12. Умеренность во всём – главная черта ислама
и образа жизни мусульман
Уважаемые братья и сёстры!
Я благодарен вам за то, что вы терпеливо и с интересом прослушали серию моих проповедей об умеренности ислама. Мы с вами подробно говорили о том, каким образом этот принцип проявляется при соблюдении мусульманами своих религиозных обязанностей. Проповедью об умеренности при исполнении закята – еще одного обязательного предписания ислама – я собирался закончить задуманную серию. Но сегодняшняя проповедь не станет последней. О причинах такого решения мною будет рассказано позже.
Напомню вам вкратце суть термина «закят». Он имеет два значения в исламе. Закят, во-первых, означает налог, уплачиваемый состоятельными верующими в пользу нуждающихся собратьев. Как сказано в Коране, «Милостыни– только для бедных, нищих… тем, у кого сердца привлечены…, должникам, на пути Аллаха, путникам, - по постановлению Аллаха» (9:60). Во многих мусульманских странах он превращен в обязательный налог. У нас в России такой формы налога нет, так как все граждане платят обязательные налоги, предусмотренные действующим законодательством. Но это не значит, что желающие и могущие люди не могут вносить одновременно и закят в пользу мусульманских организаций, что некоторые из них и делают. Я же поведу речь о втором, наиболее распространённом понимании данного термина, по которому закят является благим делом, добровольной милостыней и пожертвованием (садака) богатых в пользу бедных. В Священном Коране и хадисах о закяте говорится именно в таком смысле. Очень часто в Коране закят определяется как очищение., которое делает безгрешным, чистым то состояние, с которого уплачен закят – милостыня.
Добровольная милостыня, по Корану, является обязанностью верующего перед Создателем. По исламу, мусульманин не может считаться таковым без уплаты закята, без оказания регулярной материальной поддержки своим единоверцам. Об этой обязанности каждого верующего перед Аллахом говорится во множестве аятов Корана. Приведу некоторые из них: «Верующие – только те… которые простаивают молитву и расходуют из того, что Мы им даровали» (8:2-3); «Никогда не достигнете вы благочестия, пока не будете расходовать то, что любите. А что бы вы ни издержали, – Аллах про это знает» (3:86); «Оживляет мечети Аллаха тот, кто уверовал в Аллаха и в последний день, выполнял молитву, давал очищение…» (9:18); «Скажи рабам Моим, которые уверовали, пусть они стоят на молитве и жертвуют из того, что Мы даровали им, тайно и явно, прежде чем наступит день, когда нет мены и дружества» (14:36).
Священный Коран уподобляет расходующих свои имущества на пути Аллаха «зерну, которое вырастило семь колосьев, в каждом колосе – сто зерен. И Аллах удваивает, кому пожелает... Поистине, Аллах объемлющ, знающ!» (2:263). Одновременно Коран осуждает тех верующих, которые, имея возможность, не замечают нужд бедняков: «И пусть не считают те, которые скупятся на милости, дарованные им Аллахом, что это – лучше для них. Нет, это – хуже для них!» (3:175). «А кто скупился и обогащался, и считал ложью прекраснейшее, – тому Мы облегчим к тягчайшему. И не спасет его достояние, когда он низвергнется» (92:8–11).
Значению добровольной милостыни в жизни мусульман, правилам её выплаты посвящено более ста хадисов Пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). По смыслу их можно условно разделить на две группы. Первая из них, в соответствии с учением Корана, рассматривает закят как важнейшую обязанность, возложенную Аллахом на мусульманина. Так, по свидетельству Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил своему представителю, направляющемуся к йеменцам: «Уведоми их также и о том, что Аллах сделал для них обязательной милостыню, которую следует брать у богатых и отдавать бедным из их числа».Следующая группа хадисов разъясняет верующим значение милостыни, благодеяний Аллаха к тем из мусульман, которые свято соблюдают эту обязанность, призывает приверженцев ислама не быть жадными и помогать своим обездоленным единоверцам. В хадисе, переданном Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах), говорится следующее: «Один человек пришел к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и спросил: «О, посланник Аллаха, за какую милостыню полагается наибольшая награда?» Он ответил: «За ту, что ты подаешь, будучи здоровым и скупым человеком, который боится бедности и надеется разбогатеть, но не медлит с подаянием до тех пор, пока не придет к нему смерть, чтобы лишь тогда сказать: «Этому столько, этому столько, а такому приходилось столько-то».
Уважаемые братья и сёстры!
Как уже было сказано, закяту придается большое значение в нашей религии. Понимание этого положения даёт нам возможность по достоинству оценить умеренность ислама. В чём же она проявляется?
Ислам высоко оценивает благие деяния верующих, дающих добровольную милостыню нуждающимся единоверцам. Но давайте задумаемся над следующим: все ли без исключения верующие могут выполнять предписание Аллаха? Разве мало таких людей, которые не только не могут сделать этого, но и сами нуждаются в помощи со стороны? Тех, кто сводит с трудом концы с концами, имеет огромное желание, но никак не может давать что-то другим? К сожалению, такие люди в нашей жизни встречаются гораздо чаще, чем состоятельные! Вот почему сегодняшний наш разговор затронет отношение ислама именно к тем, кто не в силах исполнять свой религиозный долг. В этом вопросе наиболее ярко проявляется умеренность требований ислама.
Особо подчеркну следующее: ислам не только не осуждает таких людей, но и всячески заботится об их душевном равновесии, щадит их человеческое достоинство и самолюбие. Одновременно наша религия подсказывает им, благодаря чему они могут выполнить свой религиозный долг. Можно найти множество примеров такой чуткости, внимания к человеческой нужде в Коране и хадисах.
Прежде всего, приведу слова Всевышнего Аллаха, обращенные к уплачивающим закят, тем, кто может помочь и помогает единоверцам. Творец призывает их не гордиться своим поступком и, помня о чести и достоинстве бедняков, никогда не попрекать их своим благодеянием: «Те, которые тратят свои имущества на пути Аллаха и потом то, что истратили, не сопровождают попреками и обидой, им – их награда от Господа их, и нет страха над ними, и не будут они печальны» (2:264); «О вы, которые уверовали! Не делайте тщетными ваши милостыни попреком и обидой, как тот, кто тратит свое имущество из лицемерия перед людьми и не верует в Аллаха и в последний день... А те, которые тратят свое имущество, стремясь к благоволению Аллаха и укреплению от своих душ, подобны саду на холме: его постиг ливень, и он принес свои плоды вдвойне. А если не постиг его ливень, то – роса. Поистине, Аллах видит то, что вы делаете» (2:266–267).
Далее обращу ваше внимание на великое послабление, которое Аллах дал разным группам мусульман, не способных оказывать милостыню: «Нет тягости ни на слабых, ни на больных, ни на тех, которые не находят, что расходовать, если они искренни пред Аллахом и Его посланником!» (9:92). Следовательно, ислам освобождает от уплаты милостыни тех мусульман, которые по уважительным причинам не могут делать этого. Причём, по исламу, эти мусульмане имеют возможность с полным правом считать себя соблюдающими предписание своей религии. Всевышний Аллах говорил: «Речь добрая и прощение – лучше, чем милостыня, за которой следует обида. Поистине, Аллах богат, кроток!» (2:265). Об этом же говорится в ряде достоверных хадисов. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил верующим о том, что в качестве закята им будут зачтены аккуратное выполнение религиозных обязанностей, их добрые дела и воздержание от дел, запрещенных религией. В хадисе от Абу Муссы (да будет доволен им Аллах) сообщается: «Однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Каждый мусульманин должен подавать милостыню». Люди спросили: «О пророк Аллаха, а что делать тому, кто ничего не имеет»? Он ответил: «Он должен зарабатывать своим трудом, принося пользу самому себе и подавая милостыню из заработанного». Люди спросили: «А если он окажется не в состоянии подавать милостыню и в этом случае?». Он ответил: «Тогда ему следует помочь нуждающемуся, который оказался в беде». Люди снова спросили: «А если он окажется не в состоянии сделать и этого?». Он ответил: «Тогда пусть совершает одобряемое шариатом и воздерживается от всего дурного (запрещенного шариатом), и это зачтется ему как милостыня».
Таким образом, по исламу, любое благое дело, совершенное верующим, засчитывается ему как добровольная милостыня.
Дорогие мусульмане!
Теперь поговорим о том, каким образом умеренность требований ислама проявляется по отношению к мусульманам, обладающим достатком для оказания помощи другим. То есть, к тем, кто, по исламу, не может быть освобожден от выплаты добровольной милостыни в пользу нуждающихся единоверцев.
Начну с одного принципиального положения, исходящего от Всевышнего Аллаха, нашего Творца. Представьте себе, что вы имеете большое состояние, намного превышающее ваши потребности. Но это состояние нажито вами и вашими близкими, является результатом неустанных трудов, приложения огромных усилий. И вы, по исламу, не вправе раздавать без оглядки свое богатство. Аллах учит: раздавая милостыню, не следует проявлять безрассудства, необходимо действовать осторожно и разумно, чтобы не оказаться самому в числе тех, кто нуждается в милостыне: «И давай родственнику должное ему, и бедняку, и путнику и не расточай безрассудно, – ведь расточители – братья сатан, а сатана своему Господу не благодарен» (17:28–29); «И расходуйте на пути Аллаха, но не бросайтесь со своими руками к гибели и благодетельствуйте, – поистине, Аллах любит добродеющих!» (2:191).
Верующий должен чётко определить круг людей, которым он намерен уплатить закят. И круг этот начинается с членов его собственной семьи. Причём в число членов семьи он обязан включить своих родителей и родственников, близких. Прежде чем приступить к раздаче закята в пользу бедных, верующий обязан поинтересоваться их материальным положением. Речь, повторяю, должна идти не только о его собственной семье. В жизни нередко бывает так, что богатые мусульмане содержат больных и немощных родственников, оказывают регулярную материальную поддержку нуждающимся соседям и знакомым. Надо ли им платить обязательную милостыню сверх того, что они делают другим нуждающимся? Если да, то не отразится ли это на благополучии тех, кому придется трудно без их помощи?
Умеренность требований ислама, его забота о людях дают о себе знать и при поиске ответов на приведённые выше вопросы. Ислам учит нас: позаботься в первую очередь о тех, кто прямо и непосредственно зависит от твоей помощи, тех, кто останется без средств существования, если ты перестанешь их поддерживать. Именно этих людей мусульманин призван обеспечить в первую очередь. Только после этого он обязан подумать и о других. На этот счёт имеется немало указаний верующим, данных Пророком нашим Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует). Так, в хадисе от Хакима бин Хизама повествуется: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Высшая рука лучше руки низшей (то есть рука дающего милостыню лучше руки берущего ее). Начинай с тех, кого ты обязан содержать, а лучшей милостыней является та, которая подается от достатка (имея больше, чем нужно для верующего, на расходы)».В хадисе, переданном Анасом бин Маликом (да будет доволен им Аллах), повествуется о том, как к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) подошел один из его сподвижников и сообщил, что в качестве садаки ради Аллаха он готов пожертвовать любимую рощу. На это Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Прекрасно! Это имущество принесет доход, обязательно принесет! Я слышал твои слова и, поистине, я считаю, что тебе следует отдать ее своим родным и близким». Сподвижник сказал: «Я сделаю это, о посланник Аллаха», а потом разделил ее между своими родственниками и сыновьями своего дяди.
Еще один хадис от Абдаллаха б. Масуда (да будет доволен им Аллах) рассказывает о женщине по имени Зайнаб, которая расходовала свои средства на содержание мужа и находившихся на ее попечении сирот. Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) однажды сказал женщинам, пришедшим в мечеть: «Давайте милостыню, даже если вам придется пожертвовать для этого своими украшениями!». Зайнаб отправилась к нему с вопросом: надо ли и ей давать другим милостыню? У дверей дома Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) она встретилась с другой женщиной, пришедшей к нему с таким же вопросом. По их просьбе один из сподвижников обратился к пророку (да благословит его Аллах и приветствует) с таким вопросом: «Может ли заменить милостыню то, что женщина тратит на мужа и сирот, которых она воспитывает?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Да, может, и более того, ей полагается двойная награда – за поддержание родственных связей и за милостыню!».
В заключение приведу один яркий пример, связанный с милостыней. Он говорит о том, что ислам при её взимании проявляет уважение не только к собственности верующего, но и к его чувствам, отношению к собственному добру. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), напутствуя своего сподвижника, направляющегося правителем в один из районов, сказал: «Бери с них закят, однако остерегайся забирать из имущества людей то, что наиболее дорого им».
Дорогие братья и сёстры!
Я уже упоминал о том, что разговор о закяте должен был стать последним в цикле бесед об умеренности ислама. Но в ходе работы над проповедями я пришел к выводу, что беседы об умеренности надо продолжить. Готовясь к проповедям, я перечитывал Священный Коран и хадисы Пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), изучал разнообразную богословскую литературу. И у меня накопился большой материал, свидетельствующий об одной истине: умеренность ислама связана не только с основами веры и её столпами. Собранный материал даёт мне повод утверждать, что указание верующим - проявлять умеренность, во всех жизненных ситуациях выбирать серединный путь решения вопроса - пронизывает буквально все аспекты учения ислама: социальное, нравственное, отношение к политическим событиям, другим верованиям, традициям и обычаям. Эти качества, как можно утверждать, стали одной из важных причин быстрого становления ислама в арабской среде, сыграли большую роль в его превращении в мировую религию, объясняют глубину его проникновения в сознание и поведение мусульман.
Но собранный материал требует анализа и систематизации, порождает у меня вопросы, на которые нет готовых ответов. Приведу некоторые из них. В чём конкретно все эти особенности ислама проявились и проявляются? Учение ислама - весьма умеренное, но почему тогда среди верующих встречаются радикалы и экстремисты, люди, навязывающие другим своё, не соответствующее духу ислама понимание религии? Как воспитывать умеренность, и как она должна проявляться в отношении верующих к современному обществу, происходящим в нем изменениям? Как можно совместить умеренность с буквальным пониманием требований ислама?
Более или менее последовательный план дальнейших поисков тем только начинает складываться. Будет ли это снова цикл проповедей или серия статей? Мне нужно время для того, чтобы начать с вами новый разговор. Я не ставлю точку в наших беседах об умеренности.
«Ислам минбере» 2007 г., № 6-7