Религиозная жизнь мусульман России строится по мусульманскому, а вся светская жизнь – по григорианскому календарю. А по последнему календарю уже осталось позади второе тысячелетие, его последний век. Человечество начало отсчёт первого века третьего тысячелетия. Благодарение Аллаху, ислам в России вступил в новый век, имея реальную возможность оказывать благотворное воздействие на умы своих последователей. Наша страна нашла естественный путь своего развития, и, даст Аллах, в новом веке Россия будет жить без социальных потрясений и революций.

Нам, руководителям Духовного управления, имамаммечетей, преподавателям духовных учебных заведений Всевышний Аллах доверил исламское просвещение. Всевышний Аллах назвал своих служителей «имамами» – людьми, стоящими впереди мусульман не только во время богослужения, но и готовыми вести их по истинному пути в жизни. И все мы обязаны стремиться оправдать столь высокое доверие Творца. От состояния исламского просвещения, его соответствия историческому опыту, современным умонастроениям мусульман во многом зависит будущее нашей религии в России.

Мусульмане нашего региона являются уникальными в исламском мире. Много веков мы живем в многонациональной и поликонфессиональной стране, зачастую составляя меньшинство среди последователей других религий. Нами накоплен бесценный опыт мирного сосуществования, взаимного влияния и взаимообогащения культур с инаковерующими. У нас иной, чем у многих из наших зарубежных братьев, общеобразовательный и профессиональный уровень, по-другому формируются наш быт, политическая и культурная жизнь. Мы получаем среднее образование в светской школе, причем большинство из нас - не на родном, а на русском языке. Мы живём в условиях, когда происходят качественные изменения во всех сферах жизнедеятельности общества. Россия сильно подвержена влиянию процессов, которые принято называть глобальными, т.е. охватывающими весь мир, – экономических, информационных, культурных, этнических и т. д. Эти процессы, образно выражаясь, превращают мир в одну большую деревню. Происходит также смена поколений: уходят из жизни люди, получившие религиозное образование в семье, а на смену им приходят выросшие в годы государственного атеизма, когда школа активно занималась атеистическим воспитанием детей.

Можем ли мы не замечать всего этого и строить исламское просвещение так, как было много лет назад? Можем ли мы делать вид, что мусульмане, их отношение к религии, место ислама в жизни верующих не изменились? Я думаю, что всем понятно – так поступать нельзя. Следует помнить и о том, что ислам призван помочь мусульманам быстро и успешно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям, найти достойное место в современном обществе. Как же можно добиться этого?

Духовное управление мусульман Европейской части России видит выход из создавшейся ситуации в постоянном обновлении содержания исламского просвещения, поиске в универсальном и вечном учении ислама идей, созвучных запросам и требованиям современной эпохи и современного мусульманина. Следует подчеркнуть, чторечь не идёт об обновлении основ ислама, его вероучения и культа: их суть, выраженная в Священном Коране, неизменна и вечна.

Однако в Священном Коране – Слове Аллаха и Сунне Его Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) содержится немало норм и предписаний, которые являются отражением того времени, условий жизнедеятельности первых мусульман. А ислам – это религия, обращённая в будущее. И Всевышний Аллах учит нас постоянно думать о будущем, быть людьми, способными чувствовать себя уверенно в тех ситуациях, которые создаёт быстро развивающаяся и изменяющаяся жизнь: «О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она уготовала раньше на завтра» (59:18). Всевышний Аллах проявляет заботу о благополучном будущем мусульман, облегчении их жизни в изменяющемся мире: «Он избрал вас и не устроил для вас в религии никакой тяготы» (22:77).

Забота Аллаха о мусульманах нашла свое четкое отражение в шариате – прямом, правильном пути, законе, содержащемся в Коране и Сунне. Цель шариата заключается в том, чтобы человек достиг полного счастья в обоих мирах, и поэтому он облегчает задачи рабов Аллаха, устраняя всё, что создаёт затруднения для них.

Во всех случаях, не касающихся исполнения мусульманами своих религиозных обязанностей,шариат позволяет им строить свою жизнь самостоятельно, с учётом среды, в которой они живут. При решении мирских проблем шариат исходит из следующих принципов: сочетание самостоятельности подхода с творческим началом в деятельности самого человека; умеренность и неприятие крайностей; обеспечение индивидуальных, личных интересов и прав; гибкость, открытость, способность всегда соответствовать гуманному духу времени, быть современным в самом высоком понимании этого слова. Шариат – право прогрессивной религии ислама – поощряет проявление творческого начала при толковании Корана и Сунны, формулировании соответствующих им правил поведения, В связи с эти следует подчеркнуть то, что толкование и комментирование отдельных общих положений и предписаний Корана – ал-иджтихад («усердствование», «прилежание») – началось ещё при жизни нашего Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Поэтому исламское просвещение должно знакомить мусульман с подобными положениями религии. Оно призвано противостоять однобокому подходу к некоторым предписаниям и нормам ислама как к вечным и неизменным, с чем в наши дни нам нередко приходится сталкиваться. Отдельные мусульмане выступают за слепое подражание образу жизни первых мусульман. При этом ими упускается из виду то обстоятельство, что, по исламу, человеку предоставлено множество путей приближения к Аллаху. Вот лишь два хадиса Его Посланника Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) на эту тему: «Вера состоит из более чем шестидесяти различных частей, а стыд является одной из частей веры»; «Истинным мусульманином является тот, кто не причиняет своим языком и руками зла другим мусульманам».

Ведущим и постоянным направлением исламского просвещения должны быть проблемы современного человека со всеми его особенностями, трудностями бытия. Следует подчёркивать то, что человек является «наместником Аллаха» на земле, что Аллах возложил на него только те обязанности, которые он сможет выполнить (23:64). Он должен думать не только о «жилье последнем», но и не «забывать своего удела в этом мире» (28:77), не отказываться от земных благ (5:89–90). Ислам учит ценить земное существование, активно и целеустремленно действовать с целью улучшения своей жизни и жизни близких, стремиться к завоеванию уважения и признания других.

Мусульман России не обошли стороной язвы современной действительности: алкоголизм и наркомания, преступность, семейные и бытовые неурядицы. Вот почему исламское просвещение должно добиваться того, чтобы религия стала реальным тормозом на пути дальнейшего распространения этих пороков, силой, способной вернуть заблудших людей к истинно мусульманскому образу жизни, в котором нет места названным выше проблемам.

Немаловажной задачей исламского просвещения в регионе является также оказание действенной помощи мусульманам, приезжающим из других районов России, дальнего и ближнего зарубежья, в адаптации к обитанию в многонациональной и поликонфессиональной среде. Вообще, проблема укрепления единства последователей различных религий должна стать одной из самых значимых в нашей деятельности

В данном обращении ДУМЕР определило для себя и подведомственных общин программу совершенствования исламского просвещения и намерено уделять особое внимание оказанию помощи религиозным объединениям и учебным заведениям, подготовке и изданию соответствующей учебной, богословской и научной литературы, разработке фетв по принципиально важным вопросам, повышению уровня светской и религиозной подготовки имамов.

«Ислам минбере» 2001 г., №1