10. Умеренность во всём – главная черта ислама
и образа жизни мусульман
Уважаемые мусульмане!
Предыдущие проповеди об умеренности требований ислама к мусульманину, как вы помните, я полностью посвятил намазу.
В течение некоторого времени я был вынужден рассматривать в своих проповедях очень важные, но не имеющие отношение к умеренности ислама вопросы. И вот, настал день, когда у меня появилась возможность вернуться к начатому ранее разговору. Беседу о проявлениях умеренности ислама я начну с поста в течение месяца Рамадан, который занимает в жизни мусульманина и в истории ислама очень важное место, и соблюдение которого сулит мусульманину великие награды. Как сказал Пророк наш Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), «Пост – это щит от пламени Ада. Те, которые его соблюдают, в День Воскресения, когда будут открыты врата Рая, будут входить в него через врата «Ар-Раййан», предназначенные только тем, кто постится».
Дорогие братья и сёстры!
Соблюдая пост, мы, мусульмане, отдаем дань уважения основному источнику нашей религии – Священному Корану, возвращаемся к истокам ислама, отдаём дань уважения памяти мусульман, удостоившихся чести первыми исполнить предписание нашего Создателя. Пост имеет непосредственное отношение к деятельности общины, возглавляемой Пророком нашим Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует), созданию первого в мира мусульманского государства, победному шествию идей Корана по странам Азии, Африки и Европы.
Таким образом, существует непосредственная взаимосвязь между событиями, оказавшими влияние на всю историю человеческого развития, и постом. Вот почему были бы вполне уместными самые строгие и не допускающие никаких отклонений и компромиссов предписания, связанные с соблюдением поста. Например, срок его соблюдения мог бы не ограничиваться только одним месяцем. Или верующим пришлось бы не употреблять пищу целыми сутками. Кроме того, послабления во время поста, касающиеся отдельных групп верующих, могли бы вообще отсутствовать. Но мусульмане осознавали, что Коран – это проявление великой милости Аллаха к ним. Вот почему мусульмане могли бы пойти на любые самоограничения, связанные с употреблением пищи и воды, если бы этого потребовал наш Творец. Но милость Аллаха заключается в том, что Его требования к верующим весьма умеренны, они учитывают натуру человека и то, что условия его жизнедеятельности могут затруднять выполнение им религиозных требований. Нормы, содержащиеся в Коране, предоставляют мусульманину возможность исполнять их без особых затруднений. Приведу убедительные доказательства вышесказанного.
Обратимся к аяту Священного Корана, который я цитировал ранее. Всевышний Аллах после предписания мусульманам соблюдать пост в месяце Рамадан, далее говорит им: «…и вот, кто из вас застает этот месяц, пусть проводит его в посту, а кто болен или в пути, то – число других дней. Аллах хочет для вас облегчения, а не хочет затруднения для вас, и чтобы вы завершили число и возвеличили Аллаха за то, что Он вывел вас, – может быть, вы будете благодарны!» (2:181). В другом аяте Корана, также предписывающем верующим соблюдать пост, Всевышний Аллах вновь отмечает:«…а кто из вас болен или в пути, то – число других дней…»(2:180).
Какие именно слова нашего Создателя привлекают наше внимание в этих аятах? Кто-то, вероятно, обратит внимание, главным образом, на послабления, которые даны Аллахом для тех, кто болен или находится в пути. Однако я, не только для раскрытия содержания сегодняшней проповеди, но и для продолжения нашего разговора об умеренности ислама, обратил бы ваше внимание на следующие слова из аята 181 суры 2: «Аллах хочет для вас облегчения, а не хочет затруднения для вас…». Именно облегчать, а не затруднять жизнь мусульман. И не только мусульман, живших в седьмом веке, во времена ниспослания Корана - ведь Коран вечен, он ниспослан на вечные времена. Следовательно, слова Всевышнего Аллаха о необходимости облегчать, а не затруднять жизнь верующих, в полной мере относятся и к нам, мусульманам, живущим в двадцать первом веке. Слова эти также обращены к мусульманам, которым предстоит жить после нас.
Как мне представляется, это вечное указание Всевышнего Аллаха должно стать основным стержнем и направлением в поисках современных богословов, всех, кто занимается толкованием ислама. Как мне кажется, именно этой мыслью пронизано всё учение ислама, его требования и предписания, данные мусульманам. Но, говоря об умеренности ислама, не следует путать её с попустительством к слабостям человека, отсутствию у него чувства ответственности за исполнение религиозных обязанностей. Думать так – значит, не понимать сути милости и милосердия Аллаха к человеку. Предъявляя верующим именно умеренные, далеко не во всех случаях категоричные и однозначные требования, Аллах учитывает все аспекты жизни человека – собственного творения. Требования, сформулированные в начале седьмого века, с успехом могут применяться и в современных условиях, потому что они отражают реальную жизнь, которой живёт или в которой может оказаться верующий. А реальная жизнь человека такова, что верующий, помимо своей воли и собственного желания не может соблюдать те или иные предписания своей религии. Вот почему я считаю, что и духовенству, и верующим следует постоянно помнить указания Аллаха - облегчать, а не затруднять жизнь мусульман.
Сегодня и далее я попытаюсь показать, как можно руководствоваться этим указанием Аллаха, с помощью обращения к тексту Священного Корана и хадисам Пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), а также к другим религиозным источникам. Только на примере поста можно убедительно продемонстрировать, как данное указание Аллаха нашло своё отражение и практическое воплощение в многочисленных хадисах Пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), посвящённых посту. Но прежде чем говорить о них, я бы хотел привести еще один пример великой милости Аллаха по отношению к мусульманам. Данный пример имеет отношение к нашему разговору об умеренности и прямо связан с постом.
Дорогие единоверцы!
Человечество – творение Аллаха – состоит из мужчин и женщин. И Аллаху, разумеется, ведомо, что у человека имеются потребности, связанные с разделением по половому признаку. Не буду рассматривать данный вопрос в целом. В данной проповеди я хотел бы привести лишь один пример того, как Творец учитывает природные особенности и естественные желания человека.
У первых мусульман – членов общины, возглавляемой Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) - первоначально существовало представление о том, что пост требует отказа не только от еды и питья. Им казалось, что в Рамадан даже ночью следует избегать половых отношений, взаимной ласки. В этом зале в основном сидят молодые люди, и, думаю, им не надо объяснять, как было тяжело темпераментным южанам, особенно молодым супружеским парам, следовать такой норме. И потому отдельные пары из числа молодых мусульман, и не только молодых, шли на нарушения, а затем мучились угрызениями совести перед Аллахом и единоверцами. Представление о недопустимости половых отношений в течение Рамадана приводило к раздвоению личности: человек метался между своим естественным желанием и необходимостью подчиняться религиозной норме. И тогда Всевышний Аллах ниспослал мусульманам следующий аят Корана: «Разрешается вам в ночь поста приближение к вашим женам: они – одеяние для вас, а вы – одеяние для них. Узнал Аллах, что вы обманываете самих себя, и обратился к вам и простил вас. А теперь прикасайтесь к ним, и ищите того, что предписал вам Аллах... И не прикасайтесь к ним, когда вы благочестиво пребываете в местах поклонения. Таковы границы Аллаха, не приближайтесь же к ним! Так разъясняет Аллах Свои знамения людям, – может быть, они будут богобоязненны!» (2:183). О чём свидетельствует этот аят? Я хотел бы выделить следующие его положения.
Во-первых, Аллах однозначно утверждает, что отношения мужа и жены в тёмные ночи Рамадана не являются греховными, и не желает, чтобы супруги занимались самообманом. И, что немаловажно, Он простил их за то, что они делали до ниспослания данного аята. Во-вторых, женщина и мужчина определяются как «одеяние» друг для друга. Случайно ли такое определение? Думаю, что нет. Именно одежда находится ближе всего к телу человека, покрывает и украшает его, защищает от жары и холода. Этим Всевышний Аллах подчеркивает близость мужчины и женщины, их взаимозависимость, то обстоятельства, что они смогут добиться полного совершенства, только будучи вместе. В-третьих, эта милость Аллаха должна быть по достоинству оценена мусульманами, способствуя тому, что они станут более богобоязненными.
Уважаемые мусульмане!
Теперь мы подробно поговорим о том, каким образом требование Аллаха облегчать, а не затруднять жизнь мусульман, было реализовано Пророком нашим Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует). Вновь повторю следующую истину. В словах Аллаха, запечатленных в Священном Коране, выражаясь современным языком, определяется главная линия развития ислама. Практическое же воплощение этой линии, конкретные пути её реализации в повседневной жизни мусульман мы находим в хадисах Его Посланника Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Обратимся к многочисленным хадисам Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), посвящённым посту.
Я должен отметить, что только в сборнике достоверных хадисов, собранных Исмаилом аль-Бухари, таких насчитывается 250. Все они собраны в «Книге поста», состоящей более чем из 50 глав. В этих хадисах мы находим ответы буквально на все вопросы, которые возникали и могут возникнуть у мусульман по поводу соблюдения поста. Некоторые хадисы отражают конкретную жизнь членов первой мусульманской общины и представляют для нас только исторический интерес. Но много среди них и хадисов, очень важных и необходимых мусульманам, живущим в двадцать первом веке, стремительном и постоянно изменяющемся. Остановлюсь на некоторых из них. Они звучат так, как будто сказаны именно для нас, мусульман, живущих через четырнадцать веков после смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Среди первых мусульман было немало таких, которые считали, что поститься следует постоянно, и нельзя употреблять пищу даже в ночное время. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) категорически выступал против этого: «Вообще не постится тот, кто постится постоянно!» (хадис от Абдаллаха б. Амр б. аль-Аса).Абу Саид (да будет доволен им Аллах) передавал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не поститесь беспрерывно (то есть не голодайте и ночью), а если кто-нибудь из вас захочет этого, то пусть пост его продолжается не более чем до времени зухура» (то есть, следует разговляться хотя бы один раз в сутки, а именно - перед рассветом, если это не было сделано раньше).
Запретив мусульманам непрерывно соблюдать пост, сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), тем не менее, постился очень часто. И, как говорится в хадисе от Абу Хурайры (пусть будет доволен им Аллах), один человек из мусульман сказал ему: «Но ты ведь делаешь это, о посланник Аллаха!» В ответ Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «А кто из вас подобен мне? Поистине, по ночам Господь мой кормит и поит меня, а вы делайте столько, сколько оказывается вам по силам».
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не одобрял и действий отдельных мусульман, которые, исходя из благочестивых побуждений, постились по пятницам, и запретил им делать это (хадис от Джабира).
Известно, что первым мусульманам часто приходилось находиться в движении. Многие из них были связаны с торговлей и постоянно посещали кочевые племена, находившиеся вдали от Мекки и Медины. Членам первой в истории мусульманской общины нередко приходилось участвовать и в военных походах. Они много времени проводили в пустыне в поисках пищи. Поэтому для них был немаловажным вопрос о порядке соблюдения поста во время вынужденных или добровольных путешествий. И, разумеется, с вопросом «Как быть с соблюдением поста во время путешествий?» они обращались к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), а он, руководствуясь Кораном, отвечал на него. Думаю, что этот вопрос актуален и для современных мусульман: многие из них по производственной необходимости нередко находятся в командировках, постоянных поездках. Данный вопрос важен и для многих из сидящих в этом зале – трудовых мигрантов из Средней Азии, Северного Кавказа и Азербайджана, стран дальнего зарубежья. Приведу несколько хадисов, которые содержат ответы на волнующие наших прихожан вопросы.
Хадис от Джабира бин Абдуллаха (да будет доволен им Аллах): «Однажды посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), находившийся в пути, увидел толпу людей вокруг человека, которого они закрывали от солнца, и спросил: «Что происходит?» Люди сказали: «Он постится». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Пост во время путешествия не от благочестия».
Хадис от Абу Дарды (да будет доволен им Аллах): «Однажды во время рамадана мы двинулись в путь вместе с пророком (да благословит его Аллах и приветствует) в такой жаркий день, что человек из-за сильной жары вынужден был прикрывать голову рукой, и среди нас не было постящихся, если не считать пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и Ибн Равахи».
Хадис со слов жены пророка Айши (да будет доволен ею Аллах): «Однажды Хамза бин Амр аль-Аслами, который много постился, спросил пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Следует ли мне поститься в пути?» – на что он ответил: «Если хочешь, постись, а если не хочешь, не постись».
Хадис от Анаса бин Малика (да будет доволен им Аллах): «Когда мы находились в пути вместе с пророком (да благословит его Аллах и приветствует), постившиеся не порицали не соблюдавших пост, а не соблюдавшие пост – постившихся»
Замечу, что в одном из хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в посте учтена даже такая особенность человеческой натуры, как забывчивость. В хадисе от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) говорится: «Пророк, (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если (кто-нибудь) по забывчивости поест или попьет (во время поста), пусть продолжает поститься и дальше, ибо, поистине, это Аллах накормил и напоил его».
Дорогие мусульмане!
В заключение я расскажу вам историю о ближайшем сподвижнике Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Абдаллахе б. Амр б. аль-Асе. Абдаллах принял на себя тяжёлый обет подвижничества, выполнение которого стало для него трудным, когда он состарился. Несмотря на данное обстоятельство, Абдаллах считал невозможным для себя отказаться от обета и в старости. И вот что говорится в хадисе, переданном им самим: «Однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил меня: «Верно ли говорят, что ты постишься днем и выстаиваешь ночь в молитве?». Я ответил: «Да, о Посланник Аллаха». Тогда он сказал: «Не делай так, но постись и разговляйся, молись ночью, но и спи, поистине, у тела твоего есть на тебя права, и у глаза твоего есть на тебя права, и у жены твоей есть права на тебя, и у гостя твоего есть права на тебя, поэтому довольно будет с тебя, если ты станешь поститься по три дня ежемесячно. Ведь, поистине, за каждое доброе дело воздастся тебе десятикратно, и таким образом получится, что ты как бы постишься постоянно!». Я настаивал на своем, а потом в старости был наказан за это…»
На мой взгляд, данный хадис ярко и убедительно отражает гуманность требований ислама не только в вопросах поста, но и человеческой жизни вообще.
«Ислам минбере», 2007 г. № 3