В этом году исполняется 100 лет Московской Соборной мечети.

В конце мая 2004 года в Москве состоятся торжественные мероприятия, на которых, наряду с мусульманскими лидерами и рядовыми верующими из многих регионов страны, предполагается участие представителей высших органов власти Российской Федерации и Правительства Москвы, руководителей традиционных конфессий России, зарубежных гостей. К юбилею Московской Соборной мечети Духовное управление мусульман Европейской части России готовит иллюстрированную книгу муфтия Равиля Гайнутдина об истории и роли мечети в жизни мусульман столицы и нашей страны в прошлом и настоящем. В книге также будут страницы, посвященные трагической судьбе некоторых имамов мечети.

Мечеть – Дом Аллаха, место, где мусульманин общается со своим Создателем, вверяет Ему свои сокровенные мысли и чаяния, просит Его о помощи и поддержке. Мечеть – это место совместных молений мусульман, их общения. В течение многих веков именно в мечети решались все животрепещущие вопросы не только самих верующих, но и окружающих их селений, городских кварталов. В каждой мечети служили имамы, несущие людям Слово Аллаха, объясняющие им, как следует жить и трудиться для получения награды от Творца.

В этом смысле все без исключения мечети равны, одинакова их роль в жизни мусульман. Такие же задачи помогала решать и Московская Соборная мечеть. Но Всевышний Аллах распорядился так, что ей было суждено сыграть важнейшую роль не только для одной конкретной общины Москвы, но и для истории всех мусульман Советского Союза, России. По воле Аллаха она давно превратилась в центр притяжения мусульман всей нашей страны. Вот почему её историю следует рассматривать на общем фоне истории мусульман России.

С начала основания Москвы?

Москва, как принято считать, существует с 1147 года. Но имеются также данные о том, что этот город мог быть основан раньше. С какого же времени в ней живут мусульмане?

За два с лишним века до основания Москвы – в 922 году – ислам был принят в Булгарии (нынешнем Татарстане). Булгары жили по соседству со славянскими племенами, которые позднее – в 988 году – стали христианами.

Исторические данные говорят о том, что с самого начала своего существования на территории России ислам и христианство, мусульмане и христиане существовали в постоянном общении. Так, в Уставе князя Ярослава Мудрого о церковных судах, архетип которых сложился вXI– началеXIIвв., содержится целый комплекс статей, связанных с личностными отношениями православных и мусульман («бесерменинами»). Необходимость же в законодательном урегулировании отношений, как известно, появляется, когда эти отношения охватывают широкий круг людей.

Московское государство поддерживало связи с Золотой Ордой – мусульманским государством, возникшим к серединеXIIвека, в котором христиане, точнее - православные, составляли меньшинство населения. Историки, в том числе и церковные, пишут о хороших контактах между мусульманами и православными, сложившихся в этом государстве. Известно, что во многих городах, расположенных вокруг Москвы – Касимове, Юрьеве, Сурожике, Кадоме, Романове, – жили татары, функционировали мечети. Известно, что в Москве находились представительства мусульманских государств.

Все это даёт нам основание утверждать, что мусульмане живут в Москве с очень давних времен, даже, возможно, с начала её основания.

Соборная мечеть – не первая в городе

Преданность мусульман своей религии, их готовность следовать учению ислама, исполнять его обряды и предписания, общеизвестны. Переселившись на новую местность, они в первую очередь строят мечеть – место общего богослужения, поклонения Творцу. Тем не менее, к настоящему времени мы не располагаем сведениями о наличии мечети в Москве в течение нескольких веков её существования. Первая достоверная информация о строительстве мечети в этом городе относится к 1782 году. Означает ли данный факт, что до этого времени в Москве не было мечети? Зная отношение мусульман к храму, ещё раз подчеркнём: такого не может быть, просто до нас не дошли сведения, заслуживающие доверия. Я думаю, что историки ислама в столице обязательно установят наличие там мечети в более ранние времена.

Первая городская мечеть была деревянной. Нам неизвестно, где мусульмане проводили свои богослужения после того, как её пришлось разобрать из-за ветхости. Вероятно, они молились в частных домах. В 1823 году по решению городских властей была построена большая каменная мечеть, известная как Историческая. Она действует и в наши дни.

Диктует рост числа татарского населения

Согласно данным общероссийской переписи населения 1897 года, в Москве проживало 4288 татар и 56 башкир. В концеXIX– началеXXвв. город быстро становился крупнейшим промышленным, финансовым и торговым центром империи. Быстро увеличивалось количество промышленных предприятий, создавались различные торговые компании, в том числе - ведущие оптовую торговлю со Средней Азией, Бухарским и Хивинским ханствами.

Росла численность населения Москвы, в том числе и татар, которые приезжали туда в поисках работы. Среди них было немало людей, которых специально привозили московские промышленники, ценившие их за организованность, трудолюбие и дисциплинированность.

ДоXIXвека татары, в основном, населяли Замоскворечье, где находились Татарская слобода и мечеть. А переехавшие жить в город переселенцы стали осваивать центральные и северные районы Москвы – Сретенку, Мещанку, Кукуй-город. Именно в этих районах появились новые татарские слободы.

Действовавшая в Замоскворечье мечеть уже не могла вместить всех верующих, что становилось особенно заметным в дни религиозных праздников. Кроме того, до неё было трудно добираться мусульманам, жившим во вновь появившихся слободах. Поэтому они образовали свою общину. Известно, что члены этой общины, начиная с 1894 года, неоднократно обращались к столичным властям с просьбой разрешить им построить мечеть, но получали отказ. Причиной отказа зачастую служило то, что в плотно застроенных слободах невозможно было найти большую свободную площадь, необходимую для мечети.

Вопрос о строительстве мечети быстро решился после того, как два состоятельных мусульманина сделали следующий решительный шаг. Московский мещанин С. Бакиров и касимовский купец Х. Акбулатов в 1902 году подали властям заявление, заверенное Оренбургским магометанским духовным управлением, в котором предлагали передать принадлежащие им земли на участке Мещанской части по Выползову переулку «для постройки на этом участке второй магометанской мечети». В декабре 1903 года московские власти дали разрешение на постройку мечети и одобрили её первоначальный проект.

Перед мусульманами сразу же встал вопрос о финансировании строительства, которое требовало вложения немалых средств. Верующие с энтузиазмом восприняли весть о стройке и решили начать сбор добровольных пожертвований на эту цель. Но немногочисленная община не могла быстро накопить требуемую сумму, и люди опасались, что строительство может затянуться на многие годы. Тогда финансирование возведения новой мечети решил взять на себя купец-татарин Салих Юсупович Ерзин.

Салих Ерзин – купец и меценат

Даже учитывая тот факт, что меценат выделил на строительство все необходимые средства, темпы, которыми строилась мечеть, поражают даже современных людей. Окончательный проект мечети, учитывающий все требования властей и градостроительства, был закончен весной 1904 года. 30 мая 1904 года в Московское губернское управление поступило прошение разрешить построить мечеть, которая «будет каменная, с полуподвалами и хорами на первом этаже». Через несколько дней проект был утвержден окончательно, и управлением было дано разрешение начать строительство.

Возведение мечети началось 25 июня 1904 года. Спустя всего лишь пять месяцев огромное здание было полностью отстроено. И уже 27 ноября того же года первый имам новой мечети Бадриддин Алимов обратился к властям с просьбой разрешить богослужение в новой мечети. С этого дня началась история Московской Соборной мечети.

Кто же такой Салих Ерзин, благодаря которому была построена мечеть, память которого чтили и всегда будут чтить мусульмане столицы, посещающие Московскую Соборную мечеть? По данным историков, он родился в 1833 году в селе Азеево (сейчас - Ермешинский район Рязанской области). Его предками были мордвины-эрзя, принявшие ислам. Семья его была небогатой, занималась сельским хозяйством. Когда Салиху было всего 14 лет, его отправили в Москву на ученье к богатому купцу-татарину, занимавшемуся торговлей мехами. Обладая большим трудолюбием, стремлением к знаниям, быстро схватывая премудрости торговли, он вскоре уже работал приказчиком купца. Доверие хозяина к нему было столь высоко, что Салих стал его зятем. Через несколько лет умерла его жена, затем - тесть, и Салих Ерзин унаследовал большое богатство и налаженное дело.

Салих Ерзин многократно расширил и увеличил унаследованное имущество. Имеются данные о том, что он был в числе крупнейших купцов России, участвовал в признаваемых всеми объединениях и организациях купцов. Фирма «Ерзин и сыновья» специализировалась на поставках среднеазиатского хлопка предприятиям Центральной России, а также на покупке и выделке каракуля. Основатель фирмы неоднократно бывал в Средней Азии, поддерживал дружеские отношения с чиновниками, был лично знаком с последним бухарским эмиром.

Являясь благочестивым мусульманином, Салих Ерзин постоянно занимался благотворительной деятельностью. Он был в числе лиц, в 80-е годыXIXв. внесших наибольший вклад в коренную реставрацию Исторической мечети, после чего она приобрела сохранившийся до нашего времени вид мусульманского храма. Примерно в то же время Ерзин построил мечеть в родном селе, материально поддерживал учащихся местного медресе. Немало средств он выделил созданному в 1911 году в Касимове Обществу попечительства бедным мусульманам, содержавшему приюты для сирот и больных и поддерживавшему нуждающихся.

Известно, что Салих Ерзин не обходил своим вниманием Московскую Соборную мечеть и после окончания её строительства. Он и его сын Садек выделяли деньги на обеспечение необходимыми учебными пособиями учащихся религиозной школы при мечети.

Умер Салих Ерзин в 1911 году. Он похоронен в мусульманской части Даниловского кладбища столицы.

Почему Советская власть не закрывала мечеть?

Тяжелые испытания, которые пережили все религиозные деятели нашей страны, не обошли стороной и Московскую Соборную мечеть. Несколько её имамов были репрессированы. Однако эта мечеть – одна из немногих в бывшем Советском Союзе, которая действовала в течение всего периода существования этого государства. Чем же можно объяснить то, что, несмотря на репрессии, не было дня, когда бы её двери были закрыты, не было пятницы, в которую не состоялось бы общее богослужение, не было религиозного праздника, по поводу которого не происходили бы торжественные богослужения? Данное обстоятельство объясняется несколькими причинами.

Одна из этих причин заключается в следующем. Несмотря на жёсткую и непримиримую позицию по отношению к религии в целом, КПСС и Советское государство на всех этапах своего существования учитывали, что значительную часть населения страны составляют мусульманские народы, которые имеют собственную социально-политическую историю, глубоко преданы своей религии, а также национальным традициям, обычаям и культуре. Они исходили из того, что в первые годы революции игнорирование данного факта привело к резкому противодействию мусульман Советской власти, отрицательно сказалось на их политических настроениях. Ставя на первое место политические интересы, власти пошли на определённые уступки этим народам в экономической, социальной и культурной областях жизни.

Уступки коснулись также отношения к верующим и мусульманским организациям. Выражалось это не только в сохранении определённого количества официально признанных органами власти мечетей (немногим более 100 до 50-х годов и около 300 по всей стране к концу 80-х годов прошлого века), в том числе и Московской Соборной. Незначительное число храмов было сохранено и за другими, немусульманскими религиозными организациями. В данном случае речь идёт только об уступках по отношению к исламу. Приведу несколько примеров. В районах компактного проживания мусульман намного позже, чем в центральных районах страны, был принят декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Данное обстоятельство выразилось в том, что закрытые в первые годы революции религиозные школы и суды позже были восстановлены и просуществовали до конца 20-х годов прошлого века. Если собственность других религиозных организаций была национализирована сразу после Октября, то принадлежащие мусульманским организациям вакуфы (пахотные земли, торговые заведения, ирригационные сооружения, дороги и т.д.) были ликвидированы лишь через десять лет. В течение некоторого времени после революции 1917 года только верующие мусульмане и служители ислама могли вступать в ряды партии. Было время, когда даже колхозы нередко организовывались с учетом принадлежности земель отдельным мусульманским родам и племенам и т.д. Позднее особенности политики по отношению к исламу и мусульманским организациям ярко проявились и в существовании. «незарегистрированных мусульманских объединений» – фактически действовавших мусульманских общин, формально не признанных органами власти.

Следует учесть и следующий фактор. КПСС и Советская власть придавали немалое значение сотрудничеству с мусульманскими государствами. Особое внимание уделялось «контрпропаганде» – созданию у зарубежных граждан иллюзии о наличии свободы совести, предоставлении всем верующим возможности свободно и беспрепятственно удовлетворять религиозные потребности. Наличие в столице государства мечети, к тому же - действовавшей с дооктябрьских времен, способствовало формированию такого имиджа, широко использовалось властями в пропагандистских целях. Приведу несколько примеров.

В 1957 году во время Всемирного фестиваля молодёжи и студентов мечеть (по особому плану её организаторов) посетили делегации десятка стран Азии и Африки. В мечети участники этих делегаций молились, беседовали с верующими и имамами, общались между собой.

Имамы мечети, начиная с конца 40-х годов прошлого века, например, по требованию властей регулярно выступали на радиостанциях, ведущих передачи на мусульманские страны, рассказывая о том, как свободно живётся мусульманам СССР. Являясь членами различных обществ дружбы с мусульманскими странами, они также вынужденно поддерживали имидж своего государства.

Особое значение придавалось наличию Московской Соборной мечети в международных связях государства. Мечеть посещали не только все без исключения представители мусульманских организаций из-за рубежа, приезжавшие в СССР. Бывали в мечети и многие зарубежные делегации, состоящие из государственных и общественных деятелей молодых мусульманских государств, в том числе - их глав. Так, посетили мечеть и молились вместе с москвичами президент Египта Гамаль Абдель Насер, президент Индонезии Сукарно, лидер ливийской революции Муаммар Каддафи и др.

Духовный центр большого региона

Один Аллах знает, чем руководствовались имамы мечети, рассказывая зарубежным гостям о жизни мусульман Советского Союза. Я думаю, что будучи патриотами своего Отечества, они старались создать у них положительное впечатление о Советском государстве. Может быть, они сами осознавали, что лукавят, говорят не всю правду. Но можно быть уверенным в следующем: они исходили из интересов ислама и мусульман, понимали, что пребывание в мечети лидеров, послов и дипломатических работников, руководителей религиозных организаций зарубежных стран, а также глав четырёх Духовных управлений мусульман, действовавших в Советском Союзе, формировало у прихожан мечети гордость за свою религию, укрепляло их веру. Благодаря этим визитам, прихожане мечети узнавали о жизни своих единоверцев из других республик и государств, а для приезжающих гостей само существование мечети в Москве служило свидетельством прочности их религии, того, что, несмотря ни на какие репрессии и атеистические мероприятия, ислам продолжает существовать.

Я думаю, что существовала и ещё одна важная причина, по которой имамы стремились сохранить мечеть действующей, и для этого они шли навстречу представителям власти. Дело в том, что столичная мечеть оставалась единственной, действующей с разрешения органов власти, на большом пространстве от Москвы до Горького (Нижнего Новгорода), Пензы и Ленинграда (Санкт-Петербурга). Данное обстоятельство не означает, что мусульмане, проживавшие на этой территории, отошли от своей религии. Они исполняли все обряды ислама, проводили в частных домах меджлисы – религиозные собрания. Не забывали они и о своей обязанности совершать совместные богослужения с единоверцами. Всё это требовало наличия общины. Заметим, что практически повсюду, где мечети были закрыты властями, действовали неофициальные, так называемые «незарегистрированные мусульманские объединения». Они представляли собой группы верующих, которые проводили совместные богослужения и религиозные собрания, участвовали в совершении религиозных обрядов, читали Коран. Роль имама в группе исполнял верующий, как правило - пожилого возраста, имеющий религиозную подготовку.

У нас имеются все основания утверждать, что таких объединений мусульман было немало. Фактически они действовали в каждом населенном пункте, где компактно проживали мусульмане. А если пункт был большой, то и объединений было больше. Так, в Ярославле после здешней мечети, существовало 7 таких групп в разных частях города. То же самое можно сказать и о других городах и сёлах региона. Знали ли об этом местные органы власти? Да, но, помня о приверженности мусульман своей религии, не трогали их.

Объединения, о которых идёт речь, считали Московскую Соборную мечеть своим центром. Здесь их руководители получали помощь при решении различных религиозных вопросов, консультации имамов, имеющих хорошую богословскую подготовку. Сюда они сдавали средства, собранные верующими в виде добровольных пожертвований, милостыню в дни религиозных праздников. Верующие из близлежащих к мечети городов и поселков приезжали в Соборную мечеть на пятничные моления, а мусульмане из более отдалённых регионов стремились участвовать в праздничных богослужениях. Таким образом, Московская Соборная мечеть была центром духовной жизни не только для мусульман столицы, но и для верующих других регионов.

Мечеть и татары

Когда речь идёт о Соборной мечети Москвы как о духовном центре, очень важно, на мой взгляд, не забывать о следующем факте. В регионе, о котором идёт речь, мусульманами были преимущественно татары, а представителей других исповедующих ислам народов в то время практически не было. Поэтому, говоря о духовном влиянии мечети в прошлом, следует иметь в виду именно татар.

Выше уже упоминалось о том, что татары проживали в данном регионе испокон веков. Наибольшее их количество стало постоянно проживать в Москве и центре России с начала прошлого века. Особенно много татар переселилось сюда после революции 1917 года – голод и безработица, преследования властей заставляли их бросать родные края и обживать новые территории. Долгие годы жизни в инонациональной среде, среди последователей другой религии, естественно, отразились на их языке и быте, повседневном поведении, отношении к различным сторонам бытия, накоплении большого опыта сосуществования с православными. Но при этом они никогда не забывали о своей национальной принадлежности, сохраняли верность обычаям и традициям своего народа. А как сохранить себя, своё национальное прошлое в иной среде? В этом случае большая роль отводилась исламу.

Дело в том, что за многие века жизни в рамках ислама национальные обычаи и традиции татар переплелись с исламскими. Кроме того, исламские обряды и предписания стали восприниматься как национальные, традиционные явления, присущие образу жизни татар. Учтём также следующий немаловажный факт. Ислам является во многом «домашней религией», т.е. свою веру мусульманин может проявлять наедине, в домашней обстановке. Практически все его обряды и предписания могут совершаться в кругу семьи, родных, близких и соседей. Читать молитву, вести богослужение может каждый мусульманин, для этого не требуется присутствие имама мечети. Если помнить об этом, то значение ислама в сохранении этнического станет более понятным.

Особенности ислама, безусловно, сыграли свою роль. Но главное заключалось в искреннем желании татар сохранить себя как нацию. Это желание воплощалось в аккуратном исполнении важнейших предписаний ислама – обрезания, венчания, отпевания, регулярном проведении домашних религиозных собраний – меджлисов и общих молений по пятницам и исламским праздникам. Исполняя обряды ислама, татары выполняли не только религиозный, но и национальный долг, постоянно ощущая свою принадлежность к мусульманскому этносу.

Все вышесказанное характерно и для татар, проживающих в столице. Но у них была Соборная мечеть, и это являлось для них дополнительной возможностью сохранить себя как нацию. Я застал времена, когда в дни религиозных праздников в мечети и вокруг неё собиралась довольно большая часть московских татар. Многие из них приходили сюда несмотря на то, что были вынуждены искать различные поводы для пропуска рабочего дня. Для некоторых групп посещение мечети было своеобразным подвигом – в дни праздников сюда приходили и представители партийных органов, которые вели учет коммунистов и интеллигентов, посмевших придти в мечеть.

Были ли все люди, приходившие в мечеть на праздники, искренне верующими мусульманами, соблюдающими все требования религии? Об этом я не могу судить. Но можно утверждать, что все они были людьми, осознающими принадлежность к татарской нации и исламской религии. И посещение мечети только углубляло это чувство. Кроме того, посещение мечети было и оставалось для них в течение долгого времени единственной возможностью пообщаться с другими татарами, увидеть знакомых, даже познакомиться с будущей невестой или женихом. Таким образом, в условиях Советской власти Соборная мечеть выполняла и не свойственные молельному дому функции, помогая сохранению нации, её духовной культуры и традиций.

Имамы

Слова о «домашнем» характере ислама верны, когда речь идёт об исполнении его обрядов и предписаний. Но данное обстоятельство не снижает значения личности служителя мечети – имама - в жизни верующих, а наоборот, повышает его роль, так как именно от него идёт разъяснение сути ислама, а также его обрядов и предписаний, понимание людьми высокой миссии принадлежности к мусульманству. Имамами были все пророки, которые несли людям откровения, полученные ими от Аллаха. В Коране об имамах говорится, что они являются предводителями, которые ведут людей по повелению Аллаха, поклоняются Ему и делают добрые дела.

Историю Московской Соборной мечети невозможно представить себе без её имамов. Именно они несли людям истину Аллаха, призывали к добру и милосердию, выполняли трудную задачу быть имамом – стоящим впереди не только на общем богослужении, но и в повседневной жизни. Мечеть может гордиться своими имамами. Некоторые из них были необоснованно репрессированы. Назовем их имена: Бадриддин Алимов, Сафа-хазрат, Абдулвадуд Фаттахиддин (репрессирован), Абдулла Сулеймани (репрессирован), Муса-хазрат, Халил Рахман (Насриддинов?), Камаретдин Салихов, Исмаил Муштарий, Ахмедзян Мустафин, Ризаэтдин Басыров. Мир, милость Аллаха и Его благоволение имамам, которые служили в мечети и из поколения в поколение воспитывали членов общины в духе преданности своей религии, тем самым способствуя её сохранению.

Нельзя не сказать добрых слов и по адресу имамов, которые с успехом продолжают дело своих предшественников в наши дни. Это Анас-хазрат Садретдинов, Раис-хазрат Билялов, Ваис-хазрат Бедретдинов, Мустафа Кютюкчю.

«…В практически неизменном виде»

Более десяти лет назад силами специалистов было обследовано техническое состояние здания Московской Соборной мечети. «Благодаря тому, что мечеть ни на один день не меняла свои изначальные функции, и служба в ней проводилась непрерывно, – отметили они, здание дошло до нас практически в неизменном виде». Эти слова, безусловно, свидетельствуют о добросовестности её строителей, высоком качестве всех произведенных ими работ. Однако оценка специалистов больше относилась к фундаменту и стенам мечети, но не к её внешнему и внутреннему виду. Внутренние стены мечети с годами потеряли свой первоначальный вид, краски и росписи стёрлись, здание требовало основательной реконструкции и восстановления. Вокруг мечети располагались старые малоэтажные постройки, которые закрывали не только здание, но и подходы к нему. В конце 80-х годов прошлого века территория вокруг мечети настолько сузилась, что помещение для омовений (туалетная) оказалось почти у окон молитвенного зала. Отсутствовали комнаты для имамов, для бесед с верующими. Достаточно отметить, что в одном помещении, где сейчас располагается радиоузел, сидели все имамы и хозяйственные работники мечети, проводились встречи с гостями, беседы с верующими.

Такое положение не устраивало руководителей мечети и её прихожан. Они многократно обращались к городским властям с просьбой разрешить ремонт мечети и расширение её границ, построить хозяйственные помещения, но постоянно получали отказы. Не помогали и ссылки на то, что мечеть регулярно посещают видные зарубежные государственные и общественные деятели.

Мэрия и мечеть

Описанная выше ситуация коренным образом изменилась после 1991 года, с обретением Россией суверенитета, началом демократических преобразований в нашей стране. Власти Москвы стали строить свои отношения с религией, религиозными организациями и верующими людьми на принципиально новых началах. В Московской Соборной мечети очень быстро почувствовали эти изменения, особенно после того, как к руководству городом пришли Ю.М. Лужков и его соратники.

Мэрия с пониманием отнеслась к нуждам мечети. Каждый человек, который посещает мечеть в течение многих лет, может лично убедиться в коренных изменениях, которые произошли с ней. За прошедшие десять лет при непосредственной, очень значительной помощи городских властей мечеть была полностью отремонтирована и отреставрирована, её отопительная и энергетическая система - приведена в порядок. Если раньше мечеть со всех сторон была окружена различными строениями, не имеющими отношения к общине, то теперь она располагает обширной территорией по меркам не только столицы, но и любого другого города. Рядом с мечетью построены магазин по продаже халяльного мяса и других продуктов, два книжных киоска, ритуальный навес. Но всё вышеперечисленное - не самое главное.

Рядом с мечетью построено большое многопрофильное здание, которое с успехом удовлетворяет потребности не только мусульман-москвичей – красивое, трёхэтажное, с оборудованными подвалами. В нём разместились Духовное управление мусульман Европейской части России, Совет муфтиев России, Российский Исламский университет с учебными аудиториями и библиотекой, конференц-зал, редакция газеты, кабинеты для имамов. Но и это ещё не всё.

В настоящее время при активной поддержке городских властей решается вопрос о реконструкции мечети, в результате которой её молитвенный зал увеличится втрое – она будет вмещать пять тысяч верующих вместо нынешних полутора тысяч.

Говоря о больших переменах в жизни Московской Соборной мечети, следует хотя бы вкратце отметить и другие важные события, произошедшие в жизни мусульман столицы. Теперь Соборная мечеть – не единственная в городе, как было несколько десятков лет назад. Отметим, что в начале 90-х годов прошлого века вновь начала действовать Историческая мечеть, ранее закрытая и переданная под хозяйственные нужды Советской властью. Благодаря настойчивости и принципиальности мэрии и мэра Ю.М. Лужкова, удалось не только отстоять идею строительства на Поклонной горе мечети Памяти мусульман, погибших в годы Великой Отечественной войны, но и в кратчайшие сроки построить её. В Отрадном с 1997 года действует новая большая мечеть. Верующие посещают также мечеть при посольстве Республики Иран на юго-западе столицы.

Соборная мечеть – Духовное управление мусульман –Совет муфтиев России

То обстоятельство, что Московская Соборная мечеть ещё в советские времена являлась духовным центром мусульман большого региона России, стало очевидным в период, когда признание права российских граждан на свободу совести, удовлетворение религиозных потребностей стало не формальностью, а реальным делом. С 1991 года многие общины, фактически действовавшие, но не признаваемые ранее органами власти, были признаны официально. Появилось много новых общин, другим же вернули прежние здания мечетей, а многим из них пришлось строить молитвенные храмы заново. Повсеместно активизировалась религиозная жизнь, требовавшая новых форм организации.

Дело в том, что мусульманские общины, уже ставшие многочисленными и легально действующими, требовали повседневного внимания, решения собственных насущных проблем. Их следовало обеспечить образованными имамами, которых, как известно, после долгих лет господства атеистизма не было в нашем государстве. У верующих существовала потребность в религиозной литературе. Следовало наладить международные связи, организовывать хадж, поддерживать на постоянной основе диалог с последователями других религий. Сама религиозная жизнь показала, что следует создать исламский центр, который взял бы на себя решение всех перечисленных выше задач. Так было образовано Духовное управление мусульман Центрально-Европейского региона России, позже преобразованное в Духовное управление мусульман Европейской части России (ДУМЕР) с центром в Московской Соборной мечети.

Религиозные центры, подобные ДУМЕР, появились и в других областях, краях и республиках России. Все они действовали автономно, независимо друг от друга. Со временем их руководители поняли, что необходимо создать центр, который бы взял на себя решение вопросов жизнедеятельности всех мусульманских организаций страны в федеральных органах власти. Этот центр также должен был представлять интересы всех мусульманских организаций России. Так в 1996 году возник Совет муфтиев России, который базируется в Московской Соборной мечети.

Москва мусульманская:XXIвек

Московская Соборная мечеть долгие годы была в основном татарской мечетью, точнее - мечетью для татар-мусульман. В ней очень редко молились представители других народов Советского Союза. Иначе и не могло быть, так как в течение многих лет мусульманское население Москвы составляли только татары.

Так, в 1897 году в Москве проживали 4288 татар и 56 башкир. К 1926 году ситуация немного изменилась. К 17076 татарам столицы присоединились 361 узбек, 276 персов и 239 казахов, 165 башкир и 145 османских тюрков - турок. Подобная картина оставалась практически неизменной до конца 50-х годов прошлого века.

Проведённая в 1959 году Всесоюзная перепись населения показала, что в столице заметно увеличилось число представителей мусульманских народов. К прежде жившим здесь мусульманам присоединились азербайджанцы, киргизы и аварцы. Но все они, вместе взятые, составляли лишь 10% татарского населения города.

Описанная выше ситуация не менялась до первой трети 90-х годов прошлого века. Кроме перечисленных народов, в Москве стали постоянно проживать киргизы и таджики, лезгины и чеченцы, аварцы и кабардинцы. Однако это не меняло положение полностью татарской общины при Соборной мечети. Во-первых, представители других мусульманских народов состояли в основном из студентов, аспирантов и докторантов, которые мало интересовались религиозной жизнью. Во-вторых, к 1989 году, когда была проведена последняя перепись населения при Советах, татары продолжали сохранять абсолютное лидерство по своей численности как среди мусульман столицы, так и среди прихожан мечети.

Коренные перемены стали происходить с середины 90-х годов прошлого века. В Москве, главным образом в связи с трудовой миграцией, резко увеличилась численность мусульманского населения. Ещё пять лет назад руководителями Москвы было сказано, что в городе проживает свыше 900 тысяч мусульман. Прошло пять лет. Результаты переписи населения ещё не опубликованы. Но даже если они будут обнародованы, то вряд ли покажут истинную картину, так как многие люди трудятся в столице без прописки и учёта. По данным различных источников, в Москве сейчас проживает и трудится до 1,5 миллионов мусульман различных национальностей.

Изменение национальной картины в столице легко увидеть, посетив Московскую Соборную мечеть. Она стала многонациональной. В этом направлении будут развиваться события и в дальнейшем. Естественно, изменение национального состава общины при мечети находит отражение в её деятельности. Так, пятничные и воскресные проповеди читаются не только на татарском, но и на русском языке. Теперь среди имамов мечети, сотрудников ДУМЕР имеются и нетатары.

В новый свой век Московская Соборная мечеть вступает как интернациональная, объединяющая мусульман многих народов.

«Ислам минбере», 2004 г. № 4