3. «Был для вас в посланнике Аллаха хороший пример…»

«Хорошим примером» для мусульман» является Пророк наш Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует). Призыв Всевышнего Аллаха, обращенный к нам, мусульманам, звучит так:«Был для вас в посланнике Аллаха хороший пример тем, кто надеется на Аллаха и последний день и поминает Аллаха много» (сура 33, аят 21; далее 33:21).

Вы все, конечно же, понимаете, почему именно сегодня я веду разговор о нашем Пророке (да благословит его Аллах и приветствует). Наступил месяц раби-авваль мусульманского календаря, и через два дня, или 11–12 раби-авваля, которые придутся в этом году на 9–10 апреля, мы отмечаем Мавлидун-наби – благословенный день рождения пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Родился он в 571 году, умер - в 632 году. Я, разумеется, не мог обойти знаменательную для нас дату, и решил посвятить очередную проповедь нашему Пророку (да благословит его Аллах и приветствует).

Уважаемые единоверцы!

Мавлидун-Наби – серьезный повод для раздумий об истории нашей религии. И это понятно – ведь ислам невозможно рассматривать в отрыве от имени Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). С ним связано возникновение, становление и развитие нашей религии, превращение её в мировую религию. В отрыве от имени Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) нельзя судить о судьбах ислама и мусульман в настоящем и будущем – ведь полтора миллиарда верующих во всем мире ежедневно и многократно славят Аллаха и Его посланника Мухаммада.

Но как рассказать в одной только проповеди об этом величайшем человеке и духовном лидере? А ведь он был ещё и выдающимся государственным деятелем, и непревзойденным реформатором, талантливейшим организатором и справедливейшим правителем! И при этом он был и остаётся смиреннейшим рабом Аллаха, любимцем и гордостью миллионов людей – благословенным Мухаммадом Аль-Мустафой – печатью пророков, который явился в наш мир с Божественным Откровением! Эпитеты «величайший», «выдающийся», «талантливейший» и «справедливейший» применительно к его жизни и деятельности не только не кажутся преувеличением, но и не могут в полной мере отразить меру деяний, совершенных им. О его величии и мощи, влиянии на историю всего человечества говорим не только мы, мусульмане. Это признают и представители других религий, ученые, не скрывающие своих симпатий к христианству. Общеизвестен, например, труд американского ученого Майкла Харта «Сто самых влиятельных личностей в истории великих людей». В своей книге он собрал биографии ученых, поэтов и писателей, религиозных реформаторов, общественных и государственных деятелей, оказавших наибольшее воздействие на историю и современную жизнь человеческого общества. Раскрыв деятельность каждого из них, Харт отдал первенство Пророку ислама Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) как личности, оказавшей наибольшее воздействие на историю человечества! Обосновывая правомерность такой оценки, американский ученый пишет о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) - единственный человек в истории, чья деятельность была чрезвычайно успешной и в религиозной, и в светской области. «Мухаммад, – указывает Майкл Харт, – человек низкого социального происхождения, стал основателем одной из великих мировых религий, добившимся необычайных успехов. И сегодня, спустя тринадцать веков, влияние его свершений в мире остаётся необычайно мощным».

Дорогие мусульмане!

Истинный образ, завершённый портрет нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не смогли воссоздать сотни книг – больших и маленьких, художественных и научных, правдивых и лживых, написанных мусульманами и немусульманами, посвященных описанию его жизни и личности. И причина данной ситуации в том, что личность Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) невозможно ограничить одними или несколькими описаниями. А что же тогда можно успеть сказать только в одной проповеди? Вот почему я ограничусь лишь отдельными мазками, которые связаны с тем, о чем я говорил в начале проповеди: жизнь Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) – это пример для нас, мусульман, живущих и действующих в двадцать первом веке. Следование же примеру Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) является для нас наказом Всевышнего Аллаха, о чём неоднократно говорится в Священном Коране. Аллах наделил Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) особыми полномочиями, которых не было и не могло быть ни у кого из смертных: «А кто повинуется Аллаху и посланнику, то они – вместе с теми из пророков, исповедников, благочестивых, кому Аллах оказал милость. И сколь прекрасны они как товарищи!» (4:71); «…что он (пророк Мухаммад) вам запретил, от того удержитесь» (59:7). Сделав Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) образцом для мусульман, Всевышний Аллах дал ему право разъяснять Коран, отвечать на вопросы, на которые Священное Писание ислама не содержит ответов: «И послали Мы тебе упоминание, чтобы ты разъяснил людям, что им ниспослано, может быть, они подумают»! (16:4?). Всевышний Аллах (2:123; 33:34) требовал от мусульман руководствоваться не только Священным Кораном, но и Мудростью, которой их учил Пророк словом и делом, т.е. Сунной. А так как Мудрость нашего Пророка поистине неисчерпаема, то я ограничусь тем, что приведу и кратко прокомментирую несколько хадисов, которые, как мне кажется, для современного мусульманина звучат особенно актуально.

Чем я руководствовался, останавливаясь именно на этих, а не на других, не менее важных и значимых хадисах? Временем, тем, что мы живём в двадцать первом веке и должны отвечать вызовам века, то есть требованиям своего времени. Тем, что наша община многонациональна, она состоит из людей с разным религиозным и жизненным опытом. Тем, что мы живем не в мусульманском обществе, а среди последователей разных религий. Живем, будучи втянутыми, пусть и на разном уровне, в рыночные отношения – занимаемся бизнесом, производством, осваиваем новые профессии, новые места жительства.

Дорогие мусульмане и мусульманки!

Первое, чему мы должны всегда учиться у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), в чём мы должны брать с него пример – это его отношение к Аллаху, почитание им Аллаха, боязнь перед Ним. Наивысшим его помыслом был Аллах. Ничто в мире, никакие события не могли его поколебать, даже на секунду отвлечь от помыслов о Творце. Аллах был с ним, когда он закрывал глаза, Аллах находился рядом, когда он их открывал. Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) был таким, зная о том, что является посланником Аллаха. Да, его собственное отношение к Аллаху было таким, каким он хотел видеть отношение каждого мусульманина к Создателю, то есть - как у рядового верующего. Ни слова Аллаха о его избранничестве, ни особая милость, проявляемая Аллахом к нему, не могли изменить постоянного преклонения Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) перед Мощью и Силой, Милостью и Милосердием Аллаха. В доказательство я приведу два хадиса, переданные самым близким ему человеком – матерью всех верующих Аишей (мир ей). Услышав слова мусульман о том, что ему как Своему посланнику Аллах простил и прошлые и будущие грехи, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разгневался и сказал: «Поистине, я просто больше любого из вас боюсь Аллаха и больше любого из вас знаю о Нем!». Другой хадис, переданный Айшой (мир ей): Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) всегда произносил следующие слова: «О Аллах, близости, близости к Тебе, Другу наивысшему!».

Второе из человеческих качеств нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которое должно стать постоянным спутником каждого мусульманина – терпение. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) встретился с непониманием и недоверием отдельных родных и близких, отказом от признания единобожия самыми дорогими для него людьми. Язычники, среди которых протекала его деятельность, ставили под сомнение его пророчество и посланничество, называли его волшебником и лжецом, одержимым и колдуном. Ему пришлось пройти через клевету и преследования, попытку отравления и военные поражения, потери дорогих ему людей, несправедливости и сплетни. Бывали минуты, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) доходил до отчаяния. И тогда Всевышний Аллах ниспосылал ему аяты, содержавшие призыв к терпению, начинающиеся со слова «терпи». И таких аятов в Коране - несколько десятков. Только терпение, выдержка и умение переносить невзгоды помогли Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) сохранить уверенность в себе, своей правоте, привести общество к победе единобожия. Это качество посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), как мне думается, весьма важно для современного мусульманина, которому также приходится переносить неожиданные удары и повороты жизни, сталкиваться с трудностями, нередко находиться в стрессовом состоянии. И как тут не вспомнить слова нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Никто не получал лучшего и более щедрого дара, чем терпение!».

Бесконечное терпение при самых различных обстоятельствах, проявленное нашим Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), невозможно представить себе без таких его качеств, как неприхотливость, скромность в повседневной жизни и простота. Были времена, когда он вместе со своими последователями терпел нужду, жил в бедности. Удивляет другое: он остался бедным, имея возможность быть богатым. Так, только после одной из одержанных мусульманами побед ему причиталось сорок тысяч овец, тысячи верблюдов, драгоценности. Но всё, что имел, он раздавал нуждающимся мусульманам. Бывали дни, когда в семье Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) буквально нечего было есть, нечего дать просящему, нечем угощать гостей. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спал на циновке, одевался в старые одежды. Он умер, не оставив никакого наследства членам семьи и родственникам. При этом Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) исходил из того, что мусульмане должны стремиться жить в материальном достатке, не нуждаясь ни в чем. Пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) осуждал тех, кто не хотел порывать с бедностью, попрошайничал. Обращаясь к своим последователям, он говорил: «Для любого из вас взять веревку, нарубить дров и доставлять другим за плату на себе будет лучше, чем обращаться к кому-нибудь с просьбами, независимо от того, удовлетворит он их или откажет просителю». Посланник Аллаха подчеркивал, что «нищета – путь к неверию», и советовал мусульманам прилагать все усилия для выхода из бедности.

Нет ли здесь противоречия? С одной стороны – жизнь в бедности, с другой – осуждение бедности. Противоречия нет! Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) считал неприемлемыми лично для себя роскошь и богатство и своим примером учил других человечности, умению отказаться от сиюминутных удовольствий ради великой цели – приближения к Аллаху. Одновременно это было и проявлением его человеческой скромности во всём, начиная с латания собственной одежды, починки обуви и оказания помощи жёнам в делах по дому. «Кто будет скромен, – учил он, – того Аллах возвысит, а кто высокомерен – того Аллах унизит». А теперь поговорим о бедности. Отдавая себя целиком служению Аллаху, готовясь к стоянию перед Ним в Судный день, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в то же время не считал, что мусульмане должны быть лишены земных радостей. Он знал о том, что духовное начало в человеке должно быть соединено с материальным, то есть, верующему необходимы не только поклонение Аллаху, но и земные радости, не только молитва, но и труд, не только храм, но и дом - полная чаша, семья и дети. В исламе отсутствует дух аскетизма, отрешенности от мира, а все это требует достатка, а не бедности. Не случайно посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), обращаясь к своим последователям, которые хотели быть оскоплёнными, чтобы всё своё время отдавать богослужению и молитвам, говорил: «Среди вас я больше всех знаю Аллаха и больше всех почитаю и боюсь Его. Но я и молюсь, и бываю со своими женами. И отдыхаю, и совершаю ночную молитву. Держу пост, но и ем. Это мой путь. А кто свернёт с моего пути, тот не от меня (не из моей уммы)». Думаю, что такое отношение к жизни по душе многим современным мусульманам, которые хотят сочетать свою преданность религии с теми радостями и удовольствиями, которые существуют в повседневной жизни.

Дорогие мусульмане!

Я бы хотел обратить ваше внимание на следующий хадис. Однажды люди спросили: «О посланник Аллаха, чей ислам является наилучшим?» Он ответил: «Ислам того, кто не причиняет другим вреда своим языком и руками». Надо правильно понять этот хадис: в нем идёт речь не о человеке ничего не делающем, бездейственном, равнодушно взирающем на происходящее. Наоборот, хадис подразумевает человека надежного, на которого можно положиться, которому можно полностью довериться, так как он никому не причинит никакого вреда, не сделает зла. После встречи и беседы с ним любой человек спокоен, так как знает, что человек, с которым он только что беседовал, и сам дурного о нем не скажет, и к дурным словам других не станет прислушиваться. Этот человек щепетилен во всём, что касается его чести и достоинства, но с такой же щепетильностью он относится ко всему тому, что затрагивает честь и достоинство другого человека. В хадисе не случайно упоминаются две важнейшие части человеческого тела – рука и язык: вред в присутствии человека может нанести рука, в отсутствии – язык. Рука может причинить телесные повреждения, а язык – злословить о человеке за его спиной. Не случайно и то, что язык упоминается в хадисе в первую очередь. На вред, нанесенный чужой рукой, можно ответить, а как ответить на удар языком – то есть на злословие, клевету? Ведь очень часто эти явления становятся причиной вражды между отдельными людьми, а также членами их семей, родственниками! Следовательно, вред, причиненный языком, чаще бывает опасней, чем вред, нанесенный рукой. Смысл хадиса наверняка понятен каждому из нас: мусульманин обязан контролировать себя в общении с другими, держать в узде свой язык и руку, ни в коем случае не обижать словом и действием других. В этом урок хадиса посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).

Уважаемые мусульмане!

В заключение - ещё один урок, который преподносит нам пример Пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Я говорю о нём в связи с известными вам событиями в Воронеже, Москве, Санкт-Петербурге – речь об отношении к людям другой расы, другого цвета кожи. Чернокожего Зайда ибн Харриса, который попал к нему в качестве раба, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) освободил, а затем усыновил, женил на девушке из знатной семьи. Впоследствии Зайд ибн Харрис стал известным мусульманским военачальником. Одним из самых уважаемых среди первых мусульман был и чернокожий раб Билаль (мир ему). Один из мусульман обратился к Билалю со словами «О, сын чёрной женщины», и Билаль пожаловался посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Тот вознегодовал на оскорбившего единоверца мусульманина и осудил его словами: «В тебе ещё есть признак безбожного невежества». В действиях и словах Пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) - пример и урок для нас, мусульман двадцать первого века: только невежественный, безбожный человек будет относиться плохо к другому человеку из-за того, что у него другой цвет кожи.

Уважаемые мусульмане!

Я коротко рассказал о некоторых достойных для подражания примерах из жизни нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Такие примеры можно приводить бесконечно, и я собираюсь это делать в будущем.

«Ислам минбере», 2006 г. № 4