Уважаемые мусульмане и мусульманки!
Я приступаю ко второй части проповеди, посвящённой равноправию мужчин и женщин в исламе. По исламу, такое равноправие, напомню, основано на том, что они сотворены из одной души. Равноправие, как я уже рассказывал, наиболее ярко проявляется в их духовной жизни, свободе, в том, что Всевышний Аллах дал мужчине и женщине равные права для общения с Собой, обращения к Себе со своими мольбами, участия в богослужениях.
Но равноправие мужчины и женщины в исламе, как я уже говорил, не ограничивается только вышеперечисленным. Свобода женщины, духовная или экономическая, должна была стать нормой жизни мусульман. Для этого следовало многое изменить в повседневной жизни и взглядах арабов, прежде всего - сознание мужчин.
Давайте задумаемся над следующим вопросом: что изменилось в психологии арабских мужчин и арабского общества в целом с появлением ислама? Что они несли с собой в новые районы распространения ислама, населенные другими народами? Остановлюсь на ряде аспектов Священного Писания и Шариата – мусульманского права, касающихся темы нашего разговора.
Священный Коран, во-первых, напомнил мусульманам о том, что мужчина и женщина сотворены Аллахом равноправными. Ислам учил людей, что Всевышний Аллах, сделав человека двуполым, проявил заботу о сохранении и приумножении человечества, а также того, что Он создал для людей. Всё это, в свою очередь, необходимо для полноценной, обеспеченной жизни людей на земле, для того, чтобы они были счастливыми. Счастье же человека на земле невозможно без семьи, семьи, основанной на взаимной любви мужа и жены: «Из Его знамений – что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость. Поистине, в этом – знамение для людей, которые размышляют (30:20). Именно для «любви и взаимной милости», с тем, чтобы они «знали друг друга» (49:13), Аллах сотворил мужчину и женщину.
Коран требовал от мужчин помнить о том, что женщине в их жизни принадлежит такое же место, какое они занимают в жизни женщин: «А верующие мужчины и верующие женщины – они друзья одни другим: они побуждают к добру и удерживают от неодобряемого» ( 9:71–72).
Во-вторых, Всевышний Аллах в начале посланнической деятельности Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) послал через него несколько откровений мусульманам о запрете обычая заживо хоронить новорожденных девочек. Священный Коран обратил внимание арабов на то, что пол рождающегося ребёнка определяется Аллахом, является выражением Его воли: «Аллаху принадлежит власть над небесами и землей; Он творит, что хочет, дает, кому пожелает, женское поколение и дает, кому пожелает, мужское. Или Он сопрягает их, мужчин и женщин, а кого желает, делает бесплодным: Он ведь – ведущий, мощный!» (42:48–49). Всевышний Аллах осудил отцов, стыдящихся рождения дочери: «И когда одного из них обрадуют девочкой, лицо его делается черным, и он удручен, скрываясь от народа от горечи того, чем обрадован: удержать ли это на унижение или сокрыть его в прахе? Плохо они рассуждают!» (16:60–61). Создатель признал попытки родителей объяснить захоронение новорожденных девочек тем, что семья якобы не имеет средств для её прокормления: «И не убивайте ваших детей из боязни обеднения. Мы пропитаем их и вас; поистине убивать их – великий грех!» (17:32; 16:152). Всевышний Аллах напомнил людям, что «зарытая живьем будет спрошена, за какой грех она была убита» (81:8–9).
В-третьих, ислам запретил насильственную выдачу замуж совершеннолетних девушек, постановил, что взрослая женщина также не может быть выдана замуж против своего согласия. По исламу, даже за женщиной, помолвленной в малолетстве, по достижении совершеннолетия остается право подтверждения или расторжения брака (См.: Хидоя. Комментарии мусульманского права. Т. 1., Ташкент, 1994).
Дорогие мусульмане!
Я рассказываю вам о том, как ислам обеспечивает равенство мужчин и женщин, привожу в качестве примеров аяты Корана и нормы Шариата и одновременно как бы вижу ухмылки своих оппонентов: о чем, мол, говорит муфтий, когда именно ислам воспевает превосходство мужчины над женщиной, предусматривает многоженство, продажу девушек за калым - то есть, рассматривает женщин как товар, который можно покупать, лишает женщину любых прав в семейной жизни. Подобные утверждения часто встречаются и в наши дни. Такого же мнения об исламе придерживаются и отдельные «продвинутые» мусульмане и мусульманки. Не буду спорить с ними, хочу лишь внести некоторую ясность в изложение этих проблем.
Рассмотрим, например, аят из Священного Корана, который часто приводится недоброжелателями ислама: «Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним перед другими преимущество за то, что они расходуют из своего имущества» (4:38). Да, в данном аяте речь идёт о преимуществе мужчины над женщиной, исходящем из того, что мужчина материально обеспечивает её существование. В этом аяте нет ничего характерного исключительно для ислама. Подобные мысли можно встретить и в Священных Писаниях других религий, которые возникли раньше ислама. Данное обстоятельство объясняется не тем, что перечисленные религии плохо относятся к женщинам. Дело в том, что в обществах, где возникли иудаизм, христианство и ислам, именно мужчина был добытчиком. Он сеял и пахал, содержал скот, воевал. На нем фактически держались семья и общество. И вполне естественно, что при этом именно мужчина являлся главной фигурой в семье и обществе, а положение женщин было приниженным. И эта ситуация оказалась закреплённой в Священных Писаниях трех религий.
Следовательно, положения ислама нам следует рассматривать в историческом контексте, выявлять, хуже или лучше с его появлением стало женщине по сравнению с тем, что было. Каким же было положение мусульманки по сравнению с последовательницами других религий?
До ислама арабская женщина получала меньше наследства, чем мужчина. При определении доли наследства, оставляемого родителями и родственниками, по исламу, между мужчинами и женщинами соблюдается равенство: «Мужчинам – удел из того, что оставили родители и близкие, и женщинам – удел из того, что оставили родители или близкие, – из того, что мало или много, удел определенный» (4:8).
В арабском языческом обществе не приходилось даже говорить о равенстве мужчин и женщин в браке. Священный Коран чётко прописал соответствие прав обоих супругов: «…И для них (женщин) – то же самое, что и на них (мужчин), согласно принятому» (2:228).
Принято считать, как уже было сказано, что брак в исламе возможен лишь в том случае, если женихом даётся за невесту калым («махр» – приданое, брачный дар, вено). Из вышесказанного делается вывод о том, что женщина становится предметом купли и продажи. На деле всё обстоит иначе. Во-первых, брак может быть заключёен и без калыма. Во-вторых, как сказано в «Хидоя», «уплата вено установлена законом лишь как знак уважения к объекту брака – женщине». Для её материального благополучия на случай развода, смерти мужа и др., как добавил бы я. В-третьих, «женщина имеет полное право на вено после фактического совершения брака или после смерти мужа» (см. «Хидоя»). Как мы видим, калым превращался в собственность женщины, причём муж не имел на неё никаких прав. Согласно Шариату, он не мог распоряжаться и тем имуществом, которое она приносила в дом мужа. Было ли это прогрессом по сравнению с тем, что наблюдалось в арабском языческом обществе? Безусловно. Но такое право было передовым, прогрессивным даже по сравнению с римским правом, возникшим почти за двенадцать веков до ислама в Италии, точнее - в Риме. Римское право было воспринято христианством, а затем - позднефеодальной Европой с тем, чтобы через столетия стать основой десятков буржуазных кодификаций гражданского права. Согласно этому праву, приданое – имущество, которое приносила жена в дом мужа, становилось его собственностью (Черниловский З. М. Римское частное право. М., 2000, стр.74–75). Именно отсюда возникли многочисленные истории о мотовстве мужей за счёт приданого жены, поисках богатых невест, которые нам хорошо известны из европейской и русской классической литературы. Подобного не могло быть в исламе.
Вернусь к вопросу о разводе.При разводе в языческом обществе женщина оказывалась незащищённой во всех отношениях. Развод со стороны мужа был очень легким, обвинения с его стороны не требовали доказательств. Супруга же не имела права на развод; в случае же расторжения брака по инициативе мужа она не имела права претендовать на совместно нажитое с супругом имущество, не говоря уже о материальной поддержке с его стороны после развода. В то же время, Священный Коран самым скрупулезным образом защищает имущественные права разведённой жены (см. 2:227–238, 241–243;4:23–25-29). Одновременно ислам усложнил процедуру развода, потребовал доказательств со стороны мужа в случае предъявления обвинений супруге. Кроме того, ислам наделил женщину правом на развод.
Были ли вышеупрмянутые нормы передовыми для своего времени? Рассмотрим следующий факт. Как сказано в «Еврейской энциклопедии», иудейки, жившие в мусульманском государстве, предпочитали обращаться с требованиями о разводе со своими мужьями в шариатские суды. Иудейский же закон запрещал женщине предъявлять иск о разводе. Поэтому в концеVIIвека иудейскими учёными было принято постановление, дающее право женщине в том случае, если они с мужем не сошлись характерами, требовать развода.
Уважаемые мусульмане и мусульманки!
Теперь поговорим о многожёнстве. Его появление в жизни человечества, за редким исключением, приписывается исламу, а отдельные журналисты считают его, как цитировалось выше, «гордостью ислама». Но так могут утверждать лишь люди, плохо знакомые с историей данного вопроса. У меня нет времени для развернутого изложения этой проблемы. Поэтому ограничусь лишь перечислением фактов. В древнем Китае и Японии полигамию – многожёнство - считали добродетелью. Многожёнство официально практиковалось в Индии, знали его и в Египте. Обычным явлением была полигамия и на Руси. Как писал известный историк С. М. Соловьёв, «многоженство у всех племен славянских есть явление несомненное; наш летописец говорит о восточных славянах, что они брали по две и по три жены; обычай многоженства сохранялся долго и после введения христианства». Многожёнства придерживались иудеи и христиане, которые жили вместе или по соседству с арабами. Причём иудейский закон не содержал ограничения количества жён. Позднее, после появления норм ислама, иудейские учёные тоже стали рекомендовать мужчинам иметь не более четырёх жён.
Многожёнцами были и арабы-язычники, причём они могли иметь любое количество жён. Кроме того, они не несли ответственности за судьбу своих потомков от полигамных браков. И ислам для них не ввёл, а ограничил многожёнство, запретив мужчинам иметь более четырёх жён. Сохранение многожёнства исламом было вынужденным, поскольку отвечало условиям жизни общества того времени. Подчеркну также и другой немаловажный момент. Коран и Шариат оговорили право на многожёнство большим количеством различных требований морального и материального плана. Так, Священный Коран предупреждает мужчин, что даже при желании они не смогут быть справедливыми по отношению к нескольким жёнам (4:3). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил по этому же поводу: «Человек, имеющий двух жен и пристрастный к одной из них, будет в день суда склоняться на одну сторону – будут разбит параличом на одну сторону».
Ислам предъявляет очень большие требования к положению женщины в полигамной семье. Так, с момента заключения брака муж обязан снабжать жену пищей, одеждой. Каждой жене следует предоставить отдельную комнату. Причем эта комната должна предназначаться только для еёе личного пользования, чтобы никто из семейства мужа или посторонних не мог войти к ней без её дозволения. Содержание детей целиком лежит на обязанности отца, и в этом никто не должен ему помогать.Существует даже такое правило: мать не обязана лично кормить грудью своего ребенка, потому что его содержание лежит на обязанности отца, и, следовательно, он должен нанять кормилицу.
В силу вышеперечисленных и других причин многожёнство в мусульманском обществе никогда не было распространённым явлением, а общественная психология всегда его осуждала.
Уважаемые мусульмане и мусульманки!
Я хотел бы рассказать и о других важных сторонах равенства мужчин и женщин в исламе. Аллах в равной степени вознаграждает мужчин и женщин за содеянное в земной жизни добро и зло: «И ответил им Господь их: «Я не погублю деяний ни одноо из ваших деятелей – ни мужчины, ни женщины. Одни вы от других» (3:193); «…кто творит благое из верующих мужчин и женщин, – те взойдут в рай и наделены будут там без счета» (40:40). Тем из мужчин и женщин, которые дают щедрую милостыню, Аллахом «будет удвоена награда и им же еще щедрое воздаяние» (57:17). Они же получают одинаковое наказание за совершенные противоречащие исламу дела и поступки (85:10; 9:69).
Хочу особо отметить следующий аспект. Ислам даёт мужчине и женщине не только одинаковые права, но и налагает на них одинаковую ответственность. Мужчины и женщины одинаково ответственны перед Аллахом за исполнение заветов Корана и Сунны, требований своей религии: «Не бывает ни для верующего, ни для верующей, когда решил Аллах и Его посланник дело, выбора в их деле. А кто не слушается Аллаха и Его посланника, тот попал в явное заблуждение (33:36). Об этом напоминают нам слова Пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), сказанные им незадолго до смерти: «О люди, у вас есть право по отношению к женам вашим, но и у ваших жен есть права по отношению к вам».
Уважаемые мусульмане и мусульманки!
Можно много говорить о равноправии полов в современной жизни, о той значительной роли, которую мусульманка играет в общественной жизни, в воспитании наших детей. Но я закончу свою проповедь рассказом о том, каким образом это равноправие отражается в самой важной, на мой взгляд, области – семейных отношениях. Недавно я беседовал с криминалистом, специалистом по женской преступности. Он буквально ошеломил меня следующими данными. В России имеется 270 тысяч семейных дебоширов. Ежегодно от насилия в семье погибает более 14 тысяч женщин. Около 3 тысяч женщин убивают своих мужей. При этом среди убийц – и мужчин, и женщин – практически нет мусульман. Я не успел порадоваться этому, сказать о более крепких семейных устоях мусульман, как мой собеседник удивил меня ещё больше. Он объяснил отсутствие мусульман среди убийц приниженным положением мусульманки в семье, тем, что она боится своего мужа и молча переносит обиды. Да, мой собеседник оказался приверженцем довольно распространенных заблуждений. И мне пришлось объяснить ему, что мусульманская семья строит свои отношения на завещанном Аллахом принципе взаимной любви. Муж и жена не спорят о том, кто из них главнее. Строя свои отношения, они всегда помнят о требовании Аллаха в случаях взаимных обид устроить «между собой согласие. Ведь согласие – лучше» (4:127). У мусульман принято решать семейные проблемы тихо и спокойно, не вынося их на суд общественности. И в этом огромная заслуга принадлежит женщине. А её спокойствие и терпение объясняются не страхом перед мужем, а благоразумием и деликатностью, тем, что она генетически наследует умение не создавать напряженности, заранее избегать возможных конфликтов. Муж же, в свою очередь, действует, помня об обращённом к мужчинам завете Аллаха: «Обходитесь с женщинами достойно» (4:23).
Заканчивая проповедь, призываю вас, уважаемые мусульмане и мусульманки, постоянно жить и действовать, руководствуясь в своих отношениях великими заветами Аллаха и Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует).
«Ислам минбере», 2005 г. № 7–8