БИСМИЛЛАХИР РАХМАНИР РАХИМ!

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!

Ассалляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух!

Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!

Многоуважаемые участники конференции!

Наша конференция посвящена двум знаменательным датам – 95-летию Московской Соборной мечети и 5-летию образования Духовного управления мусульман Европейской части России. За 90 лет, разделяющих эти события, произошло немало кардинальных изменений в жизни российского общества и граждан нашей страны. Упомянутые изменения коснулись и судеб российских мусульман, их религиозных организаций. Однако мы отмечаем два юбилея, объединив их. И в этом есть глубокий смысл, так как именно Московская Соборная мечеть стала основой Духовного управления мусульман Европейской части России.

Московская Соборная мечеть стала не первой, а второй мечетью в городе. Она была построена за очень короткий срок – всего 5 месяцев. Потомки с большой благодарностью и признательностью вспоминают людей, благодаря усилиям и средствам которых начала действовать мечеть. Это купец первой гильдии С. Ерзин, московский мещанин С. Бакиров и касимовский купецX. Акбулатов, первый имам мечети Б. Алимов. Да будет им мир, милость Аллаха и Его благоволение!

С тридцатых годов Московская Соборная мечеть оставалась единственной не только в Москве. Советская власть по разным причинам не расправилась с ней так, как с тысячами других мечетей, которые были закрыты и отобраны у мусульман. На огромной территории от Москвы до Ленинграда, Горького и Пензы, где проживало значительное число мусульман, она осталась единственной и стала фактическим центром религиозной жизни многих людей. И сегодня мы отдаём дань уважения и искренней признательности всем имамам Московской Соборной мечети, которые несли свет ислама в самые тяжелые годы господства атеизма, продолжали воспитывать население в религиозном духе. Вот их имена: Сафа-хазрат, репрессированные Советской властью хазраты Абдульвадуд Фаттахиддин и Абдулла Сулеймани, Муса-хазрат, Халил Насриддинов, Камаретдин Салихов, Исмаил Муштарий, Ахмедзян Мустафин, Ризаутдин Басыров. Мир, милость Аллаха и Его благоволение их душам! Да пребудут их души в светлом Раю!

С началом перестройки, а затем в период демократических перемен во многих городах Центральной России начали возрождаться ранее действовавшие там мусульманские общины. И, естественно, Московская Соборная мечеть стала основой их объединения и создания религиозного центра – Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России (ДУМЦЕР). С каждым годом число общин, входящих в Духовное управление мусульман Центрально-Европейского региона, увеличивалось, расширялась их география, и сама жизнь поставила вопрос о переименовании данной организации, преобразовании её в Духовное управление мусульман Европейской части России (ДУМЕР). В настоящее время в ДУМЕР входят мусульманские общины, расположенные в 23 регионах Европейской части Российской Федерации.

Прошедшие годы стали для Духовного управления годами становления, укрепления связей с религиозными общинами, местными и федеральными органами власти, установления международных связей. Нами было создано много новых общин, в том числе и там, где их никогда не было. В первый год своего существования мы открыли Высший духовный исламский колледж, первые выпускники которого уже возглавляют мечети в крупных городах и селах. Сейчас колледж преобразован в Московский исламский университет. Почти пять лет регулярно издается исламская газета. Много внимания уделяется пропаганде исламских знаний в обществе. За это время нами издано около 20 книг, проведено несколько научных и богословских конференций, заседаний "Круглого стола". При Духовном управлении работает Университет мусульманской культуры с филиалами в нескольких городах Московской области. Университет делает очень много для распространения объективных знаний об исламе среди последователей разных религий. Духовным управлением и Советом муфтиев России проведен ряд семинаров для руководителей мусульманских общин, преподавателей духовных учебных заведений. В скором времени пройдут два очередных семинара, посвященных вакуфам и закяту, совершенствованию исламского просвещения и образования.

Многоуважаемые участники конференции!

Разрешите рассказать вам, в чём мы, руководители Духовного управления мусульман Европейской части России видим проблемы дальнейшего развития ислама. Наши оценки и выводы опираются, прежде всего, на опыт пятилетней работы ДУМЕР, те проблемы, с которыми мы постоянно сталкиваемся. Но, я считаю, они в некоторых своих проявлениях присущи и другим Духовным управлениям мусульман, действующим в разных регионах России. Поэтому мы рассчитываем на то, что наши выводы и предложения будут внимательно выслушаны и обсуждены.

Кратко остановлюсь на исходных для нашей деятельности позициях.

1. Возрождение ислама является частью духовного возрождения всего российского общества, всех религий, имеющих последователей в нашей стране. Более тридцати мусульманских народов различной численности, живущих на территории России, являются её исконными жителями. Их судьбы тесно переплетены с судьбами остальных народов. Население России имеет общие цели, благополучие одних людей связано с состоянием других. Поэтому будущее страны, её успехи в полной мере зависят от единства всех российских граждан, независимо от их религиозной и национальной принадлежности. И мы, мусульманские деятели, обязаны делать всё, зависящее от нас для укрепления этого единства.

2. Наша конференция посвящена юбилеям Московской Соборной мечети и ДУМЕР. Но, когда мы определяем задачи на будущее, в наших планах незримо присутствует и третья дата, о которой мы обязаны помнить. Это - приближающиеся конец века, тысячелетия и начало нового века и нового тысячелетия. Всевышний Аллах учит нас, мусульман, жить, учиться и трудиться с учётом будущих перемен, готовиться к грядущим изменениям в жизни общества и личности: "О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она уготовала на завтра" (59:18). И на нас, служителях ислама, лежит высочайшая ответственность – помочь мусульманам подготовиться к жизни в новом веке, обрести чувство уверенности, найти своё достойное место в новых условиях, в быстро меняющемся мире, и помочь им, исходя из учения Священного Корана, в котором сказано: "Аллах не изменит ваше положение до тех пор, пока вы сами не измените себя".

3. За последние десять лет, благодаря воле Всевышнего Аллаха и переменам в общественной жизни, нам, российским мусульманам, нашим религиозным организациям удалось многого достичь. Отреставрированы возвращённые и существующие мечети, построены заново тысячи мечетей. При многих из них действуют религиозные школы для детей и взрослых. Открыто множество духовных учебных заведений по подготовке служителей ислама. Издаются исламская литература, ряд газет, выходят радио- и телепередачи об исламе

Но сводится ли понятие "возрождение ислама" только к этим благодатным для мусульман изменениям в религиозной жизни? Можно ли и (самое главное), нужно ли сводить возрождение ислама к количественным показателям, не задумываясь над тем, как оно сказалось на духовном состоянии общества, мусульман?

Пришло время, когда надо задуматься над тем, как сохранить высокий интерес к исламу, который наблюдается повсеместно, у представителей практически всех слоёв населения. Пора обдуманно ответить на следующий вопрос: какую цель мы ставим, возрождая ислам, какую духовность мы намерены возродить? Мы, мусульманские деятели, должны четко осознать, что живем в светском многонациональном и поликонфессиональном государстве, в условиях, когда церковь отделена от государства, а школа - от церкви. В государстве, руководствующемся исключительно светскими правовыми нормами, мусульмане, при всём их желании, не смогут строить свою жизнь только на основе мусульманского права. И мы должны добиваться нейтрализации тех сил, которые под прикрытием религиозных лозунгов ведут экстремистскую, радикальную линию. Речь может идти лишь о возрождении исламской духовности, которая помогала мусульманам успешно жить и трудиться в различных общественно-политических формациях и ситуациях, выжить и сохранить свою религию в условиях господства государственного атеизма и богоборчества. Духовности, благодаря которой среди российских мусульман в значительно меньшей степени, по сравнению с последователями других религий, распространены страшные пороки современного века: алкоголизм, наркомания, преступность. Духовности, благодаря которой среди мусульман, по сравнению с последователями других религий, меньше нищих, сирот и брошенных стариков, разводов, пустующих земель и домов, выше рождаемость, больше людей, надеющихся только на помощь Аллаха и на себя и успешно удовлетворяющих свои потребности. Духовности, позволившей мусульманам многие века прожить в мире и согласии со своими соседями, исповедующими другие религии, прежде всего - с православными. Духовности, которая, безусловно, поможет им найти себя в новых демократических условиях, жить и трудиться в многонациональном и поликонфессиональном сообществе, каковыми являются Россия и весь мир. Именно в этом направлении должна преобразовываться духовная жизнь мусульман. Необходимо возрождать души людей, духовную жизнь больших и малых сообществ. Жизнь мусульман должна стать чище и целомудреннее, будучи устремленной к духовным ценностям.

Многоуважаемые участники конференции!

Куда мы поведём с собой мусульман: назад, к образу жизни доXIXвека, или вперед, кXXIвеку, до которого остаётся всего лишь несколько сот дней? Это - первоочередные вопросы, на которые мы должны ответить сообща, выработать общую линию по ним, действовать вместе для её реализации. Вопросы эти - не праздные. Мусульманское духовенство нашей страны должно всерьёз задуматься о будущем ислама, о собственной ответственности за будущее народа. Учение ислама, исторический опыт мусульманских народов дают нам возможность уверенно найти своё место в современной России, где происходят бурные изменения во всех областях общественной и личной жизни.

Напомню, что вопросы о том, в каком направлении пойдет развитие ислама, стояли перед мусульманами и их наставниками и более лет назад, когда в России стали развиваться капиталистические отношения. Тогда мусульманское духовенство нашло в себе силу и смелость ответить на вызов времени, пропагандировать исламские ценности, соответствующие изменившимся условиям.

Нельзя забывать о том, что, сегодня в России уже действуют силы, которые дают ответ на поставленные самой жизнью вопросы с иных позиций, чем мы с вами. Выход из кризисной ситуации в российском обществе они видят в создании исламского государства, в господстве норм шариата во всех областях жизни, отказе от того, что привнесено современностью в жизнь мусульман. И если мы не поведём мусульман, то их поведут эти силы, которым непонятны и чужды процессы, происходящие в обществе. Силы, которые хотели бы повернуть историю вспять, отбросить нас назад, к прошлым векам.

Сказанное мною - не предположение, а суровая реальность, вызов, на который мы обязаны ответить без промедления, но спокойно и уверенно, не делая ошибок. Ведь речь идёт о наших с вами согражданах, людях, я надеюсь, искренних в своём понимании ислама. Но их понимание ислама, к сожалению, часто направлено на деление мусульман на "настоящих" и "ненастоящих", "чистых" и "нечистых", на то, чтобы противопоставлять мусульман последователям других религий. Надо ли подчёркивать, насколько опасна и губительна подобная идея для самих мусульман, России, гражданского согласия и мира в обществе?

Вы, разумеется, поняли, что я имею в виду тех, кто ратует за развитие ислама реакционно-радикальным путем, людей, которые называют себя ваххабитами. Но мне хотелось бы подчеркнуть следующее. Необходимо помнить о наличии в обществе серьезных причин экономического, социального и духовного характера, вызвавших подобные настроения. И о преодолении, сведении к минимуму таких причин обязаны заботиться все те, кому это положено. Нас же, религиозных деятелей, должно волновать, в первую очередь, то, что радикализм и нетерпимость имеют тенденцию к дальнейшему распространению. Сегодня о них нельзя говорить как о явлении, характерном только для Северного Кавказа. Он пусть медленно, но приобретает сторонников и в центральных районах нашей страны. И нам совместно надо думать о мерах, направленных на то, чтобы этот радикализм постепенно сошел на нет, не находя новых сторонников. По мнению исследователей, такой вариант не исключается.

В преодолении кризисного состояния общества, противостоянии радикальным течениям мы видим одно из основных направлений сотрудничества мусульманских организаций и органов власти.

Многоуважаемые участники встречи!

Я постарался раскрыть огромный нравственный потенциал ислама, то духовное богатство, которое может дать мусульманам и всему обществу обращение к учению ислама. К сожалению, это богатство нередко остается недоступным для самих мусульман, не говоря уже о последователях других религий. И мы, руководители Духовных управлений, обязаны открыто и честно признать, что причина данной проблемы кроется в нас самих, низком уровне богословской и светской подготовки имамов мечетей.

Духовное управление мусульман Европейской части России разрабатывает комплексную, программу, направленную на решение кадрового вопроса, рассчитанную на многие годы. Все мы – и религиозные организации, и органы власти – должны быть заинтересованы в решении проблемы кадров мусульманского духовенства.

Мусульманские организации не в полной мере воспользовались возможностями, открывшимися перед ними с началом демократических преобразований. Мы не стали заметной силой в политической, общественной, духовной жизни общества.

Первопричину возникновения данной проблемы следует искать в раздробленности мусульманских организаций после распада Советского Союза. Мы не предлагаем образовать единое для России Духовное управление мусульман, поскольку понимаем, что в настоящее время не может быть и речи о создании такого управления. Мы должны совместно работать, сотрудничать в органе, который координирует деятельность существующих Духовных управлений по ряду важных направлений власти. В одиночку ни одна из проблем российских мусульман не может быть решена.

Регламент не позволил мне раскрыть все вопросы, которые нас волнуют. Я надеюсь, что в выступлениях участников конференции они будут всесторонне освещены и рассмотрены.

Благодарю за внимание. Вас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.

«Ислам миебере» 1999 г. № 6-7.