БИСМИЛЛАХИР РАХМАНИР РАХИМ!

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!

Хутба в таком качестве существует с начала деятельности в Мекке первой мусульманской общины, т.е. восходит к самому Посланнику Аллаха Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует). Регулярное обращение имама к верующим связано с необходимостью постоянно разъяснять им учение ислама, оказывать им помощь для глубокого проникновенич в суть веры, аятов Священного Корана и хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Хутба призвана укреплять религиозные чувства верующих, постоянно пробуждать у них желание углублять свои знания об исламе, формировать готовность строго следовать его предписаниям, соблюдать религиозные установления, связанные с повседневной жизнью.

Постоянное стремление к познанию религии – обязанность мусульманина, определённая Аллахом. Об этом много раз сказано в Слове Аллаха – Священном Коране: "Разве сравняются те, которые знают (ислам), и те, которые не знают", "Возвышает Аллах тех из вас, которые уверовали, и тех, кому дано знание, на разные степени" (58:12).

По Корану, знание должно предшествовать слову и делу: "Знай же, что нет божества, кроме Аллаха" (47:21). Мусульманские богословы, комментировавшие этот аят, обращают наше внимание на то, что Всевышний начал со знания, ибо поистине, знающие – наследники пророков, которые завещали им знание. Тот, кто приобрел знание, получил большой удел, а тому, кто вступил на путь поиска знаний, Аллах облегчит путь к Раю.

Примером для нас в стремлении к знаниям служит Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), который обращался: "Господи мой! Умножь мое знание" (20:113); "Был для вас в посланнике хороший пример тем, кто надеется на Аллаха и в последний день и поминает Аллаха много" (33:21).

Пророк является для нас образцом во всех вопросах, связанных с хутбой. Он высоко ценил людей, обладающих большими познаниями в области религии, приравнивая знание к мудрости. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Зависть допустима только в двух случаях: если завидуешь человеку, которому Аллах дал богатство, позволив потратить его подобающим образом, и если завидуешь человеку, получившему от Аллаха мудрость, которой он руководствуется и которую передает другим". Он много раз подчёркивал значение хутбы, наставления в вопросах веры. Приведу его слова, сказанные по этому поводу: "Того, кому Аллах желает добра, Он наставляет в религии". Кроме того, Пророк уделял много внимания хутбе в своей деятельности. Во многом благодаря его проповедям, ислам с огромной скоростью распространился по Аравийскому полуострову. Достаточно будет вспомнить о том, что к началу его посланнической деятельности мусульманами были лишь несколько человек из числа членов его семьи и приближенных. К концу его жизни мусульман насчитывалось уже сто тысяч.

Пророк является для нас образцом и в вопросах, связанных с правилами произнесения проповеди. Он подчеркивал, что мусульмане должны постоянно учиться религии, а получать знания можно в любое время, даже во время бросания камешков в Мина в дни хаджа. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) охватывал своим воздействием все слои населения Мекки и Медины, выделил особый день для проповеди женщинам. В то же врем,я он не надоедал своими проповедями людям, находил удобное для них время и говорил о том, что их волнует. Его проповеди поддерживали первых мусульман в трудные минуты, дни и часы их жизни, придавали им уверенность в победе ислама, облегчали им жизнь, поднимали настроение. Вот что сообщали по этому поводу его приближенные Ибн Масуд и Анас (да будет доволен ими Всевышний): "Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) проявлял о нас заботу, обращаясь к нам с увещаниями лишь в отдельные дни, ибо он не желал, чтобы его слова вызывали у нас скуку"; "Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Будьте для людей мягкими, легкими и не будьте тяжелыми, возмещайте им благое и не отталкивайте их от себя".

Посланник (да благословит его Аллах и приветствует), которого Аллах наделил даром проповедника, во время своих выступлений не увлекался красноречием, придавал главное значение содержательной стороне проповедей. Он особо выделял вопросы, которые обязательно следует донести до слушателей; в таких случаях он трижды повторял каждое из своих изречений, говорил медленно и обдуманно, без спешки. При этом он исходил из того, что проповедь религии – дело не только необходимое, но и занимающее длительное время, не терпящее торопливости и поспешности. Одновременно он подчёркивал тот факт, что мусульмане должны находиться в постоянном поиске знаний, указывал на богоугодность такого стремления. Приведу некоторые его высказывания по данному поводу: "Поиски знания есть религиозный долг мусульманина"; "Знание открывает дорогу в рай"; "Человек в поисках знания – на тропе Господа, пока он не вернется".

Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует) принадлежат и слова, высоко поднимающие ответственность служителей ислама за пропаганду нашей религии, распространение религиозных знаний. Знания об исламе, которыми владеет человек, говорил он, должны быть переданы другим. "Тот, кто скрывает ответ по вопросам религии, будет взнуздан огненной уздой в день воскресения".

Таким образом, Священный Коран, хадисы Пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) подчёркивают значение и необходимость распространения религиозных знаний. Важное место в выполнении этих указаний отводится хутбе, которая, как уже было сказано, стала составной частью богослужения в исламе с первых лет его существования. Таковой она всегда была и остается во всех без исключения мусульманских странах. Так было и у нас, в России. Многие ведущие богословы в течение столетий работали над составлением текстов религиозных проповедей, а в известных мусульманскому миру медресе воспитанников учили работе с ними. К великому нашему сожалению, эти традиции были прерваны в 20-х годах ХХ века. В течение некоторого времени после установления Советской власти имамами оставались люди, получившие хорошую подготовку до революции, но с их уходом из жизни многовековая традиция была прервана почти повсеместно. Отрицательную роль в данной ситуации сыграло следующее обстоятельство: с 20-х годов ХХ века до настоящего времени в нашей стране вообще не проводилась подготовка служителей ислама. В течение десятков лет мусульмане не слышали живого слова имама, не получали необходимые разъяснения по вопросам своей веры.

Сегодня у нас действует большое количество мечетей, религиозных учебных заведений, издаётся религиозная литература. Мы свободно читаем и комментируем Коран и священные хадисы – источники любой хутбы, религиозной беседы. Таким образом, у нас имеется всё необходимое для широкой пропаганды вероучения и культа ислама, его учения по многим вопросам, актуальным для современного верующего. От нас же, служителей ислама, требуется, прежде всего, следующее: искреннее желание, готовность нести людям свет ислама, всесторонние знания о нём.

Эта статья – первая из серии статей о хутбе, содержании и методике распространения знаний об исламе в современных условиях. Разумеется, она не охватывает все имеющиеся проблемы. Мы, прежде всего, хотели бы привлечь к этой проблеме, важнейшей для судеб ислама в нашей стране внимание всех, кто имеет непосредственное отношение к ней. Мы рассчитываем, что в подготовке следующих публикаций примут участие имамы мечетей, постоянно общающиеся с верующими, и те, кто готовит будущих имамов.. Тематику проповедей мы будем определять, исходя из пожеланий служителей ислама. Не останутся без внимания и пожелания, рекомендации рядовых мусульман, которые поделятся с нами своими соображениями.

 

Материалы к проповеди о посте

1

Проповеди, беседы рекомендуется начинать поздравлением верующих с наступлением месяца поста, вознесением благодарственных молитв Аллаху за то, что благодаря Его милости они в очередной раз встречают Рамадан. Далее можно приступить к разъяснению того, почему именно в месяц Рамадан соблюдается пост, какое значение он имеет в исламе. Ответ содержится в аятах 181–185 суры 2Священного Корана. В них, в частности, сказано: "О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же, как он предписан тем, кто был до вас, может быть, вы будете богобоязненны!... Месяц Рамадан, в который ниспослан был Коран в руководство для людей и как разъяснение прямого пути и различения, – и вот кто из вас застает этот месяц, пусть проводит в посту, а кто болен или в пути, то – число других дней. Аллах хочет для вас облегчения, а не хочет затруднения для вас, и чтобы вы завершили число и возвеличили Аллаха за то, что Он вывел вас, – может быть, вы будете благодарны!"

После прочтения аятов можно сообщить слушателям следующий факт. Именно в ночь на 27-е Рамадана 610 года (по милади – современному календарю) на горе Хира-Джабаль-ан-Hyp, расположенной недалеко от Мекки, молился араб по имени Мухаммад, известный в городе своим благочестивым поведением. Вдруг перед ним в человеческом облике явился ангел Джибраил-вахи и возвестил том, что Всевышний избрал его Своим Посланником и Пророком (да благословит его Аллах и приветствует). Слова, сказанные ангелом, содержатся в аятах 1–5 суры 96 Священного Корана.

Затем можно сосредоточить внимание слушателей на следующих, исключительно важных для понимания сути не только поста, но и всего ислама, фактах. В ночь на 27-е Рамадана началась земная история Священного Корана, поскольку аяты, сообщенные ангелом, являлись частью Священного Корана – Слова Аллаха (Калямулла). В эту ночь началась посланническая деятельность Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). С этой ночью также связано начало проповедования ислама, создание первой мусульманской общины. И последнее: пост в месяце Рамадан для мусульман установлен Самим Аллахом и является одним из пяти столпов (аркан-ад-дин) – основных обязанностей мусульманина.

2

Вторую часть проповеди мы рекомендуем посвятить положениям Священного Корана, относящимся непосредственно к посту. Будет уместным обратить внимание слушателей на то, что Милостивый и Милосердный Аллах, предписав этот пост, одновременно проявляет заботу о мусульманах, которые по определённым причинам не могут его соблюдать. Забота Всевышнего проявляется, прежде всего, в том, что пост, как сказано в Священном Коране, предписан только на "отсчитанные дни", т. е. только в течение Рамадана. Кроме того, те, "кто болен или в пути", могут соблюдать его в другое, удобное для себя время. Кроме того, от необходимости соблюдать пост освобождаются несовершеннолетние дети, немощные пожилые люди, беременные или кормящие грудью женщины, а также мусульмане, страдающие хроническими и неизлечимыми болезнями.

Далее имам должен подчеркнуть следующий аспект учения ислама о посте. На арабском языке в Священном Коране пост (ураза) звучит как "саум", что означает "воздерживаться", "сдерживать себя". Но пост не сводится только к воздержанию от пищи. Сам Аллах определяет его суть следующим образом; "...может быть, вы будете богобоязненны!". Поэтому пост – это и воздержание от дурных поступков, дел, стремление совершать богоугодные, т.е. добрые дела, которые принесут окружающим людям облегчение, вернут им присутствие духа. Рамадан – месяц нравственного самосовершенствования, очищения от накопленных грехов. Это - месяц, в течение которого мусульмане держат мысленный отчет перед Всевышним за свои деяния, исправляют допущенные ими отклонения от заветов Божьих. Таким образом, формальное соблюдение поста не гарантирует мусульманину, что его воздержание будет засчитано Аллахом. Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил по этому поводу следующее: "Сколько людей не получают от поста ничего, кроме жажды, и сколько их стоит (ночами на молитве), не получая от этого ничего, кроме бессонной ночи"; "Если кто не отказывается от изречения лжи и лживых деяний, Бог не нуждается в том, чтобы он отказывался от пищи и воды"; "Истинно, своим добрым отношением к людям мусульманин добьется великого превосходства".

3

Как известно, пост достигнет цели только при условии, если за каждого мусульманина будет внесен закят аль-фитр – очистительная милостыня. Очистительной она называется потому, что дает возможность искупить грехи, допущенные в течение Рамадана. Закят аль-фитр тесно связан с одним из пяти столпов веры – закятом (узаконенной милостыней в пользу нуждающихся). И в проповеди рекомендуется обратить внимание слушателей на особую важность соблюдения этого предписания в сегодняшних условиях, когда число людей, нуждающихся в материальной поддержке, резко возросло. В связи с этим можно напомнить присутствующим следующий хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): "Пост в месяц Рамадан подвешен между небом и землей и возвышается только выплатой закят аль-фитра".

4

Проповедь, посвящённая посту, должна способствовать сближению мусульманина с Аллахом, воспитанию в нём уверенности, что Всевышний близок к нему, видит и знает всё, что верующий творит в земной жизни. Такое сближение происходит при совершении дополнительных молитв, участии в чтении всего Священного Корана, которое проводится во время Рамадана в мечетях. Завершая проповедь, имам может привести аяты из Священного Корана, содержащие убедительные свидетельства близости Всевышнего к Своему творению – человеку, о том, что призывы верующего обязательно будут Им услышаны: "А когда спрашивают тебя рабы Мои обо Мне, то ведь Я – близок, отвечаю призыву зовущего, когда он позовет Меня. Пусть же они отвечают Мне и пусть уверуют в Меня, может быть, они пойдут по истинному пути" (2:186); "И сказал ваш Господь: "Зовите Меня, Я отвечу вам; поистине, которые превозносятся над поклонением Мне – войдут они в геенну на вечное пребывание!" (40:62); "Вспомните же Меня, Я вспомню вас" (2:147); "О человек! Ты стремишься к своему Господу устремлением и встретишь его" (84:6).

«Ислам минбере», 1998 г. № 11