ИСЛАМ О ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

«Возвышает Аллах тех из вас… кому дано знание». Об отношении ислама к знанию (материалы к проповеди)

Москва, 1999

Ислам – религия, обращённая в будущее: «О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она уготовала раньше на завтра. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах сведущ в том, что вы делаете!» (59:18). Завтра, по исламу, – это не только потусторонняя жизнь, где человеку придется держать ответ за свою земную жизнь, за все то добро и зло, которое он совершил, и каждой душе будет дано сполна (3:24). Речь идёт и о том, что человек обязан думать о земном «завтра», о том, насколько он готов соответствовать новым требованиям постоянно меняющегося земного бытия. Ислам выступает против тех, кто ожидает помощи Аллаха в преодолении своих трудностей, но сам практически ничего не делает для изменения собственного положения. Аллах поддерживает тех мусульман, которые не только хотят перемен к лучшему, но и сами стараются обеспечить их, делают всё для того, чтобы уверенно чувствовать себя в земной жизни.

Как должен относиться к земной жизни человек, являющийся, по исламу, наместником Аллаха на земле? Какое значение для современного человека имеет вера в Аллаха? Какими положениями религии о земной жизни ему следует при этом руководствоваться? Каким образом он может обрести уверенность и достаток, признание окружающих и самоуважение? Как ему следует воспитывать детей, относиться к последователям других религий? Эти и другие вопросы всегда волновали мусульман. Они особенно актуальны сегодня, в период бурных перемен, происходящих в российском обществе.

1

ВКоране слово «илм» (знание) во всех своих производных встречается почти в 750 случаях. Если же учесть, что Коран в целом содержит около 78000 слов, то получается, что слово «знание» составляет около 1% словаря Священной Книги ислама. По мнению исследователей, это – не случайность, а закономерность. В Коране имеется несколько наиболее важных для учения ислама понятий (Аллах, вера, добро, пророчество, милостыня и др.), которые используются неоднократно с тем, чтобы они прочно отложились в сознании мусульман. Следовательно, овладение «знанием» в исламе – одно из жизненно важных для мусульманина занятий.

Айяты Корана делят знание на две части. Высочайшим уровнем знания, доступным человеку, является религиозное. Всё знает только Аллах, и ничто из божественного знания не может стать известным человеку без Его воли: «Аллах – нет божества, кроме Него, живого, сущего; не овладевает Им ни дремота, ни сон; Ему принадлежит то, что на небесах и на земле... Он знает то, что было до них, и то, что будет после них, а они не постигают ничего из Его знания, кроме того, что Он пожелает...» (2:256). Человек никогда не будет знать больше, чем Бог. Это касается и ангелов: «Они (ангелы) сказали: «Хвала Тебе! Мы знаем только то, чему Ты нас научил. Поистине, Ты знающий, Мудрый!» (2:30). Неведомыми человеку знаниями обладали пророки, но это потому, что знания к ним снизошли от Аллаха: «Вот пришли Мы к ним с книгой, которую изложили со знанием, как прямой путь и милосердие для людей, которые веруют» (7:50).

По Корану, другим видом знания является человеческое. Оно бывает двух видов: элементарное, общедоступное и носящее развитой характер; системное и сложное. Коран неоднократно ссылается на мирское знание, которое может быть приобретено с помощью трёх органов тела: «Скажи: «Он – тот, кто вырастил вас и даровал вам слух, и зрение, и сердце. Мало вы благодарите!» (67:23; см. также 32:8). Именно эти органы являются ответственными за отсутствие знания у человека: «И не следуй за тем, о чем у тебя нет знания: ведь слух, зрение, сердце – все они будут об этом спрошены» (17:38).

Айяты Священного Корана высоко ставят людей, обладающих знаниями, призывают мусульман заняться поисками знаний. Приведу следующие примеры: «Возвышает Аллах тех из вас, которые уверовали, и тех, кому дано знание, на разные ступени» (58:12); «Назидайте, обладающие зрением» (59:2; этот отрывок переводится часто как: «Подумайте, люди понимания», или «Подумайте, люди интуиции»).

2.

Всевышний Аллах поручил своему посланнику Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) «разъяснять людям, что им ниспослано» (16:46), т.е. Коран. Аллах велел мусульманам сделать Его судьёй при решении спорных вопросов между ними (4:68), делать то, что Он разрешил, и удерживаться от запрещённого им (59:7), повиноваться ему во всём (4:62). Ещё в раннем исламе сложился порядок, согласно которому мусульмане после Священного Корана следовали доисламским традициям арабов, а также сунне – традициям, связанным с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует). А традиции эти сконцентрированы в хадисах – его комментариях айятов Корана, изречениях по вопросам вероучения и культа ислама, образа жизни мусульман, их отношения к различным общественным явлениям и т.д. Хадисы содержат также очень много высказываний Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) относительно знания, его значения для мусульман. Не случайно во всех сборниках достоверных хадисов, собранных в разные времена и разными мухаддисами (собирателями хадисов), содержатся специальные разделы, свидетельствующие о том, как высоко Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ценил знание и знающих людей, и призывал мусульман стремиться к овладению ими.

 

Из сборника хадисов, составленныхИсмаилом аль-Бухари(810–870 гг.)

В сборниках хадисов, собранных аль-Бухари, имеется специальный раздел «Китаб ал-илм» («Книга знаний»). Ниже приводятся хадисы из него в изложении и прямых цитатах.

Знание должно предшествовать слову и делу, по слову Аллаха Всевышнего: «Знай же, что нет божества, кроме Аллаха...». Сказав это, Аллах Всевышний начал со знания, ибо, поистине, знающие – наследники пророков, которые завещали им знание. Тот, кто приобрел знание, получил большой удел, а тому, кто вступит на путь поиска знания, Аллах облегчит путь к Раю. Аллах Всевышний, да увеличится слава Его, сказал: «Ведь боятся Аллаха из его рабов знающие...». Аллах Всевышний также сказал: «Скажи: «Разве сравняются те, которые знают, и те, которые не знают?» Пророк же (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Того, кому Аллах делает добра, Он наставляет в религии». Поистине, знание приобретается с помощью изучения... Ибн Аббас же сказал: «Будьте людьми Божьими, то есть кроткими и знающими. Говорят еще, что человек Божий это тот, кто начинает воспитывать людей с помощью малого в знании, а затем переходит к большому».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Стремитесь получать знания, начиная с колыбели и до могилы».

Абдаллах б. Масуд передал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Зависть допустима только в двух случаях: если завидуешь человеку, которому Аллах дал богатство, позволив потратить его подобающим образом, и если завидуешь человеку, получившему от Аллаха мудрость, которой он руководствуется и которую передает другим».

Абу Муса передал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Указания и знание, с которыми Аллах послал меня к людям, подобны обильному дождю, выпавшему на землю. Часть ее была чистой, и она приняла воду и породила множество разных растений. Другая часть земли была сухой и задержала воду, впитав ее, а Аллах сделал ее полезной людям, которые стали пить воду, поить скот и получили возможность обрабатывать землю. Кроме того, дождь выпал и на другую часть земли, которая была ровной и гладкой, и поэтому не задерживала воду, и трава не росла на ней. Все это подобно тем, кто обрел понимание в религии Аллаха, и им принесло пользу то, с чем послал меня Аллах, и они получили знание и стали передавать его другим. Это подобно также и другим, которые не обратили на это внимания и не приняли указаний Аллаха, с которыми я был послан».

Анас передал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, одним из признаков наступления часа воскресения из мертвых будет исчезновение знания и упрочение невежества, неумеренное употребление вина и распространение распутства».

Ибн Умар передал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Однажды я увидел во сне, что мне поднесли кубок молока, и я пил его, пока не увидел, что от насыщения влага выходит из-под моих ногтей, и после этого я дал оставшееся Умару б. Аль-Хаттабу». Присутствовавшие спросили: «Как же ты истолковал этот сон, о посланник Аллаха?» Он ответил: «Молоко – это знание».

В хадисах, собранных аль-Бухари, содержатся и другие высказывания Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), образцы его действий, непосредственно связанных со знанием. Приведу некоторые из них.

Разрешение обучать женщин. Среди перечисленных Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) людей, которые могут ожидать двойного возрождения, есть и человек, который дает образование женщинам.

Обучение должно быть постоянным и регулярным: Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выделил особый день для проповеди женщинам.

Один из признаков Судного Дня: знание не будет отнято у человечества, но учёные исчезнут. Когда не останется учёных, во главе окажутся глупцы. Заблуждаясь сами, они увлекут за собой других.

 

Содержание«Книги о знании»из сборника хадисов Абу Давуда (817–889 гг.)

Поиски знания открывают дорогу в Рай; учёные превосходят благочестивых верующих настолько, насколько полная луна превосходит звёзды; учёные – наследники пророков, а после себя они оставляют не деньги, а знания.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повторял каждое из своих изречений трижды, таким образом указывая на важность повтора в педагогических целях. Он говорил медленно и обдуманно, без всякой ненужной спешки. Передача религиозного знания – это длительный процесс, в него следует вовлекать и тех, кто не является религиозным учёным.

 

Из «Книги о знании» сборника хадисов ат-Тирмизи(умер в 892 г.)

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил о знании и его обладателях: «Оно открывает дорогу в рай»; «Человек в поисках знания – на тропе Господа, пока он не вернется».

«Один религиозный учёный доставляет Шайтане больше неприятностей, чем тысячи благочестивых богомольцев».

«Учёный превосходит благочестивых богомольцев настолько же, насколько я превосхожу нижайшего из вас».

«Учёные на земле сравнимы со звездами на небесах».

 

Высказывания Пророка,содержащиеся в других источниках

«Человек знает до тех пор, пока он ищет знания и продолжает учиться. Когда же он считает, что уже знает, превращается в невежду» (аль Бакри).

Четыре порока знания – это хвастовство своими знаниями и, благодаря этому, ощущение превосходства перед признанными учёными; использование знания в соревновании с дураками или с целью привлечения людей на свою сторону; попытки посредством знания добиться благосклонности со стороны людей, занимающих влиятельное положение.

 

Из высказываний праведного халифа Али

«Тот, кто не знает, не должен стыдиться учиться».

«Человек, которого спросили о чем-то, чего он не знает, не должен стыдиться ответить: «Бог ведает».

«Знание лучше собственности. Ведь знание защищает тебя, тогда как собственность должен защищать ты сам. Тратя собственность, мы теряем ее, тогда как знание от траты процветает».

«Ценность человека заключается в том, что он знает или умеет делать хорошо».

 

Из высказываний праведного халифаУмараб. Аль-Хаттаба

«Люди никогда не относятся к знанию столь же ревниво, как к собственным женам».

«Учёные более склонны к бессоннице и не так торопятся насытиться, как любые другие гости».

Ислам породил в сознании мусульман благоговейное отношение к знанию. Оно формировалось в семье, посредством школьных учебников, книг о воспитании, которые принадлежат перу известных мыслителей далёкого и сравнительно недалёкого прошлого. Мусульмане очень высоко оценивали роль знаний для человека и общества, отводили учёным, образованным людям самое почётное место в жизни общества. О высоком престиже знаний и образованности свидетельствуют многочисленные пословицы и поговорки, народные предания и эпосы, произведения художественной литературы, т.е. всё, что отражает сознание народа, его истинные ценности. Для наглядности приведём несколько высказываний мыслителей, учёных и поэтов-мусульман, представителей разных народов и эпох.

 

Мыслители мусульманского Востока о знании

Персидского мудреца Бузурджмихра спросили, почему богатые не идут к дверям учёных, тогда как учёные идут к дверям богатых. Он ответил: «Потому что учёные знают цену деньгам, а богатые не знают о превосходстве знания».

Бузурджмихр приобрел свои огромные знания благодаря тому, что вставал рано, как ворон, был жадным, как свинья, упрямым и терпеливым, как осел (Башшар б. Бурда).

Знания нужно приобретать в молодости. Обучение в молодости подобно ваянию из камня, тогда как обучение в старости подобно ударам по воде.

«Сын, сиди у ног мудрецов, поближе к ним, ибо Бог дает сердцам жизнь через свет мудрости, подобно тому, как Он дает жизнь мертвой почве посредством небесного дождя» (доисламский мудрец Лукман, именем которого названа одна из сур Корана).

«Преисполненное достоинства спокойствие ученого вызывает у людей желание учиться, а болтливость отталкивает их» (Лукман).

«Задавай вопросы, как глупец, и накапливай сведения, как гений» (Лукман).

Достойны жалости учёные, вынужденные проводить время среди невежд или, что еще хуже, находиться под их властью.

Знание дороже бисера, и его не следует метать перед свиньями, которые в нем не нуждаются.

«Существует четыре разновидности людей. Есть люди, которые знают и знают, что они знают. Задавайте им вопросы! Есть те, которые знают и не знают, что они знают. Они забывчивы. Напоминайте им! Есть люди, которые не знают и знают, что они не знают. Они нуждаются в руководстве. Научите их! И есть люди, которые не знают и не знают, что они не знают. Они невежественны. Сторонитесь их!» (ал-Халил).

«Среди вещей, которых не должен стыдиться благородный человек, называется и услужение ученому с целью обучения у него» (Ибн ар-Рик).

«Приход знания в сердце подобен приходу пищи в тело. Тело воспринимает пищу и питье. Точно так же сердце воспринимает оседающие в них науки, которые являются их пищей и питьем» (Ибн Таймийа).

Ибн Сина (Авиценна): «Просвещенный человек смел. И как ему не быть таким? Смерти он не боится, щедр и великодушен. И как ему не быть таким? Он не чужд великой дружбы и снисходителен (к поступкам) других. И как ему не быть таким? И душою он столь велик, что никакие ущемления людей не коснутся его».

“Кутадгу билиг” – “Благодатное знание”. Так называется первое старейшее и пока единственное сочинение на одном из тюркских языков. Оно написано Юсуфом Баласагунским, который родился и умер в ХI веке. В районы, населенные тюрками, ислам, как известно, принесли арабы, завоевавшие районы их обитания. Начался этот процесс вVвеке и затянулся на многие столетия. А “Благодатное знание”, по мнению исследователей, является сочинением, “основанным на мусульманской идеологии и пропагандирующим эту идеологию”. Оно убедительно свидетельствует о том, что идеи ислама за сравнительно короткий срок пустили глубокие корни среди тюркских народов.

Данная книга интересна также тем, что в ней значительное место отводится знанию, о чем говорит и её назваиие. Ниже приводится отрывок из неё.

Учение – светоч во мраке ночном,

От светоча знанья ты светел челом.

Ученьем и знаньем достигнешь высот.

И два этих блага приносят почет.

Незнающий слеп, – да уверует он:

Лишь оком учения мир просветлен...

“Учась, – я слова мудреца приведу. –

Спасется из ада и грешник в аду!”...

Учёным дано благодарными слыть,

Лишь знающий может правителем быть.

И всюду, во все на земле силу рук

Вложил человек и познанье наук.

Кто мудр и учен – благодарством велик,

А знаньем вершится господство владык,

И к тысячам тысяч свершений вела

Премудрость ученья – ей это хвала!

(Юсуф Баласагунский. Благодатное знание. М., 1983, стр. 51–52).

О том, что знание во все века оставалось для мусульман одной из высших ценностей, свидетельствует “Книга о воспитании” выдающегося татарского просветителя Каюма Насыри, написанная более чем на 900 лет позже “Благодатного знания” (конец ХIXв.). И в ней мысли о необходимости приобретения знаний для молодого человека занимают ведущее место. Приведём несколько отрывков из нее.

“...Наставление третье. Было у одного падишаха несколько сыновей. Все они были высоки, статны, хороши собой, лишь один выделялся хилым сложением и крохотным ростом, и отец ненавидел и презирал уродца. Однако этот его сын был умен и прекрасно образован. “О, отец, – сказал он однажды, – умный человек маленького роста лучше большого невежды, не правда ли? Ведь ценность вещей не определяется их размерами. Камни, что используют для отопления бань, велики, но целый воз их можно купить всего за одну монетку. Жемчуг так мал, но каждый его золотник стоит десять золотых”. Отец и весь его диван одобрительно засмеялись в ответ... Так вот, сын мой, ум и знания не зависят от возраста и внешнего вида человека... Наставление пятое. Когда премудрого Лукмана спросили: “Кто научил тебя мудрости? – он ответил: “Слепцы, которые не ведают, куда ступает их нога...” Хорошенько поразмысли над словами мудрого Лукмана, сын мой, ибо глупцы и невежды бредут во мраке и, подобно слепым, спотыкаются, наталкиваются на препятствия, падают. Они бросаются словами, не думая о последствиях. Потому мудрец сказал, что “постиг мудрость, наблюдая невежд и глупцов...” Наставление тридцать четвертое. О сын мой, когда придется тебе воспитывать детей, будь особенно старателен, пока они малы. Знания, полученные в детстве, подобны орнаменту, выбитому на камне. Прут легче гнется, пока тонок. В нежном возрасте следует внушать понятие о многих науках и давать кое-какие знания даже по математике... «

«Ислам минбере», 1999 г. № 3