Молитве в исламе отводится исключительно важное место. Молитва является одним из пяти столпов (аркан-ад-дин) ислама, она обязательна для каждого человека, способного совершить её.

В Слове Аллаха – Священном Коране – содержатся немало аятов, посвященных молитве. Как указал Аллах, "верующие – только те, которые простаивают молитву... Они – верующие по истине. Им – степени у их Господа, и прощение, и щедрый надел" (сура 8,аяты 2–4;далее 8:2–4).Нам, мусульманам, Аллах велит молиться "до восхода солнца и до захода, и во времена ночи, и среди дня..." (20:130);"Хвала же Аллаху, когда вас застигает вечер, и когда застигает утро!" (20:16);"Выстаивай молитву в обоих концах дня и в (близких) часах. Поистине, добрые дела удаляют дурные! Это – напоминание для помнящих" (11:116).

За каждым мусульманином, находящимся на месте совершения молитвы, стоят ангелы, сообщающие о его молитвах Аллаху. По этому поводу Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Ангелы, находящиеся среди вас ночью, сменяют тех, кто находится среди вас днём, и они встречаются друг с другом во время утренней и полуденной молитвы, после чего те, кто провел среди вас ночь, возносятся к небесам, и Господь их, знающий о молящихся лучше ангелов, спрашивает их: "В каком положении оставили рабов Моих?" – а они отвечают: "Мы покинули их, когда они молились, и когда мы пришли к ним, они тоже молились".

От отношения человека к молитве в прямой зависимости находится оценка Аллахом его земных деяний: "... а кто отвращается от поминания Господа Своего, того введет Он в наказание тягостное" (72:17);"Горе же молящимся, которые о молитве своей небрегут" (107:4–5).Как сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): "В Судный день с раба Божьего потребуют прежде всего отчета о том, всегда ли он соблюдал молитву. Если он был благочестивым в молитве, то будут признаны праведными все другие дела его, а если пренебрегал молитвой, то будут признаны порочными все другие дела его".

Молитва является священной обязанностью мусульманина, действом, доказывающим его веру в Аллаха. Но ограничивается ли этим значение молитвы для верующего? Конечно же, нет. Молитва – проявление великой милости Аллаха к нам, мусульманам, свидетельство любви Творца к Своему созданию. Установив обязательный характер молитвы, Аллах дал человеку через молитву возможность регулярно общаться с Собой, обращаться к Нему за помощью, изливать перед Ним свою душу, делиться с Ним самыми сокровенными мыслями и чувствами, стоять "пред Аллахом благоговейно" (2:239).При этом человек может быть твердо убеждённым, что его обращение к Аллаху, его молитва будет услышана, ведь Аллах "сведущ" (22:62),"слышащий, видящий!" (22:60),"знает про то, что в груди" (39:10) и "ближе к человеку, чем шейная артерия" (50:15);"И сказал ваш Господь: "Зовите Меня, – Я отвечу вам" (40:62);"Вспомните же Меня, Я вспомню вас" (2:147);"О человек! Ты стремишься к своему Господу устремлением и встретишь Его" (84:6).

Но надо помнить: молитвы наши нужны не Аллаху, а нам самим. Обращаясь к Аллаху, мы приобретаем точку опоры, надежду: "Господи наш! Ты знаешь, что мы скрываем и что обнаруживаем. Не скроется от Аллаха ничто на земле и в небесах... Поистине, Господь мой, – Он слышит воззвание" (14:41).

Жизнь Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), его отношение к молитве – пример для каждого мусульманина. Нам известно, что молитва доставляла ему истинную радость общения с Аллахом. В его существовании и жизни первых мусульман молитва занимала существенное место, что нашло своё отражение и в Слове Аллаха – Коране: "Мухаммад – посланник Аллаха и те, которые с ним... Ты видишь их преклоняющимися, падающими ниц. Они ищут милости от Аллаха и благословения. Приметы их – на их лицах от падения ниц" (48:29);"Поистине, Господь твой знает, что ты простаиваешь меньше, чем две трети ночи, и половину её, и треть, и люди из тех, что с тобою..." (73:20).

Значительная часть мусульман нашей страны впервые получает возможность ознакомиться с текстами молитв Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Что же мы, мусульмане, можем извлечь из них для себя? Молитвы, исходившие из уст Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), служат для нас образцами, и мы должны использовать их, обращаясь к Аллаху. Они свидетельствуют о том, что молитва, обращённая к Аллаху, должна быть постоянным спутником мусульманина во всех жизненных ситуациях. Из текстов мы можем сделать следующий вывод: для молитвы важны не красота и возвышенность слога, красиво выраженные мысли, специально подобранные слова. Важнее всего - мысль, изложенная просто. Но эти слова должны исходить из сердца, свидетельствовать о доверии к Творцу, произноситься с верой в милосердие и милость Аллаха, в то, что они будут услышаны Всевышним.

Жизнь Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), отмеченная особой благосклонностью Аллаха, свидетельствует и о другом. Наши молитвы будут услышаны Аллахом лишь в том случае, если мы достойны того, что просим, и просим то, что достойно Аллаха и разрешено Им. Наши молитвы дойдут до Аллаха, если мы аккуратно исполняем Его предписания, сочетаем веру в Аллаха с высоконравственной жизнью, добрыми делами: "Да! Кто предал свой лик Аллаху, причем творит добро, то ему – его награда у его Господа, и нет страха над ними, и не будут они печальны" (2:106).

Я рекомендую мусульманам сделать данное издание своей настольной книгой, постоянно обращаться к ней. Она поможет им осознать высокое значение молитвы, даст возможность обращаться к Аллаху с молитвами, которые произносил сам Святой Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует).

«Ислам минбере», 1998 г. № 6–7