«А кто не уверовал в Аллаха и Его посланника…»

Маулюд – прекрасный повод для того, чтобы вновь обратить внимание верующих на основополагающие столпы религии. Первый из них – шахада (свидетельство) – символ веры в исламе, выражаемый формулой: «Ла илаха илла Ллаху ва Мухаммадун расулу Ллахи» («Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммад - Посланник Аллаха»). Это означает, что мусульмане поклоняются только Аллаху, а Мухаммада признают Посланником, передавшим людям угодную Ему религию – ислам. При раскрытии содержания шахады имамам рекомендуем подчеркнуть следующие положения. Первая часть формулы – свидетельство того, что мусульманин признает только Одного и Единственного Аллаха, придерживается в жизненном пути только Его законов, взывает к Нему Одному. Мусульманин повинуется Аллаху, постоянно возвеличивает Его, заботится о том, чтобы его жизнь соответствовала Его учению. Аллаха любят и относятся к нему с трепетом, уповают на Него и возлагают надежды, обращаются с просьбами, взывают к Нему. Подобное возможно лишь по отношению к Аллаху, Всемогущему и Великому. Наделение какого-либо живого существа одним из качеств, присущих только Аллаху, ставит под сомнение искренность мусульманина, признающего утверждение: «Нет никакого божества, кроме Аллаха».

Вторая часть шахады означает признание мусульманами посланнической миссии Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), веру в то, что он послан Аллахом, принятие того, что он сообщил людям. Мусульмане обязаны повиноваться его повелениям и отказаться от того, что он запретил и от чего удерживал. Священный Коран содержит айяты, высоко превозносящие Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине, те, которые присягают тебе, присягают Аллаху»; «А кто не уверовал в Аллаха и Его посланника… то Мы ведь приготовили для них огонь» (сура 48, айяты 10,13; далее 48:10,13).

«Истинно, Аллах и Его ангелы прославляют Пророка»

Пророк Мухаммад является единственным из пророков Аллаха, после произнесения имени которого мы, мусульмане, обязаны добавлять слова: «Да благословит его Аллах и приветствует» («Салляллаху алейхи ва саллям»). Возвеличение и прославление Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) связана с почитанием и уважением, которым он пользовался у Всевышнего Аллаха – своего Создателя, щедро одарившего его Своей благодатью. Об этом сказано в Коране: «Истинно, Аллах и Его ангелы благословляют пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте усердно!» (33:56); «Не делайте обращение к посланнику среди вас таким же, как обращение вас друг к другу» (24:63). Господь наш грозно предупреждает тех, кто обижает Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) словом или каким-либо действием: «поистине, которые причиняют обиду Аллаху и Его посланнику, – проклял их Аллах в жизни здешней и будущей и приготовил им наказание унизительное» (33:58).

«Мухаммад – Посланник Аллаха и печать пророков»

Разъяснить особую роль Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в истории ислама, его становлении и развитии поможет обращение к ещё одному столпу веры. Речь идёт о том, что мы, мусульмане, наряду с почитанием Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), должны признавать и почитать и других пророков. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) не был первым или единственным пророком, проповедовавшим ислам. В Коране сказано, что Мухаммад был посланником Аллаха и печатью пророков (33:40), т.е. последним посланником Аллаха к людям. На нём Аллах завершил ниспослание ислама, после него не было и не будет других пророков. Коран содержит слова Аллаха, обращённые к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): «Скажи: «Я не новинка среди посланников» (57:25); «Мы посылали посланников до тебя; о некоторых Мы рассказали тебе, о других не рассказывали. Никакому посланнику не подобало приводить знамение, иначе как с доизволения Аллаха» (40:78)

«Разве не Господь ваш Я?»

Первым пророком ислама был наш Праотец Адам. Он был избран Аллахом перед мирами (3:30). Сам Господь его «повёл прямым путем» (20:120), т.е. направил на путь истины, поклонения Единому Аллаху. По Корану, Адам и Хава стали единобожниками, когда ещё находились в Раю. По этому поводу в Коране сказано: «Он – тот, кто сотворил вас из единой души и сделал из нее супругу, чтобы успокаиваться у нее. Когда же он ее покрыл, она понесла легкую ношу и шла с ней; когда же она потяжелела, она оба воззвали к Аллаху, Господу их: «Если Ты даруешь нам праведного, мы будем тебе благодарны!» (7:189). Другой айят Корана рассказывает о том, как Адам и его ещё не родившиеся потомки признали Господа: «И вот, Господь твой извлек из сынов Адама, из спин их, потомство и заставил засвидетельствовать о самих себе: «Разве не Господь ваш Я?» Они сказали: «Да, мы свидетельствуем…» (7:171).

Однако потомки Адама, т.е. человечество, отошли от признания Единого Аллаха и, наряду с Ним, стали почитать и других богов, идолов. Аллах посылал им пророков, которые проповедовали среди людей Единобожие.

«…Аллах облагодетельствуеттого из Своих рабов, кого пожелает…»

Кем же являлись пророки? Это были обычные люди, которые жили среди своих соплеменников, имели семьи и детей. Всевышний Аллах говорил о них пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует): «Мы не делали их телом, не вкушающим пищу, и не были они вечными» (21:8); «Мы не устраивали до тебя никакому человеку бессмертия» (21:35); «И до тебя Мы не посылали посланников, которые бы не ели пищу и не ходили по рынкам» ( 25:22).

Но Аллах избрал этих людей Своими пророками, даровал им Свою милость, повёл прямым путем Единобожия. Пророки говорили, обращаясь к людям: «Мы – только люди, такие, как вы, но Аллах благодетельствует того из Своих рабов, кого пожелает; мы не можем привести вам власти, иначе как с дозволения Аллаха. На Аллаха пусть полагаются верующие! (14:13–14).

Аллах наделил пророков прекрасными нравственными чертами. Они вели праведный образ жизни (19:57, 21:86), были правдивыми в своих обещаниях (19:55), искренними в своих отношениях с людьми (19:52), терпеливыми (21:85), провозглашали истину (19:51). Аллах наделил пророков мудростью и знаниями, а некоторым из них Он подчинил горы, птиц и ветер (21:79–82). Сам Всевышний Аллах «внушил им делать добрые дела, выполнять молитву и приносить очищение» (21:72).

В Коране упоминаются имена около тридцати пророков, но, по исламу, их было гораздо больше. Все они действовали «с дозволения Аллаха» (13:38). «Никакому посланнику не подобало приводить знамение, иначе как с соизволения Аллаха» (40:78). Пророки были отправлены Аллахом к каждому народу. Они учили людей чистому Единобожию, отказу от идолопоклонства на языке народа, среди которого находились: «Мы отправили к каждому народу посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь язычества»; «Мы не посылали посланника до тебя, не внушив ему, что нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!» (21:25); «И послали к ним посланника из них: «Поклоняйтесь Аллаху, нет для вас другого божества, кроме Него, – неужели вы не побоитесь?» (23:33); «Открыто было уже тебе и тем, которые были до тебя: «Если ты придашь сотоварищей, то пусто окажется твое дело, и будешь ты из числа потерпевших убыток» (39:65); «Вот пришли к ним посланцы: «Не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха» (41:13).

Все пророки, действовавшие до пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), могут быть разделены на две группы.

Первую группу, в которую входит небольшое число пророков, составляют те, которым Аллах в виде Откровений (Божественных Писаний) сообщал о новых законах и повелениях, а также об изменениях в прежних. Эти пророки передавали повеления Аллаха людям и направляли их жизнь по божьим установлениям. Таких пророкоа в Коране называют «улу-ль-азм» («главные пророки»). Можно точно сказать, что к главным пророкам относятся Адам, Нух, Ибрахим, Муса, Иса и последний из пророков - Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует).

Вторую группу составляют те пророки, которым не сообщались новые законы. Они проповедовали и распространяли божьи установления, существовавшие во времена их деятельности. Главное их назначение состояло в распространении Единобожия, веры в Аллаха.

В Коране эпитет «муслим», «мусульманин» прилагается к домусульманским пророкам: Нуху (10:72); Ибрахиму – «Господи наш! И сделай нас предавшимися Тебе…» (2:122), «Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином, а был он ханифом предавшимся и не был из многобожников» (3:60); Исмаилу (2:122); Йакубу – «Разве вы были свидетелями, когда предстала к Йакубу смерть? Вот он сказал своим сынам: «Чему вы будете поклоняться после меня?» Они сказали: «Мы будем поклоняться твоему богу и богу твоих отцов, Ибрахима, и Исмаила, и Исхака, единому Богу, и Ему мы предаемся» (2:127); Луту (51:36); Йусуфу – «Господи! Ты даровал мне власть и научил меня толкованию событий, Творец небес и земли, Ты – мой покровитель в мире здешнем и будущем. Упокой меня предавшимся Тебе и причисли к праведникам!» (12:102); Мусе – «И сказал Муса: «О народ мой, если вы уверовали в Аллаха, то на Него полагайтесь, если вы предавшиеся!» (10:84) и др.

Некоторые пророки за много веков до рождения Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) молили Аллаха ниспослать его, возвещали о его приходе. Так, пророк Ибрахим, после того, как сделал Каабу «Домом сборища для людей» (2:119), обратился к Аллаху с просьбой: «Господи наш! И воздвигни среди них посланника из них, который прочтет им Твои знамения, и научит их писанию и мудрости, и очистит их, ведь Ты, поистине – великий и мудрый» (2:123). «И вот сказал Иса, сын Марям: «О, сыны Исраила! Я – посланник к вам, подтверждающий истинность того, что ниспослано до меня в Торе, и благовествующий о посланнике, который придет после меня, имя которому Ахмад» (производное от Мухаммад) (61:6).

«Не различаем мы между кем бы то ни было из Его посланников»

Ислам – это религия, которая с большим уважением относится к традициям и не отвергает опыта предшествующих поколений. Данное утверждение относится и к деятельности пророков, каждый из которых вносил свой вклад в победу Единобожия, готовил почву для утверждения самой последовательной единобожной религии – ислама. Не случайно одним из столпов веры в исламе является признание всех пророков, действовавших до Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Как сказано в Коране: «Благочестие – кто уверовал… и в пророков» (2:172). «Уверовал посланник в то, что ниспослано ему от его Господа, и все верующие. Все уверовали… в Его посланников» (2:285); «Не различаем мы между кем бы то ни было из Его посланников» (2:285); «Поистине, те, которые не веруют в Аллаха и его посланников и желают отдалить Аллаха от Его посланников, говорят: «Мы веруем в одних и не веруем в других». И они хотят найти между этим путь, – они – неверующие по истине. И уготовали Мы неверным унизительное наказание!» (4:149-150) «А те, которые уверовали в Аллаха и Его посланников и не различали между кем-либо из них, этим Мы даруем их награды…» (4:151); «А те, которые уверовали в Аллаха и Его посланников, – они праведники и исповедники у их Господа; им награда ихисвет их. А те, которые не уверовали и считали ложью наши знамения, они обитатели огня» (57:18).

Таким образом, проповедь Единобожия - веры в Аллаха - началась задолго до начала деятельности Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Это видно из обращений Аллаха к мусульманам: «Скажите: «Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам, и что ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам, и что было даровано Мусе и Исе, и что было даровано от Господа их. Мы не различаем между кем-либо из них, и Ему мы предаемся» (2:130 +172+3:78); «Он узаконил для вас в религии то, что завещал Нуху, что открыли Мы тебе и что завещали Ибрахиму, и Мусе, и Исе: «Держите прямо веру и не разделяйтесь в ней» (42:11). Но именно на Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) Аллах возложил выполнение великой задачи – принести людям полный и окончательный ислам.

«Мы ниспослали тебе Писание в истине…»

Аллах послал Своего Посланника «...с руководством и религией истины, чтобы явить ее превыше всякой религии, хотя бы и ненавистью было это многобожникам» (61:9). Именно Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) Аллах передал наиболее полное и совершенное из Своих Писаний – Священный Коран: «Мы ниспослали тебе писание в истине, чтобы ты мог судить среди людей, как показал Аллах» (4:106); «И ниспослали Мы тебе книгу для разъяснения всего и как прямой путь милосердия и весть радости для мусульман» (16:91); «И Мы низводим из Корана то, что бывает исцелением и милостью для верующих. А для неправедных только увеличивает потерю» (17:84); «Поистине, этот Коран ведет к тому, что прямее, и возвещает весть верующим, которые творят благие дела, что для них – великая награда и что тем, которые не веруют в жизнь будущую, Мы уготовили мучительное наказание» (17:9–11).

После Священного Корана Аллах не посылал людям других Писаний, потому что Коран является Его наиболее полным и совершенным Писанием. Так началась земная жизнь Корана – нашей Священной Книги, которая имеет спасительное предназначение в судьбах всего человечества – выводить людей из мрака к свету. Коран существует предвечно, до начала времен. Это – Несотворённое Слово Аллаха, Божественный Первоисточник Писания. Небесный Коран находится у престола Аллаха.

Всемогущий Аллах ниспосылал Коран Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) через Своего ангела Джибраила на протяжении всех 23 лет его деятельности, вплоть до смерти.

Полученная Святым Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) Священная Книга – это прямая речь Аллаха, которая ведётся от первого или третьего лица, или речь Господа через посредника (ангела Джибраила).

В Небесном Коране, Несотворённом Слове Аллаха, содержится всё сокровенное знание о судьбах миров, сотворённых Всемогущим Господом.

Священный Коран – основа вероучения и культа ислама. Он содержит всеобъемлющие законы и предписания, которые регулируют в духе благочестия, человеколюбия все стороны жизни человека и общества: религиозные, социальные, нравственные, правовые, семейные.

Поэтому мы говорим о том, что Святой Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) принёс по велению Господа полную и окончательную веру – ислам, которым верующие должны руководствоваться в течение всей своей жизни.

На Пророке Мухаммаде (да благословит его Аллах и приветствует) Творец завершил «свой свет» (61:8), ему поручил «вывести тех, которые уверовали и творили благие дела, из мрака к свету» (65:11), сделал его для верующих «светильником освещающим» (33:45). Именно к нему обращены слова Аллаха: «Скажи: «Мне повелено поклоняться Аллаху, очищая перед Ним веру, и мне повелено быть первым из мусульман» (39:14).

«И послали Мы тебе упоминание,чтобы ты разъяснял людям…»

Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) был ниспослан не только Священный Коран. Аллах дал ему право комментировать и разъяснять людям его айяты: «И послали Мы тебе упоминание, чтобы ты разъяснял людям, что им ниспослано» (16:46). Арабы Мекки и Медины, а затем и жители других районов, принявшие ислам, очень часто просили его объяснить те или иные положения Корана, которые оставались для них непонятными.

А непонятного, неожиданного и нового для них в Коране было очень много. Утверждение среди этих людей ислама, с которым непосредственно связан Коран, не соответствовало их представлениям о религии, сопровождалось отказом от многовекового, привычного язычества и переходом к Единобожию. Данное обстоятельство порождало у арабов многочисленные вопросы, касающиеся основных положений вероучения ислама, выполнения его культовых требований.

Кроме того, ислам полностью менял представления людей о смысле земной жизни, формировал веру в бессмертие. Жестокие языческие жизненные нормы и представления, нигде и никем не зафиксированные, должны были замениться упорядоченными образцами поведения, направленными на уважение личности. За ответом на возникающие у них вопросы люди, естественно, обращались к Корану. Однако Священная Книга ислама содержит ответы на принципиально важные для мусульман вопросы, не раскрывая их детали, отдельным подробности. Поэтому мусульмане и шли к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) с самыми разными проблемами. Бывало и так, что среди мусульман возникали споры, столкновения при поиске ответа на те или иные вопросы.

Но Всезнающий Аллах предусмотрел возможность возникновения подобных ситуаций. Он предоставил Своему Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) право брать на себя решение всех возникающих споров и противоречий: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику. Если же вы расходитесь в чем-нибудь между собою, то предоставьте это на решение Аллаху и Его посланнику, если вы веруете в Аллаха и в последний день (4:62); «Но нет, – клянусь твоим Господом! – не уверуют они, пока не сделают тебя судьей в том, что запутано между ними. Потом не найдут они в самих себе затруднения о том, что ты решил, и подчинятся полностью» (4:68)

Так появились хадисы – ответы Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) на вопросы первых мусульман, раскрывающие содержание отдельных айятов Корана.

«Был для вас в Посланнике хороший пример…»

Первых мусульман также интересовали вопросы, выходящие за пределы Корана, связанные не только с религией. К кому же, если не к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) они должны были обращаться? Ведь с ним общался Сам Аллах. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пользовался огромным уважением и доверием окружающих, на него смотрели как на человека, способного ответить на любые вопросы. А вопросы эти, повторю, были очень разнообразными. Так, первые мусульмане просили его рассказать о достоинствах Корана, разъяснить правила хаджа, совершения молитвы и омовения, развода и наследства, жертвоприношения, объяснить причины солнечного затмения, как им следует одеваться, вести себя во время грозы, дома и на людях. Мусульмане хотели знать об отношении Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) к употреблению спиртных напитков, клятве, к последователям других религий, заговорам и лечению больных… Аллах высоко чтил Своего Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) и требовал от мусульман исключительно ответственно относиться ко всему, что исходило от него: «Ведь речь верующих, когда их призывают к Аллаху и Его посланнику, чтобы Он рассудил их, – то, что они говорят: «Мы слышали и повинуемся!» Эти – счастливы. И кто повинуется Аллаху и Его посланнику, и страшится Аллаха, и боится Его, эти – получившие успех» (24:51–52). «И повинуйтесь Аллаху и Его посланнику и не препирайтесь, а то ослабеете, и уйдет ваша мощь» (8:48).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) терпеливо отвечал на все вопросы. Со временем эти ответы были записаны и тоже стали хадисами.

Многое в жизни первых мусульман происходило впервые. Они, разумеется, знали о том, что, став последователями Аллаха, люди должны вести себя иначе, чем в язычестве. Мусульмане понимали: ислам означает для них и перемены в семейных отношениях, поведении с родными, близкими и чужими людьми, новое отношение ко всему, уже ставшему привычным. Но как же всё это должно выглядеть? Они обращались за примерами к жизни и деятельности своего любимого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), служившего для них высоким образцом поведения, нравственным примером. Мусульмане знали, что Сам Аллах требует от них брать пример с Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) во всём. «Был для вас в посланнике хороший пример тем, кто надеется на Аллаха и последний день и поминает Аллаха много» (33: 21). «…И что даровал вам посланник, то берите, а что он вам запретил, от того удержитесь» (59:7).

Мусульманин должен принимать на веру высказывания Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и поступать сообразно им так же, как он следует слову Аллаха – Корану. Ибо высказывание Пророка внушено ему Аллахом. «И говорит он не по пристрастию. Это – только откровение, которое ниспосылается» (53:3–4).

Образцы поведения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в разных жизненных ситуациях со временем стали нормой поведения для всех мусульман – хадисами.

Таким образом, с именем Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) связаны два важных источника ислама, без которых наша религия немыслима. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил по этому поводу:«Я оставил вам две вещи, руководствуясь которыми, вы никогда не ошибетесь и не впадете в заблуждение: это Книга Аллаха и Сунна Его посланника».

Коран и хадисы в течение четырнадцати столетий ведут мусульман к свету. Так будет во веки веков.

Слава Милостивому и Милосердному Аллаху, Господу миров, молитвы и мир нашему Святому Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), его семье и всем сподвижникам!

«Ислам минбере», 1999 г. № 5