БИСМИЛЛАХИР РАХМАНИР РАХИМ!

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!

Многоуважаемые братья, мусульмане Азербайджана и Кавказа! Дорогие делегаты съезда, участники конференции!

Мне доставляет искреннюю радость тот факт, что я нахожусь среди вас, имею возможность передать вам самые добрые, идущие от сердца пожелания здоровья и успехов от мусульман России. Приношу сердечную благодарность Оргкомитету и лично главе Высшего религиозного Совета народов Кавказа, председателю Управления мусульман Кавказа шейхуль-исламу Аллахшукюру Паша-Заде за приглашение на конференцию, предоставление мне возможности выступить перед её участниками.

Проблема, вынесенная на обсуждение конференции, на мой взгляд, имеет исключительное значение не только для мусульман Азербайджана, но и для нас, россиян. Наша страна переживает период социально-экономических и политических перемен, которые призваны коренным образом изменить существовавший строй. С большими трудностями, общественными потрясениями в экономическую жизнь общества входят рыночные отношения, демократизируются все сферы жизнедеятельности. Как в этой ситуации вести себя мусульманам, насколько учение нашей религии вписывается в принципиально новые требования, выдвигаемые быстро и динамично развивающейся жизнью? От продуманного поиска ответов на эти и другие вопросы, которые возникают перед мусульманами, зависит их социальное самочувствие, возможность для них найти своё место в обществе. Вопросы эти не оставляют без внимания Совет муфтиев России, ДУМЦЕР, имамы мечетей, к ним мы привлекаем внимание учёных-религиоведов, с которыми работаем в тесном контакте.

Дорогие участники конференции, разрешите поделиться с вами своими размышлениями на этот счет. Но хотел бы сразу уточнить: возможен, как мне кажется, двоякий подход к религиозно-нравственным ценностям. Один из вариантов такого подхода может заключаться в том, что мы берём конкретные этические ценности, присутствующие в исламе, и рассматриваем их сквозь призму современности. Священный Коран и нашего хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) содержат множество ценностей, являющихся вечными для человечества. Их можно перечислять бесконечно. Но возможен и другой подход. Современный мусульманин, находясь в поиске собственного места в быстро меняющемся мире, хотел бы сопоставить ценности своей религии с тем, что предлагает ему общество. Для него важно, не теряя себя, оставаясь в исламе, быть современным человеком, уверенно чувствовать себя в новых условиях. Поэтому сегодня, я считаю, нравственные ценности ислама следует рассматривать в единстве, как цельное учение о смысле земного существования человека. Как нам представляется, в наши дни актуален именно такой подход.

Пусть вас не удивит, что я начну с далекого прошлого, с исторических фактов, которые вам хорошо известны. Но, как мне кажется, они содержат ответ на вопрос о том, насколько религиозно-нравственные ценности ислама будут востребованы современностью.

Итак, 610 год. Возникает первая мусульманская община, состоящая всего из нескольких человек. К 632 году, к моменту ухода из земной жизни Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), численность мусульман достигает 100 тысяч. Спустя ещё 100 лет ислам стали исповедовать миллионы людей, живущих от Гибралтара до восточного Китая. В настоящее время мусульманами являются 1 миллиард 300 миллионов человек. Это - люди разного цвета кожи, говорящие на сотнях языков и наречий, живущие в разных странах. Известно также следующее – численность мусульман растет и за счёт последователей других религий. Самое главное заключается в том, что последователи ислама живут в различных социальных условиях, в странах, экономический и политический строй которых резко отличаются друг от друга. Причем живут они, чувствуя себя уверенно, являясь активной частью населения, не входя в конфликты ни с существующими порядками, ни с последователями других религий. Благодаря каким особенностям учения ислама, его нравственным ценностям им это удаётся? Какие черты ислама привлекают людей, воспитанных в традициях других религий, немусульманской культуры? Постараюсь очень коротко, в силу своих возможностей и с учетом требований регламента, ответить на данный вопрос.

Сердцевину нравственного учения ислама занимает земной человек, со своими недостатками и достоинствами, чувствующий себя в земной жизни весьма уверенно - человек, который всегда может надеяться на помощь и поддержку своего Создателя; все свои помыслы и деяния он должен подчинить лишь одному – ожиданию вечной, потусторонней жизни. Да, в исламе придаётся первостепенное значение тому, чтобы заслужить "награду будущей жизни"- Рай, так сказано в Священном Коране. Вопрос в другом – как заслужить эту награду от Всевышнего? Мы можем увидеть, как Создатель даёт возможность человеку своими земными делами заслужить Свою милость и благосклонность.

Обратимся к учению Священного Корана о человеке, смысле его существования. Вспомним историю создания прародителей наших Адама и Хавы, первые их шаги в земной жизни. Как известно, вскоре после сотворения они пали жертвой козней Шайтана и нарушили запрет Божий. За это они были изгнаны из Рая, но при этом Аллах Милостивый не переложил грех прародителей на их потомков, то есть - на нас. Адама, ослушавшегося и сбившегося с пути, Всевышний "простил... и повел прямым истинным путем". В этом я вижу дальнейшее воплощение замысла Аллаха, сотворившего человека своим наместником на земле. Да, именно наместником, т.е. ответственным перед Аллахом за всё, что есть и происходит на земле. Быть наместником Аллаха – не только высшая честь, но и доверие, которое человек должен оправдывать своими земными делами, отношением к своей жизни. Он не должен быть безучастным.

Обратимся к Священному Корану, в одном из аятов которого чётко и определённо сказано: "И стремись в том, что даровал тебе Аллах, к жилью последнему. Не забывай своего удела в этом мире и благодетельствуй, как благодетельствует тебе Аллах..."

Аллах, сотворив Адама, дал ему, а через него - всему человечеству, следующий наказ: "не стремись к порче на земле. Аллах не любит сеющих порчу на земле". Следовательно, человек обязан заботиться об окружающей его природе, сохранять и приумножать те блага, которые дарованы ему свыше, чувствовать собственную ответственность за них. На мой взгляд, такое понимание земной жизни сегодня, как никогда, способно оказать огромную духовную поддержку мусульманам. Ведь новые жизненные условия требуют от нас самостоятельности, умения брать на себя ответственность, не сдаваться перед жизненными трудностями, которые выпадают в довольно больших дозах на нашу долю. Аллах требует от мусульман не бояться сложностей, не ожидать помощи от окружающих людей.

Творец отдаёт предпочтение тем мусульманам, которые усердны в своем желании преодолевать трудности,возникающие на их жизненном пути, действуют, думая о своём близком и отдаленном будущем. Вот что об этом сказано в Священном Коране: "Действуйте, и увидит ваше дело Аллах и посланник Его и верующие!.. И Он сообщит вам то, что вы делали"; "Не равняются сидящие из верующих и усердствующие на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Дал Аллах усердствующим своим имуществом и своими душами перед сидящими на степень. Всем обещал Аллах благо, а усердствующим дал преимущество перед сидящими в награде"; "О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она уготовала раньше".

Однако, как показывает, например, российская действительность, горячее желание изменить свою жизнь к лучшему не всегда приводит к желаемым результатам. Более того, по независящим от человека причинам его жизнь может резко ухудшиться. Не отдельные люди, а миллионы россиян, например, уже второй месяц находятся в таком положении из-за кризиса, неожиданно разразившегося 17 августа. Не застрахованы мы от подобных неприятностей и в будущем - от различных напастей и бед, потерь и потрясений. И в подобных ситуациях на помощь мусульманам вновь могут прийти те аспекты учения ислама, которые воспитывают в человеке терпение, рассматривают это качество как важнейшую мусульманскую добродетель: "Мы испытываем вас кое-чем из страха, голода, недостатка в имуществе и душах и плодах, – и обрадуй терпеливых, – тех, которые, когда их постигнет бедствие, говорят: "Поистине, мы принадлежим Аллаху, и к нему мы возвращаемся!" Но терпение мусульманина - не от его слабости, а, наоборот, от твердости, решимости изменить положение к лучшему. Ислам рассматривает терпение не как пассивное созерцание, а как состояние, необходимое для подготовки активных действий: "Вы будете испытаны и в ваших имуществах и в вас самих, и вы услышите много обиды. А если вы будете терпеливы и богобоязненны, то это из твердости в делах". Примером же для нас должны служить наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и другие посланники Божьи: "Терпи же, как терпели обладатели твердости из посланников".

Мусульманину ни при каких жизненных обстоятельствах нельзя терять самоуважение, проявлять слабоволие. Как сказано в Священном Коране, "кто богат, пусть будет воздержан, а кто беден, пусть ест с достоинством".

Последователь ислама никогда не должен терять надежду на лучшее будущее, поскольку Аллах слышит его, знает о его бедах и обязательно придёт на помощь. Аллах говорит, обращаясь к каждому из нас: "О человек! Ты стремишься к своему Господу устремлением и встретишь Его..."; "Зовите Меня, Я отвечу вам". Но он приходит на помощь к тем, кто направляет свои усилия и энергию к тому, чтобы изменить своё положение к лучшему, добиться успеха в жизни. В Священном Коране по этому поводу говорится следующее: "Аллах не меняет того, что с людьми, пока они сами не переменят того, что с ними". Если человеку плохо живётся на земле, ему не удаётся достигнуть успеха и благополучия при условии, что он здоров, то он должен винить только самого себя, а не искать виновных на стороне. Исключение составляют лишь слабые мужчины, женщины и дети, которые, по словам Священного Корана, "не могут ухитриться и не находят прямого пути. Этим, может быть, простит Аллах; ведь Аллах – извиняющий и прощающий".

Но при этом важно помнить следующий аспект учения ислама о человеке. Аллах говорит лишь о том, чтобы человек реализовал в жизни именно то, на что он способен, на что у него хватает сил, и не требует от него ничего лишнего. Все, что человек приобрёл, исходя из своих возможностей, и будет «выступать» за или против него. Священный Коран говорит так: "По делам своим судимы будете". Ислам не требует от человека ничего сверх того, что он может, – подвигов, подвижничества, отказа от самого себя. Нет в исламе и коллективной ответственности – каждый человек отвечает за себя, каждая душа несет груз своих поступков и никогда не понесёт ношу другой души. Но никто не сможет снять с себя собственную ношу, поскольку является заложником своих земных дел. Поэтому человек не должен жить одним днём, он обязан постоянно думать о будущем - земном и потустороннем. Самим Аллахом человек обязывается думать о завтрашнем дне, который будет отличаться от сегодняшнего.

Таким образом, сердцевину учения ислама о человеке составляет идея о его ответственности за свою земную жизнь и воздаянии за неё. Однако эта идея не отнимает у человека самостоятельности и инициативы, а наоборот, придаёт ему уверенность, заставляет чувствовать ответственность, учит не перекладывать собственные неудачи на других. В Священном Коране не раз подчёркивается мысль о том, что добро и зло творятся человеком не для Аллаха, а для самого себя. "Если вы творите добро, – сказано в Священном Коране, – то вы творите для самих себя, а если зло, то для себя же"; "Кто идёт прямым путем, тот идёт для самого себя, а кто заблуждается, тот заблуждается во вред самому себе". Ответчик за добро и зло – прежде всего, душа человека. Она - от Аллаха, и возвращается к нему. Делать что-то для её блага – значит, поступать во имя Господа, совершать что-то против неё –значит, делать противное Аллаху. Как сказано в Священном Коране: "Кто делает благо – для своей души; а кто делает зло – против неё. Потом к вашему Господу вы будете возвращены".

Аллах – Всезнающ, Всеведущ, Ему известно всё о человеческой жизни. Он с участием наблюдает за человеком. Бог любит Своё творение, переживает за него, стремится удержать его от дурных поступков, волнуется за него и стремится помочь ему. Прежде всего, Он - Покровитель, Помощник и Заступник. Аллах "удерживает от мерзости, гнусного и преступления". Несмотря на все слабости и недостатки людей, "Аллах – тот, который благословляет вас, и ангелы Его, – чтобы вывести вас из мрака к свету", "посылает Он над вами хранителей" и "желает будущего" человеку. Аллах прощает мелкие прегрешения, встречающиеся в повседневной жизни человека: "Аллах воздаёт тем, которые совершили добро, благом, – тем, которые сторонятся великих прегрешений и мерзостей, кроме мелких проступков: ведь Господь твой объемлющ прощением".

Многоуважаемые участники конференции!

В рамках отведённого мне времени я остановился лишь на некоторых сторонах нравственного учения ислама. Но даже очень краткий экскурс даёт нам возможность оценить актуальность учения ислама в современных условиях. Оно, безусловно, в полной мере соответствует духу наших дней. Ислам требует от человека того же, что и изменяющееся общество: ответственности за свои деяния перед Богом и людьми, самостоятельности, постоянного желания улучшать собственную жизнь и существование своих близких. Я бы добавил к сказанному выше и то, о чём не имел возможности подробно говорить. Учение ислама содержит такие важные и нужные для современного человека и общества идеи, как терпимость к последователям других религий и культур, обычаев и традиций, необходимость проявления инициативы, поощрения предприимчивости и т. д. Но нехватка времени не позволяет мне говорить об этом. В исламе много и других идей, столь же необходимых современному мусульманину. Я уверен, что о них ещё будет сказано. Благодарю за внимание.

«Ислам минбере», 1998 г. № 10