5. Умеренность во всем – главная черта ислама

и образа жизни мусульман

Уважаемые мусульмане!

Первую проповедь об умеренности, если вы помните, я закончил словами о том, что умеренность, будучи главной чертой ислама, отразилась на всей его истории, вероучении, столпах и важнейших жизненных ценностях. Вы, разумеется, понимаете, что эта мысль требует обстоятельного и неспешного разговора, всесторонних доказательств, основанных на Священном Коране и хадисах Пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), на выводах научных и богословских трудов, исторических и иных данных. Поскольку умеренность охватывает самые различные стороны учения и образа жизни мусульман, то и её анализ должен быть таким же многосторонним. А для того, чтобы быть понятым всеми, собранные об умеренности материалы следует излагать в определенной последовательности, учитывая взаимосвязь затрагиваемых проблем. Я постараюсь построить свои проповеди именно в этом ключе.

Уважаемые братья и сёстры!

Сегодня я начну разговор о становлении ислама и его распространении, о том, какую роль в этом сыграла умеренность, внутренне присущая исламу. Начну же с того, что обращу ваше внимание на следующие общеизвестные факты, поражающие интересующихся историей религий людей.

Проповедь ислама наш Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) начал в 610 году. Его первыми последователями в Мекке фактически стали только члены его семьи, близкие ему люди. В 622 году, когда мусульмане были вынуждены покинуть Мекку и перебраться в Медину, их численность едва достигала пятисот. В 632 году, в год своей кончины, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был уже главой первого в истории мусульманского государства. К тому времени ислам вышел за пределы Аравии. Через тридцать лет после смерти своего основателя ислам приняло население Сирии, Египта, Палестины, Ирака, Ирана, Кипра. А спустя ещё шестьдесят лет мусульманами стали жители Северной Африки, Испании, Сицилии, Закавказья, Средней Азии, Афганистана, восточной части Китая, отдельных районов Индии.

Таким образом, путь от общины, насчитывавшей несколько человек, до мировой религии ислам прошел всего лишь за один век. Чтобы вы могли себе представить всю значимость этого факта, укажу, что другим мировым религиям для этого понадобилось полторы тысячи лет.

Утверждая ислам в Мекке и Медине, затем - в Аравии, позже - и далеко за её пределами, мусульмане вступали в контакт с людьми, которые имели собственные верования, существовавшие веками. Большинство арабов, коренных жителей Аравийского полуострова, были язычниками, а часть из них исповедовала иудаизм и христианство. Такую же картину мы видим и в других районах, где распространился ислам. Следовательно, речь идёт о том, что миллионы людей, пришедших в ислам, отказались от веры своих отцов. Как же проходил этот процесс? Благодаря чему мусульманам удалось обратить в ислам многочисленные народы, живущие в разных концах мира - народы, которые имели не только собственные верования, но и характерные только для них социальные отношения, образ жизни, правовые нормы? Какую роль в этом сыграла умеренность новой для многих народов религии – ислама?

Дорогие братья и сёстры!

В литературе об исламе имеются широко распространенные представления, которые мешают правильно понять длительный процесс распространения ислама. Так, принято считать, что ислам распространялся силой огня и меча, благодаря силе арабских, а кое-где - турецких войск. Другое же представление исходит из того, что повсюду ислам одновременно принимало всё население без исключения, и он сразу и безоговорочно вытеснял существовавшие до него религиозные обычаи. Оба эти представления противоречат давно установленным историческим фактам. Как свидетельствует вся человеческая история, религию невозможно навязать силой; также невозможно освободиться от неё, преодолеть её влияние применением силы. Народы и страны, принявшие в своё время ислам, которые сегодня однозначно являются мусульманскими, далеко не сразу стали таковыми. Приведу известные многим из вас примеры.

Распространение ислама в Дагестане связано с приходом арабских, а в некоторых других районах Северного Кавказа - турецких войск. Подчеркну: начало распространения, но не утверждение, тем более - окончательное. Для того, чтобы ислам полностью утвердился в регионе, стал основной идеологией общества и всех людей, проник в их сознание и поведение, потребовались века, много веков! В Дагестане, например, ислам утвердился более чем за тысячу лет, в Чечне и Ингушетии на это ушло, как минимум, три века, в Кабарде – почти пять веков. Официальное принятие ислама предками татар приходится на 922 год. Но принятие ислама всеми родами и племенами, из которых позже сформировался татарский народ, проходило в течение ряда веков. Утверждение ислама в Башкортостане потребовало шести столетий.

О чем же свидетельствуют века, которые потребовались для утверждения ислама? О том, что в этом деле не было насилия. О том, что те, от кого зависело распространение и утверждение ислама – правители, которые, конечно же, были мусульманами, а также религиозные деятели – не проявляли поспешности, были лишены невоздержанности в своём порыве обратить народ в свою религию. Они давали людям возможность сделать сознательный выбор в пользу ислама, прийти к поклонению Единому Аллаху путем рассуждений и сопоставлений. Правители и мусульманское духовенство терпеливо ждали, когда желание принадлежать к исламу станет доброй волей населения, закрепленной в их взглядах, мировоззрении и мироощущении, закрепится в человеческих качествах и поступках. Не торопились они и потому, что были уверены – население рано или поздно придёт к исламу. Всё это и называется умеренностью, как я уже подчеркивал, внутренне присущим и постоянно проявляющимся в исламе свойством, его достоинством как религии. Свойством, заложенном в Священном Коране, хадисах нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), шариате – мусульманском праве. И эта умеренность проявилась на исторической арене буквально с первых дней появления ислама.

Предвижу закономерный вопрос: а какое значение имеют дела давно минувших дней для нас, мусульман двадцать первого века? Оказывается, очень существенное. Разве сегодня мы с вами не встречаемся с людьми, которые, на наш взгляд, не выполняют свои религиозные обязанности, остаются далёкими от ислама? Разве нам повседневно не приходится встречаться, иметь дела с последователями иудаизма и христианства? А ведь принципы взаимоотношений мусульман с людьми, не разделяющими их учение и требования, содержащиеся в первоисточниках ислама, вечны, они применимы и в наши дни. И умеренность, проявленная при распространении ислама, должна служить примером, стать основой нашего поведения по отношению к тем, кто занимает иную, чем мы, позицию в религиозных вопросах.

Дорогие братья и сёстры!

Итак, умеренность по отношению к последователям других религий заложена в источниках ислама. Начну с ответа на вопрос: как это проявилось при распространении ислама среди язычников-арабов?

Первоосновой ислама (и это вам хорошо известно) являются признание, подтверждение и твердая убежденность в том, что Аллах существует и что Он является Единственным в Своих делах, Единственным, достойным поклонения. Вера в Единственного и Единого Аллаха – Высшего и Вечного, Бесконечного и Великого, Милостивого и Милосердного, Создателя и Кормильца – главное, коренное в вероучении ислама. Мусульманин без всяких сомнений доверяет Аллаху во всем, уповает на Его помощь и поддержку, проявляет покорность Его воле. Господь – един. У Него нет ни партнера, ни сына, Он не родил и не был рожден. Ему все молятся; Он не имеет ни начала, ни конца; и нет равных Ему.

Большая часть арабов (и это вы тоже знаете) были язычниками, т.е. многобожниками. Это так. Но язычество арабов было своеобразным, так как арабы знали о существовании Аллаха, поклонялись Ему и признавали Его: «А если ты их спросишь: «Кто сотворил небеса и землю?» – они скажут: «Аллах»(39:39);«Скажи: «Кому принадлежит земля и кто на ней, если вы знаете»? Они скажут: «Аллаху»… Скажи: «Кто Господь семи небес и Господь великого трона?» Они скажут: «Аллах». Скажи: «У кого в руке власть над всякой вещью, и Он защищает, а против Него нельзя защитить, если вы знаете?» Они скажут: «Аллах»(23:86–91);«Скажи: «Кто посылает вам удел с неба и земли? Или – кто владеет слухом и зрением? И кто выводит живое из мертвого и выводит мертвое из живого? И кто правит делом?». И они скажут: «Аллах» (10:31). При этом арабы, как свидетельствует Коран, тем не менее, «поклонялись помимо Аллаха» и своим многочисленным идолам (60:14; 37:84; 36:22; 35:14; 17:23; 6:106 и др.). Однако, признавая существование Аллаха, арабы «брали помимо Аллаха помощников»(39:4),«заступников»(39:44:) и«покровителей»(42:4;). Язычники«устраивали с Аллахом другого бога» и «других богов» (51:51; 15:96; 6:19),«придавали Ему в соучастники»(52:43), «помимо Него другие божества» (18:14; 17:58), «делали Ему подобных» (34:32) и т.д.

Из Корана мы узнаём о том, что язычники с недоверием восприняли весть о посланничестве Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), они враждебно относились к мусульманам, постоянно подвергали их преследованиям. Пытались они даже убить Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Но, несмотря на все противодействия язычников, численность мусульман постоянно росла. Мусульманская община с каждым годом крепла и набирала силу, и вскоре на её основе появилось первое в истории мусульманское государство. Напомню также, что всего за один век ислам превратился в мировую религию! Чем же можно это объяснить? Численным превосходством мусульман над язычниками? Нет, поскольку долгие годы, даже после появления мусульманских государств, мусульмане численно оставались в меньшинстве по сравнению с последователями других религий! Силой мусульман? Тоже - нет, так как мусульманское государство выросло из малочисленной общины, состоящей преимущественно из бедных мужчин, женщин и детей.

Ещё одно немаловажное обстоятельство, о котором следует помнить: распространяясь и утверждаясь среди арабов и многих других народов, ислам приносил людям не только веру в бытие Аллаха и Его мощь. С приходом ислама начинался коренной переворот в их духовной жизни, большие изменения в культуре, образе жизни и поведении миллионов, вовлеченных в орбиту новой мусульманской цивилизации. Менялась не только вера, но и весь образ жизни и мышления людей. И проходил этот процесс, как правило, мирно, без применения насильственных методов воздействия.

Так в чем же тогда заключается причина успеха ислама в мировом масштабе? Причин этого очень много. Среди них немаловажное значение имела и умеренность учения ислама, его требований к своим последователям. К сожалению, рамки проповеди не дают мне возможности рассмотреть это положение обстоятельно, как бы мне этого хотелось. Постараюсь излагать своё представление очень коротко и чётко.

Ислам, как известно, сформулировал важные принципы свободы вероисповедания: «Нет принуждения в религии» (2:256). А этот принцип требует умеренности, отказа от любых поспешных и насильственных действий в вопросах веры, запрещает её навязывание. Только Аллаху принадлежит право решать вопрос о том, кому необходимо стать верующим: «А если бы пожелал твой Господь, тогда уверовали бы все, кто на земле, целиком. Разве ж ты вынудишь людей к тому, что они станут верующими? Не придется душе уверовать, иначе как с соизволения Аллаха» (10:99–100). Всевышний Аллах требовал от Пророка говорить язычникам, выступающим против ислама, следующее: «Истина - от вашего Господа: кто хочет, пусть верует, а кто хочет, пусть не верует» (18:28). Всевышний Аллах учил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и мусульман терпеть и прощать язычников, проявлявших неприязнь к исламу. А когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пожаловался Аллаху на язычников – людей, «которые не веруют», Аллах успокоил его: «отвратись же от них и скажи: «Мир!» (14:88–89). Однажды, после поражения мусульман от язычников, из уст раненого в бою Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) вырвались слова: «Разве спасется народ, окровавивший лицо свого пророка, который призывал их к Господу?!». Тогда Аллах сделал ему следующее внушение: «Вовсе не касается тебя (Мухаммад), простит ли Господь противников или покарает… Принадлежит Ему то, что на небесах и на земле. Прощает Он, кого пожелает, и наказывает, кого захочет» (3:128–129).

Умеренность, уважительное отношение к неверующим или людям, по-своему представляющим веру в Аллаха, исходят из того, что ислам не считает таких людей противниками ислама, тем более - врагами мусульман. Аллах требует от мусульман помнить, что те, которые «взяли помимо Аллаха другие божества», также являются «Его народом» (60:8). Поэтому нельзя допускать насилия над их убеждениями, следует терпеливо ждать, когда они убедятся в истинности ислама, и вражда с ними превратится в дружбу: «Может быть, Аллах установит между вами и теми, с кем вы из них враждуете, любовь; поистине, Аллах мощен, Аллах – прощающ, милостив!» (60:8).

Вот почему призывать на путь Господа, как учит Коран, следует «только с мудростью и хорошим увещанием» и споря с неверующими только «тем, что лучше» (16:126), т.е. с помощью убедительных аргументов и доказательств, обращаясь к чувствам людей, убеждая их примерами из жизненного опыта мусульман. Обращая неверующих в ислам, следует помнить о том, что они остаются таковыми потому, что«находятся в невнимательности» (7:178), ещё не знают Аллаха, не размышляли о Нём (7:184). Для того, чтобы быть верующим, прийти к единобожию, человек должен быть вспоминающим Аллаха (16:12), сообразительным (6:32) и понимающим (6:99). Самое же главное - он должен быть«обладающим разумом» (9:11 и 14:52). Почему именно разумом? Об этом будет сказано в следующей проповеди.

«Ислам минбере», 2006 г. № 6