«Поистине, Аллах возвышает тех, кто уверовал из вас и кому даны знания, на высокие ступени». (Коран, сура 58, аят 11)
Совет муфтиев России приветствует намерение дать представителям подрастающего поколения, обучающимся в светских образовательных учреждениях, объективные знания о религии как об основе личной и общественной нравственности. Принудительное всеобщее преподавание в нашей стране атеизма в течение 70 лет нанесло большой ущерб нескольким поколениям российских граждан и во многом обусловило ту ситуацию бездуховности и аморализма, которая сложилась в нашей стране сегодня.
Мы положительно оцениваем изъятие из образовательных программ атеистической пропаганды, оскорблявшей религиозные убеждения миллионов наших сограждан, и введение светского научного религиоведения. Религиоведение как отрасль философской науки призвано дать людям рациональные сведения о развитии религиозных учений и институтов в истории человечества. Мы не видим оснований для противопоставления этой дисциплины, использующей философские методы познания, мусульманскому богословию, которое, опираясь на Откровение Всевышнего Творца, также пользуется методом логической непротиворечивости.
Религиоведение изучает религию с позиции светского человека, не имеющего собственного религиозного опыта и не открывшего для себя слова Всемогущего Аллаха, однако и такое познание - методом отрицания существующих в обществе заблуждений - объективно приближает человека к Истине. На наш взгляд, теология и религиоведение в их совокупности могут дополнять друг друга, и это может способствовать лучшему постижению мироздания, к чему нас и призывает Всевышний Творец.
Мы положительно оцениваем идею преподавания теологии в светских образовательных учреждениях. Однако любая идея и любое благое намерение могут быть искажены и доведены до своей противоположности непродуманным исполнением, не согласованным с представителями всех слоёв общества. Богословие, рассчитанное на неподготовленного учащегося и на светское восприятие, может преподаваться в светских, в том числе государственных и муниципальных, образовательных учреждениях при соблюдении следующих условий.
1. Преподавание богословия - христианского, мусульманского и любого другого - не должно носить принудительный характер. Учащиеся должны иметь право конфессионального выбора.
2. В программе должны строго соблюдаться нормы Конституции РФ относительно равенства всех религий и религиозных объединений перед законом, отделения религиозных объединений от государства, недопустимости придания какой-либо религии характера государственной или обязательной, а также недопустимости оскорбления религиозных чувств и убеждений граждан.
3. Мусульманское богословие должно преподаваться мусульманами по учебным пособиям, утверждённым Советом муфтиев России и согласованным с Министерством образования на предмет непротиворечия российскому законодательству.
4. Курс богословия не должен ни противопоставляться религиоведению как светской философской дисциплине, ни заменять его, ни подменяться им.
Мы также поддерживаем идею, содержащуюся в письме, подписанном Патриархом Московским и всея Руси Алексием, Президентом РАН Ю. С. Осиновым, Президентом Российской Академии образования Н. Д. Никандровым и ректором МГУ В. А. Садовничим: все гуманитарные дисциплины обязаны быть объективными и не должны содержать положений, оскорбляющих религиозные и национальные чувства и убеждения граждан.
Мы полагаем, что при соблюдении указанных условий и при взаимодействии органов государства со всеми традиционными религиозными организациями межрелигиозный мир не будет разрушен, а учащиеся смогут получить и современные религиоведческие познания, и духовное назидание о нормах высокой и гуманной морали, которую несёт человечеству ислам.
«Ислам минбере», 2000 г. № 6