Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

Рэхимле шэфкатьле Аллах исеме белэн башлыйм эшемне.ъ

“Бисмиллахир рахманир рахим!” (“Во имя Аллаха милостивого, милосердного!”). Данная формула по-арабски именуется хорошо знакомым нам словом «басмала». Басмалу мы, мусульмане, произносим много раз в день, приступая к любому, даже самому малому делу. Поступая так, мы руководствуемся примером нашего Творца, начавшего Свою Книгу этими словами. Точно так же начинаются и все остальные (кроме 9-й) суры Корана. В них басмала не включается в основной текст, но в первой – “Фатихе” – она образует неотъемлемую часть самой суры. В Коране имеется прямое указание на то, что первая сура состоит из 7 аятов: “И Мы дали тебе семь повторяемых и великий Коран” (15:87). Поэтому рассказ о басмале мы начнём с краткой характеристики важнейшей суры Корана, в состав которой она входит.

“Фатиху” мусульмане знают под разными названиями: “Сурат аль-Фатиха” (“Открывающая сура”), так как с нее начинается Коран; “Ал Хамд” – по первому слову второго аята; “Сурат ас-Салат» (“Сура обрядовой молитвы”), поскольку она предваряет молитву; “Сурат ад-дуа» (“Сура молитвы”, “Сура мольбы”). “Фатиха” определяется и как “Умм ул-Китаб”, что означает “Мать всех сур” (содержащихся в Коране).

В Священном Писании ислама нет сур, равных “Фатихе”. Именно о “Фатихе” как о самой великой суре Корана говорил Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует). Она является основополагающей, самой значительной и совершенной в Коране. 7 аятов, содержащихся в ней, отражают суть Корана, являются духовной опорой и “краеугольным камнем” ислама.

А теперь поговорим о том, что означает для мусульманина басмала, многократно произносимая в течение дня. Она, прежде всего, свидетельствует об осознании человеком собственной близости с Творцом. Басмала предоставляет мусульманину возможность находиться под пристальным вниманием и заботой Аллаха, который “ближе к нему, чем шейная артерия” (50:15), “стоит между ним и его сердцем” (8:24), готов в любую минуту откликнуться на его зов: “И сказал ваш Господь: “Зовите Меня, Я отвечу вам” (40:62); “Вспомните же Меня, Я вспомню вас” (2:147); “О, человек! Ты стремишься к своему Господу устремлением и встретишь Его” (984:6). И, произнося басмалу, мусульманин обращается за помощью в осуществлении своего замысла к Милостивому (рахман) и Милосердному (рахим) Аллаху – так в буквальном переводе звучит её смысл. А эти качества Аллаха проявлялись и проявляются во всём, что связано с человеком.

Слова Рахман и Рахим, как указывают комментаторы Корана, являются производными от слова Рахмат, смысл которого – душевная мягкость, свершение благих деяний; это понятие объемлет идеи любви и милосердия. Рахман – является мерилом «фалан», т.е. означает высшее превосходство в милосердии, Рахим – выражает идею постоянного повторения и проявления этого свойства.

Милость Аллаха, его любовь к человечеству и милосердие явлены в самом творении человека. Создав его, Аллах создал и мир, все условия для благополучного существования человечества на земле. Адама и его жену Всевышний Аллах поселил в раю, дав им наказ не питаться плодом запретного дерева: “И нашептал им Шайтан, он сказал: “О, Адам, не указать ли тебе на древо вечности и власть непреходящую?” И они оба поели от него, и обнаружилась пред ними их скверна, и стали они сшивать для себя райские листья, и ослушался Адам Господа своего и сбился с пути” (20:118–120). Но, изгнав Адама и его жену за их проступок из рая, Аллах не лишил их Своей милости. Когда они воззвали: “Господи наш! Мы обидели самих себя, и если Ты не простишь нам и не помилуешь нас, мы окажемся потерпевшими убыток” (7:22), Господь простил их и повел прямым путем (20:120). Аллах не распространил наказание Адама и его жены на их потомков, т. е. на все человечество, на нас с вами.

Великой милостью Аллаха является и то, что Он поручил человеку быть Своим наместником (2:28), преемником (6:165). Тем самым Аллах возвысил человека перед всеми другими Своими творениями, доверил ему заботу о сохранении и приумножении богатств земли, всего того, что создано Им для нас же, людей. Аллах “тот, который дал вам землю пребыванием, а небо строением...” (40:66); “сотворил вам все, что на земле, потом обратился к небу и устроил его из семи небес” (2:227); “подчинил вам море, чтобы плыл на нем по Его повелению корабль и чтобы вы искали Его щедрот” (45:11); “...Аллах низвел с небес воду и повел ее источниками в земле, потом изводит благодаря ей злаки разнообразных цветов” (39:22). Он оживил мертвую землю и “вывел из нее зерно, которое вы едите”, устроил “на ней сады из пальм и виноградника” (36:33–34), создал и покорил скот, которыми люди владеют (36:71–72). Аллах сделал ночь, чтобы люди отдыхали во время нее, а день сделал освещающим (27:88). “Что откроет Аллах людям из Своей милости – для этого не будет удерживающего, что Он сдержит – тому нет посылающего после Него... О люди, помните милость Аллаха вам! Есть ли какой-нибудь творец, кроме Аллаха? Он посылает вам удел с неба и земли. Нет божества, кроме Него...” (35:2–З).

Милость Аллаха, явленная человечеству при творении мира (ал-Рахман), простирается и дальше, когда мир продолжает существовать уже при активном участии человечества, поддерживается его усилиями (ал-Рахим). Как сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), “ал-Рахим – это бог Милосердный, Чьи любовь и милосердие явлены состоянием, в котором пребывает мир впоследствии, т. е. в результате свершения человеком своих деяний”. При этом благосклонность и милосердие Аллаха по отношению к человеку и человечеству безграничны и постоянны.

Даже после получения всех милостей Господа, определённого Им пути, ведущего человека к совершенству, он может совершать и совершает множество различных проступков, которые могут вызвать неудовольствие Аллаха. Всевышний Аллах предусмотрел и это. Если бы пожелал Аллах, говорится в Коране, то Он вместо людей, имеющих множество недостатков, создал бы ангелов. Но Аллах предпочел создать человека с недостатками и слабостями. Человек – существо земное, он должен, по замыслу Творца, преодолевать свою природу, совершенствоваться, добиваться благосклонности Создателя своими делами и поступками.

А преодолевать человеку приходится многое. Человек слаб, он отчаивается и печалится, постоянно колеблется, проявляет неуверенность. Он часто меняет решения, отказывается от избранного пути, разрушает созданное им же самим с большим трудом. Он бывает не только слабым, но и порочным, глухим к добру, жадным. Человек подвержен земным благам и своим страстям, порой самым низменным - таким, как распутство. Зачастую он неблагодарен, быстро забывает Божьи благодеяния, вспоминает о своем Господе только тогда, когда находится в трудном положении.

Аллах знает об этом, ведь Он видит всё, что делает человек, Он - Свидетель всех его деяний и никогда не бывает отсутствующим. Аллах знает о всех помыслах человека, знает его тайны, сокровенные и явные: “не бывает тайной беседы трех, чтобы Он не был четвертым, или пяти, чтобы Он не был шестым”.

Аллах не просто констатирует свершившееся, не смотрит безучастно на то, как человек совершает ошибки, достойные Его наказания. Ведь Он – Милостивый, Милосердный, “Господь людей, Царь людей, Бог людей” (114:1–3). Аллах – “Покровитель”, “Помощник” и “Заступник” человека, Он удерживает людей от мерзости, гнусности и преступления. Милосердие Его проявляется в том, что Он любит человека, переживает за него, удерживает от дурных поступков, всячески помогает ему. Сам Аллах говорит по этому поводу следующее: “Так, обязанностью для Нас является спасать верующих” (10:103). Зная о человеческих недостатках, Аллах, тем не менее, благословляет людей, отправляет ангелов для того, чтобы они выводили их из мрака к свету, посылает ангелов-хранителей. И всё жто - потому, что Аллах желает хорошего будущего человеку на этом и другом свете.

Милосерднейший Аллах с сочувствием и расположением принимает обращение к Нему людей, Он готов простить грех заблудшему. Вот что об этом сказано в Коране: “Возвести рабам Моим, что Я – Я прощающий, милосердный” (“Я, поистине прощающ по отношению к тем, кто покаялся, уверовал и творил доброе, а потом пошел по прямому пути” (20:84); “А кто обратится после своей несправедливости и исправит, то Аллах обратится к нему. Поистине Аллах – прощающий, милосердный!” (5:43); “И если кто сделает зло или обидит свою душу, а потом попросит у Аллаха прощения, он найдет Аллаха прощающим, милосердным” (4:110); “О, рабы Мои, которые преступили против самих себя, не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает грехи полностью: ведь Он прощающий, милостивый!” (39:54); “...среди вас оказались желающие ближнего мира и о вас были желающие последнего... и Он простил вас, ведь Аллах – обладатель милости к верующим (31:145–146).

Около 30 раз в день верующий произносит вслух и про себя слова “Бисмиллахир рахманир рахим” (“Во имя Аллаха милостивого, милосердного”). Это - великое благо, данное мусульманину его Создателем. Всевышний Аллах внимательно следит за его судьбой, всегда готов прийти ему на помощь в трудных ситуациях. Милость и милосердие Его простираются гораздо дальше: Аллах предоставил человеку возможность постоянно общаться с Собой, изливать перед Творцом свою душу, просить Его помощи и поддержки. Обращение мусульманина обязательно дойдёт до Аллаха, будет услышано Им, так как Он “Свидетель” (3:98), “Сведущ” (22:6), “Слышащий” (2:127), “Видящий” (2:96), “Осведомлённый” (2:234), “Знает про все то, что в груди” (39:10). Аллах обязательно поможет тем, кто постоянно обращается к Нему, просит Его милости и милосердия. Но непременным условием такой помощи является обязательное произнесение басмалы. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Любое дело, заслуживающее внимания и не начатое словами “бисмиллахир рахманир рахим”, не будет иметь успеха”.

«Ислам минбере», 1999 г. № 9