БИСМИЛЛАХИР РАХМАНИР РАХИМ!
ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!
Уважаемый председатель! Уважаемый президиум!
Уважаемые делегаты съезда!
Когда я думаю о тюркских народах, то мне вспоминаются слова из Священного Корана: “И были люди только единым народом”, но потом разошлись. Тюрки, исконной родиной которых является Сибирь, распространились по воле Всевышнего в страны Европы, Азии и Африки, образовали десятки самостоятельных народов, которые имеют общие корни в языке и культуре, обычаях и традициях, хотя и исповедуют разные религии.
И мне, духовному лицу, доставляет огромную радость присутствие на этом съезде. Ведь впервые за многие десятилетия в одном зале собрались представители всех тюркских народов России. И, как мне думается, большое благородное дело сделали правительство России, Министерство Российской Федерации по делам национальностей и региональной политики, те люди, которые взяли на себя тяжелейший труд по организации и проведению этого съезда. Я молю Аллаха о том, чтобы этот съезд успешно выполнил поставленные перед ним задачи.
Уважаемые участники съезда!
Нам предстоит избрать Конгресс тюркских народов, постоянный орган, который возьмет на себя решение насущных вопросов их жизнедеятельности. Уверен, что у каждого из присутствующих здесь есть свои соображения по поводу того, чем и как должен заниматься Конгресс. Меня как гражданина очень волнуют экономические, экологические и другие трудности, которые переживают тюркские народы. И я всегда обращаюсь к Аллаху с просьбой, чтобы эти трудности были решены как можно быстрее. Но я - служитель ислама, и поэтому буду говорить о том, что не в меньшей, а в большей степени, чем экономика и экология, на состояние души влияет самочувствие человека, народа, народов. Я имею в виду уважительное отношение к нашей истории и культуре, нашей религии. Сидящим в зале, думаю, не надо объяснять, что многие тюркские народы, в том числе самые многочисленные, являются мусульманами. И я буду говорить об исламе и отношении к нему, которое зачастую проявляется в нашем обществе.
Начну с общей постановки вопроса. Мы, тюркские народы, являемся гражданами одной страны – России. Мы все из России – здесь наши корни, наши земли, прах наших предков. В России мы – не пришельцы, и об этом должны помнить все: и государственные чиновники, и политические деятели, рвущиеся к власти, и журналисты, рассуждающие о единственном (православном) прошлом, настоящем и будущем России. Наша история и культура, язык и религия достойны такого же уважения и внимания со стороны высших должностных лиц страны, всех органов власти, как и история, культура, язык и религия русских и других коренных народов России. К сожалению, мы это далеко не всегда чувствуем. Многоуважаемый наш президент Борис Николаевич Ельцин постоянно демонстрирует свое отношение к православию. Это его право как гражданина, но он ведь является президентом всех россиян – не только православных, но и мусульман, буддистов, иудеев, последователей различных христианских учений! Демонстрация религиозного единства православных – русских и сербов –в России сейчас принимает подчеркнутый характер. При этом забывается и не принимается во внимание даже то, что мусульманами Боснии и Герцеговины являются братья русских и сербов по крови – славяне.
Уважаемые участники съезда!
Думаю, многие из вас согласятся с тем, что история России – это во многом история славяно-тюркских, православно-мусульманских отношений. Военные победы чередовались поражениями, территории завоёвывались и уступались. Но важно другое: история в меньшей степени состоит из войн. Преобладали же мирные взаимоотношения между представителями разных народов и религий. Народы взаимодействовали, создавали межнациональные семьи, воспринимали культуру соседей. История – это, прежде всего, опыт мирного сосуществования, взаимного уважения и терпимости, без которых немыслимы стабильность в России в настоящем и её достойное будущее. Но воспитываем ли мы у наших детей чувство уважения и терпимости к другим народам, даем ли мы им подлинные, соответствующие истине знания о тех народах, с которыми они живут на одной территории, в одном государстве?
Вот что, например, о тюрках и об исламе могут узнать учащиеся из книги “История стран Востока”, изданной Омским университетом в 1994 году. Подчеркну: это - учащиеся города и области, где живет немало представителей тюркских народов – мусульман. Области, соседствующей с территориями, населенными тюркскими народами. Как утверждает книга, древние тюркские племена “жестокостью и дикостью внушали ужас и отвращение земледельческим народам... Хозяйство тюрок было отсталым, жили они бедно... Религия и искусство были неразвитыми”. Так автор учебника пишет о тюрках, которые вVI–VIIвеках имели свою письменность, поэзию, которая восхищает и современного читателя. Так рассказывается о древних тюрках, которые, по выражению русского учёного Льва Гумилёва, имели “Культуру, которую они считали возможным противопоставить культуре Китая и Ирана, Византии и Индии”. Эта же книга, изданная в Омске, сообщает ученикам о том, что “Сторонники пророка Мухаммада собрали разбойничьи отряды и стали грабить караваны”, мусульмане “обязаны терпеть нищету и голод”, обязаны “воевать с “неверными”, особенно с язычниками, и истреблять их”, арабы-воины “были свирепы и дики. Часто они съедали печень и сердце убитых воинов неприятеля...” И это - об основателе нашей религии, мусульманах, давших миру величайшую цивилизацию?!
Не стоило бы тратить на упомянутую выше книгу столько времени, если бы она была исключением. Очень близкий к этому дух, который восходит к средневековой Европе и имперской России, присутствует во многих учебниках и пособиях для школ. Я думаю, всем хорошо известно, как и в каком виде в учебниках представлены татары. Нас, мусульман, тюрков, возмущают не только неправда, содержащаяся в учебниках, оскорбление, которое наносится нашему национальному и религиозному чувству. Есть и другая причина: подобные учебники воспитывают нетерпимость и неуважение к нам, чувство превосходства над нами. Задумывается ли кто-либо в России о возможных последствиях такого школьного обучения и воспитания? Знают ли об этом в Министерстве образования, где, как нам говорят, есть специальный заместитель министра, главное управление и большой научный институт по национальным проблемам образования? Кто в многонациональной и многорелигиозной стране вникает в содержание учебников, печатает и распространяет их?
Уважаемые участники съезда!
Прежде чем затронуть ещё один вопрос, связанный с исламом, хочу напомнить вам общеизвестный факт. Три религии – иудаизм, христианство и ислам, возникли и развивались на одной территории – Аравийском полуострове, среди народов, относящихся к семитской группе. У их последователей была общая история, начинающаяся с Адама и Евы, был общий праотец – Авраам (по-арабски Ибрахим), они имели сходные или близкие идеалы и жизненные нормы. Все они поклоняются единому Богу, у них общие пророки, мусульмане признают Библию богоданной книгой. Вот почему Коран, обращаясь к иудеям и к христианам, говорит: “и наш Бог, и ваш Бог един, и мы ему предаемся”.
Таким образом, фундамент у всех религий один и тот же. А напомнил я вам об этом потому, что у нас в стране мы фактически наблюдаем истерию, связанную с исламом, с исламским фундаментализмом. Мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, когда исламом пытаются объяснить межнациональные конфликты, правонарушения, террористические акты и ещё много чего. Кроме журналистов, в роли обвинителей ислама, к сожалению, выступают и ответственные государственные лица, отдельные органы власти. Не берусь судить, результатом чего являются все эти утверждения – недоразумения, недомыслия, невежества в религиозных и национальных вопросах или осознанного служения определённой идее.
Рассмотрим некоторые факты. Военачальник, непосредственный вдохновитель и организатор чеченской войны, готовый в течение двух часов покончить с Дудаевым, теперь, когда всем всё ясно в этом деле, объяснил действия Джохара Дудаева и его приближенных тем, что они, видите ли, являются исламскими фундаменталистами. Руководителем Федеральной службы безопасности одной из южных областей России ислам объявлен фактором, дестабилизирующим Северный Кавказ. Приведём ещё один факт, который, на мой взгляд, вообще не поддаётся разумному объяснению. 13 июля 1995 года Московская областная дума приняла обращение, адресованное Президенту и премьер-министру, Совету Федерации, Совету безопасности, всем субъектам Федерации. В обращении, исходя из явно надуманных предпосылок, дума потребовала не строить мечеть в парке Победы на Поклонной горе города Москвы. Мечеть, посвященную памяти погибших в Великой Отечественной войне мусульман! Надо ли после этого удивляться тому, что известный своими национал-патриотическими взглядами и скандальным поведением депутат Государственной думы с экрана телевизоров бьётся в истерике, предостерегая Россию от “звериного оскала исламского фундаментализма”, ислама, “представляющего наибольшую опасность для нашей страны”, ислама, который якобы толкает людей к преступности и наркомании.
В многочисленных газетных и журнальных статьях ислам нередко предстаёт религией фанатизма, недружелюбного отношения к последователям других религий. Укажу лишь на то, что эти предубеждения не имеют ничего общего с исламом. К сожалению, у нас, мусульман, нет практически возможности противостоять всему этому. На первом канале телевидения перестала действовать единственная программа, часть которой посвящалась исламу. На четвертом канале прекратила свой выход единственная мусульманская передача. Такая же ситуация сложилась и на общероссийском радио.
Уважаемые участники съезда!
Я упомянул на том, что меня волнует и огорчает, что касается миллионов граждан, интересов нашей России. И мне хотелось бы надеяться, что Конгресс тюркских народов, который мы изберём, будет активно защищать наши религиозные и национальные чувства, представлять наши интересы. А это нужно не только нам. Это нужно нашему обществу. Я желаю всем делегатам съезда мира и покоя, счастья и благополучия.
Мир Вам, милость Аллаха и Его благоволение!
«Ислам минбере», 1995 г. № 10