Многоуважаемые прихожане!

«Ислам един, а жизнь мусульман многообразна». Так я сформулировал тему сегодняшней проповеди. Убедиться втом, насколько она важна для каждого из нас, очень легко. Посмотрите на тех, кто сидит рядом с вами. Оглянитесь вокруг. Вы говорите на разных языках, не похожи друг на друга внешне, но все вы считаете себя и действительно являетесь мусульманами. Разумеется, так было не всегда.

Многие десятилетия нашу мечеть называли «татарской», и такое название было оправданным. В прошлом году она отметила своё столетие. Наша мечеть была построена, когда в Москве проживало менее десяти тысяч татар-мусульман, которые были единственными представителями мусульманских народов России в этом городе. Положение не изменилось и к 1987 году, когда я прочитал здесь свою первую проповедь в качестве имама-хатыба мечети. И тогда община состояла из татар, а мусульмане других национальностей в мечети появлялись исключительно редко.

А сегодня, в наши дни? В молитвенном зале присутствуют представители всех мусульманских народов России, Средней Азии и Азербайджана, стран дальнего зарубежья. Мусульманское наследие Москвы многократно увеличилось и, как минимум, каждый десятый её житель сегодня является последователем нашей религии. Более одного миллиона мусульман! Такую же картину вы можете увидеть не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, других регионах Центральной России, Сибири, на Урале и в Поволжье, где в течение столетий мечети посещались только татарами. Многонациональными становятся мечети Татарстана и Башкортостана. Новые многонациональные мусульманские общины появились в таких районах России, где их никогда не было – на Западе, Севере, Дальнем Востоке, Сахалине и Камчатке. Можно смело утверждать следующее: многонациональные мусульманские общины сегодня действуют в большинстве регионов нашей страны.

Это новое для России и российского ислама явление стало главной причиной, побудившей меня избрать темой данной проповеди вопрос о единстве ислама и многообразии культурных традиций мусульман. Чем же данная тема важна и интересна для нас?

Во-первых, мусульмане разных национальностей отличаются друг от друга не только языком и внешностью. Я учился в медресе в Узбекистане, знаком с жизнью мусульман-россиян разных национальностей, побывал во многих странах дальнего зарубежья. И я вижу, что мусульмане имеют заметные различия в культурных традициях и обычаях. Но значит ли это, что мы имеем дело со множеством «национальных исламов»? «Татарским» и «узбекским», «чеченским» и «дагестанским», «арабским» и «индонезийским»? Важно отметить следующее: ислам не бывает национальным. И поэтому можно ли говорить о том, что только ислам какого-то определённого народа является правильным, настоящим?

На вопросы я отвечу позднее, а сейчас рассмотрю ещё один факт, который свидетельствует о единстве и многообразии в исламе.

В последнее время в отдельных мусульманских общинах разгораются споры между рядовыми верующими среднего и старшего поколения, молодыми имамами, вернувшимися после получения религиозного образования из арабских стран, и людьми, которые их поддерживают. Эти спорыв большинстве случаев не затрагивают вопросов акиды – вероучения ислама. Мусульмане спорят о том, как вера должна проявляться внешне, т.е. как следует исполнять религиозные обряды. Молодые критикуют старших, утверждая, что веками закрепившиеся порядки совершения религиозных обрядов, образ жизни мусульман-россиян являются «неправильными». Молодым имамам и их сторонникам кажется, что наш ислам «ненастоящий», а «настоящий», «истинный» и «правильный» существует только в странах, где они обучались.

Почему же так кажется молодым имамам? Их, на мой взгляд, следует не осуждать, а попытаться понять. Ведь они уезжали за рубеж юношами или детьми, не имеющими жизненного и религиозного опыта, не получив религиозных знаний. Всё это они получали в странах, которые всей своей историей, состоянием общества, даже климатом заметно отличаются от России. Отсутствие опыта и знаний помешали им углубиться в историю ислама, овладеть достижениями мусульманского богословия. Поэтому они впитывали в себя главным образом внешние стороны жизни мусульман, их религиозную практику. И теперь кажется им, что жизнь мусульман должна быть такой, какую они видели вдали от России. В этом нет ничего предосудительного. Каждый может думать так, как ему хочется, но при одном условии: не навязывать кажущиеся им правильными утверждения другим, в данном случае - российским мусульманам, не пытаться перенести на нашу почву увиденное где-то далеко, копировать образ жизни мусульман, живущих в иных, чем россияне, условиях.

Давайте задумаемся: имеет ли значение в исламе то, как исполняются те или иные обряды. Требует ли ислам, чтобы все мусульмане жили и думали одинаково? Правы ли молодые имамы, требующие от россиян жить и действовать, подобно иностранным единоверцам? Ответ на поставленные перед нами вопросы следует искать в самом исламе.

Прежде всего, следует иметь в виду, что ислам един, а образ жизни мусульман, их культура, традиции и обычаи могут и должны быть разнообразными.

В одном из последних аятов Священного Корана, ниспосланных Всевышним Аллахом, говорится: «Сегодня я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость (ниспослание Священного писания), и удовлетворился для вас исламом как религией» (5:5). В хадисах Пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) содержатся ответы на вопрос, что такое ислам, основанные на Священном Коране – Слове Аллаха. Напомню их вам. Это, во-первых, безоговорочное признание главным источником ислама Священного Корана и Сунны Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Во-вторых, это - единые и вечные, незыблемые, не подверженные изменению временем или обстоятельствами знания о вере. Их истинность и вечность не могут быть подвергнуты сомнению никем и никогда. Истины веры отражают суть ислама, определяют, во что должен веровать мусульманин. Они заключаются в вере Аллаха и в Последний День, ангелов, писание, пророков, предопределение судьбы, исполнение с верой пятикратной ежедневной молитвы. Вера же держится на признании обязательности соблюдения и исполнения пяти столпов ислама, сформулированных Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует) и также основанных на Коране. Это, во-первых, шахада: «Ла илаха алла Ллаху Мухам-мадун Расулу Ллахи» («Нет бога, кроме Аллаха, а Мухаммад – Посланник Аллаха»); во вторых, совершение предписанных молитв; в третьих, соблюдение поста в месяце Рамадан; в четвертых, признание обязательности закята – милостыни; в-пятых, совершение хаджа. Они называются столпами ислама, т.е. столбами, опорами, на которых держится вера.

Требования веры и её столпов, подчеркну особо, признаются и соблюдаются всеми мусульманами мира. Именно в этом, самом главном для веры и верующего вопросе, проявляется единство ислама и мусульман. Именно единства в этих вопросах требует Всевышний Аллах от мусульман: «Держите за вервь (ислам) вместе и не разделяйтесь!» И судить о том, следует ли мусульманин исламу, надо только по его отношению к основам и столпам веры. И если он придерживается и исполняет их, то нельзя обвинять человека в отходе от ислама.

Предвижу резонный вопрос: поскольку ислам един, не должны ли все мусульмане придерживаться единой религиозной практики и образа жизни? Не должны ли мусульмане всегда и во всём следовать одним и тем же обычаям и нормам? За ответом вновь обратимся к Корану.

Всевышним Аллахом было определено, что ислам выйдет не только за рамки Медины и Мекки, но и Аравии и Аравийского полуострова, станет мировой религией. Поэтому Коран содержит ответы на поставленные выше вопросы, указывает на то, как следует относиться к обычаям и традициям разных народов, которым предстояло стать мусульманами. Почти в трёх десятках аятов Священного Корана говорится о том, что Всевышний Аллах исключительно высоко ставит и ценит обычаи и традиции, которые существовали до ислама. Ислам не только не игнорирует существовавшие до него обычаи, но и требует помнить о том, что среди них было немало достойных примеров для мусульман (3:131–132). Всевышний Аллах говорит: «Аллах хочет обратиться к вам и вести по обычаям тех, которые были до вас. Поистине, Аллах – знающий, мудрый!» (4:31). Отсюда, из Священного Корана – Слова Аллаха, исходит важнейший принцип ислама: не требовать запрета, борьбы с адатами, т.е. жизненными нормами, традициями и обычаями, привычными для народов , принимающих веру с вышеперечисленными столпами ислама.

Руководствуясь Кораном, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) предсказал, что ислам разделится на 73 толка. А толк означает, что между их сторонниками могут быть отличия в исполнении религиозных обрядов. Многовековая истории ислама подтвердила его правоту и дальновидность.

В исламе существует два направления – суннизм и шиизм. Суннитами являются все коренные мусульмане России, а также некоторые азербайджанцы. Основная часть мусульман-азербайджанцев является шиитами. Суннизм, в свою очередь, состоит из четырёх мазхабов - то есть, мусульмане-сунниты подразделяются на ханифитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов.

По вашей реакции я вижу, что многие из вас впервые слышат слово «мазхаб» и названия мазхабов. Многим из вас непонятно, о чем речь. И это меня не удивляет. Так происходит всегда, когда в беседах с верующими я рассказываю об истории становления ислама, о том, что мусульмане разных стран имеют между собой немало различий. Даже те из начитанных мусульман, которые говорят: «я – шафиит», «я – ханифит», не всегда могут разъяснить, чем они отличаются, например, от ханбалитов или маликитов.

Чем мазхабы отличаются между собой? Не тем, что отказываются от признания основ веры и столпов ислама, соблюдения какого-либо обряда, предписания религии. Принято считать, что мазхаб – это термин, обозначающий «толк», богословско-правовую школу в исламе. А если это слово перевести на понятный нам всем язык, оказывается, что мазхаб – это путь, выбранный верующим для приближения к Аллаху, общения с Ним. Таким образом, речь идет о выборе порядка совершения предписанных религией обрядов и предписаний последователями того или иного мазхаба. О выборе, который может быть различным, исходя из истории определённого народа, его национальных традиций и обычаев, климатических условий. Так, все они признают обязательность ритуальной чистоты, но по-разному понимают её сохранность и нарушение. По одному мазхабу, при молитве покрытие головы мусульманина обязательно, а по другому мазхабу – нет. У одних женщины участвуют в богослужениях в мечетях, у других – нет. Мусульманки одной местности закрывают платком только голову, оставляя открытым лицо и кисти рук, другой - полностью закрывают лицо, оставляя открытыми только глаза, а иногда и глаза закрывают сеткой-вуалью. Имеются также различия в процедурах, связанных с браком и разводом, уплатой закята. Можно привести много аналогичных примеров.

Как мы видим, различия между мазхабами не носят принципиального характера, не затрагивают основ ислама и его столпов. Следовательно, нет никаких оснований говорить о «национальных исламах», необходимости создания «национальных мусульманских общин» и возведения «национальных мечетей».

Рассказ о том, когда и почему появились направления и мазхабы в исламе, занял бы очень много времени. Я назвал существующие в наши дни направления и мазхабы в исламе. А их в истории ислама, как и предсказывал наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), было много. Вряд ли вам нужны подробности и детали, которые интересны лишь немногим, в основном специалистам. Поэтому ограничусь несколькими фразами. Разделение ислама на два самостоятельных направления - суннизм и шиизм - связано с политическими, а не религиозными причинами. После разделения постепенно возникли определённые различия между их последователями в толковании отдельных положений религиозной идеологии, порядке исполнения религиозных предписаний. Не всегда народы России и СНГ относились к сегодняшним своим мазхабам и направлениям. Так, в Средней Азии в средние века были распространены шиизм и шафиизм. В Азербайджане шиизм утвердился только кXVIвеку.

А теперь поговорим о том, почему появились различия между мазхабами. Ответ следует искать в прошлом мусульманских народов. Так, ханифизм, к которому принадлежит большинство мусульман России и СНГ, формировался вдали от арабских стран, во многом - силами и стараниями местных богословов. Он не суров в своих требованиях к мусульманам, учитывает местные особенности, даже религиозные воззрения. Достаточно указать на то, что мы часто как равнозначное «Аллаху» говорим «Тенгри», «Худо, Худай». А ханбализм и маликизм, наоборот, более жестки и консервативны в своих требованиях к верующему. Данное обстоятельство также следует из исторического развития их последователей, их места в мире ислама. Например, мусульмане Саудовской Аравии были вынуждены в течение столетий заботиться о сохранении и укреплении Единобожия, бороться за чистоту ислама, против поползновений язычества, его традиций и обрядов. А каким образом можно было этого добиться? Только сохраняя верность традициям, заложенным Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижниками. Кроме того, в течение веков их социальная жизнь не претерпела таких изменений, как, например, существование российских мусульман. Отсюда следует их настороженное, даже неприязненное отношение ко всему, что не вписывается в их представления, уходящие в глубь истории ислама.

Как уже былос сказано, различия в религиозной практике не разделяют сторонников разных мазхабов. Нет «хороших» и плохих», «настоящих» и «ненастоящих» мусульман. Последователи четырёх утверждённых мазхабов ислама являются абсолютно равными мусульманами. Их различия связаны, как уже отмечалось, с местными особенностями. По исламу, нельзя требовать от всех мусульман жить и действовать так, как арабы-ханбалиты или маликиты. Нельзя предъявлять одни и те же требования к мусульманам, живущим в принципиально разных условиях. Но столь же нереальны и попытки запретить в России следование любому другому, кроме ханифизма, мазхабу ислама.

Вполне естественно, что мы, россияне, в некоторых вопросах отличаемся от своих братьев по вере из других стран. Но означает ли эта непохожесть, что мы хуже их? Нет. Не соответствуют учению ислама разговоры, касающиеся наших сложившихся веками, оправданных нашей историей и условиями жизни традиций, обычаев, связанных с исламом. люди, которые призывают мусульман быть похожими, равняться на последователей иных направлений ислама, нарушают заветы Аллаха, учение ислама. Эти требования противоречат Корану и Сунне Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Скажу больше: обвинение своего правоверного брата-мусульманина вообще противоречит исламу.

Мы не являемся новичками в мусульманском мире, законно гордимся вкладом мусульман России и СНГ в развитие исламского богословия, мусульманской цивилизации. В течение веков у нас сложились собственные традиции и обычаи, которые не противоречат исламу, следуют из его универсального учения, обогащают его. И сегодня мы должны сохранять верность своим традициям, не допускать противостояния между последователями единого ислама. Нельзя забывать о том, что пожилые люди, которых сегодня обвиняют в «незнании ислама», даже называют заблудшими, сохранили нашу религию для потомков в условиях многолетнего господства государственного атеизма.

Перед мусульманами и их религиозными организациями поставлено множество задач, им предстоит преодолевать множество трудностей. Справиться с ними можно только вместе. Каждому мусульманину следует помнить хадис Пророка нашего Мухаммада о том, что «превосходство верующих друг над другом определяется их делами», а не принадлежностью к тому или иному мазхабу. «Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа» (7:2).

«Ислам минбере», 2005 г. № 2