“Коран – это горящий факел, свет которого никогда не погаснет, это – океан, глубина которого никогда не сможет быть измерена человеческой мыслью”.

Халиф Али (да будет мир ему)

Коран – это Слово Аллаха, которое было сообщено как Откровение Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) доверенным ангелом Джабраилом. Аллах ниспослал Коран на арабском языке с тем, чтобы вероучение ислама стало мировым, а улемы разрешили перевести Коран на другие языки. К настоящему времени он переведён более чем на 50 языков мусульманских народов мира.

Коран – последняя книга откровений Аллаха. После Святого Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) Всевышний не посылал к людям своих пророков, не передавал Священные Писания. С Кораном связано окончательное утверждение монотеизма – веры в Единого Бога и прекращение обожествления идолов и поклонения им во многих странах мира.

Коран утверждает в человеческом обществе справедливость и высоко поднимает значение человека и человеческого знания. Он учит уважительно относиться ко всем людям, независимо от их религиозных убеждений. По Корану, достоинство человека определяется не национальной или религиозной принадлежностью, социальным положением, а его богобоязненностью и добрыми делами.

Коран – основа вероучения ислама, Шариата – мусульманского права. В Коране содержится учение ислама о смысле человеческой жизни, нравственных ценностях, которыми должны руководствоваться люди, и о том, чего человек должен остерегаться. Коран также даёт нам подробные сведения об истории народов Ближнего Востока.

Коран неоднократно переводился на русский язык, и в наши дни стал общедоступным. Но, к сожалению, россияне плохо знают его содержание. О Священном Писании ислама судят по отдельным цитатам, не связанным с общим духом Книги. Причина данного обстоятельства заключена как в трудностях, связанных с особенностями строения и расположения текста Корана, так и в отсутствии у нас хорошо подготовленных специалистов – богословов и учёных, способных популяризировать данное учение.

Поэтому ДУМЦЕР поддержал инициативу редакции “ИМ” - регулярно рассказывать читателям о Коране, раскрывать его учение по проблемам, представляющим наибольший интерес для современного русскоязычного читателя, причем делать это, максимально основываясь на тексте книги, чтобы люди могли самостоятельно делать выводы. Мой нынешний рассказ - о том, как составлялся текст Священного писания ислама. «Скажи: «Если бы собрались люди и джинны, чтобы сделать подобное этому Корану, они бы не создали подобного, хотя бы одни из них были другим помощниками”» (сура Бани-Израиль, стих 90).

Появление Корана связано с жителем арабского города Мекки Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует), которого Аллах избрал своим Посланником. Родился он в 570 году, рано потерял родителей и воспитывался своим дедушкой, затем - дядей. Ему не пришлось учиться, поскольку пришлось трудиться с ранних лет. “Ты не читал до него никакого писания и не чертил его своей десницей; иначе пришли бы в сомнение считающие это пустым” (29:47).

До 40 лет Мухаммад жил, как все мекканцы, но был известен среди них своей исключительной сосредоточенностью и добрым поведением, надежностью в отношениях с людьми. Знали мекканцы и о его религиозных поисках, о том, что он любил уединяться в расположенных вокруг Мекки горах и предаваться там размышлениям.

Это случилось в двадцать седьмой день месяца Рамадан 610 года, в понедельник, ночью. На горе Джабаль-ан-Нур в пещере Хира перед Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует) явился Кто-то в человеческом облике и возвестил:

“Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил – сотворил человека из сгустка.

Читай! И Господь твой щедрейший, который научил каламом, научил человека тому, чего он не знал”.

Это был ангел Джибраил вахи – посланец Аллаха. Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) повторил эти слова вслед за ним, и ангел исчез. Так Мухаммад узнал от Джабраила о том, что Аллах избрал его своим Пророком.

Так началась земная жизнь Священной Книги ислама, существующей предвечно как несотворенное Слово Корана. В небесном Коране, который находится у Аллаха, записано всё произошедшее, всё существующее, большое и малое, самое сокровенное: “Нет ничего скрытого ни на небесах, ни на земле, чего не было бы в этой Книге”.

Деятельность Посланника Аллаха Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) длилась до 632 года – времени окончания его земной жизни. Он в течение почти 23 лет (по данным турецких богословов – 22 года 2 месяца и 22 дня) получал божественные откровения. Так как жизнь Пророка после начала им проповеди ислама проходила в Мекке и Медине, то и суры (главы) Корана, соответственно, делятся на “мекканские” и “мединские”. Всего в Коране 114 сур, 90 из которых являются “мекканскими”, а 24 “мединскими” (по другим данным, соответственно 91 и 23).

Мекканские стихи призывают людей верить в Единство Аллаха, а в мединских говорится о том, в каких формах эта вера должна воплощаться. Мекканские стихи призывают к добру, в мединских речь идёт о добродеянии, о том, каким образом совершаются богоугодные дела. Если в мекканских сурах, главным образом, речь идет о Единобожии, то мединские подробно разъясняют принципиальное отличие добра от зла, богоугодного от богопротивного, хорошего от плохого.

В свою очередь, суры делятся на аяты, которых в Коране, по подсчетам известнейшего богослова Замахшари, 6666. По утверждению ахли Медина, в Коране 6214 аятов, по мнению (утверждению) ахли аль Куфа – 6217, по утверждению ахли Мекка – 6210, по ахли аль-Басра – 6204, по утверждению ахли аш-Шам – 6226. Аят в священном Коране обозначает “знамение”, а также - “стих”. Каждый стих – знамение Аллаха.

По мнению турецкого богослова Ибн Камала, тысяча стихов Корана содержит указания (приказы), тысяча – запреты, тысяча – обещания (награды), тысяча – наказания, тысяча – примеры, пятьсот – разрешаемое и запретное, сто – молитвы, шестьдесят шесть – увещания и изменения.

Суры Корана далеко не равнозначны по объёму. Самой короткой является 108-я сура “Аль-Каусар” – в ней 3 стиха; самой большой – 2-я – в ней 286 стихов.

Всего в Коране около 78000 слов. По преданию Ата ибн Йасар (риваят ахли Медина), в Священном Коране 77493 калима (слово).

Волею Всевышнего Коран был дан человечеству не в виде готовой книги, а отдельными аятами. Причем аяты, как указывалось выше, не были равными по объему. Откровения ниспосылались в виде одного, а иногда - пяти или десяти аятов: “И Коран Мы разделили, чтобы читал ты его людям с выдержкой и ниспослали Мы его ниспосланием” (сура “Пещера”, стих 107). “И сказали те, которые не веруют: “Чтобы был ему ниспослан Коран за един раз!” Так это для того, чтобы укрепить им твое сердце, и мы читали его по порядку” (сура “Ал-Фуркан”, стих 34).

При чтении исламоведческой литературы на русском языке у нас может возникнуть впечатление о том, что запись Корана при Пророке Мухаммаде (да благословит его Аллах и приветствует) не велась систематически, и лишь отдельные люди записывали его для себя. Это не соответствует историческим данным. Каждое Откровение, получаемое Святым Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) свыше, записывалось без задержек специальными людьми, занимавшимися этим делом. Предания донесли до нас имена пятнадцати наиболее известных таких писцов. Записанный текст проверялся, уточнялся, а затем сам Пророк определял место аятов в сурах.

Тому, что откровения, передаваемые людям через архангела Джибраила, записывались мусульманами в первозданном виде, способствовали и следующие обстоятельства. В исламе исключительно большое значение придаётся молитвам, прежде всего - ежедневной пятикратной молитве. А все молитвы без исключения содержат несколько аятов из Корана. Следовательно, определенное количество аятов знали наизусть все мусульмане. А к 632 году – году смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) их было более 100 тысяч.

Известны имена 30 мусульман, которые знали наизусть весь Коран. В таком случае, тексты сур и аятов Корана не могли быть искажены.

По мере увеличения численности мусульман, выхода ислама за пределы Медины возникла потребность в людях, которые знали бы наизусть весь текст Корана. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) из числа тех, кто раньше заучивал Коран под его личным руководством, определил главных учителей Корана. Последние, а их имена хорошо известны, готовили для себя учеников. Известны имена более десяти человек, среди которых были и ближайшие сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), знавшие наизусть текст Корана. Перед смертью Расулуллах сам заслушал нескольких хифизов (чтецов, которые знали наизусть весь Коран).

Однако при жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Коран не приобрёл своего окончательного вида. Дело в том, что Пророк получал Откровения практически до самого конца жизни – достаточно отметить, что последнее из них было получено за 81 день до его смерти. По мнению сподвижников Пророка, последним аятом, ниспосланным Всевышним, считается аят, полученный Пророком во время его прощального хаджа: “Сегодня Я усовершенствовал веру вашу для вас и завершил Мою милость (ниспослание Священного Корана) к вам и избрал для вас ислам Верой вашей!” (сура «Аль Маида», аят 4). Возможность придать Корану законченный вид Всевышний предоставил первому из халифов – руководителю мусульманского государства Абу Бакру (да будет доволен им Аллах).

Спустя шесть месяцев после смерти Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) Абу Бакр пригласил Зайда ибн Сабита – одного из тех, кому посчастливилось записывать суры Корана под диктовку самого Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), и поручил ему собрать воедино все имеющиеся разрозненные тексты Священного Писания. Зайд собрал Слово Аллаха по крупицам у тех, кто знал его наизусть, владел текстами, записанными на пергаменте, плоских костях и каменных дощечках. Было принято решение передать эти тексты тем мусульманам, которые знали Коран наизусть. Каждое слово Священной Книги принималось только после проверки по этим источникам.

Затем обратились ко всем мусульманам, имеющим любые отрывки из Корана, с просьбой предоставить их Зайду ибн Сабиту и Умару, одному из наиболее близких к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) мусульман – будущему халифу. Но принимали эти отрывки только в том случае, если два свидетеля подтверждали, что текст записан со слов самого Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

Работа по составлению текста Корана закончилась примерно год спустя. Текст был передан Хамфе – жене Пророка (да будет доволен ею Аллах).

Еще при жизни Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) существовали различные методы чтения Корана. Кроме того, разные арабские племена читали Священную Книгу на своих диалектах. Данное обстоятельство вызвало определенные трудности и противоречия после того, как ислам вышел за пределы Аравии и широко распространился во многих афро-азиатских и отдельных европейских странах. Арабы же, принадлежащие к разным племенам, произносили слова Корана на свой лад, по-своему. Это давало повод немусульманам утверждать, что текст Корана неоднороден, имеет разные варианты. Выше мы приводили доказательства, убедительно свидетельствующие о достоверности текста Корана, составленного Зайдом. Но имеющиеся отклонения в произношении хотя и не меняли содержания Священной Книги, но всё же давали повод противникам ислама защищать свои убеждения. Кроме того, в разных мусульманских странах возникли свои, отражающие местную специфику способы чтения Корана. Всё вышеперечисленное приводило к тому, что даже среди самих мусульман нередко возникали споры о том, как следует правильно читать текст Священной Книги. В 647 году халиф Осман (да будет доволен им Аллах) обратился к вдове пророка Хафсе (да будет доволен ею Аллах) с просьбой дать ему рукопись Корана для того, чтобы снять с неё копии. Рукопись была получена, и с неё сняли несколько копий. Последние были разосланы во все регионы обширного мусульманского государства с указанием уничтожить все имеющиеся у людей полные тексты Корана, а также отдельных его сур и аятов.

Так появился канонический текст Корана, в который никогда не вносились никакие изменения.

Существуют различные данные о количестве копий Корана, разосланных халифом Османом в регионы. Большинство учёных сходится в том, что их было шесть. Судьба копий сложилась по-разному. Одна из копий попала в Среднюю Азию, затем хранилась в Петербурге и Уфе. В настоящее время она находится в духовном управлении мусульман Мавераннахра в Ташкенте.

«Ислам минбере», 1996 г. № 10