БИСМИЛЛАХИР РАХМАНИР РАХИМ!

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!

Поставленные перед нами вопросы требуют обстоятельного разговора, привлечения к нему широкого круга заинтересованных лиц. Я готов участвовать в таком разговоре. Надеюсь на то, что газета, подняв столь актуальную для нас проблему, не остановится на полпути и продолжит данную тему. А пока коротко, почти тезисно, отвечу на первый вопрос, а на втором вопросе, очень волнующем меня, остановлюсь подробнее.

Причину того, что ислам в любую историческую эпоху оказывается нужным и актуальным, я вижу прежде всего в том, что он придаёт исключительное значение персональной ответственности человека перед Богом и людьми за свои земные дела, требует от него постоянных размышлений о своём будущем – земном и потустороннем: “И стремись в том, что даровал тебе Аллах, к жилью последнему. Не забывай своего удела в этом мире и благодетельствуй, как благодетельствует тебе Аллах, и не стремись к порче на земле. Поистине, Аллах не любит сеющих порчу” (28:76); “О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и пусть душа посмотрит, что она уготовала раньше на завтра” (59:18).

Теперь расскажу о том, что меня волнует и тревожит. Мне понятно настроение наших мусульман. После долгого и вынужденного перерыва они, наконец, получили возможность вернуться к истокам своей религии. Но при этом часть верующих явно торопится, желая быстрее увидеть результаты своей резко активизировавшейся религиозной жизни. Им хотелось бы, чтобы люди в своей жизни стали руководствоваться исламом в полной мере. Это – похвальное желание. Но нельзя забывать о прошедших десятилетиях жизни при господстве атеизма, её разрушительных последствиях, не следует спешить. Тем более, нельзя делить людей на “хороших” и “плохих”, “чистых” и “нечистых” мусульман. Такой подход вредит исламу, самим мусульманам и, самое главное, противоречит исламу, его учению. Вспомним историю нашей религии. Ислам не сразу достиг успехов, встречая яростное сопротивление. В такой тяжелой для первой мусульманской общины ситуации Аллах требовал от верующих проявлять терпение, быть терпимыми по отношению к тем, кто не желает становиться на путь ислама. Этому же Всевышний учил Своего посланника Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Вот несколько аятов из Священного Корана: «О вы, которые уверовали, терпите и будьте терпимы, будьте стойки, бойтесь Аллаха, – может быть, вы будете счастливы» (3:200); «О те, которые уверовали! Обращайтесь за помощью к терпению и молитве. Поистине, Аллах с терпеливыми!» (2:148).

Нам, мусульманам, не дано вершить суд над другими в вопросах, касающихся их веры, – это дано только Аллаху: “Поистине, Господь твой лучше знает тех, кто сбился с Его пути, и Он знает тех, кто пошел по прямому пути” (53:31); “На Аллахе лежит направление пути, и есть отступающие от него. Если Он пожелал, то повел бы прямым путем вас всех» (16:9).

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) строго соблюдал указания Аллаха, строил жизнедеятельность первой мусульманской общины, первого исламского государства на принципах, определённых Самим Всевышним, завещал нам руководствоваться ими в дальнейшем. Вот лишь два его хадиса на эту тему: “Абдаллах б. Амр передал: “Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Истинным мусульманином является тот, кто не причиняет своим языком и руками зла другим мусульманам...”; “Абу Бакр передал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Если два мусульманина скрестят мечи, то и убийца, и убитый попадут в ад”. Абу Бакр спросил: “О посланник Аллаха, этот – убийца, но почему же и убитый окажется в аду?”. Он ответил: «Поистине, потому что и он хотел убить своего товарища».

За десять прошедших лет мы многого достигли на пути возрождения ислама, решили ряд трудных вопросов, создали хорошую основу, что, безусловно, в итоге приведёт нас к желаемым результатам. Но к этим результатам надо идти упорным трудом, без спешки, проявляя уважение и терпимость к взглядам своих возможных оппонентов.

«Ислам минбере», 1998 г. № 9