БИСМИЛЛАХИР РАХМАНИР РАХИМ!

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!

Уважаемые участники конференции! Дорогие гости!

Поводом для проведения нашей конференции стали две «круглые» даты, связанные с принятием государственных актов. Двести тридцать лет назад, 17 июня 1773 года по указанию и приказу императрицы ЕкатериныIIСвященный Синод принял Указ, который вошел в историю под названием Указа о терпимости всех вероисповеданий. Через пятнадцать лет, 22 сентября 1788 года, то есть двести пятнадцать лет назад, был подписан другой Указ императрицы ЕкатериныII- об учреждении Оренбургского духовного собрания мусульман. Эти документы были очень важны для определения роли и места ислама в царской России, они стали основополагающими в формировании государственно-исламских отношений вплоть до 1917 года.

Уважаемые участники конференции!

Почему мы, религиозные деятели, руководителной религиозной жизни мусульман.

Как было сказано выше, количество мечетей в России сократилось на 99%. Но фактически в каждом крупном пункте, населённом мусульманами, действовала в той или иной степени организованная религиозная община, существовало место для проведения общих богослужений, а также человек, выполнявший функции имама. И в годы Советской власти основная часть населения, включая интеллигенцию, членов КПСС и ВЛКСМ, соблюдали главные религиозные предписания ислама – обрезание, венчание и отпевание, отмечали религиозные праздники. Было ли известно об этом руководителям КПСС и Советского государства? Безусловно! Но, говоря о нарушениях советского законодательства на совещаниях, партийные и государственные органы не предпринимали никаких реальных шагов по ликвидации действовавших общин и служителей ислама, не шли на массовые репрессии против членов КПСС и ВЛКСМ, нарушающих Устав. А не шли они на это потому, что знали: такие действия приведут к массовым возмущениям, превратят религиозный вопрос в политический. Партийные органы исходили из того, что отношение масс к Советскому государству гораздо важнее, чем их отношение к Богу. И такая лояльность снимала политическую напряженность в регионах ислама, обеспечивало преданность мусульман Советской власти. Я думаю, что этот пример остаётся поучительным и в наши дни.

Уважаемые участники конференции!

Принципиальные изменения в положении ислама, определяемые как возрождение, начались с 1991 года. Они стали частью феномена общерелигиозного возрождения, начавшегося в России после краха тоталитарной системы и тесно связанного с демократическими преобразованиями политической, социальной, экономической и духовной жизни страны. В настоящее время в России действует более 5000 мечетей, 50 средних и высших духовных учебных заведений, где готовят служителей ислама. При всех мечетях работают религиозные школы, посещаемые людьми различного возраста. Мусульманские организации получили возможность беспрепятственно организовывать религиозные центры – Духовные управления мусульман, число которых сейчас достигает 50. Большими тиражами издаётся религиозная литература, формируется мусульманская периодическая печать. В средствах массовой информации, особенно на местах, появились специальные передачи, посвященные исламу, жизни мусульманских общин. Ежегодно несколько тысяч мусульман могут совершить хадж к святыням Мекки и Медины, пользуясь при этом поддержкой местных и федеральных органов власти.

Столь бурное и масштабное возрождение ислама было предопределено кардинальными социально-политическими изменениями в обществе. Впервые положения Конституции, гарантирующие каждому гражданину право на свободу совести и свободу вероисповедания, стали реально действующими. Принципиально важные положения Конституции РФ получили дальнейшее развитие и уточнение в Федеральном Законе «О свободе совести и о религиозных объединениях», принятом 26 сентября 1997 года. Эти документы не только провозглашают права верующих и их организаций, но и предоставляет реальные возможности для их реализации (при Советской власти тоже существовали такие законы, но на практике они давали право не верить, а верующие лишались конституционных свобод).

Нельзя не отметить и следующий факт. В Преамбуле Закона от 1997 года речь идёт об «особой роли православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры», а ислам, наряду с буддизмом и иудаизмом, назван в числе религий, «составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России». С появлением данной формулировки в религиозную и общественную жизнь страны широко вошло понятие «традиционные религии», в число которых входит и ислам. Председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по делам общественных объединений и религиозных организаций В. Зоркальцев указывает на то, что Закон от 1997 года «гармонизирует отношения между традиционными конфессиями и религиями в нашей стране. Достаточно сказать, что впервые в законе прописан статус христианства, ислама, иудаизма, буддизма, то есть традиционных религий. Первоначально фраза, записанная в преамбуле закона и не носящая законодательной функции, вызвала шок. Но время показало, что именно она сыграла важнейшую роль, определив на законодательном уровне гармоничное сосуществование различных конфессий».

Мы имеем основания утверждать следующее: нынешнее положение ислама и мусульманских организаций в российском обществе не имеет ничего общего с тем, что было раньше. Россия – светское государство, но данное обстоятельство не предполагает изоляции религиозных объединений от общественной жизни и социальных процессов. Сегодня мы вправе говорить о том, что между государством и традиционными религиями развиваются отношения социального партнерства. И мы, мусульманские деятели, положительно оцениваем данный факт. Мы солидарны с министром Российской Федерации В. Ю. Зориным, по утверждению которого страна стоит на пороге нового качества взаимодействия государства и религиозных организаций. Данная ситуация, по определению Зорина, требует новых подходов и со стороны государства. Речь идёт не о вмешательстве во внутренние дела конфессий, а о взаимодействии в решении общих задач. Среди них - борьба с экстремизмом и радикализмом отдельных религиозных общественных объединений, совместное участие в усилении социальных программ, искоренение бедности и детской преступности, оказание помощи престарелым, борьба с наркоманией, СПИДом и другими антиобщественными явлениями.

Мне также хотелось бы отметить и то, что значимость исламского фактора в жизни общества, необходимость учета мнения многомиллионного мусульманского сообщества при решении государственных дел осознается на высшем государственном уровне. Россия всё чаще воспринимается как поликонфессиональная, в том числе и мусульманская, страна. При этом подчёркивается тот факт, что мусульмане России живут в своей стране, на исконной для них территории. Президент России Владимир «Ислам минбере», 2003 г. № 9