БИСМИЛЛАХИР РАХМАНИР РАХИМ!

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!

Многоуважаемый председатель!

Многоуважаемые участники конференции!

Братья и сёстры!

Наша конференция обращена к традициям, характеризующим положение ислама в России. Поэтому позвольте напомнить о том, что традиции проведения различного рода совещаний, конференций, посвящённых исламу, в работе которых принимали участие высшие должностные лица страны, уходят в глубь истории Государства Российского. Этими традициями проникнуты 7 десятилетий существования Советского государства. Но все они преследовали единственную цель: усилить борьбу против воздействия ислама, развернуть массовую атеистическую пропаганду среди мусульман. Одно из последних таких совещаний в царской России состоялось в 1910 году. Тогда по инициативе премьер-министра Столыпина проходило “Особое совещание по выработке мер для противодействия татаро-мусульманскому влиянию в Приволжском крае”. Всего десять лет назад по всему Советскому Союзу проводились пленумы партийных органов, совещания и семинары с общей повесткой дня: о выполнении нового постановления ЦК КПСС об усилении борьбы с исламом.

Слава Аллаху, мусульмане России дожили до сегодняшнего дня, когда руководители Правительства и высшего законодательного органа страны, члены Правительства, ответственные за национальную политику, говорят добрые слова об учении ислама, заняты поисками его места в гармонизации межнациональных отношений. Это обстоятельство, на наш взгляд, является лучшим свидетельством того, что Россия идёт по демократическому пути развития, стремится использовать мощный духовно-нравственный потенциал, заложенный во всех религиях. Проведение данной конференции, как представляется мусульманскому духовенству, свидетельствует о том, что органы власти намерены наладить постоянные добрые отношения с мусульманскими организациями, прислушиваться к их мнению, работать сообща.

Ряд важных проблем, затронутых в выступлениях предыдущих ораторов, станет предметом широкого обсуждения на конференции. Я же коснусь только тех моментов, которые связаны с дальнейшим совершенствованием отношений мусульманских организаций с органами власти, другими религиями, средствами массовой информации. Это необходимо для повышения значимости ислама в решении ряда актуальных для общества проблем, укрепления межнационального мира и межконфессионального согласия в стране.

Начинать эту работу, по нашему мнению, надо с того, чтобы общество приобрело правильное, соответствующее действительности представление об исламе, характере его воздействия на умы и поведение мусульман. А пока, к нашему великому сожалению, немусульманская часть населения страны, как правило, имеет искажённые представления об исламе. К сожалению, это является плохой традицией России. Как писал один из виднейших мусульманских реформаторов прошлого века Исмаил Гаспринский, в отношении русского мусульманства русское правительство не держалось какого-либо намеченного принципа и пути, а действовало всегда так, как полагало лучшим и необходимым в данное время и в данном месте. А «данное время» и «данное место» оказывались обычно связанными с завоеванием территорий, населенных мусульманами, борьбой последних за свою независимость, восстаниями, вызванными во многих случаях неправильными действиями царских властей по отношению к исламу и образу жизни его последователей. Немалое значение в формировании негативного отношения к исламу имели и геополитические интересы России, прежде всего, её длительный конфликт с мусульманской Турцией.

Если внимательно присмотреться к современной действительности, то можно увидеть нечто схожее с прошлым: в отношении к исламу (в основном – негативном) чувствуется явное влияние событий в Афганистане, Югославии, Алжире, Таджикистане и Чечне.

Я уверен в том, что все присутствующие здесь являются сторонниками изменения к лучшему создавшегося положения. Рассчитываю на то, что наша конференция станет поворотной, поможет изменению этой негативной ситуации.

А выход из сложившегося положения нам видится в следующем – Россия должна иметь всесторонне обоснованную политику, учитывающую все реалии современной действительности по отношению к исламу и мусульманским организациям; политику, основу которой должны составить объективная оценка ислама, учёт интересов и настроений мусульман, установление межнационального и межконфессионального мира и согласия в обществе. Совет муфтиев России готов принять активное участие в разработке и реализации такой политики. Сегодня же мне хотелось бы высказать некоторые соображения.

Уважаемые участники конференции!

Ислам займёт подобающее ему место в жизни общества лишь тогда, когда будут по достоинству оценены его духовно-нравственный потенциал, возможности благотворного воздействия на умы не только мусульман, но и представителей других конфессий. А потенциал этот огромен. Он в полной мере соответствует потребностям российского общества, которое страдает от бездуховности, засилья преступности и насилия, многих других человеческих пороков.

Оставляет желать лучшего отношение людей к труду, родным местам, ответственности за судьбы стариков и детей. Не миновали эти недуги и мусульман. Однако, по сравнению с последователями других религий, мусульман в меньшей степени коснулись разрушительные силы. Среди приверженцев ислама значительно меньше алкоголиков и наркоманов, а многим мусульманским народам вообще чужды женский алкоголизм и наркомания. У нас, мусульман, практически нет брошенных на произвол судьбы стариков и детей, а также очень мало детей, состоящих на учёте в детской комнате милиции. Среди мусульман меньше больных венерическими болезнями и СПИДом. Вы нигде не увидите заброшенных мусульманских селений, заколоченных домов, незасеянных земель. Статистические данные свидетельствуют и о другом: среди мусульман значительно ниже преступность, особенно на бытовой почве и на фоне алкоголизма. О психической устойчивости последователей ислама свидетельствует и то, что среди нас намного меньше случаев самоубийств.

Уважаемые участники конференции!

На сегодняшней встрече целесообразно, на мой взгляд, рассмотреть следующий вопрос: почему ислам, обладающий колоссальным духовно-нравственным потенциалом, который доказывался и доказывается на протяжении почти 14 веков, остается невостребованным? К великому сожалению, в общественном мнении ислам предстаёт консервативной, чуждой нововведениям религией, воспитывающей враждебность к последователям других конфессий. В представлении многих людей ислам является первопричиной войн и межнациональных конфликтов, бандитизма и экстремизма. Общество, которое неверно оценивает религию почти двадцати миллионов своих сограждан, обречено на неустойчивость, бесконечные раздоры и противостояние. А государство, которое не может покончить с этим, может ли называться демократическим, считать себя цивилизованным? Всем, кто имеет дело с исламом и мусульманами, надо знать следующий исторический факт. Много веков назад мусульманами стали не татары и башкиры, не современные народы Северного Кавказа, а их предки, объединенные в роды и племена. Именно принятие ислама, вера в общего для всех Бога - Аллаха объединили их и привели к формированию народов, которые известны нам сегодня. Ислам стал этнообразующим фактором, превратился в основу менталитета нации, её сознания и поведения, образа жизни. С самого начала он оказал влияние на становление национальной культуры. Надо ли после этого удивляться, что личные и межнациональные интересы воспринимались через ислам, что любое общественное движение, очень далекое от ислама, не преследующее религиозные цели, часто принимало и принимает религиозный характер. А любое неосторожное слово, сказанное об исламе, воспринимается как оскорбление национальных чувств и традиций. Без учета сказанного выше трудно понять мусульман, правильно оценить события, происходящие в их жизни.

Подчеркну ещё один момент. На территории нынешней России мусульмане живут со времен Руси. Готовясь к этому выступлению, я обнаружил следующий любопытный факт. Статья 19 Устава князя Ярослава Мудрого, принятого в начале нашего тысячелетия, запрещает русской девушке выходить замуж за мусульманина. Но речь не о запрете. А о том, что, поскольку существовал такой запрет, значит, существовала возможность заключения браков между православными и мусульманами. И это - почти тысячу лет назад! Да, некоторые русские цари разрушали мечети и запрещали мусульманам соблюдать предписания своей религии, предпринимали безуспешные попытки обратить их в православие, законодательно ущемить ислам. Но на протяжении тысячи лет мусульмане и православные жили бок о бок, учились друг у друга, перенимали опыт и достижения своих соседей, создавали межрелигиозные, межнациональные семьи.

И сегодня, когда мы говорим об исламе и мусульманах, нельзя забывать об особенностях российских мусульман, степени их высокой интегрированности в российскую, русскую культуру, о том, что большинство из них получают образование на русском языке, И политика по отношению к исламу и мусульманам должна учитывать данный факт. Игнгорирование того, что каждое непродуманное действие или слово об исламе больно задевает и многих немусульман, влияет на благополучие и настроение многих тысяч семей.

Уважаемые участники конференции!

Одной из причин созыва нашего собрания является поиск путей установления общественного мира и согласия, гармонизации межнациональных отношений. Согласно нашим представлениям, в данной ситуации религиозные организации, прежде всего - православие и ислам, могли бы играть значительно более эффективную роль. Мне иногда кажется, что если бы между деятелями православия и ислама, православными и мусульманскими организациями происходил постоянный диалог, то атмосфера в обществе могла бы быть совершенно иной – более спокойной и терпимой к религиозным и национальным особенностям, а люди разных религий и национальностей воспринимали бы в первую очередь не то, что их разъединяет, а то, что объединяет. Разумеется, в России православное и мусульманское духовенство живут в мире и согласии, встречаясь на общественных мероприятиях. Но, повторяю, я имею в виду влияние духовенства, религиозных организаций на умы и настроения верующих и неверующих. Мне неоднократно приходилось выступать за постоянный диалог между служителями и верующими двух религий. Понимаю, что это трудно, не все служители религии, в том числе и ислама, готовы к такому шагу.

Но надо помнить, что все мы поклоняемся Единому Богу, живем в одной стране, переживаем общие радости и огорчения. А имеющиеся различия при внимательном рассмотрении оказываются несущественными и не препятствуют диалогу. Так считает католицизм, так считает Греческая православная церковь, ведущая активный диалог с исламом в Иране, многие протестантские организации Европы, США и Канады. Таких же шагов мы ожидаем от РПЦ, тем более, что её отдельные иерархи, живущие среди мусульман, пришли к признанию наличия многих общих моментов в учениях православия и ислама. Вот что, например, пишет архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир: “Из всех мировых религий ислам ближе всего стоит к православной вере. Иисуса Христа – Ису – мусульмане считают одним из величайших пророков. Они признают и догмат о непорочном зачатии его девой Марией, Марьям. Коран свидетельствует о многочисленных чудесах, совершенных Иисусом, о его даре предвидеть будущее, о том, что Бог сделал его благословенным, где бы он ни был”. Именно здесь, по мнению архиепископа Владимира, можно и должно искать взаимопонимание и дружбу.

Уважаемые участники конференции!

Позволю себе высказать несколько пожеланий в адрес конкретных министерств. Надеюсь, что мои слова найдут отражение в итоговом документе конференции. Мне неоднократно, со ссылкой на данные научных учреждений, приходилось говорить о росте неприязни к исламу и мусульманам в российском обществе. Самыми быстрыми темпами такая неприязнь растет среди молодёжи. Это - опасный симптом. И общество, если оно задумывается о собственном будущем, не имеет права игнорировать столь тревожный сигнал. Где же выход? Вариантов довольно много. Терпимость в национальном и религиозном вопросах должна формироваться в школе, начиная с её начальной ступени. По мнению учёных, в тесном контакте с которыми работает Совет муфтиев, действующие вузовские и школьные учебники и пособия не выполняют своей задачи. Во многих из них даются неверные, искажённые представления об исламе и его учении, исламо-христианских отношениях. Учебники, издаваемые в Москве, практически не содержат сведений об истории и культуре мусульманских народов России, мусульманской цивилизации, великом вкладе мусульман в развитие науки.

На наш взгляд, такое положение необходимо срочно исправлять. Нужно также решить вопрос об изучении религии в школах и вузах с учетом поликонфессионального характера нашей страны. Мы считаем, что этот вопрос заслуживает самого пристального внимания Министерства общего и профессионального образования. Со своей стороны, мы готовы представить предложения, привлечь авторов, способных создать учебники, формирующие в учащихся терпимость к последователям других религий и культур, готовность жить в многонациональном и поликонфессиональном мире.

Мы, мусульманские деятели, внимательно следим за укреплением дружеских отношений между Министерством обороны, Министерством внутренних дел с одной стороны и РПЦ – с другой. Безусловно, эти отношения преследуют благородные цели, они направлены на решение очень важных для общества задач. И мы это приветствуем. Но почему, определяя свои приоритеты, Министерство обороны исходит из национальных традиций только одного народа, опирается на духовно-нравственный потенциал только одной религии!? Почему в учебных заведениях МВД изучают только основы православия, раскрываютсбогатства только православной культуры, почему воспитание личного состава органов МВД и внутренних войск ведется лишь на патриотических традициях русского православия? Думаю, все присутствующие согласятся со мной: с учетом истории царской России, её политики в завоеванных мусульманских регионах, деятельности царской армии в этих областях, современной ситуации на Северном Кавказе, приведенные факты воспринимаются мусульманами настороженно. Кроме того, насколько нам известно, армия, личный состав МВД и внутренних войск являются многонациональными и поликонфессиональными. Возможно, здесь имеет место всего лишь непонимание рассматриваемой проблемы отдельными офицерами. Мы надеемся, что данное положение будет исправлено, и предлагаем своё сотрудничество Министерству обороны и МВД.

Необходимо уделять серьёзное внимание освещению проблем ислама в российских средствах массовой информации. Мы понимаем постоянно меняющуюся ситуацию, знаем, что СМИ существуют не на государственные средства, что они независимы и т.д. Но национально-религиозные вопросы настолько важны для спокойствия в обществе, что, на наш взгляд, государство не может безразлично относиться к деятельности СМИ. Мне неоднократно приходилось говорить о неверном, искажённом освещении проблем ислама в средствах массовой информации. Судя по всему, это известно не только нам. На днях я познакомился с письмом руководителя Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию г-на Лазуткина, адресованным в Комиссию по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ. Оно вселяет в нас надежду на то, что наконец СМИ будут квалифицированно освещать вопросы, связанные с исламом. Что же касается журналистов, то мы готовы провести для них семинар с участием учёных - исламоведов.

Уважаемые участники конференции!

Возможно, некоторым из вас представляется, что я неоправданно ставлю рядом православие и ислам, выдвигаю необоснованные претензии. Но всё высказанное мною полностью соответствует Закону Российской Федерации “О свободе совести и о религиозных объединениях”, вступившему в действие с 1 октября этого года. В нём, на наш взгляд, отражён главный демократический принцип: равенство всех религий перед законом. И очень важно, чтобы это равенство не осталось декларативным, а существовало на деле. Не все члены Совета муфтиев разделяют отдельные положения Закона, но в целом мы его поддерживаем - и в той части, где идёт речь об особом вкладе РПЦ. Но ислам, как и другие традиционные для России религии, имеет право рассчитывать на такую же благосклонность органов власти, которая постоянно демонстрируется по отношению к православию.

В заключение хотел бы озвучить ещё одно предложение. Принят новый Закон “О свободе совести”. И до него существовало и существует много хороших правовых актов, регулирующих взаимоотношения государства и религиозных организаций. Была и остаётся Конституция РФ – Основной Закон. Но нет органа, который регулировал бы эти отношения, представлял бы перед высшими органами власти интересы верующих всех конфессий, будучи при этом свободным от конъюнктуры. Нет органа, который бы действительно стоял на страже Закона. Наличие множества организаций, которые пытаются заниматься решением религиозного вопроса, на наш взгляд, не приводит к его успешному решению. Не думайте о том, что мы соскучились по Совету по делам религий при Совете Министров СССР. Нет, мы все хорошо знаем, что это такое. Речь идёт об органе, который действует на подлинно демократических началах, стоит на страже Закона, руководствуется подлинными интересами общества, всех россиян.

Благодарю за внимание.

«Ислам минбере», 1997 г. № 11