БИСМИЛЛАХИР РАХМАНИР РАХИМ!

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!

Мне предоставлена высокая честь - поздравить мусульман Москвы со знаменательной датой – девяностолетием нашей Соборной мечети. Я благодарю Всевышнего за Его величайшую милость, проявленную по отношению к верующим Москвы – все эти годы мечеть, несмотря на тяжелейшие удары, которые пришлось пережить мусульманской религии и верующим мусульманам, ни на один день не закрывала свои двери, действовала беспрерывно. Девять десятилетий она несёт людям Слово Аллаха, удовлетворение и мир их душам, помогает им найти себя в земной жизни и достойно подготовиться к жизни вечной.

 

Истоки

Каждый мусульманин, кому посчастливилось побывать в одной из святынь ислама – Медине, обязательно посещает белоснежную монументальную мечеть, расположенную в местечке, называемом Куба.

Сейчас она находится в черте города, недалеко от мечети, где покоится наш Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), во времена же зарождения ислама Куба находилась за пределами города. Именно сюда в сентябре 622 года прибыл Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), вынужденный покинуть Мекку и поселиться в Иасрибе (старое название Медины). Именно в Кубе по указанию Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) воздвигли первую в истории ислама мечеть. Все мечети мира восходят к той, которую построил сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), связаны незримыми нитями с главной мечетью ислама – мекканской Каабой. Связаны они и между собой, так как составляют единую мусульманскую общину. Это единство основывается на исповедовании одних и тех же непоколебимых мусульманских принципов, данных людям самим Аллахом и содержащихся в Священном Коране. Вот некоторые из них:

«Нет животного на земле и птицы, летающей на крыльях, которые не были бы общинами, подобными вам» (сура Аль-Ан’ам);

«…И пусть среди вас будет община, которая призывает к добру, приказывает одобренное и удерживает от неодобряемого» (сура Аль-Имран);

«…И если бы Аллах желал, то сделал бы вас единой общиной, но Он вводит в Свою милость, кого пожелает, а несправедливые – нет у них ни покровителя, ни защитника!» (сура Аль-Шура).

Мечети во всём мире делают общее благое дело – распространяют свет ислама среди верующих и неверующих, служат местом высокого общения с Аллахом. Свой посильный вклад в общее святое дело вносит и наша московская мечеть.

 

Начало

Первая, небольшая по размерам, деревянная мечеть в Москве была построена в 1782 году. Об этом свидетельствуют документы. Но я думаю, что мечеть появилась в городе значительно раньше, ведь татары-мусульмане проживают здесь с начала пятнадцатого века. Несколько позже, поскольку число татар в Москве постоянно увеличивалось, были построены татарские слободы – на Сретенке, Мещанке, в Кукуй-Городе, Марьиной Роще и т.д. Столь значительное число татар-мусульман, известных добросовестным выполнением своих религиозных обязанностей, конечно же, не могло обходиться без мечети и духовного наставника.

Мечеть, построенная в 1782 году, через несколько лет обветшала, и её разобрали. В течение довольно продолжительного времени мусульмане проводили общие богослужения в приспособленных для этой цели помещениях, чаще всего в частных домах. В 1823 году в Татарской слободе, находившейся в Замоскворечье, появилась новая мечеть. Она действует и ныне под названием «Историческая мечеть».

Таким образом, наша мечеть, ставшая соборной, где проводятся торжественные богослужения по пятницам, не была первой в Москве. Появление её также было связано с ростом татарского населения в городе, что, в свою очередь, диктовалось нуждами развивающейся московской торговли. В отличие от прошлых лет, когда татары устраивались, как правило, рядом со своими соотечественниками и единоверцами в Татарской слободе, вновь приезжающие в Москву татары начали селиться в других районах, прежде всего - в центральной и северной частях города. Действовавшая тогда мечеть в Замоскворечье уже не вмещала всех верующих города. Это становилось особенно заметным в дни религиозных праздников. Да и расстояние между новыми районами заселения татар и мечетью было довольно большим.

Поэтому в том районе, где теперь находится наша мечеть, возникла и стала действовать вторая мусульманская община. Начиная с 1894 года, эта община неоднократно обращалась к московским властям с просьбой узаконить своё существование и разрешить построить мечеть, но неизменно получала отказ. Наконец, два состоятельных мусульманина, московский мещанин С. Бакиров и касимовский купец Х. Акбулатов, в 1902 году подали ещё одно заверенное Оренбургским магометанским духовным собранием прошение, в котором предлагали передать принадлежащие им земли на участке Мещанской части по Выползову переулку для постройки на этом участке второй магометанской мечети. В декабре 1903 года московские власти одобрили этот проект. Тогда финансирование строительства новой мечети полностью взял на себя купец-татарин Салех Юсупович Ерзин.

Поражают воображение сроки, за которые мечеть была построена. Это не могло произойти без покровительства Аллаха Милостивого, Милосердного. Проект её подготовили менее чем за четыре месяца. 30 мая 1904 года в Московское губернское управление поступило прошение - разрешить построить мечеть, которая “будет каменная, с полуподвалами и хорами на первом этаже”. В начале июня проект утвердили, а 25 июня приступили к возведению мечети. Спустя всего лишь пять месяцев огромное здание мечети было полностью построено. И уже 27 ноября 1904 года первый имам новой мечети Бадриддин Алимов обратился к властям с просьбой разрешить начать богослужения в мечети. С этого дня мы и ведём историю Московской Соборной мечети.

 

Намаз – мирадж для мусульман”

Мечеть была, есть и всегда останется, прежде всего, местом молитвы мусульман, местом их общения с Аллахом. А Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорит, что для мусульманина нет более важной обязанности, чем регулярное совершение молитв. Священный Коран требует от верующих:

“Вспоминайте Аллаха частым упоминанием и прославляйте Его утром и вечером” (сура Аль-Ахзаб).

Как сказал Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), без молитвы нет веры, и даже Шайтан теряет власть над молящимися. Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) принадлежит и такое определёние молитвы: “Намаз – мирадж для мусульман”. Следовательно, каждое совершение молитвы уподобляется восхождению к Аллаху, считается свидетельством правоверности молящегося.

Мечеть – это место, где верующий, внутренне сосредоточившись, мысленно анализирует каждый свой шаг, каждый свой поступок, сверяет их с тем, что повелел нам Всевышний. Именно в мечети мусульманин, давая отчёт Аллаху о своих земных деяниях, задумывается о вечном будущем, о том, что он оставляет потомкам. Вот почему в деятельности мечети важнейшее место занимает как проведение общих молитв, так и создание благоприятных условий для индивидуального общения с Богом. И наши предшественники, и мы, нынешние имамы Московской Соборной мечети, не устаем напоминать верующим о важности молитвы, постоянно повторяем слова Аллаха, сказанные по этому поводу: «Молитва остерегает от зла и греха».

Все девяносто лет существования мечети в ней регулярно проводятся ежедневные пятикратные общие моления. Пятница является самым важным днем в работе мечети. В этот день читается хутба – проповедь, обращённая ко всем молящимся, а через них – к членам их семей, родственникам и близким. Эти проповеди мы, служители Аллаха, посвящаем тому, чтобы довести до сознания пришедших к Всевышнему смысл вероучения ислама, высочайших моральных ценностей, данных человечеству Аллахом, раскрыть перед ними нравственный смысл мусульманских обрядов.

 

Благочестие не только в молитве

В Мединской мечети, имамом которой был посланник Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), постоянно пребывали люди, у которых не было семьи, кормильцев, необходимой пищи. Их называли “гостями ислама” и подкармливали благодаря помощи всех членов мусульманской общины. Именно отсюда пошла традиция, по которой каждая мусульманская община берёт на себя заботу о тех, кто нуждается в материальной и моральной поддержке. Этой традиции всегда свято придерживались и московские мусульмане.

В настоящее время в мечети имеется особый список, включающий более трёхсот семей, остро нуждающихся в самом необходимом – еде и одежде. Из средств общины они ежеквартально получают ощутимую денежную помощь. Некоторое время тому назад наша община установила контакт с гуманитарными организациями Турецкой Республики. Полученные от них шестьдесят тонн муки, сахара, растительного масла и риса немедленно были розданы одиноким матерям, пенсионерам и инвалидам. Нормальным явлением стало и то, что община верующих оказывает единовременную денежную помощь людям, попавшим в беду, пережившим несчастье, а также иногородним, оказавшимся в Москве без средств к существованию.

Ислам возлагает на верующих определённые обязанности. Вот что по этому поводу говорится в суре «Аль-Бакара» Священного Корана, в которой сжато и емко сформулирована суть ислама, его требования к верующим:

“Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока и запада, а благочестие – кто уверовал в Аллаха, и в Последний день, и в ангелов, и в писание, и в пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему, и близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и выстаивал молитву, и давал очищение, – и исполняющие свои заветы, и терпеливые в несчастии и бедствии, и во время беды, – это те, которые были правдивы, это они - богобоязненные”.

Аллах предъявляет своим правоверным не только религиозные требования. Значительная часть перечисленных в Священном Коране обязанностей мусульманина непосредственно связана с повседневными отношениями между людьми и представляет собой моральные нормы, которые предписывает и светская мораль. Но в исламе не существует деления предписаний Аллаха, которыми должны руководствоваться верующие, на религиозные (священные) и светские (мирские, человеческие). Каждый поступок человека, каким бы существенным или незначительным он ни являлся, в исламе оценивается с точки зрения его угодности Аллаху. Человеку для того, чтобы стать достойным перед Аллахом, мало следовать учению ислама, соблюдать его культовые предписания. Свою веру, преданность Аллаху он должен доказывать каждый день и каждый час тем, что в течение своей жизни будет руководствоваться нравственными нормами, определёнными в Книге Аллаха. И важнейшими из этих норм являются творение добра, оказание помощи нуждающимся. Как сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), в исламе два слова – милосердие (рахм) и Милосердный (рахман) - органически связаны между собой. Эти два слова, ежедневно десятки раз произносимые верующими, постепенно должны превращаться в повседневную норму жизни. Идеи добра и милосердия пронизывают весь текст Священного Писания. Как сказано в Коране, “Тем, кто творил доброе, – этим Аллах заменит злые деяния благими, поистине Аллах Прощающ, Милосерд!” (сура Аль-Шу’ара).

И для современной мусульманской общины, для всех её слоев трудно найти более богоугодное дело, чем оказание помощи нуждающимся, творение добра. И те примеры, которые я привел, лишь малая толика того, что делается общиной для выполнения предписанного Аллахом.

 

Вместе со всем народом

В многолетней истории Московской Соборной мечети имеется немало страниц, повествующих о гражданском долге и ответственности верующего мусульманина за судьбу Отечества.

…22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Многие мужчины – члены общины ушли на фронт. Сразу же изменился состав прихожан: среди них стало больше женщин, детей и стариков, а со временем появились инвалиды, вернувшиеся с фронтов. Мусульманам было так же тяжело жить, как и всем остальным жителям города, всему народу. Но, несмотря на это, они находили возможность в соответствии со своей верой и убеждениями оказывать помощь другим. В общине проводился сбор одежды и продуктов для фронта, оказывалась помощь семьям, кормильцы которых находились на войне или погибли. При этом, как было сказано в одной из проповедей, имамы руководствовались указанием Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): “Хуббуль Ватан миналь иман” (“Любовь к Родине является свидетельством веры”). Помощь воину, идущему на фронт, вооружением равносильна участию в сражении. Даже мирный труд мужчин и женщин, занявших места ушедших на фронт, равносилен участию в бою. Мусульмане Москвы особенно гордились своим заметным вкладом в строительство танковой колонны, начатое по инициативе председателя духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири Габдрахмана Расулева. За это мусульманам нашего города была адресована телеграмма: “Благодарю за заботу о бронетанковых силах Красной Армии. Примите мой привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин”. Это особенно приятно вспомнить в те дни, когда идет подготовка к пятидесятилетию Победы.

…Кончилась Великая Отечественная война. В Советском Союзе и за его пределами набрало силу движение за мир, охватившее все континенты. Сохранение и укрепление мира стало ведущей темой читаемых в мечети проповедей. Как подчёркивал Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), одним из имен Аллаха является Ас-Салям – мир, то есть, Аллах и есть мир. Первыми словами, которым он научил Адама сразу после его сотворения, стали “Ассаляму алейкум” (“Мир вам”). С этими словами Адам обратился к двум ангелам, указанным ему Создателем. А ангелы, в свою очередь, ответили первочеловеку: «Ассаляму алайка ва рахматуллахи» («Мир тебе, и пусть тебе будет милосердие Аллаха»). Высшей радостью для удостоенного Аллахом райской жизни является то, что он постоянно слышит слово: салям “салям” (“мир”, “мир”). Священный Коран содержит указания Аллаха, руководствуясь которыми, мы можем успешно сохранять мир и согласие в нашем обществе. Их очень много, но я подчеркну лишь некоторые из них, которые наиболее важны в наши дни.

Терпение. «Терпение прекрасно», - говорится в Коране. Аллах, по Корану, “любит терпеливых”. Он с теми, кто “заповедовали между собой терпение”. Укажу также и на то, что слово “терпение” является одним из наиболее употребляемых в Священном Писании.

Умение прощать. Сам Аллах, как свидетельствует Коран, является «Лучшим из прощающих, Извиняющим и Прощающим, Прощающим и Милосердным». Он требует того же от всех мусульман, в том числе религиозных и государственных деятелей.

«Враждующие между собой, - говорит Господь, - должны помнить о том, что убийство одного невинного равно убийству всего человечества». Я пишу эти слова и горько сожалею о том, что именно умения терпеть и терпеливо разрешать конфликты, прощать противостоящему, ценить человеческую жизнь – этого умения не хватило нашим лидерам, которые призваны были разрешить затянувшийся по их же вине чеченский кризис. Верные завету Аллаха, мы в нашем Обращении к Президенту России от 2 декабря 1994 г. писали: “Учитывая национальный склад характера чеченцев и их беспрекословное следование исламским предписаниям, можно ожидать вступления в силу мобилизующего всех горцев принципа шариата: “Преступивший закон против вас заслуживает того же” (сура Аль-Бакара)».

К сожалению, наше слово не было услышано. Мы считали и считаем, что проблемы Чечни необходимо решать мирным путем, а если демократия со стороны России будет устанавливаться с воздуха, а не за столом переговоров, не будут учитываться национально-религиозные чувства, то и другие мусульманские народы России и СНГ могут оказаться вовлеченными в конфликт.

 

От общины к религиозному центру

Выше я писал о единстве мусульман мира. Наша община также чувствует себя неотъемлемой частью мусульманской общины всего мира, СНГ и России. Мы каждый день становимся свидетелями проявлений этого единства. Если бы я захотел описать все факты, то не хватило бы газетных полос – настолько они многочисленны. Приведу лишь некоторые из них.

Наша мечеть, ставшая основой нашего духовного управления, постоянно привлекает внимание международных исламских организаций, общин ряда мусульманских стран. Благодаря этому, например, в последние годы из числа наших прихожан совершают хадж – паломничество в Мекку и Медину – больше верующих, чем за все годы Советской власти. У нас имеется достаточное количество экземпляров Корана для удовлетворения потребностей верующих, а также религиозной литературы, изданной в СНГ и за рубежом. Представители общины обучаются в мусульманских университетах ряда зарубежных стран, а их представители обучают мусульман богословию в наших религиозных учебных заведениях. Становится привычным участие московских мусульман в международных исламских конференциях, встречах, дискуссиях. В свою очередь, каждое наше мероприятие привлекает внимание зарубежных религиозных деятелей, послов и сотрудников посольств мусульманских стран, представителей средств массовой информации. Мусульмане Москвы получают очень много сведений о жизни своих зарубежных собратьев; они осведомлены о том, что волнует и радует мусульман всего мира, чем они живут.

Вышеперечисленным, слава Аллаху, сегодня, когда все религиозные организации получили такие же возможности для полнокровной религиозной жизни, никого не удивишь. Но, перелистывая документы мечети прошлых лет, я думаю о другом. То положение, в котором мы сегодня находимся, установилось всего лишь несколько лет назад. Вплоть до конца 80-х годов ситуация была совершенно иной. Контакты между мусульманами СССР и зарубежных стран не имели столь обширного характера, осуществлялись только через религиозные центры, а мечети были отстранены от них. Мусульмане СССР очень мало знали о жизни своих собратьев, не имели возможности выезжать к ним в гости, принимать их у себя. Да и могло ли быть иначе, если в стране, насчитывавшей более шестидесяти миллионов мусульман, являвшейся одним из крупнейших в мире мусульманских государств, действовало всего лишь около четырехсот мечетей, то есть немногим более 1% их дооктябрьской численности. А проявлять повышенный интерес к жизни зарубежных братьев для верующих было небезопасно.

В описанных выше условиях Московская мечеть стала своеобразным мостом, связывающим мусульман значительной части России с остальным мусульманским миром. Об этом речь пойдёт впереди, а сейчас поговорим о другом. Я понимаю, что своей бесперебойной работой, успешным служением Аллаху наша мечеть во многом обязана своему столичному положению.

Нет необходимости доказывать, что в условиях господства антирелигиозной идеологии приезд зарубежных делегаций ломал отечественные пропагандистские штампы о положении религии у нас и за рубежом, воспитывал у наших граждан чувство гордости за принадлежность к исламу. Можно представить себе состояние наших мусульман, которым стал известен факт посещения Московской мечети для совершения молитвы крупнейшими государственными деятелями афро-азиатских стран – Гамаль Абдель Насера, Сукарно, Муаммара Каддафи и других.

Тому, что перечисленные выше факты получали широчайший резонанс, способствовала одна из особенностей Московской Соборной мечети. Дело в том, что на огромной территории от Москвы до Ленинграда, Горького и Пензы других мечетей попросту не существовало. На этой территории проживало значительное число татар и представителей других мусульманских народов, которые поддерживали связи с Московской мечетью: приезжали в столицу на пятничные и праздничные богослужения, получали необходимые консультации, вносили собранные на местах пожертвования. Посещая Московскую мечеть, они имели возможность видеть и слышать не только зарубежных учёных, но и видных религиозных деятелей из Средней Азии и Казахстана, Поволжья, Северного Кавказа и Закавказья, других районов нашей страны. В свою очередь, москвичи узнавали от них о жизни своих единоверцев, а для приезжающих существование в Москве мечети служило свидетельством прочности их религии, того, что, несмотря на репрессии и атеистические мероприятия, ислам продолжает существовать.

Таким образом, постоянные связи нашей мечети с тайно действующими в Центральной России мусульманскими общинами уходят в далекое прошлое. Эти общины считали Московскую Соборную мечеть своим центром, постоянно чувствовали её помощь и поддержку. И вполне закономерно, что они, начав открыто действовать в новых условиях, вновь потянулись к нам для тесных контактов. И вполне закономерно, что Московская Соборная мечеть стала основой создания религиозного центра – Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России. Но это уже другая история.

Недавно силами специалистов было обследовано техническое состояние здания Московской Соборной мечети. “Благодаря тому, что мечеть ни на один день не меняла своих изначальных функций, и служба в ней проводилась непрерывно, – отметили они, – здание дошло до нас практически в неизменном виде”. На мой взгляд, эта оценка свидетельствует не столько о прочности здания, сколько о необходимости веры тех, кто составляет общину при мечети. Благодаря тому, что молодое поколение мусульман Москвы всегда воспитывалось в духе моральных норм нашей религии, сохранилось и здание мечети. Мир, милость Аллаха и Его благословение всем им!

Мир, милость Аллаха и Его благословение и тем, кто не жалел средств на строительство мечети, всем имамам, которые служили в мечети и из поколения в поколение рассказывали прихожанам о необходимости сохранения исламских обычаев, праздников и традиций. Вот их имена: купец Салех Юсупович Ерзин, московский мещанин С. Бакиров, касимовский купец Х. Акбулатов, имамы Бадриддин Алимов, Сафа Хазрат, Абдульвадуд Фаттахиддин (репрессирован), Муса Хазрат, Халил Насриддинов, Камаретдин Салихов, Исмаил Муштарий, Ахмедзян Мустафин, Ризаутдин Басыров.

Мира, милости Аллаха и Его благословения я прошу для сегодняшних прихожан и служителей Московской Соборной мечети, всех тех, кто помогает её деятельности.

«Ислам минбере», 1994 г. № 2