Всевышнему Аллаху было угодно, чтобы более 30 коренных для России народов стали мусульманами. Но Создатель не навязывает людям веру. Каждого человека Творец наделил возможностью самостоятельно делать жизненный выбор, действовать в соответствии с собственной волей и желаниями. Следовательно, нам необходимо установить причины, в силу которых народы, живущие в разных концах нашей необъятной страны, пришли к исповеданию ислама. Мусульманами являются народы Дагестана и сибирские татары, чеченцы и башкиры, татары и черкесы, ногайцы и кабардинцы, балкарцы и ингуши... У каждого из этих народов есть своя история. Они обладают множеством особенностей в обычаях и традициях, жизненных нормах и ценностях, говорят на языках, зачастую не имеющих между собой ничего общего. Но, тем не менее, представители перечисленных выше народов являются мусульманами, их объединяют вера в Аллаха, соблюдение одних и тех же мусульманских обрядов. Причину этого явления должны исследовать учёные многих специальностей. Мне, мусульманскому богослову, не следует брать на себя их право изучать вышеупомянутое явление и рассказывать нам обо всех причинах, в силу которых многочисленные, весьма отличающиеся друг от друга народы стали мусульманами. Я лишь коснусь вопросов, которые мне близки и связаны с самим исламом, его учением, особенностями этой религии.

 

Искать сходства, а не различия

Выше говорилось о том, что разделяет мусульманские народы России. Но если задуматься, то между ними и арабами – родоначальниками ислама – имеется не меньше различий. Но почему же религия, возникшая в столь отдаленном регионе, не только была воспринята российскими народами, но и оказала глубочайшее воздействие на их сознание и поведение?

Литература, посвященная исламу, зачастую отвечает коротко и однозначно на поставленный вопрос: потому, что ислам распространялся огнём и мечом арабами или турками. Якобы завоеватели в целях укрепления своей власти навязывали покорённым народам свою религию. Но стоит лишь внимательно вчитаться в материалы о распространении ислама в отдельных российских регионах, как однобокость, неубедительность приведённого выше тезиса становятся явными. Обратим внимание, прежде всего, на следующую подробность. Распространение ислама было не одноразовым актом, а длительным, многовековым процессом. В Дагестане, например, оно началось с приходом арабов, а завершилось окончательно более чем через 1000 лет. В Чечне и Ингушетии этот процесс продолжался, как минимум, три столетия, в Кабарде – почти пять, а в Башкортостане – шесть столетий. Исторические данные свидетельствуют о том, что ислам утверждался постепенно, с помощью проповедей среди принявших ислам народов, зачастую - соседей. Так, только благодаря миссионерской деятельности ислам утвердился в Татарстане, Башкортостане и в Сибири.

Если не огонь и меч, то какие же причины побудили множество народов России стать мусульманами? Ведь речь идёт о распространении и утверждении ислама среди большого числа народов, которые, как отмечалось выше, имели свои неповторимые особенности. Поиск удовлетворительного ответа на данный вопрос может идти по многим направлениям. Но мы остановимся лишь на одном, близком нам. Нам представляется, что нельзя упускать из виду общие черты, доисламских верований российских народов, ставших мусульманами. И, конечно же, надо искать сходство в их доисламских верованиях, с одной стороны, и арабских - с другой.

 

«Тейри неба – тот, кто создал землю и небеса…»

Утверждение ислама среди арабов шло невиданными в истории религий темпами. Когда Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) узнал от ангела Джибраила о том, что Аллах избрал его Своим посланником, в это поверили всего несколько членов его семьи. В 622 году, когда члены мусульманской общины во главе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) вынужденно переселились из Мекки в Медину, их было 450. Спустя 10 лет численность мусульман в Аравии достигла 100 тысяч. Чем же объяснить тот факт, что арабы так быстро стали мусульманами, признающими Единого и Единственного Аллаха?

В богословской и научной литературе подчёркивается, что арабы до ислама были язычниками. И с этим нельзя не согласиться. Однако о какой стадии развития язычества может идти речь? О том язычестве, когда люди поклоняются в одинаковой степени множеству богов, их изображениям в виде идолов? Или о таком уровне религиозного сознания, когда приверженцы религии почитают единого Бога-Творца и Создателя, но одновременно признают и других богов? Ответ на данный вопрос содержится в Священном Коране – Слове Аллаха.

Задолго до появления ислама арабы поклонялись Аллаху. К этому их призывали все пророки и посланники, которые направлялись к ним Всевышним Аллахом до Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Арабы знали, что именно Он является творцом Вселенной: «А если ты их спросишь: «Кто сотворил небеса и землю?» – они скажут: «Аллах» (39:39). Когда их поражало какое-либо несчастье, они прибегали за помощью к Аллаху – своему Господу с раскаянием и мольбами о помощи. Но после того, как Он наделял их Своей милостью, они могли забыть, к чему «взывали раньше». При этом они придавалии «Аллаху подобных» (39:11), т.е. - идолов. Это означает, что арабы поклонялись и другим, второстепенным богам, кроме Аллаха. Коран свидетельствует о том, что доисламские арабы «придавали Аллаху сотоварищей» (72:20), «призывали вместе с Аллахом другого бога» (28:88), взяли «покровителей помимо Него» (42:4), «помимо Аллаха заступников» (30:44).

Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) выпала высокая честь – завершить переход арабов к подлинному единобожию, убедить их в том, что их Бог – «только Аллах, кроме которого нет божества» (20:98) и нет у них «помимо Него защитника и заступника» (32:3). Я думаю, что этому в немалой степени способствовала деятельность пророков, которые были до Мухаммада, а также то, что арабы знали и поклонялись Аллаху – Создателю небес и земли.

Я думаю, что в доисламских верованиях арабов и российских народов, принявших в разное время ислам, имеется немало сходства. Рассмотрим, к примеру, доисламские верования тюркских народов (татар, башкир, балкарцев, ногайцев и др.). Накануне принятия ислама все они являлись язычниками, но находившимися именно на такой же или близкой стадии религиозного развития, что и доисламские арабы. У них имелось верховное божество Тенгри (у татар и башкир), Тейри, Тегри (у балкарцев и карачаевцев). Это имя известно нам из древнейших тюркских надписей (в форме Тенгир) и означает «Бог», «небо» (отсюда Кёк Тейри (Бог Неба) у балкарцев и карачаевцев). В древнем гимне следующим образом подчеркнут его статус Бога, господствующего над миром и всеми остальными богами:

«Тейри неба – один (единственный, истинный) тейри,

Остальные тейри – тысяча тейри.

Тейри неба – тот, кто создал землю и небеса, –

Тот, кто каждый день дарует нам рассвет».

Тейри (Тенгри) был всевластным и вездесущим, создателем жизни и владыкой Вселенной. Об этом поется в другом гимне:

Тейри, Тейри!

Властвующий над землями и водами…

Ты – в скале, ты – в реке…

Из капли воды – кровь, из крови – душу создавший.

Даруй нам вечно от света и огня своего,

Ты – в огне, ты – в воде,

Слева и справа, слева и справа!

Твое богатство – что море,

Без тебя нет исхода…

Заметим, что и у нетюркских народов Северного Кавказа накануне принятия ими ислама сформировалась вера, близкая к признаниюсуществования единого Бога, стоящего над всеми другими богами. Так, черкесы поклонялись Тхъэ. Вера в него вытеснила языческие божества, некогда почитаемые всеми адыгами. Среди чеченцев и ингушей, наряду с предками, которым поклонялись отдельные роды, появились общенациональные патроны («Галь-Ерды» у ингушей, «Мезир» у чеченцев).

По священному Корану, Всевышний Аллах посылал своих пророков с проповедью единобожия ко всем народам мира. К сожалению, мы не располагаем данными о пророках, которые проповедовали среди тюркских народов. Нет у нас и ответа на вопрос о наличии или отсутствии у них в прошлом Священного писания. Но, я думаю, что приведённые выше отрывки из древнего гимна дают нам основание утверждать, что по воле Аллаха тюркские народы были близки к принятию единобожия, признанию Аллаха своим Единым и Единственным Богом. Почитание ими Тенгри свидетельствует о наличии явного сходства между доисламскими верованиями арабов и тюркских народов. Это вовсе не означает отсутствие различий между их верованиями. Однако имеющееся сходство послужило одной из важных причин принятия ислама тюркскими народами. А тому, что имеющиеся различия постепенно отошли на второй план, в немалой степени способствовала одна из важных особенностей ислама как религии.

 

«Аллах хочет разъяснить вам и вести по обычаям тех,которые были до вас…»

В Священном Коране неоднократно встречаются строки, сходные по содержанию с аятом, вынесенным в заголовок этого раздела (4:31). Ислам с уважением относился как к доисламским верованиям и обычаям арабов, так и тех народов, среди которых он распространялся. Коран исходит из того, что самое главное – это вера в существование Аллаха, Его единственность и господство (таухидар-рубубийа), признание того, что божественной природой обладает только Аллах (таухид аль-улюхийа), признание основ религии и соблюдение предписаний Аллаха, связанных с исполнением религиозных обязанностей. Все остальное, по исламу, является второстепенным и не препятствует тому, чтобы любой человек стал хорошим мусульманином.

Многие из тех людей, которые пишут об исламе, стараются подчеркнуть, что отдельные элементы религиозной жизни, проявления религиозности существовали ещё до ислама и поэтому якобы являются языческими. Ислам, как говорилось выше, сформировался среди народов, у которых были распространены языческие верования. Как же Всевышний Аллах отнёсся к этому? Он однозначно и категорически отверг ряд норм, которыми арабы руководствовались до ислама (женитьба на тех, на ком были женаты отцы, обычай закапывать новорожденных девочек и т.д.), запретилупотреблять вино и свинину.При этом многие жизненные ситуации Всевышний Аллах разрешил решать в соответствии с принятыми обычаями (развод и все связанные с ним формальности – правила повторного вступления в брак разведённых мужчин и женщин, взаимоотношения разведенных мужа и жены, включая дальнейшее обеспечение жены, а также рожденного после развода ребенка, и т.д.). А если мы внимательно рассмотрим предписания Аллаха относительно выполнения религиозных обязанностей, то обнаружится, что они вошли в ислам из доисламских верований арабов. Это касается, например, поста, о котором в Священном Коране сказано: «Предписан вам пост, так же как он был предписан тем, кто был до вас…» (2:179). То же самое можно сказать и о предписании совершать хадж и обрядах, связанных с выполнением данного указания.

Богословами и учёными-религиоведами давно признан следующий неоспоримый факт, касающийся нашей религии. Ислам с исключительной терпимостью относится к своеобразию местных культур, быстро приспосабливается к местным верованиям и обычаям (но при этом, естественно, ислам никогда не уступает в главном, касающемся основ веры, о чем уже было сказано выше). Об этом наиболее убедительно свидетельствует следующий факт. Тюркские народы, о которых шла речь выше, даже став мусульманами, наряду с именем Аллаха употребляли и употребляют для Его обозначения привычное для них Тенгри (Тейри, Тангри и др.).

Когда речь идёт об особенностях ислама, способствовавших его быстрому распространению и, самое главное, глубокому проникновению в сознание и поведение людей, я думаю, что надо иметь в виду и следующий факт, весьма существенный для понимания данной проблемы. За редчайшими исключениями, российские мусульмане являются ханифитами – последователями одной из четырёх правовых школ ислама. По мнению одного из виднейших мусульманских богословов, ханифиты, в отличие от последователей других школ, являются людьми разума. Так их назвали потому, что ханифиты при решении жизненных проблем исходят не из «буквы», а из духа установлений ислама, которые, как отмечалось выше, отличаются исключительной терпимостью и уважением к местным особенностям. В результате народы, принявшие ислам, наряду с шариатом, продолжали руководствоваться и адатом – совокупностью не фиксированных письменно обычаев, которые служили для них руководством в общественной и семейной жизни. С принятием ислама у них образовались суды, руководствующиеся установлениями шариата. Но параллельно с ними продолжали действовать и адатские суды. И за мусульманами оставалось право обращаться в любой из имеющихся судов. При этом решения обоих судов считались одинаково законными. Оставались в силе и многие жизненные нормы, которые не согласовывались с шариатом. У черкесов, например, шариатские установки относительно поведения женщин соблюдались лишь замужними. А девушки не носили покрывала; они могли появляться в мужском обществе, петь и плясать с молодыми людьми. Девушки бывали с открытым лицом в гостях, где присутствовали молодые люди, восхищавшиеся их красотой, но при этом оставались весьма целомудренными.

 

«И не препирайтесь с обладателями книги…»

Однако ислам на территории России распространился не только среди язычников, но и среди людей, исповедовавших христианство. Общеизвестно, что на Северном Кавказе христианство получило заметное распространение задолго до того, как на эту территорию пришли арабы. Христианство православного толка северокавказцы стали исповедовать значительно раньше, чем Русь была крещена. Его распространение было связано с деятельностью миссионеров и купцов, прибывавших из Византии во времена императора Юстиниана (VIв.). Одним из главных центров христианства в данном регионе был Дербент; оттуда и началось распространение ислама. На Северо-Западном Кавказе действовали 4 православные епархии, а вXIVв. даже была организована митрополия, что говорит о значительном распространении православия в этом регионе. Свои храмы имели черкесы, абазины и другие народности, жившие также в верховьях Кубани.

На Северном Кавказе получило распространение даже католичество. ВXIIIXVвв. миссионерами Папы Римского там были созданы итальянские колонии, а в 1320 г. начала действовать епископская кафедра. С 1439 г. у адыгов были католический архиепископ, а также ряд епископов.

Чем же можно объяснить тот факт, что последователи развитых к тому направлений христианства отошли от них, предпочли ислам этим религиям? Ислам и в других районах мира (на Ближнем Востоке, в ряде стран Европы, Средней Азии и т.д.) распространялся среди последователей христианства и иудаизма, постепенно вытесняя их. В связи с этим в религиоведческой литературе, особенно западной, давно уже обсуждается вопрос о «превосходстве» ислама над этими религиями. Но не следует представителю любой религии рассуждать о превосходстве своей веры над другими. Вот почему я ограничусь лишь одним аспектом этой проблемы, связанной непосредственно с исламом.

Многое уже было сказано о том, что иудаизм, христианство и ислам возникли на одной территории – Аравийском полуострове, у одних и тех же народов. У последних, помимо места обитания, было очень много общего – история, опыт ведения хозяйства, жизненные нормы и правила, традиции и обычаи, нравственные ценности. Общими были также их религиозные верования до возникновения двух единобожных религий – иудаизма и христианства. Основой упомянутых религий стали те верования, которые имелись у народов полуострова. Ислам позднее опирался на те же самые основы, чем и объясняется наличие большого сходства в вероучении, культе, этическом учении трёх религий. При этом ислам не отрицает своей генетической связи с христианством и иудаизмом. Более того, учение ислама исходит из обязательности для мусульман почитания пророков, которые когда-то были общими для всех народов, но затем вошли в Священное Писание иудаизма и христианства – Библию. Ислам требует от своих последователей почитать Библию, называет иудеев и христиан «людьми Писания», а иудаизм и христианство – религиями, ниспосланными Богом. В Коране неоднократно повторяется эта мысль: «Поистине, те… которые обратились в иудейство, и христиане… – им их награда у Господа их, нет над ними страха, и не будут они печальны» (2:59); «И не препирайтесь с обладателями книги (с иудеями и христианами. –Авт.), иначе как чем-нибудь лучшим, кроме тех из них, которые не справедливы, и говорите: «Мы уверовали в то, что ниспослано нам и ниспослано вам. И наш Бог и ваш Бог един, и мы Ему предаемся» (29:45).

Мне представляется, что эта особенность вероучения ислама была одной из главных причин успеха мусульманства среди христиан. Эта особенность, признаваемая и христианским духовенством, не могла не импонировать христианам, которые в силу различных обстоятельств решали для себя важный вопрос – принимать или не принимать ислам.

Следует также подчеркнуть, что, согласно учению ислама, последователей христианства нельзя принуждать, а можно лишь приглашать к принятию ислама. К сказанному необходимо добавить, что практически нет данных о нарушении этого правила на Северном Кавказе. Не вызывает сомнения и тот факт, что переход от христианства к исламу происходил самым мирным путем, без принуждения. А вот о причинах важнейшего выбора, перед которым оказывались поставленными христиане, могут свидетельствовать рассуждения русского религиозного философа и учёных-немусульман.

Владимир Сергеевич Соловьев(1853–1900) – знаменитый русский религиозный философ:

«В предании о ночной поездке Мухаммада в Иерусалим рассказывается, между прочим, как в «доме поклонения» Пророку после молитвы были предложены три чаши: одна с медом, другая с вином и третья с молоком, – и он выбрал из них последнюю.

Между языческой чувственностью (мёд) и христианскою духовностью (вино) ислам и в самом деле есть здоровое и трезвое молоко: своими общедоступными догматами и удобоисполнимыми заповедями он питает народы, призванные к историческому действию».

(Соловьев В. Магомет. Жизнь и религия. С.-Петербург, 1896. – С. 78).

Вахтин Юрий Борисович(учёный-востоковед, сын и соавтор известной русской писательницы Веры Пановой):

«Читателям, осознающим свою культурную общность с восточно-европейской цивилизацией, развивавшейся под воздействием православного христианства, и читателям, которым близки традиции исламской цивилизации, я хочу напомнить о том, что ислам формировался в тесном взаимодействии с различными течениями именно восточного (православного) христианства, а потому взаимопонимание между православными и мусульманами в значительной степени облегчено. Так было на протяжении более чем тысячелетней истории нашей страны, и в наши дни можно видеть черты сходного отношения ко многим явлениям жизни у представителей этих цивилизаций».

(Ю. Б. Вахтин. Послесловие // В кн.: Панова В.Ф., Вахтин Ю. Б. Жизнь Мухаммада. М.,1990. – С. 491).

Лапицкий Марк(доктор исторических наук, профессор Всероссийской Академии внешней торговли, ведущий научный сотрудник Института сравнительной политологии):

«Сила ислама - в его простоте, доходчивости, близости родовому сознанию. Он заменяет закон доступной любому человеку системой предписаний. Именно эта простота облегчила широкое распространение ислама. Традиции Корана, соединившись с традициями многочисленных местных культур, с наследием античной философии, дали философский рационализм и суфизм…

Этическим своеобразием ислама (в отличие от иудаизма и христианства) можно считать слитность, нерасторжимость его нравственных норм с другими нормами, регулирующими человеческие отношения. Мусульманская этика накрепко связана с практической жизнью. В ней нет высокого парения над действительностью, как в христианстве. Ислам не ограничивается указанием пути, его этика не построена на абстрактных принципах - она конкретна, даже прагматична. Этика христианства и мусульманства даёт ответы как бы на разные вопросы: первая – зачем следует быть нравственным, вторая – каким путем можно этого достигнуть. Коран не наставляет на путь веры, а уже исходит из нее; он – руководство к действию, к активному вмешательству в жизнь».

(Лапицкий Марк. Труд и бизнес в зеркале религий. М., 1998. – С. 142).

«Ислам минбере», 2000 г. № 5