БИСМИЛЛАХИР РАХМАНИР РАХИМ!

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!

Дорогие участники конференции! Многоуважаемые гости!

Пройдет немногим более двухсот дней, и человечество начнёт жить в новом веке, в новом тысячелетии. Распространение ислама, утверждение его в странах Азии, Африки и Европы стало одним из важнейших явлений не только религиозной, но и политической истории человечества в уходящем тысячелетии. Появившись на исторической арене в начале седьмого века, ислам по прошествии всего лишь двадцати лет после смерти Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) пришёл на территорию нынешней России - в Дагестан. Это случилось в 642–643 годах григорианского, 20–21 годах мусульманского календаря. Через два века мусульманами стали и предки современных татар, которые, в свою очередь, стали проповедовать ислам среди предков башкир. Но именно в этом тысячелетии ислам окончательно утвердился в России среди дагестанцев, татар и башкир, охватил все народы Северного Кавказа.

Сейчас идёт 1421-й год хиджри – мусульманского календаря. Для нас, мусульман России, он весьма знаменателен. Если исходить из данных авторитетнейших источников, общепризнанных как религиозными, так и научными деятелями, в этом году исполняется 1400 лет с начала распространения ислама на территории современной России.

Эта дата для нас, мусульман России, важна по многим причинам. Отмечая её, мы обращаемся к истокам. Пытаясь понять причины принятия ислама каждым из российских мусульманских народов, мы будем лучше представлять, осознавать роль ислама в истории и культуре каждой нации. Обращаясь к прошлому, мы будем лучше понимать наши сегодняшние проблемы и трудности, находить пути их преодоления. А без этого нельзя правильно прогнозировать развитие ислама, представлять его будущее.

Мы понимаем, что через двести с лишним дней начнется не просто новый год, новое тысячелетие. Человечество вступает в новую жизнь, которая будет предъявлять к каждому из нас принципиально новые требования, отличающиеся от сегодняшних. Как мусульмане будут чувствовать себя в этих условиях? Сумеют ли они занять достойное место? Чем ислам может помочь им в этом? На эти и другие вопросы нам предстоит ответить как в ходе этой конференции, так и на последующих юбилейных мероприятиях.

Разумеется, нам бы хотелось, чтобы наш юбилей стал событием и в жизни других народов нашей страны, последователей других религий, всего общества. Ведь речь идёт не о мусульманских народах, которые появились в России недавно, а о народах, веками живших здесь, на своей исторической родине, на землях, где находятся могилы их предков. Разные события происходили в истории народов сегодняшней России. Но, я думаю, среди них было больше мирного и созидательного, общих горестей и радостей, совместных ратных и трудовых подвигов во имя общей для всех Родины. И в счастливые, и в трудные для неё времена мусульмане оставались вместе с другими народами, вносили свой вклад в развитие экономики и культуры страны, вставали на её защиту. И, я думаю, они вправе рассчитывать на внимание со стороны государства, общества к такому событию, как 1400-летие начала распространения ислама среди них.

Уважаемые дамы и господа!

Мусульманами являются народы Дагестана и сибирские татары, чеченцы и башкиры, татары и черкесы, ногайцы и кабардинцы, балкарцы и ингуши. Каждый из этих народов имеет свои неповторимые особенности. Они говорят на разных, зачастую не связанных между собой языках, у них разные традиции и обычаи, в их жизненных ценностях и ориентирах имеются явные отличия. Но их объединяет общая вера в Аллаха, принадлежность к исламу.

В небольшом докладе трудно осветить путь, пройденный исламом в России за четырнадцать веков. Ведь за это время он стал религией множества народов, оказал всестороннее влияние на их жизнь, отразился на их политической и культурной истории. Поэтому я остановлюсь на нескольких ключевых аспектах распространения ислама и деятельности мусульманских организаций в прошлом. Как мне представляется, они очень важны для понимания современного положения ислама, отношения мусульман к своей религии.

Первый аспект связан с объяснением преданности мусульманских народов своей религии. Причем это касается абсолютного большинства населения, а не только людей участвующих в религиозной жизни и посещающих мечети. В чем же заключается причина этой преданности? Ответ на данный вопрос может дать исследование причин распространения ислама на территории России. Существует довольно популярное мнение о том, что ислам распространялся «огнём и мечом», то есть, был навязан силой. Действительно, ислам появился в Дагестане после прихода арабских, а в некоторых других районах Северного Кавказа – турецких войск. Но с приходом иноземцев было связано лишь начало распространения ислама, а не его утверждение, тем более - окончательное. Понадобилось очень много времени для того, чтобы ислам полностью утвердился на той или иной территории, проник в быт и сознание не отдельных личностей, а всего народа, стал основой его бытия. В Дагестане, откуда началось распространение ислама в нашей стране, ислам утвердился более чем за тысячу лет, в Чечне и Ингушетии этот процесс, как минимум, занял три века, в Кабарде почти пять, а в Башкортостане - шесть столетий. И процесс этот, подчеркну, шел исключительно мирным, миссионерским путём.

Ответ на поставленный выше вопрос может быть только таким: более тридцати народов России пришли к исламу осознанно, сделав выбор между ним и своими языческими или христианскими верованиями. Чем это можно объяснить?

Утверждению ислама, как нам представляется, способствовало несколько обстоятельств. Священный Коран свидетельствует о том, что Всевышний Аллах посылал пророков с проповедью единобожия ко всем народам. Мы, к сожалению, не знаем имён пророков, действовавших среди предков татар, башкир и народов Северного Кавказа. Не знаем мы и о том, были ли у них книги, ниспосланные Аллахом. Но нам известно следующее: ко времени принятия ислама все они, наряду с почитанием множества второстепенных богов, пришли к признанию верховного Бога – Единственного и Истинного. Того, «кто создал землю и небеса» и «каждый день дарует рассвет». Татары и башкиры называли Его Тенгри, балкарцы и карачаевцы Тейри, Тегри. Вера, близкая к признанию существования Единого Бога, сформировалась и у нетюркских народов Северного Кавказа. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду.

Ислам основан на исключительно уважительном отношении к доисламским верованиям арабов и других народов, к сложившимся у них обычаям и традициям, жизненным нормам. В Священном Коране неоднократно говорится об этом: «Аллах хочет разъяснить вам и вести по обычаям тех, которые были до вас» (4:31). Именно этим объясняется многообразие проявлений ислама, глубина и прочность его воздействия на мусульман, преданность последних своей религии. Терпимость ислама к местным обычаям проявилась и в том, что, став мусульманами, тюркские народы продолжают употреблять слово Тенгри как эквивалент Аллаха.

Кроме вышеперечисленных, ислам обладает и другими достоинствами, которые ускорили его утверждение не только среди язычников, но и среди христиан Северного Кавказа.

Если мы хотим правильно понять современный ислам и его проявления, то нам необходимо иметь в виду следующий исключительно важный аспект, связанный с последствиями распространения нашей религии. Только после принятия ислама многочисленные племена объединились в известные нам народы. Так, татарская (булгарская) народность состояла из четырёх племенных групп. Предки черкесов были известны под этническими терминами «кабардинцы» и «бесленеевцы», а также под общим названием «адыги». Но адыгами считали себя не только они, но и абадзехи, адамии, бжедухи – всего существовало 18 этнических групп со своими локальными этническими названиями. В сводном списке родоплеменного состава башкир было представлено 46 племенных, 128 родовых этнонимов и около 2000 названий родовых подразделений. Благодаря исламу, были преодолены ранее существовавшие племенные и родовые различия, деление на «своих» и «чужих», сформировалось представление об общности многих племен и родов. Принятие ислама позволило человеку выйти за рамки рода и племени, обрести принадлежность к более широкому понятию - «народ».

Таким образом, ислам пришел в жизнь каждого из мусульманских народов ещё до того, как он сформировался, вышел на арену под своим именем. В результате принадлежность к исламу стала важнейшим признаком каждого народа и его представителя. О том, насколько сильна была такая взаимосвязь национального и религиозного аспекта в сознании людей, свидетельствует следующий факт. У всех мусульманских народов России, даже у тех, которые приняли ислам сравнительно недавно, сформировалось убеждение в том, что они генетически связаны с ближайшими потомками и сподвижниками Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), а ислам распространялся среди них виднейшими религиозными деятелями. Приведу яркий пример, касающийся многих мусульманских народов России. До наших дней дошел письменный памятник тюркоязычных народов «Книга Коркута». Такое название было дано ему потому, что он ведётся от имени Коркута – народного певца. Данная книга была написана вVIVIIIвеках, когда тюркские народы обитали на своей исторической Родине – в Сибири и на Алтае. Тогда тюрки не могли быть мусульманами. В более поздних вариантах книги Коркут стал восприниматься другом Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который всегда держался у его ног, учился у него. Мавзолеи Коркута находятся в ряде мест обитания тюрков, например, в Дагестане, вблизи Дербента. Согласно местному преданию, «имам Куркуд» выступал как проповедник мусульманства среди язычников-лезгин.

Можно привести и другие примеры. Родословная Идегея (Едигея) – реального исторического лица, действовавшего в концеXIV– началеXVвеков, героя эпоса многих тюркских народов, в легендах возводится к праведному халифу Абу Бекру (мир ему). У татар существует предание, согласно которому, происхождение их древнего названия «билар», «булар» («мудрый человек») связывается с мусульманским купцом, убедившим их царя и царицу принять ислам. По одному из преданий, черкесы ведут своё начало от двух братьев Чера и Кеса – арабских князей, выехавших из Аравии и ставших родоначальниками горских народов. В Дагестане распространение ислама связывается с именами родственника пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Хамзы и курейшита Аббаса – халифа, повелителя правоверных.

Многоуважаемые участники и гости конференции!

Мне хотелось бы подробно остановиться на последствиях распространения ислама по территории России. Народы Дагестана, Татарстана и Башкортостана стали мусульманами в период расцвета культуры на всем Ближнем Востоке, вызванного появлением и утверждением ислама в этом регионе, внесли свой вклад в развитие мусульманской цивилизации. Благодаря религии, все мусульманские народы достигли высокого уровня грамотности, При каждой мечети действовала школа, а в крупных населенных пунктах - высшие школы (медресе). В одном только Дагестане таких школ было 900. Любопытно, что мусульманские школы работали и на кочевьях, где отдельные народы проводили значительное время. Результаты столь широкого распространения школ были очень впечатляющими. Сошлюсь на одно объективное свидетельство очевидца. Инспектор Казанского учебного округа, в который входили Казанская, Вятская, Симбирская, Саратовская, Самарская, Астраханская губернии, писал в 1916 году: «В России трудно указать народность, среди которой была бы так широко распространена грамотность, как у казанских татар. Безграмотного татарина можно встретить очень редко. И это обусловливается возможностью для каждого мусульманина научиться грамоте, потому что в каждой деревне, как бы она ни была бедна и малочисленна, есть школа» (Коблов Я. Д. Конфессиональная школа казанских татар. – Казань, 1916. – С. 3–4).

С исламом связано также утверждение норм высокой нравственности, позволяющие мусульманам и в наши дни вести трезвый образ жизни, сохранять прочные семьи, не бросать детей и стариков, совершать меньше преступлений, любить родную землю, не покидать, а обустраивать её.

Но у меня нет возможности останавливаться на всех положительных последствиях распространения ислама. Это заняло бы слишком много времени. Поэтому позвольте также вкратце остановиться на тех уроках, которые даёт нам многовековая история существования ислама в России, которые необходимы нам, сегодняшним мусульманам, и их духовным лидерам. На уроках, которыми мы, к сожалению, не всегда пользуемся.

Многоуважаемые дамы и господа!

В течение всего периода своего существования ислам был универсальной религией, способной объяснять современность. Он всегда соответствовал постоянно изменяющимся условиям жизни общества и формировал мировоззрение мусульман под их воздействием. Эта особенность ислама следует из учения Корана о новом творении – «халки джадид», то есть, о постоянном обновлении социально-нравственных и правовых аспектов учения ислама в соответствии с изменяющимися условиями. Пророк наш Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил по этому поводу, что «муджадиды» – «реформаторы» - будут появляться среди мусульман в каждом веке.

Быть гибкими и отвечать новым запросам верующих позволяет особенность правовых школ ислама, которые распространены в России. Они во всех жизненных ситуациях исходят не из «буквы», а из духа установлений ислама, терпимо и уважительно относятся к новым явлениям, возникающим в жизни мусульман.

Благодаря перечисленным выше особенностям, а также наличию высокообразованных улемов-богословов, ислам в России всегда был чутким к изменениям, происходящим в обществе. Приведу один характерный пример. Приверженность мусульман сложившимся традициям, в том числе и в системе образования, в течение многих веков носила религиозный характер. С началом развития в России капиталистических отношений появились люди, которые задумались над тем, каково будет мусульманам существовать в новых условиях. Как правило (мне хотелось бы подчеркнуть), эти люди были служителями ислама или их детьми. Они составляли самую грамотную часть населения, вели за собой нацию. Естественно, что ответы на запросы времени они искали и находили в исламе – основе жизнедеятельности мусульман. И в условиях развивающегося капитализма они нашли единственно верный путь, следуя которому, мусульмане могли успешно адаптироваться к новым условиям. Это был путь реформирования системы образования, которая носила полностью религиозный характер. Путь не простой, ломающий многовековые устои, традиции. Как значительной части духовенства, так и рядовым мусульманам было трудно отказаться от многовековой устоявшейся и, самое главное, привычной системы образования. Им казалось, что если учить детей светским, европейским образом, то они могут отойти от ислама. Среди ратовавших за изменение работы религиозных школ были башкиры Мухаметсалим Уметбаев и Мифтахеддин Акмулла, татары Марджани и Баруди, кабардинцы Исмаил и Сафарали Урусбиевы, адыгские просветители Шора Ногмов, Султан Довлет Гирей, Талиб Кашежев, дагестанцы Гаджи Магомед, Гаджи Али Чохский, Магомед Эфенди Османов и многие другие. Им было очень нелегко. Среди мусульманских улемов, как и повсюду, было немало людей, которые отстаивали идею о вечности и неизменности сложившейся системы, выступали против нововведений. Но в трудном противостоянии с консервативно настроенными коллегами джадиды сумели внести заметные изменения в действовавшую веками систему, приблизить её к потребностям времени. Замечу, что на этом пути они достигли немалых успехов. Приведу лишь один официальный документ, который лучше всего демонстрирует их успехи. Это – «Обзор учебников, принятых к употреблению в татарских школах за 1911–1913 годы», подготовленный в 1917 году в Казани цензурным комитетом. В «Обзоре» анализировалось 394 «общепринятых учебников», издаваемых давно и выдержавших несколько изданий. 70% этих учебников составляли книги по светским, а не религиозным наукам. Среди них были книги по методике преподавания математики, естествознанию, ботанике, химии, анатомии и гигиене, логике, этике.

Почему для нас важен опыт джадидов? Сегодня никто не сомневается в необходимости обучения детей и взрослых светским наукам. Такой проблемы в наши дни не существует. Но это не означает, что у нас нет поводов для серьезных раздумий о том, куда идём мы, российские мусульмане, и по какому пути нам идти.

Во времена джадидов, как это ни странно звучит, было проще ответить на такие вопросы. Тогда и сторонники реформ, и их противники имели собственные печатные издания, учебные заведения, открыто отстаивали свои взгляды, нередко - противоположные. У нас пока не сложилась такая ситуация. Но означает ли это, что не существует и проблем, разных взглядов на будущее ислама в России, практических действий на этом пути? По-моему, проблемы эти имеются, причём, весьма серьезные. Разве не является реальным наличие религиозного экстремизма? Разве у нас нет террористов, пытающихся представить себя борцами за ислам? Разве у нас мало людей, которые хотели бы свести современную религиозность к буквальному возврату прошлых форм жизни, включая ношение чадры, многожёнство, изоляцию от достижений современной цивилизации, науки и техники, представителей других религий и культур? Ответы на эти вопросы, я думаю, вполне ясны. И если нынешняя религиозная обстановка в России сохранится, то явления такого рода в перспективе будут расширяться. А это уже идёт вразрез с интересами как самого ислама и мусульман, так и всего общества.

Мы, религиозные деятели, должны изменить ситуацию, когда религиозная жизнь и жизнедеятельность общества во многом идут параллельными, но не пересекающимися путями. Страна переживает бурный этап изменения сложившихся экономических отношений, идёт дальнейшая демократизация всех сторон жизнедеятельности общества. Всё вышеупомянутое предъявляет новые требования к населению, в том числе и к мусульманам. Готовим ли мы молодёжь к жизни в новых условиях? Думаем ли о том, чтобы из богатейшего учения ислама отобрать и пропагандировать то, что помогло бы молодым людям? К сожалению, нет.

Существует и ещё одна проблема, которая должна нас волновать. Доля мусульман в общей численности населения страны растёт как за счёт более высоких показателей рождаемости, так и миграции. Миграция мусульман не только из Средней Азии, Азербайджана и Северного Кавказа, но и стран дальнего зарубежья в центральные, восточные и западные районы России идёт нарастающими темпами. В более чем 10 субъектах России, кроме «мусульманских» республик, последователи ислама составляют весьма заметное меньшинство (от 3–5 до 30% от общей численности населения). Мигранты, проживавшие, как правило, в мононациональной исламской среде, становятся жителями такой же мононациональной, но уже, как правило, православной среды. Готовы ли мусульмане безболезненно адаптироваться к новой среде? Готовы ли их принять в свою среду люди, которые соблюдали только свои устои в течение многих веков? Не появятся ли недовольные и с той, и с другой стороны? К чему всё это может привести? Какими путями мы можем облегчить жизнь мусульман в новых районах? Выше я перечислил лишь несколько актуальных для нас направлений, которые необходимо учитывать, когда речь идёт о миграции мусульман.

Нам необходимо всерьёз задуматься над тем, насколько наша деятельность соответствует новым условиям, как принципиальные изменения в жизни общества находят отклик в деятельности религиозных объединений и Духовных управлений, в содержании религиозной пропаганды. Мы сегодня располагаем огромными возможностями благотворного воздействия на умы миллионов мусульман. В нашей стране действует свыше 5000 мечетей и молитвенных домов, около 50 Духовных управлений мусульман. Но в какой степени и в каком направлении они оказывают влияние на последователей ислама? Мне кажется, что мы плохо используем имеющиеся у нас возможности. Религиозная пропаганда практически полностью оказалась в руках имамов мечетей. К сожалению, в подавляющем своём большинстве это - люди, не обладающие достаточными религиозными и светскими знаниями для работы в современных условиях. Не осознанно, а именно из-за отсутствия необходимых знаний они представляют своим слушателям ислам как жёсткую систему, не поддающейся влиянию времени. При этом, как нам представляется, они не получают должной поддержки со стороны Духовных управлений мусульман. За редчайшими исключениями, упомянутые выше Духовные управления не издают соответствующую духу времени, менталитету и потребностям наших мусульман религиозную литературу, не готовят и не рассылают тексты проповедей, затрагивающих актуальные для них проблемы, не принимают фетвы – разъяснения по злободневным вопросам.

Следует также учесть, что в пропаганде ислама активно участвует множество молодёжных, женских, благотворительных и других организаций, местных и зарубежных. Именно они являются основными поставщиками религиозной литературы, тенденциозно освещающей учение ислама.

Я думаю, что перечисленные выше факторы нельзя сбрасывать со счетов, когда речь идёт о причинах появления и укрепления в рядах российских мусульман «ваххабизма», возможности распространения радикализма и фундаментализма в других (кроме Северного Кавказа) регионах России. «Ваххабизм» в той форме, в которой он проявляется в России – это во многом результат нашей слабости, неумения служителей ислама вести диалог, отсутствия у них должной подготовки. И нам необходимо понять следующее: борьба против религиозного экстремизма только с помощью силовых действий никогда не приведёт к успеху. Желаемый результат может быть достигнут только тогда, когда будет развёрнута продуманная и основанная на учении ислама разъяснительная работа, в которую будут вовлечены все имамы мечетей, сотрудники Духовных управлений мусульман, студенты и преподаватели духовных учебных заведений, руководители религиозных изданий.

Многоуважаемые участники конференции!

Важной гранью исторического опыта, накопленного российским исламом в течение многих веков, безусловно, является опыт мирного сосуществования с последователями других религий, прежде всего - православия. Отношения Российского государства с исламом складывались по-разному – от прямых гонений до веротерпимости, официального возведения ислама в ранг «терпимой» в Российской империи религии. Но всё это практически не затрагивало отношений между обычными людьми, которые всегда жили в мире и согласии, обменивались опытом, делили хлеб и воду, вступали в деловые и семейные отношения.

Я думаю, что обращение к этому опыту в наши дни приобретает особое значение. Вот почему Совет муфтиев России совместно с Международной благотворительной организацией «Комитет мусульман из Кувейта» начали готовить специальный семинар, посвященный изучению и распространению опыта многовекового сосуществования мусульман, которые составляют в России пусть и очень заметное, но религиозное меньшинство, с последователями других религий, в первую очередь - православия. Для нашей страны, вставшей на путь стабилизации всех сторон жизнедеятельности общества, актуальной проблемой становится обеспечение мира и согласия между многочисленными народами. Без стабильности страна не сможет решить стоящие перед ней весьма сложные социально-экономические и политические задачи. И мы убеждены в том, что готовящийся семинар внесет определённый вклад в укрепление единства российского общества.

За последнее время многое было сделано для усиления связей между центрами традиционных религий, совместного участия в решении отдельных проблем. Но, как нам представляется, россиянам – последователям авраамических религий – ещё не удалось по-настоящему осознать наше единство, близость наших вероисповеданий, учений о цели и смысле земной жизни, высоких нравственных ценностей. Мы понимаем, что успех диалога зависит не только от нас, но и от других его участников. Однако тому, чтобы мы сами делали более активные шаги в этом направлении, препятствует проблема, о которой шла речь выше. Это – уровень подготовки служителей ислама.

Однако, следует заметить, что низкий уровень – не вина, а беда мусульманского духовенства. И здесь вновь будет уместным вспомнить историю распространения ислама в России. С конца 20-х годов до начала 90-х на территории России не было ни одного духовного учебного заведения. Физически были уничтожены практически все служители ислама, в том числе - ведущие богословы, все известные джадиды. Переход к новой графике лишил нас возможности читать и знать богатейшую богословскую литературу на языках мусульманских народов. Преемственность в богословии, развитии ислама оказалась полностью прерванной. И сегодняшнему духовенству трудно выполнять свою миссию в столь сложное время.

Сегодня, при всём желании, мы не можем решительно изменить ситуацию даже с дальнейшей подготовкой духовенства. Духовные учебные заведения не имеют новых учебников, учитывающих современность, работают по дореволюционным или иностранным пособиям. Преподавателями многих высших учебных заведений также являются иностранцы. Объединению усилий немногочисленных специалистов для разработки новых учебных программ и пособий препятствует разрозненность Духовных управлений, их стремление решать всё так, как они могут, но зато - самостоятельно. Мы обязаны осознать важность подготовки кадров и пойти на объединение наших усилий. Но нам всё равно невозможно обойтись без поддержки учёных и государства. Проблема подготовки кадров духовенства для такой страны, как Россия, настолько важна, что, я думаю, и государство не должно оставаться безучастным к её решению. Выход мы видим только в скорейшем создании высшего учебного заведения такого типа, которое в Ташкенте на днях посетил Президент нашей страны Владимир Владимирович Путин. Речь идёт о создании крупного учебно-методического центра, в котором одновременно готовили бы учёных-религиоведов и служителей ислама – богословов, велись бы научные и богословские исследования. Такой центр мог бы решать не только наши проблемы. Не секрет, что сегодня в России нигде не готовят исламоведов, специалистов различных отраслей, призванных решать задачи, связанные с необходимостью знать ислам.

Уважаемые дамы и господа!

Выше были приведены некоторые выводы и уроки, к которым мы приходим, анализируя четырнадцативековой путь ислама в России, а также его современное положение. Выводы наши, естественно, не претендуют на полноту и бесспорность. История ислама в России, конечно же, намного богаче, чем можно представить себе из данного доклада. Но мы надеемся на то, что участники конференции, среди которых немало известных учёных, разовьют высказанные нами отдельные положения, сделают предметом обсуждения проблемы, не затронутые в докладе.

Благодарю за внимание.

«Ислам минбере», 2000 г. № 6