БИСМИЛЛАХИР РАХМАНИР РАХИМ!
ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!
Многоуважаемые участники конференции!
На повестку дня вынесен вопрос, имеющий первостепенное значение для судьбы ислама в России, мусульман этой великой страны, нашего с вами будущего. Данный вопрос имеет множество аспектов, которые, я надеюсь, будут всесторонне обсуждены в ходе нашей встречи. Пользуясь тем, что выступаю первым, я хотел бы остановиться на некоторых вопросах, которые сейчас особенно актуальны в плане раскрытия проблемы взаимоотношений ислама и демократии, положения мусульман и их организаций в России, вставшей на путь демократического развития.
Моё выступление будет носить тезисный характер, так как мне хотелось бы сказать о многом.
Итак, ислам и демократия. Демократия, как известно, означает «власть народа», участие народа в управлении государством, непосредственное обращение властей к массам при решении важнейших вопросов. Демократия – это не только право, но и реальная возможность свободно мыслить, это - равноправие граждан во всём. Демократия – понятие во многом связанное с современностью, а ислам, как известно, возник почти четырнадцать веков назад. Но при объективном рассмотрении оказывается, что понятия “ислам” и “демократия” полностью совместимы. Более того, ислам создаёт своим последователям условия для активного участия в демократических преобразованиях.
Обратимся к Священному Корану, о котором Али Разиаллаху анху – один из праведных халифов - сказал: “Коран – это горящий факел, свет которого никогда не погаснет, это – океан, глубина которого никогда не может быть измерена человеческой мыслью”.
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) был не только религиозным вождём, но и политическим руководителем, основателем первого мусульманского государства. Всевышний внимательно следил за его отношением к мусульманам и неверующим, в трудных ситуациях всегда приходил к нему на помощь. В суре “Аль-Имран” приведены слова Аллаха, сказанные Посланнику в один из таких дней: “По милосердию Аллаха ты смягчился к ним; а если бы ты был грубым, с жестким сердцем, то они разбежались бы от тебя. Извини же их и попроси им прощения, и советуйся с ними о деле. А когда ты решился, то положись на Аллаха,– поистине, Аллах любит полагающихся!” (3:159).
О необходимости советоваться с людьми говорится и в другой суре Корана с примечательным для нашего разговора названием – “Шура” (“Совет”). Думаю, вы согласитесь со мной, если я скажу следующее: в словах Аллаха заложены основы демократических отношений руководителя любого ранга и рядовых граждан, нормы жизни малой общины и большого государства. Нелишним будет вспомнить и следующие подробности. После смерти Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) четыре последующих халифа – заместители Пророка, стали таковыми благодаря своему уму и авторитету, личным заслугам в развитии государства, а Омар был избран халифом.
Я позволю себе ещё раз обратиться к истории. Весь мир знает имена Авиценны и Бируни, Фараби и Аль-Хорезми, многих других гениальных мусульманских учёных. Благодаря им и десяткам, сотням других выдающихся умов был достигнут расцвет культуры и науки на мусульманском Востоке; расцвет, по общепризнанному мнению, ставший основой такого же подъёма науки и культуры в Европе. Факт этот объясняется многими причинами, но одна из них непосредственно связана с отношением ислама к свободе личности, её праву свободно мыслить. Все мы знаем о том, что наука и культура достигают больших вершин лишь тогда, когда творец свободен, независим. А это, в свою очередь, невозможно без соответствующей общественной обстановки, в которой творец не боится опровергать общепринятые идеи, высказывать мысль, которая может не понравиться окружающим, включая власть имущих. И в лучшие периоды своей истории мусульманские государства обеспечивали личности необходимую для творчества свободу, опираясь на ислам, исходя из его вероучения.
Свобода нужна не только творцу, но и любому другому человеку. Без этого условия нет демократии. Без ощущения своей свободы человек не сможет успешно адаптироваться к жизни в демократическом обществе. Хочу особо подчеркнуть тот факт, что ислам даёт человеку такую свободу, возможность найти своё место в быстро изменяющемся демократическом обществе. Ведь, по исламу, человек является наместником Аллаха на земле.
Следовательно, человек должен чувствовать ответственность за всё происходящее на земле. Мусульманин обязан заботиться о преобразовании земли, сохранении и умножении богатств, бороться против расточительного отношения к её недрам. Он не может безучастно относиться к происходящему вокруг, к судьбам окружающих людей – ведь он отвечает за всё это перед Аллахом. В личной жизни мусульманину предписывается быть энергичным и предприимчивым, трудиться так, чтобы не зависеть от других материально и морально. Аллаху угоден человек, стремящийся к знаниям, овладению профессией, к самостоятельности во всем. Разве всё это не соответствует требованиям демократического общества? Разумеется, да.
Сказанное не означает, что все без исключения мусульмане России положительно воспринимают происходящие в стране демократические преобразования. И это вполне закономерно.
Не будем забывать о том, что в ходе этих преобразований ухудшились условия жизни значительной части населения, в том числе и мусульман. Вот почему, на мой взгляд, определённая их часть негативно относится к происходящим в общественной жизни изменениям. Следовательно, причины негативного отношения к демократическим преобразованиям надо искать не в исламе, а в том, как эти преобразования осуществляются. Учение ислама способствует успешному вхождению в демократию, активному участию мусульман в её развитии.
Однако хотелось бы подчеркнуть и следующий аспект. Отношение мусульман к демократии, силам, осуществляющим демократические процессы, во многом зависит от отношения этих сил к их религии – исламу.
Уважаемые участники конференции!
Наша религия - ислам - учит нас быть благодарными любому шагу, облегчающему жизнь мусульман, существование их общин. Если подходить к рассмотрению ситуации с этой точки зрения, то мы должны будем признать: именно благодаря развитию демократических отношений в России мы, мусульмане, получили возможность свободно дышать, жить полнокровной жизнью в рамках своей религии, национальных традиций и обычаев. Все мы хорошо помним, в каких условиях нам приходилось действовать в период так называемого “советского законодательства о культах”. Поэтому позвольте мне не останавливаться на рассмотрении тех тяжелых лет, а попытаться вкратце охарактеризовать положительные изменения в жизни мусульманских организаций, непосредственно связанные с демократией.
1. Открылось много новых мечетей. Сегодня практически во всех крупных населенных пунктах, где проживают мусульмане, открыто действуют религиозные объединения, нередко пользуясь поддержкой местных органов власти.
2. Мы, религиозные деятели, получили возможность свободно выступать с проповедями, вести пропаганду учения своей религии. Содержание наших проповедей никем не контролируется и предварительно не рассматривается.
3. Религиозные организации, родители получили возможность свободно воспитывать подрастающее поколение в духе ислама, знакомить детей с основами религии. С этой целью при многих мечетях организованы медресе, в которых обучаются десятки тысяч детей и подростков.
4. Мусульманские организации получили возможность обучать будущих служителей ислама. Давайте не будем забывать о том, что за последние 60 лет существования Советской власти на территории России не действовало ни одно мусульманское духовное учебное заведение. Сейчас существует несколько учебных заведений, где готовят служители ислама. Получили мы и другую возможность: обучать будущих служителей ислама в мусульманских странах, где никогда не прекращалась деятельность религиозных учебных центров, постоянно развивалась богословская мысль. В настоящее время в Египте, Сирии, Саудовской Аравии, Марокко, Турции, Пакистане, Малайзии и других государствах обучается более 800 юношей.
5. Немаловажное значение имеет и то, что мы, мусульмане России, стали по-настоящему чувствовать себя частицей мусульманского мира. Данное обстоятельство выражается не только в том, что мы получили возможность регулярно направлять паломников к святыням ислама – в Мекку и Медину, но и в постоянно растущих экономических, политических связях России с мусульманскими странами, наличия возможности для десятков тысяч наших мусульман посещать эти страны. Растущие научные и культурные связи прослеживаются на всех уровнях, в том числе и между религиозными организациями.
Выше был приведён краткий перечень положительных изменений, которые произошли в жизни мусульман России за последние годы.
Главным из них, безусловно, является наша духовная свобода - мы можем открыто проявлять свою приверженность исламу, гордиться принадлежностью к исламу, мусульманской культуре, мусульманскому миру.
Уважаемые братья и сёстры!
То, о чём я говорил выше, является частью демократических процессов, происходящих в нашей стране. Но нельзя не замечать и другого. Те же самые демократические процессы, свобода слова и свобода печати породили немало проблем, трудностей в нашей жизни. О них нам неоднократно приходилось говорить с высоких трибун, писать на страницах нашей газеты. Поэтому я вкратце остановлюсь ещё на одном аспекте проблемы под названием “ислам и демократия”, на её «обратной стороне».
Действующий Закон “О свободе вероисповеданий”, Конституция Российской Федерации твердо отстаивают равенство всех религий, не допускают пропаганды или агитации, возбуждающей национальную или религиозную ненависть и вражду, запрещают пропаганду национального или религиозного превосходства (статья 29, часть 2 Конституции РФ). Насколько нам известно, государственные органы, непосредственно связанные с религиозными объединениями, твердо отстаивают эти положения. Но что же получается на деле?
В последнее время не только мы, мусульманские деятели, но и учёные из серьезных исследовательских учреждений отмечают такой тревожный симптом: В России растет религиозная и национальная нетерпимость, и прежде всего это касается ислама и мусульман. И причин такого явления, на наш взгляд, немало. Остановлюсь на некоторых из них.
Нетерпимость к исламу и мусульманам формирует часть учебников, рассчитанных на учащихся средних и высших учебных заведений. Нам, например, уже приходилось говорить об учебнике истории, изданном Омским университетом. Университетом центра области, где живет немало мусульман. Области, которая соседствует с территориями, населенными тюркскими народами-мусульманами. Учебник утверждает, что наши предки – древние тюркские племена – “жестокостью и дикостью внушали ужас и отвращение земледельческим народам. Хозяйство тюрок было отсталым. Религия и искусство были неразвиты”. Так пишется о тюрках, которые вVI–VIIвеках имели свою письменность, поэзию, которая восхищает и современного читателя. О древних тюрках, которые, по выражению выдающегося русского ученого Льва Гумилева, имели “культуру, которую они считали возможным противопоставить культуре Китая и Ирана, Византии и Индии”. А вот какие сведения сообщает ученикам тот же учебник, изданный в Омске. “Сторонники Мухаммада,– говорится в нём,– собрали разбойничьи отрады и стали грабить караваны”. Мусульмане, сообщает учебник, “обязаны терпеть нищету и голод”, воевать с неверными, особенно с язычниками и истреблять их”. Арабы-воины свирепы и дики. Часто они съедали печень и сердце убитых воинов неприятеля”. Так пишет учебник о нашей религии, о мусульманах.
К сожалению, этот учебник не является исключением. И в других учебниках родоначальники ислама – арабы предстают малокультурными скотоводческими племенами, жившими в основном за счет грабежей оседлых соседей, что не имеет ничего общего с историческими фактами. В учебниках повторяются и ложные сведения о джихаде, насильственном, огнём и мечом, распространении ислама.
Большой “вклад” (в кавычках) в формирование негативного отношения к исламу и мусульманам вносят средства массовой информации. На страницах газет и журналов, с экранов телевидения ислам предстает в качестве идеологии, несущей фанатизм, нетерпимость к инаковерующим, источника войн, терроризма и экстремизма. Газеты пестрят кричащими заголовками “об исламском терроризме”, обвиняют ислам во всех грехах.
Этого учебники, средства массовой информации не позволяют по отношению к другим религиям. И, думается, это легко объяснимо. Руководители государства постоянно демонстрируют православную ориентированность. Фактически складывается ситуация, при которой Русская Православная Церковь как бы становится государственной. Некоторые политические деятели даже предлагают закрепить это законодательно, и я лично получал такие проекты закона от депутатов Государственной думы.
Таким образом, на сегодняшний день явно прослеживается несоответствие между провозглашенными демократическими законами, Конституцией России и реальной жизнью.
Этому во многом способствует и такое обстоятельство. В ходе демократических преобразований оказался ликвидированным государственный орган, регулирующий вопросы, связанные с деятельностью религиозных организаций. Сегодня подразделения, занимающиеся вопросами религии, созданы и существуют в Администрации Президента, Аппарате Правительства, Государственной думе, во многих министерствах. Но ни одно из этих подразделений не имеет необходимые для решения возникающих вопросов полномочия. На местах уже создаются государственные органы, занимающиеся взаимодействием с религиозными организациями, решением их вопросов. А такого общероссийского органа нет, и это очень затрудняет решение наших проблем на федеральном уровне.
Что делать нам, мусульманским деятелям, в такой ситуации, в такой обстановке? Мне бы хотелось в связи с этим обратиться к своим коллегам – председателям духовных управлений мусульман.
Многоуважаемые муфтии!
За годы советской власти религиозной жизнью мусульман России, как известно, руководили два духовных управления мусульман с центрами в Махачкале и Уфе. На сегодняшний день в России действует около 20 самостоятельных духовных управлений мусульман. Мы должны признать, что и это стало возможным благодаря развивающейся демократии. Появление самостоятельных, официально зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации духовных управлений, на мой взгляд, отвечает требованиям демократизации религиозной жизни, условиям необъятной по размерам России, Я считаю, что каждое региональное управление, реализуя определённые своим Уставом цели и задачи, лучше зная насущные проблемы жизнедеятельности своих религиозных общин, сможет эффективнее решать их.
Но мы, уважаемые муфтии, должны признать, что такая раздробленность вызывает и определённые трудности, мешает нам достойно представлять и защищать интересы российских мусульман. Выше я говорил о постоянных нападках на ислам и мусульман. Нападки, которые мы можем прекратить только общими усилиями. Прекратить через распространение достоверной информации об исламе через прессу, радио и телевидение. Прекратить через обоснованную постановку вопроса перед государственными органами власти – Правительством и Президентом. Ясно, что отдельно взятое духовное управление не в силах это сделать.
Далее. Мы говорим и говорим справедливо о том, что со стороны государства, местных органов власти не всегда должным образом поддерживаются мусульманские общины, у нас много ещё городов и крупных населенных пунктов, где нет отвечающих минимальным требованиям молитвенных помещений. Есть и другие проблемы, которые должны решаться на высоком государственном уровне. Нет у нас органа, который ставил бы эти вопросы.
На сегодняшний день отсутствует общероссийская мусульманская газета, нет ни одного журнала. Практически не издаётся литература об исламе, рассчитанная на широкий круг читателей, на немусульман. Нет телевизионной общероссийской передачи об исламе. Ясно, что силами того или иного духовного управления эти вопросы не решить.
Мы создали многочисленные мусульманские учебные заведения. Каждое из них нуждается в квалифицированных преподавателях, отвечающих духу ислама, требованиям современного мусульманина учебниках и учебных пособиях. Каждое медресе не в состоянии создать полный набор необходимых пособий, но их деятельность не координируется, усилия и средства не объединяются. А это, конечно, отражается на уровне подготовки будущих служителей ислама.
Короче говоря, существует немало вопросов, которые одинаково важны для всех нас. Сама жизнь диктует нам следующее: мы должны объединить наши усилия во имя ислама, во имя мусульман. Объединение усилий полностью соответствовало бы духу Священного Корана и нашей религии.
Я бы предложил на этой встрече обсудить и эту важную для всех нас проблему. Видимо, пора, наконец, создать Совет муфтиев, идея которого одобрена религиозными общинами на местах и главами духовных управлений мусульман. Совет муфтиев, который будет объединять усилия духовных управлений мусульман для решения конкретных вопросов на общероссийском уровне. Совет, который ни в коем случае не будет подменять самостоятельность духовных управлений мусульман.
Представляется, что создание такого Совета полностью соответствует интересам ислама, мусульман страны, окажет им неоценимую помощь в том, чтобы они успешно адаптировались к условиям жизни демократического общества.
Уважаемые участники конференции!
Я высказал волнующие меня мысли. Хотелось бы лишь добавить в заключение.
Сама встреча, то, что мы свободно обсуждаем волнующие нас проблемы, высказываем свои суждения, не боясь ничего – это результат того, что Россия становится демократической. И мы должны это ценить
И ещё. Выборы пройдут, а Россия со всеми своими проблемами останется. И очень важно, чтобы сегодняшние предвыборные страсти и противостояние не перешли в послевыборную жизнь России. Нельзя допускать политической раздробленности наших граждан. Нельзя допускать и разделения граждан по религиозному признаку. Мы, мусульманские деятели, должны нести в общество мир и согласие. Всеми силами стремиться к объединению всех граждан, защищать их интересы и права. А это возможно лишь при дальнейшем развитии демократии, продолжении курса на осуществление реформ. И мы, мусульманские деятели, всячески должны способствовать этому процессу.
«Ислам минбере», 1996 г. № 7–8