Аналитическое управление Президента Российской Федерации и Российская Академия наук 29 ноября – 1 декабря 1995 г. провели в Москве научно-практический семинар “Проблемы перехода России к устойчивому развитию”. В работе семинара приняли участие, выступили с докладами и сообщениями члены Правительства РФ, видные учёные, общественные деятели. На первом пленарном заседании научно-практического семинара выступил председатель Духовного управления мусульман Центрально-Европейского района, муфтий России Равиль Гайнутдин.

Публикуемая ниже статья написана на основе этого выступления.

Религия обладает силой, способной внести покой в душу каждого человека, гармонизировать отношения между людьми разных вероисповеданий и национальностей. Тем самым она может придавать устойчивость, стабильность обществу в его дальнейшем развитии.

Однако усиление роли религии в жизни российского общества идет параллельно с ростом явлений, которые подрывают устои государства, ведут к его дестабилизации. По данным авторитетных научных учреждений, у современной молодёжи наблюдается высокий уровень нетерпимости к последователям других религий, другим народам. Среди 16–25-летних доля отрицательно относящихся к исламу и католицизму в 2–2,5 раза больше, чем у старших поколений. В конце 1994 года в Санкт-Петербурге свыше 70% молодёжи выразили неприязнь к людям иных национальностей. Для многонациональной и поликонфессиональной России тревожен и другой симптом, проявившийся в выборе одной из двух позиций: “Россия – государство русских” или “Россия – государство всех народов, живущих на её территории”. Из числа опрошенной молодёжи первую позицию выбрали около 40% опрошенных, в то время как среди пожилых людей подобный выбор сделал лишь каждый десятый.

Таким образом, ожидания общества, связанные с возрождением религии и её ценностей, не оправдываются. Причин тому немало, и их анализ – задача больших групп учёных и религиозных деятелей. Автор же, полагаясь на собственный опыт и опубликованные материалы, намерен сосредоточить внимание на проблемах, решение которых, на его взгляд, может повысить роль религии и религиозных организаций в устойчивом развитии общества.

1.

В России проживает более ста больших и малых народов, относящихся ко множеству религиозных направлений. Поэтому устойчивое развитие страны во многом зависит от того, насколько глубоко и всесторонне общество будет учитывать данный немаловажный фактор, сумеет обеспечить равенство всех религий и религиозных организаций. Упомянутый фактор приобретает особое значение в связи с резким возрастанием национального и религиозного сознания.

Характер воздействия религии на состояние и развитие общества во многом зависит от отношений, складывающихся между верующими разных вероисповеданий, их религиозными организациями. Особое значение будут иметь отношения между православными и мусульманами, Русской Православной Церковью и духовными управлениями мусульман. Подчеркнем аспекты, указывающие на исключительную важность этих отношений.

Почти сорок наций и народностей России, исповедующих ислам, не являются пришельцами, а живут на своей исторической родине, там, где покоится прах их предков. Ислам является неотъемлемой частью их мышления и образа жизни, основой национальной культуры. Ислам пришел впервые на Северный Кавказ в первой половинеVв. Татары стали мусульманами в начале Х в. Когда в Сибирь пришли русские войска, сибирские татары-аборигены в течение трёх столетий уже исповедовали ислам.

Поэтому ничего, кроме вреда, не могут принести утверждения о единственном – православном – прошлом, настоящем и будущем России. История и культура, язык и религия мусульманских народов достойны такого же уважения и внимания государственных органов, как история, культура, язык и религия русских, а также других народов России.

Население лишь менее чем 20 областей России состоит в основном из русских или близких им по культуре, религии и языку украинцев и белорусов. А все остальные территории являются многонациональными (в основном русские и мусульманские народы) и поликонфессиональными (исповедующими православие и ислам). Так, по данным переписи населения 1989 года, в 7 из 8 республик, коренное население которых исповедует ислам, русскоязычное население составляет от 30% до 75% (только в Дагестане – 10%). Более чем в 20 областях, республиках и городах России проживает от 50 000 до 500 000 мусульман. В Москве, по данным мэрии, живет 800 000 представителей народов, исповедующих ислам.

Русскоязычное население составляет заметную часть населения ныне суверенных мусульманских государств – четырех центральноазиатских, Казахстана и Азербайджана. Отношение к этим людям всегда будет связано с особенностями православно-мусульманских отношений в России. Через отношение к мусульманам и исламу будут строить свои отношения с Россией многие мусульманские страны дальнего зарубежья, в чем наша сторона весьма заинтересована.

2.

Православие и ислам, объединяющие более 90% населения страны, могут сыграть большую роль в устойчивом развитии страны только при условии, если между ними будет налажен постоянный равноправный диалог. Подчеркну следующее: речь не идёт о различного рода разовых мероприятиях. С послевоенных лет до конца восьмидесятых годов духовенство разных конфессий регулярно собиралось на конференции, посвящённые защите мира. За последнее время православные и мусульманские деятели не раз встречались по поводу войны в Чечне.

Такого рода мероприятия, встречи важны и нужны. Но их явно недостаточно для благотворного воздействия религии на жизнь общества. Равноправный диалог, по нашему мнению, предполагает, прежде всего, признание обеими сторонами равноценности или близости основных положений двух религий, общности исторических судеб и интересов их последователей, а также в широкомасштабном разъяснении этой позиции среди православных и мусульман.

Закономерен следующий вопрос: возможен ли такой диалог между двумя религиями, имеется ли в их вероучениях и социально-этических представлениях основа для такого диалога?

Вероучение ислама содержит ряд принципиальных положений, которые делают реальным его диалог с христианством (православием) по поводу множества религиозных и нравственных проблем. Ислам, как и христианство, ведёт человеческую историю с Адама и Евы. Мусульмане так же, как иудеи и христиане, ведут свое начало от пророка Ибрахима (Авраама), почитают его. Мусульмане признают своими библейских пророков, а Библию - богоданной книгой. Самое же главное заключается в том, что последователи трёх религий поклоняются единому для всех Богу. Подчеркнуто уважительное отношение к иудеям и христианам – “людям Писания” - входит в число важнейших требований, предъявляемых исламом к своим последователям. Коран содержит десятки обращений к иудеям и христианам: «И наш Бог, и ваш Бог един, и мы ему предаемся».

О реальности христиано-исламского диалога свидетельствуют следующие факты. Католическая Церковь в течение трёх десятилетий ведет с исламом активный диалог. Ватиканский Вселенский Собор (1962–1965 гг.) позитивно рассмотрел вопрос об отношении к исламу. В декларации Собора “О взаимоотношениях Церкви с нехристианскими религиями” (28 октября 1965 г.) содержится специальный раздел, посвященный исламу. В нем, например, говорится следующее: “Церковь с уважением относится к мусульманам, которые преклоняются единому Богу, Живому и Сущему, Милостивому и Ввсемогущему. Они всем существом своим стремятся подчиниться Его сокрытым предписаниям, как подчинился Богу Авраам, к которому мусульманская вера себя возводит. Они, хотя и не признают Христа Богом, почитают его как пророка, они чтят и его непорочную матерь Марию, иногда благоговейно призывая к Ней. Сверх того, они чают Судного дня, когда Бог воздаст всем воскресшим людям. Поэтому они высоко ценят нравственную жизнь и прославляют Бога молитвой, милостынею и постом. Хотя в течение веков между христианами и мусульманам не раз возникали раздоры и вражда, Святой Собор призывает всех забыть прошлое и искренне стремиться к взаимопониманию...”

«Основой христиано-мусульманского диалога, - указано в декларации, - должна стать вера в Единого Бога (в исламе – таухид)» – это центральный догмат и христианства, и ислама.

За прошедшие 30 лет очень многое сделано для практической реализации решений Собора (издание литературы по вопросам межрелигиозного диалога, проведение международных встреч представителей различных религий, организация в Ватикане и вновь созданных обществах исламо-христианского диалога, лекций и семинаров с участием ведущих мусульманских учёных и теологов, совместные молитвы о мире, строительство в Риме Исламского центра и т.д.).

Имеется также многолетний опыт общения между мусульманскими организациями Ирана и Греческой Православной церковью. Данный диалог регулярно проводится под патронажем высших религиозных иерархов и государственных деятелей. В его рамках проходят двусторонние встречи, издаётся соответствующая богословская литература и т.д.

Духовное управление мусульман Центрально-Европейского региона готово участвовать в подобном диалоге с Русской Православной Церковью. Хотелось бы надеяться, что подобное желание выскажут и руководители других духовных управлений мусульман. Требуется лишь добрая воля руководства Русской Православной Церкви.

3.

Диалог между исламом и христианством, между последователями всех религий невозможен без их равноправного положения в обществе. Такое равноправие формально существует, оно упомянуто в Конституции РФ и действующем законодательстве о культах. Но сегодня на практике действующие в стране религиозные направления делятся на “господствующие” – православие, “терпимые” – ислам, иудаизм, католицизм и др., “нежелательные” – отдельные секты восточного и западного происхождения. Всё перечисленное выше существует на деле, появляется на экранах телевизоров, на страницах газет и журналов, постоянно слышится по радио. В условиях России подобный подход (и об этом не следует забывать) фактически означает деление народов по категориям, так как давно уже известно о существующем в общественном сознании отождествлении национальной и религиозной принадлежности (русский – православный, татарин – мусульманин, еврей – иудей и т.п.). Такой подход касается и русских, так как не все они являются православными: среди них немало старообрядцев, последователей протестантских и других сект. Следовательно, сложившаяся ситуация, когда православие предстает в качестве государственной религии, задевает религиозные и национальные чувства значительной части российских граждан.

Православная ориентированность Российского государства и его руководителей ярко проявилась в освещении средствами массовой информации событий, произошедших после распада Югославии. Изо дня в день на граждан обрушиваются потоки односторонних сведений, согласно которым, во всём оказываются виноватыми мусульмане и хорваты. Именно они предстали перед российской общественностью в самом неприглядном свете, в качестве “плохих мусульман”, обижающих “хороших православных».

Не на устойчивое развитие российского общества, а на его раскол, деление граждан по национальному и религиозному признакам, противопоставление православия остальным религиям была направлена и состоявшаяся 14 ноября с.г. встреча министра обороны России П. Грачева с высшими иерархами Русской Православной Церкви. Она вызвала недоумение и обиду, горечь и раздражение, множество вопросов у верующих: разве наша армия состоит только из православных? С кем и где будут воевать создаваемые православные воинские части? В Чечне? В Таджикистане? В Югославии?

Ислам явно обделён вниманием российских телеканалов и радио. В настоящее время на телевидении нет ни одной общероссийской передачи об исламе, истории и культуре мусульманских народов. На радио имеется только одна еженедельная тридцатиминутная радиопрограмма.

4.

Устойчивость общества – это, прежде всего, устойчивость составляющих его этносов, а также психики отдельных граждан, каждый из которых ощущает собственную религиозную и национальную принадлежности. Устойчивость этноса во многом определяется его положением в обществе, отношением государства и государственных руководителей, средств массовой информации, граждан других национальностей к его социально-экономическим, духовным проблемам, истории и культуре. Всё вышеперечисленное определяет характер отношений между народами, последователями разных конфессий – то, что заметно влияет на устойчивость общества, его развитие.

Выше уже были приведены факты, свидетельствующие о росте национальной и религиозной нетерпимости. Прежде всего, данную тенденцию чувствуют на себе представители мусульманских народов - “лица кавказской национальности”. Одной из причин такого отношения является широкомасштабное формирование негативного отношения к исламу и мусульманам с участием средств массовой информации. У нас нет оснований утверждать, что данный процесс поддерживается и направляется определёнными государственными структурами, общественно-политическими силами или ещё какими-то заинтересованными в этом силами. Но ясно другое: такой процесс существует, и в нём участвуют не только журналисты.

На страницах газет и журналов, с экранов телевидения ислам преподносится нам в качестве идеологии, несущей фанатизм, нетерпимость к инаковерующим, источника войн, терроризма и экстремизма. В наши дни в христианском мире дают о себе знать и террористы, и экстремисты (в том числе и действующие на религиозной почве), но никто не называет их “христианскими”. Убийцу премьер-министра называют “еврейским террористом”, а не “иудейским”. Однако российская печать сплошь и рядом пестрит заголовками, сообщающими об “исламском терроризме”. Обвинение ислама во всех грехах, к сожалению, перестало кого-либо удивлять.

Отрицательное отношение к исламу и мусульманам формировали некоторые учебники советской школы. Теперь, в демократической России, таких книг стало значительно больше. Переиздаются учебники дореволюционной имперской России, создаются новые пособия, которые в освещении вопросов, связанных с исламом и историей мусульманских народов, занимают позиции, весьма близкие к идеологии средневековых крестовых походов. В действующих учебниках для школ и вузов родоначальники ислама – арабы - предстают малокультурными “бродячими скотоводческими племенами”, жившими в основном за счёт грабежей осёдлых соседей, что не имеет ничего общего с историческими фактами. В них повторяются и давно отвергнутые наукой тезисы о джихаде – священной войне против неверных, насильственном - огнём и мечом - распространении ислама. Столь же не соответствующие истине данные сообщаются и в учебниках по истории мусульманских народов России.

5.

Если государство стремится к развитию, достижению гражданского мира и общественного согласия, то оно должно одинаково относиться ко всем вероисповеданиям, к своим гражданам – последователям разных религий. Представляется, что для этого государство должно предпринять следующие шаги:

– разработать и принять государственную программу поддержки традиционных для России религий;

– в лице высших государственных деятелей демонстрировать равное отношение ко всем религиям;

– найти законодательные и иные возможности для прекращения антиисламской пропаганды в средствах массовой информации, предотвращения антиисламских выпадов должностных лиц;

– оказывать финансовую поддержку религиозным организациям пропорционально числу их последователей в стране;

– обеспечить мусульманским организациям место на московском телевидении и радио, соответствующее их положению в обществе.

«Ислам минбере», 1995 г. № 12