4. Умеренность во всём – главная черта ислама

и образа жизни мусульман

Дорогие единоверцы!

«Ислам вXXIвеке, или как жить по Корану мусульманину в России». Если вы помните, именно так я обозначил цикл проповедей, с которыми выступаю перед вами. О том, чем вызвана такая постановка вопроса, я рассказывал в первой из них. Почему же я вновь напоминаю вам об общей направленности проповедей, прежде чем обозначить сегодняшнюю тему? Дело в том, что в апреле этого года в Кувейте, одном из ведущих в мире религиозных центров, прошла очень интересная конференция мусульманских богословов. В её работе принимала участие и большая делегация Совета муфтиев России, нашего Духовного управления мусульман. Съехавшиеся в Кувейт со всех континентов известные мусульманские ученые и религиозные деятели обсуждали практически тот же самый вопрос, который является содержанием моих проповедей: как жить и действовать мусульманину в современных условиях, в условияхXXIвека.

Чем же вызвана такая постановка вопроса? Тем, что Священный Коран и основанное на нём и хадисах Пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) учение ислама возникло в седьмом веке, то есть четырнадцать веков тому назад, а сейчас идёт шестой год двадцать первого века. За эти века принципиально изменились экономические, социальные и духовные условия существования мусульман. Теперь они живут в условиях всеобщей глобализации, когда развитое телевидение и интернет неизмеримо увеличили степень их информированности. Сидя у себя дома, в далекой аравийской пустыне или африканской деревушке, люди узнают обо всем, что творится в мире, знакомятся с обычаями и традициями, моральными и правовыми представлениями других, немусульманских народов. На конференции в Кувейте говорилось о том, что в современных условиях значительно повысился уровень образования, расширился кругозор мусульман, и о том, что они не только знакомятся с образом жизни последователей других религий и культур, но и многое заимствуют из него. Участники конференции с тревогой отмечали и обратную сторону современной жизни - влияние глобализации: рушатся традиционные устои мусульман, в их жизни появляется много новшеств, которые далеко не всегда и не во всём соответствуют нормам жизни и представлениям мусульман. В результате происходят заметные изменения в семейных отношениях мусульман, понятии места и роли женщин в обществе и семье. Много изменений действительность привносит и в проблему отцов и детей, взаимоотношения представителей разных религий. В традиционном мусульманском обществе находят свое место ценности европейской культуры и западных стандартов. Наш век требует внесения серьёзных изменений в постановку образования подрастающего поколения, в том числе – содержания и методов религиозного образования.

Уважаемые мусульмане!

Разумеется, мусульмане не остаются безучастными к происходящим изменениям в жизни своих семей, жизнедеятельности своих обществ. О том, что отношение это довольно многопланово, нередко противоречиво, знаем мы и по состоянию мусульманской общины России. Это отношение нельзя оценивать как однозначно отрицательное или положительное, хотя каждая из оценок имеет своих сторонников.

Как мне представляется, по отношению к происходящим в жизни нашей страны изменениям российских мусульман можно разделить на множество групп. Коротко охарактеризую две из них, противоположные, для того, чтобы вы знали, какие крайние, резко отличающиеся взгляды существуют в вопросе о современном состоянии и будущем ислама в России.

Есть мусульмане, которыми возрождение ислама в России, наличие реальных общественных условий для этого процесса воспринимаются как необходимость возвращения к прежнему положению ислама в обществе и семье, в судьбе каждого верующего. К прошлому, естественно, не советскому, а до 1917 года. То есть, это верующие, которым хотелось бы видеть имама главной фигурой в обществе, единственным выразителем их интересов – мечеть, а мусульман - руководствующимися только шариатскими нормами, которые были сформулированы при жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Детей они видят обучающимися только основам ислама, отвергающими ценности западной, христианской культуры, а женщине отводят место дома. Эти верующие как бы не замечают кардинальных изменений, которые произошли в мышлении и образе жизни большинства мусульман, изменений, ставших необратимыми. Не думают они, к сожалению, и о том, что такой подход к реальности мешает им самим, а также их детям занять достойное место в многонациональной и поликонфессиональной России, овладеть соответствующими эпохе знаниями, профессией, закрывает им двери в будущее.

Справедливости ради следует заметить, что абсолютное большинство верующих, думающих таким образом, не предпринимает никаких насильственных действий для реализации своих представлений об исламском обществе, которое им, в принципе, по нраву. При этом многие из них не только смиряются с тем обществом, которое существует сегодня, но и вольно, и невольно разделяют многие его ценности и правила жития.

Но будем откровенными. Есть среди нас и верующие, которые не только мечтают о мифическом, не могущем быть созданным в современных условиях всемирном мусульманском халифате, но и с оружием в руках, террористическими действиями готовы отстаивать свой идеал. Причем делают они это, ссылаясь на Коран и учение ислама, хотя их действия ничего общего с нашей религией не имеют.

Существует и другая крайность. Нельзя не замечать и тех, кто в угоду ложно понимаемому «евроисламу», готовности подчинить жизнь мусульман нашей страны современным веяниям в технологии и общественном сознании, готовы «выбросить» устаревшие, на их взгляд, суры и аяты Корана, внести изменения даже в основы веры и культа ислама. Неудивительно, что такого рода новшества не только не воспринимаются мусульманами, но и резко осуждаются ими.

Дорогие мусульмане!

Я дал краткую характеристику всего лишь двум группам мусульман. Повторю, что их намного больше. Есть, например, такие верующие, которые, считая себя мусульманами, не соблюдают обряды и предписания ислама. Другие же сводят суть нашей религии только к исполнению этих обрядов и предписаний. Некоторые из них выходят из мечети с таким видом, как будто только что они общались напрямую с Аллахом и получили от Него прощение всех своих нынешних и будущих грехов и теперь могут свысока относиться к окружающим, а то и презирать их. Существует немало мусульман, придерживающихся крайних взглядов на исполнение своих религиозных обязанностей, роль и место ислама в своей жизни и жизни общества, враждебно относящихся к современной культуре, представителям других религиозных течений.

И эти крайности, как было подчёркнуто на конференции в Кувейте, в мусульманском мире встречаются повсеместно. Наличие крайностей мешает исламу и самим мусульманам, приводит к тому, что у последователей других религий формируется негативное отношение к исламу и мусульманам. В их сознании ислам нередко ассоциируется с экстремизмом и терроризмом, а мусульмане – с экстремистами и террористами.

Как избежать этих крайностей? Надо ли для этого отказываться от многовековых ценностей ислама? Избежать крайностей можно и нужно, и этого можно добиться без отказа от исламских норм и ценностей! Таким был ответ участников конференции в Кувейте. Они доказали, что ислам обладает более чем достаточным и проверенным веками идейным потенциалом, потенциалом, способным помочь мусульманину быть верующим и при этом современным человеком, успешно осваивающим достижения современной науки и техники, культуры и образования.

Уважаемые мусульмане!

На чем же основан общий вывод богословов, какой путь они указывают нам для достижения желанной цели? Предыдущая моя проповедь, как вы помните, была посвящена Мавлидун-Наби, дню рождения пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), с именем которого связано становление нашей религии – ислама. Ислам существует в течение четырнадцати веков. Его исповедовали и исповедуют народы, живущие в разных концах света и говорящие на сотнях языках. У каждого из этих народов своя история, особенные условия существования. Одни из них в своём экономическом, образовательном и социально-политическом развитии достигли немалых высот, другие же только начали путь к таким показателям. Одни мусульманские народы живут в странах, вставших на путь демократического развития, в рыночных условиях, а других такие перспективы, вероятно, ожидают в будущем. Но все они исповедуют ислам, являются мусульманами. Данное обстоятельство убедительно показывает универсальность учения ислама, его соответствие запросам и требованиям любой эпохи, его способность решать проблемы и запросы людей, живущих в резко отличающихся социальных условиях.

Зададимся вопросом: благодаря чему всё это удаётся исламу? Подробный ответ на этот вопрос я попытаюсь дать в будущих своих проповедях, а в этой отвечу коротко, перечислю важнейшие принципы, которые делают ислам всегда современным, отвечающим запросам конкретного времени, эпохи, общества. Ислам, по определению Священного Корана, основывается на неизменном вероучении (основы веры + культ), ниспосланном Аллахом и едином для всех мусульман. Следовательно, основы веры – акида и культ – столпы ислама, которые являются частью мусульманского права – Шариата, с изменением условий жизнедеятельности людей не могут подвергаться изменениям, в них нельзя вносить новшества. А такие части шариата, как правовые, этические и моральные нормы, которыми мусульмане должны руководствоваться в своей личной жизни, вступая в отношения с другими людьми, обществом, в том числе в социальной и экономической сферах, постоянно изменяются с изменением условий жизнедеятельности людей. Суть Шариата, как подчёркивают его знатоки, заключается не в подчинении человека раз и навсегда установленному порядку, а в том, чтобы научить верующего объективно оценивать ту или иную ситуацию и поступать в ней по-исламски, не забывая при этом о собственных интересах, потребностях других людей и особенностях той среды, в которой он живет. Вся история ислама свидетельствует о том, что с первых веков существования нашей религии Шариат развивался с учетом национальных, культурных и иных условий жизнедеятельности мусульман разных регионов. Именно об этом свидетельствует тот факт, что, кроме Корана и Сунны, общепризнанными источниками Шариата являются также кийас – аналог, аналогия; иджма – консенсус; истислах или маслаха – общественное благо; урф – привычная практика, местные традиции, обычаи и нормы; зарура – необходимость.

Уважаемые мусульмане и мусульманки!

Предвижу ваши вопросы: кто же вправе обновлять учение ислама, решать вопрос об изменении норм Шариата, вносить в него соответствующие времени новшества? Что понимается под «обновлением учения ислама»? Ислам делает главный акцент на разуме человека, позволяя ему самому строить свою жизнь в соответствии с требованиями времени и обстоятельств, при которых ему приходится жить и действовать, опираясь на человеколюбивые и жизнеутверждающие ценности своей веры. В этом ему призваны оказывать помощь мусульманские богословы, обязанные чутко реагировать на изменения, происходящие в обществе.

Из чего же исходят богословы, разъясняяучения ислама в соответствии с требованиями конкретной эпохи? Подробный ответ на этот вопрос будет дан мною в следующих проповедях. А сейчас отвечу коротко: исходя из Корана и хадисов Пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), из законченного учения ислама о человеке, сути его земной и потусторонней жизни. Сердцевину его составляет учение о земной жизни человека с её горестями и радостями, благополучием и заботой о завтрашнем (земном) дне, учение, удивительно созвучное с духом нашего времени. Формируя взгляды человека на жизнь, ислам делает упор на его разум, а не на бездумное отношение к миру, механическое повторение всего того, чем жили предки или живут другие. Ислам – религия обладателей разума (3:5), обращенного к тем, кто «размышляет» (3:188), сообразителен (6:32), зряч (6:50; 22:45), обладает умом (40:56), смотрит на окружающий мир и делает поучительные для себя выводы (88:17–20; 67:3–8; 45:1–5; 32:3).

Именно обращение к человеческому разуму, желательно -коллективному, способно дать ответ на самые острые вызовы современности исламу и мусульманам. Именно коллективный разум богословов в Кувейте дал ответ на жгучий вопрос современности о том, как мусульманам в современных условиях избегать крайностей, жить в соответствии с духом требований своей религии и времени. Их ответ был таким: выход для мусульман заключается в обращении к истории, теории и практике умеренного ислама, который заложен в Священном Коране и хадисах.

Как сказал Пророк наш Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), «Бог не создал ничего благороднее разума, и гнев Его падет на тех, кто им пренебрегает». По его же определению, ислам является религией середины, то есть, не приемлет крайности. Но прежде чем приводить доказательства, я попытаюсь вкратце остановиться на понятии «умеренность». Разбираясь в этимологии данного слова, я просмотрел многочисленные толковые словари и работы. В мусульманской культуре, как и в других, умеренность – это важнейшая человеческая добродетель. Когда говорят об умеренности, то имеют в виду желание и умение соразмерять свои взгляды, потребности и поступки в противовес разного рода крайностям. Умеренность означает «выбор во всех ситуациях серединного пути». На меня произвело сильное впечатление поучение об «огромном кладе и сокровище», содержащееся в разговоре одного из мусульманских правителейIXвека со своим сыном и престолонаследником: «Будь умеренным во всех делах, ибо нет ничего более явно полезного, более обеспечивающего невредимость и содержащего в себе более достоинств, чем умеренность: умеренность побуждает к праведности, праведность является отражением поспешествования Аллаха, а последнее ведет к благополучию. Умеренностью держатся устои веры и руководящие заветы пророка, а потому во всех земных делах своих уделяй ей преимущественное внимание… Помни, что умеренность в мирских благах порождает достоинство и страхует от прегрешений, и нет ничего более совершенного, чем ты мог бы оградить самого себя и близких тебе и направить дела свои; если ты будешь придерживаться ее и руководствоваться ею, то и дела свои доведешь до благополучного конца, и могущество свое поднимешь, и будут благоденствовать у тебя и знатные, и простой народ…».

А теперь поговорим о том, на чём же основано требование ислама быть умеренным буквально во всем. На эту тему можно привести большое число аятов из Священного Корана и хадисов, но я ограничусь лишь несколькими из них, важными для понимания данной проповеди. Творец и Создатель наш, обращаясь к мусульманам, говорил: «Аллах хочет для вас облегчения, а не хочет затруднения для вас…» (2:181); «О вы, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые разрешил вам Аллах, и не преступайте. Поистине, Аллах не любит преступающих! И питайтесь тем, чем наделяет вас Аллах, дозволенным, благим. И бойтесь Аллаха, в которого вы веруете!» (5:89–90).

Посланник Аллаха, Пророк наш Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) не раз подчёркивал тот факт, что ислам является религией середины, запрещал чрезмерность: «Остерегайтесь чрезмерности в религии, ибо ваши предшественники погибли от чрезмерности в религии». Вся жизнь и деятельность Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) является примером того, каким образом современные мусульмане должны воспринимать эти принципы. О том, как последние отразились на истории, вероучении и столпах ислама, его важнейших ценностях, будет сказано в следующих проповедях.

«Ислам минбере», 2006 г. № 5