии с требованиями времени, среды, в которой он постоянно живёт? Ислам всегда оставался религией, отвечающей всем требованиям времени. Вечны и неизменны в исламе лишь основыего учения. Что же касается повседневной жизни, то ислам даёт возможность мусульманину жить с учетом современных реалий, требований общества и эпохи. В вопросах, не связанных со следованием основам веры и исполнению столпов ислама, от мусульманина требуется разумное отношение к миру, а не механическое повторение опыта прошлых поколений. Пророк наш Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил по этому поводу следующее: «Первое, что сотворил Господь, – это разум». В Священном Коране Всевышний Аллах неоднократно обращается к человеку, который размышляет и соображает, внимательно смотрит на мир и делает соответствующие выводы. Важно помнить и о том, что ислам является религией середины, то есть, не приемлет крайности, недоброжелательного отношение к тем, кто по-другому исполняет то или иное предписание ислама.

Обращаясь с данным письмом к мусульманам, Совет муфтиев России преследует единственную цель – сохранить и укрепить мир и согласие среди последователей разных направлений и школ нашей религии. Мы, мусульмане, обязаны помнить о том, что, укрепляя в собственной среде единство и стабильность, мы одновременно укрепляем стабильность и единство в нашем обществе. Следовать заветам ислама, касающимсяединства мусульман – наш религиозный долг и гражданская обязанность.

«Ислам минбере», 2004 г. № 1