11. Умеренность во всём – главная черта ислама
и образа жизни мусульман
Уважаемые братья и сёстры!
Верующий должен доказывать свою принадлежность к исламу, выполняя ряд обязательных предписаний религии. В чём же проявляются умеренность, учет человеческих возможностей и слабостей в правилах их соблюдения, определённых Священным Кораном – Словом Аллаха? Правилах, содержащихся в другом источнике ислама – хадисах Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), зафиксированных в Шариате – мусульманском праве и применяющихся в практике религиозной жизни? Это - тема ряда моих проповедей, с которыми я обращаюсь к вам в последние месяцы. Об умеренности мы говорили и в прошлую нашу встречу. Не составляет исключения и нынешняя проповедь. Сегодняя попытаюсь развить данную тему на примере хаджа.
Хадж – паломничество к религиозным святыням, находящимся в Мекке и ее окрестностях. Посещение Медины, мечети Пророка, в которой находится мавзолей Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) считается желательной, но не обязательной его частью. Хадж – один из пяти столпов нашей религии. Он предписан мусульманам Всевышним Аллахом, поручившим Своему Посланнику Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) возвестить среди людей о хадже «… чтобы свидетельствовать о полезном им и поминать имя Аллаха в определенные дни над дарованными им животными из скота…» (22:28–29) и подчеркнувшим, что это является обязательством верующих (3:91). Хадж совершается в месяце зуль-хиджа мусульманского календаря. Паломничество, совершаемое в другие месяцы года, называется умрой.
Итак, хадж – паломничество к местам, где возникла и развивалась наша религия, проникновение в суть борьбы с язычеством для утверждения Единобожия. На это направлен обряд последовательного восстановления паломниками ярчайших эпизодов истории становления нашей религии. Хадж предоставляет мусульманину возможность осознать тесную связь со своим Создателем, зависимость своей жизни и судьбы от Всевышнего Аллаха. Поэтому каждый из них, надев ихрам – одежду паломников, громко произносит тальбию – особую формулу, которую произносил Пророк наш Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует): «Вот я перед Тобой, о Боже, вот я перед Тобой, вот я перед Тобой, нет равного Тебе, вот я перед Тобой, хвала Тебе, милость и власть принадлежат Тебе, нет равного Тебе».Хадж, по словам Пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), является одним из трёх наиболее достойных для мусульманина дел. В хадисе, переданном Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах), говорится о том, что на вопрос о том, «Какое дело является наиболее достойным?», он ответил: «Вера в Аллаха и Его посланника». Спросили: «А после этого?» Ответил: «Борьба на пути Аллаха». Спросили: «А после этого?» Он ответил: «Хадж, если он будет принят».По другому хадису, переданному матерью правоверных Айшой (да будет доволен ею Аллах), на её обращение: «О, посланник Аллаха, мы считаем джихад (Священную войну) самым достойным делом, так не принять ли нам участие в этом?» Он ответил: «Нет, но наилучшим джихадом станет для вас хадж, который будет принят!». Передают, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил: «Тот, кто совершит хадж ради Аллаха, не сквернословя, не приближаясь к женщине и не совершив ничего греховного, вернётся к тому состоянию, каким был он в тот день, когда родила его мать».
Дорогие братья и сёстры!
Предписание совершать хадж содержится в Священном Коране – Слове Аллаха. Но Священное Писание не отвечает на многочисленные вопросы, которые неизбежно возникали и возникают в связи с массовым посещением мусульманами своих святынь. Как и во многих других случаях, решение практических вопросов совершения хаджа Всевышний Аллах доверил Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), который сумел ответить на самые неожиданные вопросы, возникающие при совершении и организации хаджа. В книге «Сахиха аль-Бухари» имеется свыше трёхсот хадисов – высказываний, ответов на вопросы верующих, достойных подражания образцов поведения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), связанных с правилами совершения паломничества. Они охватывают буквально все аспекты хаджа – например, содержат ответы на вопросы о возможности совершать паломничество, сидя на вьючном седле верблюда, о том, где паломники должны надевать ихрам, откуда следует вступать в Мекку, о порядке обхода Чёрного камня и Каабы, обязательности или добровольности ритуального бега между холмами ас-Сафа и аль-Марва. Хадисы посвящены также стоянию на горе Арафат, порядку бросания камешков, прощальному обходу Каабы и многому другому.
Хадисы о хадже столь многогранны, что о них можно говорить долго. Но я ограничусь лишь тем, что систематизирую их по двум аспектам, важным для раскрытия темы нашего разговора. Во-первых, попытаюсь ответить на вопрос: каким образом проявляется умеренность ислама в требовании к мусульманам - совершить хадж? Во-вторых, рассмотрю то, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) стремился сделать требования к хаджу умеренными, учитывающими различного рода трудности, которые могли возникать в жизни мусульман.
Уважаемые братья и сёстры!
Во все времена каждый правоверный мусульманин считал для себя честью совершить хадж и тем самым выполнить одно из важнейших предписание своей религии. Тогда насколько же правомерен разговор об умеренности требований к его совершению? Каждый мусульманин готов выполнить указание Творца нашего, каким бы трудным оно ни было! Правила хаджа были разработаны много веков тому назад, и надо ли рассматривать их с позиции сегодняшнего дня, начала двадцать первого века? Не стремимся ли мы выдать желаемое за действительное, находя в учении ислама то, чего на самом деле не существует?
Надо! Надо для того, чтобы мы, мусульмане, лучше знали свою религию, яснее и чётче осознавали милость и милосердие Аллаха, постоянно проявляемые Им в отношении к верующим. Мы, мусульмане, постоянно сталкиваемся с существующими в обществе неверными представлениями об исламе, якобы жесткости и безжалостности его требований.
До того, как цитировать и комментировать аяты Корана и хадисы о хадже, хочу поделиться с вами собственными впечатлениями от их чтения и осмысления. Вы, разумеется, знаете о том, что ниспослание Корана и формирование первой в истории мусульманской общины относится к первой трети седьмого века. К тому же времени относятся и хадисы Пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Мы помним о том, что мусульмане вынужденно мигрировали из Мекки в Медину в 622 году. Паломничество в Мекку они смогли совершить через несколько лет. Расстояние между этими городами, напомню, составляет немногим более четырёхсот километров. В год смерти нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) границы первого в мире мусульманского государства еще не отошли далеко от Мекки и Медины.
Возможно, многие из вас, слушая меня, задумываются: почему муфтий напоминает нам общеизвестные факты? Потому, что изучение данных фактов через призму сегодняшнего положения ислама в мире ещё раз убеждает нас в следующем: Священный Коран – Книга вечная, обращённая в будущее, отражающая условия жизни современных мусульман, живущих в двадцать первом веке. Читая аяты Корана, мы вновь и вновь преклоняемся перед могуществом Аллаха, предвидевшего, что хадж будут совершать не только арабы, живущие на расстоянии максимум четырёхсот километров от Медины, а мусульмане – жители самых разных регионов огромной планеты Земля. Аяты и хадисы убеждают нас в том, что Всевышний Аллах и Его Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) предвидели превращение ислама в мировую религию, которую будут исповедовать многие сотни народов, последователи которой будут самыми многочисленными в мире.
Дорогие мусульмане!
На чём основаны мои утверждения? На каких положениях Корана и хадисах они базируются? Давайте вместе почитаем Коран и хадисы. Начну с аята, в котором Всевышний Аллах предписал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) «возвестить среди людей о хадже» (22:28), то есть, сделать хадж одним из пяти столпов ислама. В нём идёт речь об арабах – последователях ислама, которые могли совершить хадж «пешком и на всяких исхудавших верблюдах по далеким горным дорогам», то есть - о тех, кто жил между Меккой и Мединой. Прошу вас запомнить следующую деталь: двадцать вторая сура, аят из которого я процитировал, является восемьдесят восьмой по времени ниспослания Всевышним Аллахом Священного Корана. Как я уже говорил, Всевышний Аллах предвидел, что ислам выйдет за пределы Аравии, его станут исповедовать народы, живущие далеко от Мекки. И для них дойти до Мекки пешком или доехать на исхудавших верблюдах будет невозможно. Предвидел Аллах и то, что хадж станет недоступным для большинства мусульман. И не только потому, что они уже не смогут дойти до Мекки через моря и океаны пешком или на верблюдах. Аллах предвидел, что они не смогут совершить хадж и на современных реактивных самолетах, потому что у одних для этого не будет достаточно средств – поскольку хадж следует совершать только на честно заработанные деньги, оставив членам своей семьи достаточную для их нормальной жизни сумму. Отдельным верующим не позволит совершить хадж здоровье –преодоление больших расстояний, выполнение обрядов хаджа возможно только при наличии хорошего физического состояния. У верующих могут существовать и иные уважительные причины, по которым они не могут посещать святыни ислама.
Как же поступить таким верующим? Получается, что они оказываются в числе тех, кто не выполняет предписание Аллаха, своей религии! Милосердный Аллах не мог допустить, чтобы верующие жили с чувством собственной вины перед Ним и своими единоверцами. И Милостивый Аллах ниспослал аят другой, сто одиннадцатой по счету суры. В этом аяте Он повторил ранее данное указание о хадже, но внёс при этом одно важное для мусульман уточнение: «А у Аллаха – на людях обязательство хаджа к дому, – для тех, кто в состоянии совершить путь к нему» (3:91). Повторю ещё раз слова Всевышнего Аллаха: «для тех, кто в состоянии совершить путь к нему». И этот аят из третьей суры Корана, несомненно, является ярким свидетельством умеренности требований Аллаха и ислама к верующим. Внося в души мусульман успокоение и душевный покой,он наполняет их сердца бесконечной любовью и признательностью к Создателю. На это же направлен еще один аят, связанный с ритуалом, без которого нет хаджа. А именно - с жертвоприношением, обязательной при совершении хаджа обязанностью мусульман. В аяте 29 суры 22 говорится о том, что паломники должны поминать Аллаха, принося в жертву скот. А как же быть тем в, у кого не оказалось средств на покупку жертвенного скота? В Коране содержится аят о хадже, в котором Всевышний Аллах делает существенное послабление для неимущих: «Если вы затруднены, то – то из жертвенных животных, что легко… А если кто из вас болен или у него страдание в голове, то – выкуп постом, или милостынею, или жертвой… а кто не найдет, то – пост три дня во время хаджа и семь, когда вернетесь…» (2:192).
Дорогие мусульмане!
Я поделился с вами принципиальными положениями о хадже, содержащимися в Священном Коране. Но, как я уже говорил, все детали, связанные с паломничеством, Всевышний Аллах доверил Своему Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) блестяще справился с этим заданием, разработав и внедрив в жизнь мусульманской общины подробнейшие правила хаджа. Чтобы представить содержание и масштабы проделанной Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) работы, достаточно обратиться к книге «Сахиха аль-Бухари» – самому авторитетному сборнику его хадисов. В «Сахихе» есть специальные главы о хадже и умре, которые содержат свыше трехсот хадисов, а также «Книга двух праздников», состоящая из более чем пятидесяти хадисов, значительная часть которых посвящена «Ид-аль-Адха» («Курбан-байраму»), празднику в честь окончанию хаджа. Эти хадисы дают ответы буквально на все вопросы, которые могут возникать при паломничестве, организации хаджа. Об этом можно судить даже по названиям глав о хадже в «Сахихе»: «Совершение хаджа сидя на вьючном верблюде»; «Использование благовоний при облачении в ихрам. Что следует надевать тому, кто хочет облачиться в ихрам»; «Откуда следует вступать в Мекку»; «Целование Чёрного камня»; «Когда следует совершать утреннюю молитву на месте сбора»; «Что можно есть из мяса жертвенных животных и что следует раздать в качестве милостыни»; «Бросание камешков в каменные столбы»; «О проявлении радости во время праздника» и др. Хадисы дают полное представление о проделанной Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) работе по установлению правил хаджа. Подробный разговор занял бы очень много времени. Поэтому я кратко остановлюсь только на некоторых хадисах, содержание которых прямо связано с темой нашего сегодняшнего разговора.
Начну с хадиса, который свидетельствует о понимании Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) тягот паломничества, учит мусульман с пониманием относиться к тем, кто по состоянию здоровья не может совершить хадж. Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Путешествие является разновидностью мучения, поскольку лишает вас возможности есть, пить и спать (должным образом), а поэтому, когда человек достигнет своей цели, пусть поспешит вернуться к своей семье».Согласитесь с тем, что этот хадис предвосхитил трудности, которые появились у мусульман вместе с расширением территории распространения ислама.
Паломничество, как следует из хадисов, изначально строилось на демократических принципах. Эти принципы никого не лишали возможности встать в ряды совершивших хадж, облегчали участь отдельных групп. В хадисе, переданном Абдуллахом бин Аббасом (да будет доволен им Аллах) говорится о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) позволил совершить хадж за тех, кто достиг глубокой старости и не может выдержать трудности хаджа. А хадис от Асмы бин Абу Бакр (да будет доволен ею Аллах) сообщает о том, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разрешил женщинам и детям покинуть место совершения ритуала хаджа пораньше, чтобы не оказаться в затруднительном положении в большой толпе людей. Третий хадис свидетельствует о том, что он разрешил уставшему паломнику сесть на жертвенного верблюда. В хадисе, переданном Джабиром бин Абдуллахом (да будет доволен им Аллах) приводится такой факт. До определенного времени паломники ели мясо приносимых ими в жертву верблюдов не более трех дней нахождения в Мине. Позже пророк (да благословит его Аллах и приветствует) дал мусульманам разрешение запасаться несъеденным мясом и употреблять его и позже. В хадисе, сообщенном Ибн Умаром (да будет доволен им Аллах), сообщается еще один пример широты ислама: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «О Аллах, помилуй сбривших волосы». Люди сказали: «Обратись с мольбой и за укоротивших волосы, о посланник Аллаха!» Он снова сказал: «О Аллах, помилуй сбривших волосы». Люди сказали: «Обратись с мольбой и за укоротивших волосы, о посланник Аллаха!» – и тогда он сказал: «И укоротивших». Поразительный пример умеренности ислама приводится в хадисе от Абдуллаха бин Амра (да будет доволен им Аллах). Замечу, что хадис относится ко времени прощального паломничества пророка (да благословит его Аллах и приветствует), совершенного им незадолго до смерти. К пророку подошел одни человек и сказал: «По невнимательности я обрил голову до того, как принес свой скот в жертву». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ничего, принеси жертву сейчас». Потом к нему подошел другой человек и сказал: «По невнимательности я принес жертву до того, как начал бросать камни в идолов». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ничего, бросай сейчас», и о чем бы в этот день ни спрашивали его относительно сделанного раньше или позже, он неизменно говорил в ответ: «Ничего, сделай это сейчас».
Уважаемые братья и сёстры!
Завершая свою проповедь, хочу привести хадис, который убедительно раскрывает тему нашего разговора. Данный хадис исходит из того, что, как бы ни складывались обстоятельства, хадж никогда не смогут совершить все желающие этого мусульмане. Причин тому может быть множество. И ислам даёт им всем возможность почувствовать свою причастность к нему, быть морально удовлетворёнными. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пятничное моление – хадж тех, кто не совершает его». А это уже, согласитесь, доступно всем мусульманам. Исключения могут быть и в данном случае, но очень редко.
«Ислам минбере», 2007 г. № 5