БИСМИЛЛАХИР РАХМАНИР РАХИМ!

ВО ИМЯ АЛЛАХА, МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!

Многоуважаемые мусульмане, братья и сёстры!

От имени духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России, а также от себя лично поздравляю вас с окончанием великого мусульманского поста – благословенного месяца Рамадан и наступлением праздника, установленного в честь этого события. Мы желаем вам, членам ваших семей, родным и близким благополучия, здоровья, успехов в вашей трудовой деятельности, радости, мира и благоденствия!

Дорогие единоверцы!

Месяц Рамадан в истории ислама, в религиозной жизни мусульман занимает особое место. Безусловно, воздержание от излишеств, стремление к тому, чтобы упорядочить питание, умерить аппетит оказывает благотворное воздействие на организм человека. Но не это - главное в посте, установленном самим Аллахом. Суть поста определена Всевышним в следующих словах: “...может быть, вы будете богобоязненны” (сура “Аль-Бакара”, айят 183). Таким образом, соблюдение поста для нас, мусульман, имеет не телесное, а духовное значение. Пост выражает осознанноме стремление к богобоязненности, проникновение в суть религии, её историю, правильное понимание её учения о цели и смысле земной человеческой жизни. Но к вышеперечисленному мусульманин должен стремиться не только во время Рамадана. Такое стремление должно быть присущим мусульманину, оно должно стать постоянной нормой его жизни, духовных поисков. В этом может оказать большую помощь знание тех событий, которые предшествовали установлению поста, превращению Рамадана в Священный месяц. Вкратце напомню вам о нём.

Уважаемые мусульмане!

Коран – Слово Аллаха, существующее предвечно. Всевышний определяет его значение для мусульман следующим образом: “Эта книга – нет сомнений в том – руководство для богобоязненных” (сура “Аль-Бакара, айят 1), и “милость для творящих добро” (сура”Лукман”, айят 2), радостная весть для верующих (сура Аль Хадж”, айят 2). Коран – “ясное писание”, посредством которого “Аллах ведет тех, кто последовал за Его благословением, по путям мира и выводит их из мрака к свету со Своего дозволения и ведет их к прямому пути” (сура “Аль-Майда”, айят 15), “приказывает справедливость, благодеяние и дары близким”, “удерживает от мерзости, гнусного и преступления (сура «Аль-Нахль», айят 90), исцеляет от того, что в ваших грудях-душах” (сура “Иусус”, айят 57).

Священный Коран – это книга, которая учит нас жить, радоваться, молиться. Одновременно Коран сближает человека с его Творцом, требует от него постоянных размышлении о власти Аллаха над небесами и землей, и обо всём, что создал Аллах, и о том, что может быть приближается их предел” (сура “Аль Араф”, айят 185).

И последняя мысль, которую я хотел бы подчеркнуть. Ниспослание Корана связано с началом посланнической деятельности Святого Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), началом проповедования им ислама - нашей религии. И каждый из нас должен помнить об особом и неповторимом значении Рамадана для ислама и мусульман.

Дорогие братья и сёстры!

Первый человек Адам и его жена Хава жили в Раю. Но Адам забыл о заключённом с Аллахом завете. Он и Хава нарушили запрет Всевышнего и были изгнаны из Рая. Но Милостивый и Милосердный Аллах не обделил Адама и Хаву, а также их потомков, Своими любовью и вниманием, оставил за человеком возможность заслужить право жить вечной жизнью в Раю: “кто раскаялся и уверовал и творил доброе, – эти войдут в рай и не будут обижены ни в чем, в сады вечности, который обещал Милосердный... поистине, Его обещание совершается” (сура “Марьям, айяты 60–61). Поэтому Коран учит: “И стремись в том, что даровал тебе Аллах к жилью последнему” (сура “Мариам”, айят 77).

Мы должны помнить и о другом: Аллах не оставляет человека и в земной жизни, дает ему возможность пользоваться всеми её радостями. В Священном Коране Аллах, обращаясь к своему творению – человеку, говорит: “Не забывай своего удела в этом мире и благодетельствуй, как благодетельствует тебе Аллах....” (там же).

Но воспользуется ли человек земным уделом, данным ему Аллахом, в полной мере, будет ли он блаженствовать на земле? Земная жизнь устроена таким образом, что каждый человек зримыми и незримыми нитями связан с тысячами людей, зависим от состояния общества. Мы, мусульмане, являемся частью многонациональных и поликонфессиональных Москвы, России, мирового сообщества. И наше благополучие связано с благополучием последователей нескольких десятков других религиозных направлений, действующих в нашей стране. Благополучие же всех граждан России зависит от межнационального, межконфессионального мира и согласия, устойчивого развития общества. Вот почему мы, мусульманские деятели, одобряем инициативу Президента России Б.Н. Ельцина объявить 1997 год – годом примирения и согласия.

Уважаемые мусульмане!

Мне бы хотелось напомнить вам об отношении ислама к народам, исповедующим другие религии, в первую очередь - иудаизм и христианство. Напомнить потому, что по этому вопросу в обществе существует искажённое, а порой и откровенно ложное представление.

По учению ислама, когда-то все люди были единым народом, состояли в единой общине, а потом отделились друг от друга и стали разными народами: “А если бы пожелал Аллах, то он сделал бы вас единым народом... И были люди только единым народом, но разошлись. А если бы не слово, которое было прежде от твоего Господа, то было бы решено между ними то, в чем они разошлись... И распределили Мы их по земле народами...” (сура “Аль-Майда”, айят 118, сура “Аль-А’раф”, айят 168, сура “Худ”, сура “Йунус”, айят 19).

Таким образом, наличие множества народов соответствует воле Аллаха. Всевышний создал их с единственной целью: для того, чтобы народы познавали друг друга, делились своими достижениями, воспринимали друг у друга добрые обычаи и традиции, взаимно обогащались. А всё вышеперечисленное возможно лишь когда в обществе господствуют единство, мир и согласие. Когда во имя общей Родины, её настоящего и будущего объединяют свои усилия политические партии и движения, рабочие и крестьяне, интеллигенция, предприниматели, представители всех народов. Только так можно вывести страну из кризиса – экономического, социального, духовно-нравственного.

Ведущую роль в процессе объединения народов могли бы играть религиозные организации. Их многообразие – это истинное богатство России, тот фундамент, на котором может базироваться единство народов. К сожалению, в настоящее время его нет. Более того, поликонфессиональный характер страны фактически стал её слабостью. Исследователи, независимо друг от друга, говорят об усилении межрелигиозной нетерпимости, межконфессиональной напряженности в обществе. И, что нас особенно тревожит, такая нетерпимость растет прежде всего среди молодёжи, подрастающего поколения.

Причин подобного явления существует немало. Об этом пишут религиоведы, политологи, общественные деятели. Мне не раз приходилось говорить об этом, излагая позицию ДУМЦЕР, Совета муфтиев России. Главная причина роста межконфессиональной и межнациональной напряжённости, на мой взгляд, заключается в том, что религия стала широко использоваться различными политическими силами, далёкими от истинной веры, в недавнем прошлом являвшимися активными атеистами или даже гонителями религии. Почувствовав, что, в силу историко-культурных причин, проблема религии является важной для представителей всех народов, политики стали широко использовать, по их словам, “религиозный фактор” в своих интересах. В центре этих интересов находится не религия, не утверждение в обществе подлинных духовно-нравственных ценностей, непосредственно связанных с религией, а получение голосов избирателей. Только таким образом можно объяснить полное игнорирование политиками существующих конституционных положений, действующих законов о равноправии религий, отделении церкви от государства и школы от церкви.

Многоуважаемые мусульмане!

Мы искренне сожалеем о том, что в российском обществе остаётся невостребованным объединяющее народы учение ислама. Это в первую очередь касается отношения населения к последователям иудаизма и христианства – религий, наиболее распространённых в России.

По исламу, у последователей трех религий гораздо больше сходства, чем различий. Все они являются религиями, восходящими к Ибрахиму (библейскому Аврааму), от которого ведут происхождение их монотеистические традиции. Все они появились у народов, являвшихся родными – у семитов, прежде всего - арабов и евреев. В далёком историческом прошлом их объединяла общность языка, обычаев и традиций, и, разумеется, религиозных представлений. Они поклонялись общему Богу: Элоаху - по Библии, Аллаху – по Корану.

Ислам называет иудаизм и христианство родственными религиями, категорически запрещает своим последователям обвинять иудеев и христиан в неверии. Неверными по исламу являются лишь язычники.

Ислам предписывает своим последователям проявлять уважение к иудеям и христианам. Запрещается вести споры с ними по религиозным вопросам, подобные конфликты следует гасить в самом начале и не обострять. Единственное, в чём они могут оспаривать первенство - это совершение добрых дел: “Старайтесь же опередить друг друга в добрых делах” (сура “Аль-Майда”, айят 49); «Поистине Господь твой рассудит между ними в день воскресения о том, в чем разногласили» (сура “Аль-Фуркан”, айят 25).

Эти строки из Священной Книги ислама, являющейся Словом Аллаха, убедительно опровергают неверную информацию об исламе, его отношении к иудеям и христианам, которая, к сожалению, распространяется в российском обществе. Но и они далеко не полностью освещают отношение ислама к последователям монотеистических религий. Существует ещё и догматика ислама - то, что предписано мусульманину самим Аллахом и не подлежит обсуждению. Согласно догматике ислама, благочестие для мусульманина заключается, помимо прочего, в том, чтобы верить в Писания, которые были до Корана, и в пророков, которые были до Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Ислам признаёт истинность Ветхого Завета и Нового Завета, рассматривает Коран как их логическое продолжение: “Ниспослал Он тебе (Пророку Мухаммаду – Р.Г.) писание (Коран) в истине, подтверждая истинность того, что ниспослано до него. И ниспослал Он Тору и Евангелие раньше в руководство для людей и ниспослал Различение (Коран)” (сура “Аль-Имран”, айят 2). Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), по исламу, также не является единственным пророком, направленным Всевышним к арабам, а является “печатью пророков” – последним из пророков, посланным Богом ко всем семитским народам. Поэтому мусульмане должны почитать в качестве пророков и посланцев и тех, о которых идёт речь в Библии, но под их арабскими именами (Авраам-Ибрахим, Ной-Нух, Лот-Лут, Моисей-Муса и так далее): “Уверовал посланник в то, что ниспослано ему от его Господа, и верующие все уверовали в Его писание и Его посланников». «Не различаем мы между кем бы то ни было из Его посланников”. Они говорят: “Мы услышали и повинуемся. Прощение Твое, Господи наш, и к Тебе возвращение” (сура “Аль-Бакара”, айят 285).

Завершая данную тему, я хотел бы подчеркнуть следующее: уважительное, терпимое отношение к чужим обычаям и традициям, культурным и религиозным особенностям различных народов является важнейшей чертой ислама. Принципиальное учение ислама в этом вопросе выражено в следующем айяте Корана: “И всякому народу устроили Мы обряд поклонения, чтобы они поминали имя Аллаха над животными из скота, которых Он даровал. Ибо – Бог ваш – Бог единый. Ему предайтесь” (сура “Аль-Хадж”, айят 34). То есть, ислам признаёт национальные особенности богоданными и призывает своих последователей безоговорочно их уважать.

Дорогие братья и сёстры!

Я не случайно так подробно упомянул в праздничной проповеди об отношении ислама к последователям иудаизма и христианства, а также других религий. Дело не только в том, что в нашем обществе господствует неверное, предвзятое мнение по этому поводу. Такое мнение, как я уже говорил, распространяется политиками, преследующими свои цели, очень далёкие от религиозных, и не только ими. Мнение, навязываемое не только теми, кто действительно не знаком с учением ислама, но и теми, кто осознанно пытается натравливать друг на друга последователей многочисленных религий, стремится расшатать общество, дестабилизировать его. И на этом фоне особенно заметным становится то, что религиозные организации, действующие в России, не выполняют самой главной своей задачи – умиротворения общества. Религиозные деятели замыкаются в рамках собственных интересов, подчёркивают то, что различает последователей разных религий. Вышеупомянутое не способствует объединению верующих вокруг государства, его программных целей, активному участию религии в стабилизации жизни общества. “Бог един, не родил, и не был рожден, и не был Ему равным ни один” (сура “Аль-Ихлас”, айят 1–4). То есть, все люди являются творением одного Бога, поклоняются Единому для всех Богу. И Бог оказывает милость последователям всех религий в равной степени, учит их миру, добродеянию, призывает к нравственному самосовершенствованию в земной жизни. Общая участь ожидает всех людей и после смерти.

Дорогие единоверцы!

Я изложил отдельные аспекты вероучения нашей религии. Как вы видите, данное вероучение способно сыграть большую роль в реализации идеи единения общества, выдвинутой Президентом нашей страны как стержневой идеи начавшегося года. И наше духовное Управление, Совет муфтиев России, в котором мы состоим, готовы способствовать реализации идеи Президента РФ Б. Н. Ельцина на практике. На наш взгляд, этому могли бы способствовать следующие практические дела, в осуществлении которых мы готовы принять активное участие.

1. В середине 1997 года провести Общероссийский конгресс представителей духовенства и верующих всех религиозных направлений, действующих в России, с повесткой дня: “Религия как фактор единения российского общества”.

2. После проведения Всероссийского конгресса провести на местах аналогичные религиозные конференции с привлечением широкой общественности, рядовых верующих.

З. Создать на одном из Всероссийских каналов телевидения и радио постоянно действующую программу, посвящённую межрелигиозному диалогу.

4. Сделать повседневной нормой жизни общества проведение регулярных встреч духовенства различных конфессий, учёных, общественных и политических деятелей, посвящённых диалогу религий, культур, народов.

5. Государственным и общественным органам, руководителям средств массовой информации следует обеспечить контроль выполнения действующих Конституционных положений, статей Законов о запрете распространения национальной и религиозной вражды. Руководителям религиозных организаций необходимо выйти в Государственную Думу с предложением о принятии специального Закона, запрещающего использование национального и религиозного факторов в политической борьбе, об ответственности лиц, которые, исходя из политических интересов, раздувают национальную и религиозную вражду.

6. Министерству общего и профессионального образования следует изучить содержание действующих учебников, создать новые, воспитывающие в подрастающем поколении терпимость в национальном и религиозном вопросах.

Дорогие единоверцы!

По воле Аллаха, в нашей жизни постоянно соприкасаются религиозное и мирское. Я не мог не упомянуть сегодня проблемы мира и согласия, которые волнуют всех мусульман. И в этот праздничный для нас день я призываю всех единоверцев строго следовать всем установлениям Всевышнего, включая и отношение к инаковерующим.

Да будет мир над вами, милость Аллаха и Его благословение!

«Ислам минбере», 1997 г. № 2