Уважаемые мусульмане!
Сегодня - пятница, священный день для нас, мусульман. В пятницу Всевышний Аллах создал первого человека – Адама. В этот же день спустя многие годы Адам умер. В пятнице имеется час, когда исполняются все просьбы, с которыми верующий обращается к Творцу, за исключением вещей запретных, разумеется. И, как сказал Пророк наш Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), именно в пятницу наступит Судный День.
Сегодня не выходнойдень, но, как мы видим, не только молитвенные залы, но и двор мечети, помещения Духовного управления мусульман заполнили мусульмане. Это меня очень радует. В 62-й суре Корана говорится о том, что в пятницу мусульмане обязаны оставить все дела и устремиться в мечеть для поминания Аллаха. Я понимаю, как трудно каждому из вас приходить в мечеть в разгар трудового дня. Но вы, выполняя завет Аллаха, вы сумели отложить свои дела и пришли сюда для выполнения религиозной обязанности, предписанной Всевышним Аллахом. Могу вас обрадовать: участие мусульманина в пятничном молении будет очень высоко оценено Создателем. Пророк наш Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что тому, кто, совершив омовение, придёт в пятницу в мечеть и, сидя поближе к минбару, внимательно прослушает проповедь имама, будут прощены грехи, совершённые им между двумя пятницами.
Уважаемые прихожане!
Участие в любом виде молитвы – индивидуальной или пятничной – имеет большое значение для верующего человека. Вы знаете об этом, и поэтому я ограничусь только напоминанием нескольких важных положений о молитве. Без молитвы не существует мусульманина. Молитва – это общение, беседа мусульманина, оставшегося наедине со своим Творцом, Который слышит и знает человека. Молитва – это постоянная связь верующего с Аллахом, способ всегда поддерживать контакт со своим Создателем. Молитва необходима для того, чтобы верующий чувствовал присутствие Аллаха рядом с собой, чувствовал Его поддержку и любовь. Сам же Аллах ничего у людей не просит и не нуждается в молитвах мусульман. В Аллахе нуждается мусульманин, и молитва для него – самый простой путь довести до Всевышнего свои чаяния.
Мы все знаем о том, что, по исламу, жизнь человека делится на две части – земную и вечную. Наша религия придаёт очень большое значение земной жизни со всеми её радостями и печалями. Земная жизнь имеет важное значение для человека и после его смерти. Попадет ли душа человека в Ад или Рай, зависит от того, как он прожил свою жизнь на земле, соблюдал ли заветы Аллаха. Подчеркну, что при этом имеется в виду не только выполнение мусульманином религиозных обязанностей. Имеет значение и то, как человек трудился, относился к святой обязанности обеспечивать семью, почитал родителей, строил взаимоотношения с другими людьми, пользовался уважением у них и многое другое, без чего невозможна жизнь среди людей. В этом и заключается сущность ислама. Не случайно за аятом, призывающим мусульман отставить все дела и идти на пятничное моление, в Коране идут строки, призывающие мусульман продолжать заниматься своими земными делами после моления. А земная жизнь и во времена Пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) вносила в жизнь мусульман постоянные изменения, предъявляла к ним новые требования. И тогда перед людьми возникал вопрос: как быть? И они обращались за ответом к Слову Аллаха – Корану, приходили за разъяснениями к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). И тогда в исламе родилась традиция проведения пятничных проповедей, во время которых верующие могли получать ответы на свои вопросы.
Вопросы «как быть?», «как поступить?», «какой путь избрать?» особенно часто возникают в наши дни, когда наша жизнь постояно меняется. Мы вынуждены менять место жительства, приобретать новые профессии, жить в необычных или трудных бытовых условиях. Эти изменения, прежде всего, предъявляют повышенные требования к каждому из нас. Время требует от человека более высокого уровня образования и политической культуры, владения современными специальностями, готовности жить и действовать в многонациональной среде, среди представителей других религий. Я так же, как и вы, понимаю, что время нередко вносит в нашу жизнь изменения, которые не вписываются в традиционные жизненные представления. Как мы должны поступать в таких случаях? Не замечать этих изменений мы не можем, поскольку они происходят помимо нашей воли и желания, но непосредственно касаются нас. Замкнуться в своем мирке, жить так, как жили наши предки, тоже невозможно, поскольку мы зависимы от окружающего мира, связаны с ним. Объявить войну против всего нового, не похожего на наши обычаи и традиции? Подобные действия могут привести только к противостоянию представителям других религий, культур, взаимной ненависти между людьми, взаимному недоверию, напряжённости в обществе.
Каждому из нас следует понять, что любое стремление игнорировать, не замечать происходящие в жизни изменения чревато опасностями прежде всего для нас, мусульман. Такой подход приведет к нашей изоляции и, в итоге, отрицательно скажется на нашем развитии, материальном и моральном состоянии. Каждый из нас должен, сохраняя верность своей религии, оставаясь истинным мусульманином, стать современно мыслящим и действующим человеком.
Соответствует ли описанный выше подход учению ислама? Да, учение ислама не только позволяет, но и требует от нас шагать в ногу со временем, использовать достижения человеческой науки и техники, находиться в авангарде ищущих новые знания. Такая уверенность основана на двух главных источниках ислама – Коране и Сунне Пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), на предписаниях Шариата – мусульманского права, достижениях современной богословской мысли. В одной проповеди я не смогу рассказать обо всём, данная тема очень обширна. Надеюсь на то, что мы неоднократно будем возвращаться к ней. А сегодня я остановлюсь на главном утверждении, которое служит богословской основой моего ответа. Речь пойдёт о том, что Аллах создал человека своим наместником на земле. Что это значит?
Дорогие мусульмане!
Давайте вместе поищем ответ на поставленный мною вопрос. Для того, чтобы облегчить восприятие данной темы, рассмотрим её по частям. Оглянитесь вокруг, всмотритесь в окружающую вас Вселенную, созданную волей Аллаха. Всё в ней гармонично, всё устроено так, чтобы человеку удобно, легко жилось. Природа содержит всё необходимое для нормальной, обеспеченной жизни каждого из нас, потому что Аллах любит человека, заботится о нём. Именно об этом свидетельствует содержащийся в Коране подробный рассказ о сотворении мира. Как сказано в Коране, творение небес и земли труднее, чем творение людей. Но Всевышний Аллах, «который оживляет и умерщвляет, а когда решает какое-нибудь дело, только скажет ему: «Будь!» – и оно бывает» (40:70), сотворил небеса и землю и то, что между ними, за шесть дней и на определенный срок, и не ослаб в их творении (50:37). Первоначально небеса и земля были соединены, а Аллах разделил их и сделал из воды всякую вещь живую, устроил на земле средства жизни. Аллах создал семь небес рядами. В творении Милосердного нельзя увидеть никакой несоразмерности (67:3–5). Всевышний дал людям ночь, чтобы они покоились в течение нее, день, для того, чтобы посмотреть на окружающий мир. Небеса сотворены Создателем без опоры, которую могли бы видеть люди. Он бросил на землю прочно стоящие горы, чтобы она не колебалась (37:9). Землю Аллах распростер и произрастил на ней все, что нужно человеку для любования и употребления. «И низвели Мы с неба воду благословенную и произрастили ею сады и зерна посевов, и пальмы высокие – у них плоды рядами, – в удел рабам, и оживили ею мертвую страну. Таков исход!» (50:6–11). И все это для того, чтобы люди могли питаться, удовлетворять свои земные потребности. Этой цели служит и создание Аллахом скота (16:67–69). Творец позаботился даже о том, чтобы люди могли лечиться. Так, чтобы обеспечить человека питьем, в котором лечение для него (16:70–71), Аллах создал и подчинил людям море, чтобы люди питались из него свежим мясом и извлекали из него украшения – жемчуг и коралл – которые они надевают (16:14). «О Люди! Помните милость Аллаха к вам! Есть ли какой-нибудь творец, кроме Аллаха? Он посылает вам удел с неба и земли. Нет божества, кроме Него!» (35:1–3).
Уважаемые мусульмане!
Вселенную со всем, что в ней есть, Аллах создал ещё до сотворения человека, но для человека, во имя человека. Человек был создан из звучащей, как гончарная, глины, праха, воды ничтожной, капли, потом - из сгустка. Создав человека, Аллах дал ему прекрасный образ, сердце, слух, зрение, научил изъясняться. И, самое главное, Аллах наделил человека разумом.
Почему же человек был создан после сотворения Вселенной? Дело в том, что и сотворение Вселенной, и сотворение человека явились частями более широкого замысла Создателя о сотворении мира в целом. Задумав создать мир, Аллах заранее позаботился о дальнейшей судьбе человека, условиях его жизни на земле.
Именно человеку доверил Аллах своё творение, ответственность за его сохранение и развитие. Всевышний сделал человека своим наместником и преемником на земле. Человек несёт ответственность перед Аллахом за всё, что его окружает, он обязан улучшать жизнь на земле, оставить её после себя в лучшем виде.
Именно об этом свидетельствует рассказ о сотворении Адама и его жены Хавы, их пребывании в Рае и изгнании оттуда. Обратимся к Корану.
Замыслом установить на земле наместника (преемника) Аллах поделился с ангелами: «Я установлю на земле наместника» (2:30). Ангелы выступили против этого: «Разве Ты установишь на ней того, кто будет там производить нечестие и проливать кровь, а мы возносим хвалу Тебе и святим Тебя?». Аллах ответил им: «Поистине, Я знаю то, чего вы не знаете!» (там же) – и приступил к созданию человека. В кораническом рассказе об этом имеется ещё одна поучительная для нас история.
В процессе творения Аллах научил Адама именам всего, что ранее было сотворено. Задумайтесь над этим фактом. Только что сотворённому Адаму предоставляется право наречения имени самым различным злакам, растениям, деревьям, животным. Таким образом, человек буквально с первых своих шагов на Земле начал свою культурную деятельность, принял ответственность за окружающую его природу, стал заботиться о ней.
Затем Аллах потребовал от ангелов:«Сообщите Мне имена этих, если вы правдивы». Ангелы были вынуждены сказать: «Мы знаем только то, чему Ты нас научил. Поистине, Ты – знающий, мудрый!» (2:29–30), т.е. ангелы признались в незнании того, что уже было известно Адаму. Таким образом, Аллах поставил людей выше ангелов, дал людям знание окружающего мира, т.е. наделил человека высшим даром познания, выделил его из всех Своих творений.
Но следует помнить о том, что человеку поклонились все ангелы, кроме Иблиса. На вопрос Всевышнего Аллаха: «О Иблис! Что с тобой, что ты не вместе с поклоняющимися?», он ответил: «Я не стану кланяться человеку… Я лучше него; Ты создал меня из огня, а его создал из глины». Тогда Аллах сказал Иблису: «Уходи же отсюда! Ведь ты – побиваемый камнями. И, поистине, над тобой – проклятие до дня суда!» Иблис попросил отсрочить наказание до дня, когда люди будут воскрешены. Когда Аллах отсрочил наказание до дня назначенного времени, Иблис сказал: «Господи мой! За то, что Ты сбил меня, я украшу им то, что на земле, и собью их всех, кроме рабов Твоих из них, чистых». В ответ Аллах сказал: «Это – путь для Меня прямой. Поистине, рабы Мои – нет для тебя над ними власти, кроме тех из заблудшихся, кто последовал за тобой, и поистине, геенна – место, им назначенное всем!» (15:28–43).
Таким образом, одновременно с человеком появился на свет и его злейший враг, соблазнитель и совратитель. Именно Иблис на протяжении жизни человека пытается отвлечь его от выполнения божественных заповедей, толкает на путь греха, совершения неблаговидных действий, отказа от совершения благочестивых поступков. В диалоге между Аллахом и Иблисом заключено одно из основных положений ислама о человеке. Всевышний Аллах не только создал человека Своим преемником и наместником на земле, но и наделил его способностью противостоять проискам Иблиса и возглавляемых им злых духов. И мусульманин не должен поддаваться соблазнам этих духов, ему следует постоянно совершенствоваться и стремиться к выполнению заповедей Божьих. И только заблудшие следуют за Иблисом, совершают поступки, неугодные Аллаху. В них для истинных мусульман пример для назидания, пример того, как не следует поступать верующему. Таким был первоначальный замысел Божий при сотворении человека.
Расскажу вам ещё об одном обстоятельстве, говорящем о любви Аллаха к человеку – Своему наместнику, Его заботе о благополучии человека, постоянной готовности быть Милосердным и Прощающим по отношению к нему. Как известно, Адам и Хава, нарушив заповедь Аллаха не есть плод запретного дерева, были изгнаны из Рая на землю – место их «пребывания и пользование во времени» (2:34), т.е. до Судного Дня. Подчеркну, что Адам и Хава были изгнаны из Рая прощёнными за проступок, совершённый перед Создателем. Милосердный Аллах не только простил их самих. Аллах освободил и потомков Адама и Хавы, то есть - нас, от ответственности за поступок своих прародителей. Более того, Аллах обещал, что их потомкам будет ниспослано Его руководство – Священный Коран, и те, кто последуют за ним, не собьются с пути Аллаха, не станут печальными и не будут испытывать страха.
Таким образом, Всевышний Аллах, создав человека, заранее позаботился о его благополучии в земной жизни. Для того, чтобы облегчить человеку земную жизнь, Аллах освободил его от необходимости совершать дела, которые ему не под силу, и вменил в обязанность только то, что он в силах выполнить (23:64). Аллах требует от него не только помнить о том, что последует за смертью – «жильём последним», но и поручает ему: «Не забывай своего удела в этом мире и благодетельствуй, как благодетельствует тебе Аллах» (28:77). Следовательно, человек обязан думать о своём благополучии в этом мире и в мире ином. А всё вышеперечисленное, как известно, дает человеку свободу действий и выбора, право жить с учетом требований времени, не отказываться от всего того, что не запрещено Кораном (5:89), то есть - быть современным, оставаясь при этом верным заветам ислама.
«Ислам минбере», 2004 г. № 12