БИСМИЛЛАХИР РАХМАНИР РАХИМ!

ВО ИМЯ АЛЛАХА, МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!

Дорогие братья и сёстры! Сограждане!

Сегодня мы, мусульмане, отмечаем самое значительное религиозное событие года. В священной Мекке – родине Пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) более двух миллионов мусульман, приехавших со всех концов земли, завершили хадж – паломничество к святыням, с которыми связано становление нашей религии. Совершение хаджа является одним из пяти столпов ислама, важнейшей обязанностью мусульманина, предписанной Всевышним Аллахом. После завершения хаджа совершается обряд жертвоприношения. Вот почему наш праздник по-арабски называется Ид-Аль-Адха – праздник жертвоприношения. На языках многих мусульманских народов России, Стран Содружества Независимых Государств он звучит как Курбан-байрам, Курбан – аид.

От имени Совета муфтиев России, Духовного управления мусульман Европейской части России, от себя лично сердечно поздравляю собравшихся всех мусульман России, Содружества Независимых Государств с великим праздником ислама. Я молю Аллаха даровать вам мир и радость, счастье и здоровье, душевный покой и успех в ваших делах и начинаниях!

Уважаемые соотечественники, россияне!

Происхождение сегодняшнего праздника связано с именем пророка Ибрахима (мир ему). В Слове Аллаха – Коране, мусульманской священной истории содержится немало подробностей о его жизни и пророческой деятельности. Он стал последователем Единого Бога, Того, кто сотворил небеса и землю, задолго до появления иудаизма и христианства, призывал других людей следовать собственному примеру. На этом пути ему пришлось пережить немало тягот и лишений. По велению Аллаха он покинул родные места - территорию современного Ирака, и проповедовал в Египте, затем - в Палестине и Аравии.

Коран рассказывает о том, как долгое время пророк Ибрахим (мир ему) и его жена Сара (мир ей) были лишены радости отцовства и материнства. Переживая по этому поводу, Сара предложила ему жениться на её служанке Хаджар, которая родила пророку сына Исмаила. Следуя откровению, полученному от Аллаха, Ибрахим (мир ему) поселил их в Мекке. Однажды он увидел сон, в котором он приносил Исмаила в жертву. Пророк понял, что это является желанием Аллаха, и решил осуществить Божье указание. Пророк сказал Исмаилу: «Сынок мой, вижу я во сне, что закалываю тебя в жертву, что ты думаешь об этом». В ответ Исмаил (мир ему) услышал: «Отец мой, делай, что тебе приказано; ты найдешь меня, если пожелает Аллах, терпеливым». Пророк «поверг (сына) в лоб», и готовился поднять на него нож. Но Аллах воззвал к нему: «О Ибрахим, ты оправдалвидение». (Коран, сура 37, аяты 102–105; далее 37:102–105).Так Аллах вознаградил добродетельного пророка. Тогда Ибрахим (мир ему) принёс в жертву овцу. Этот случай позже стал основой обряда жертвоприношения как составной части хаджа.

Пророку Ибрахиму и его сыну Исмаилу выпала величайшая честь – по повелению Аллаха очистить от идолов Каабу, Дом поклонения Аллаху, построенному ещё праотцем нашим Адамом (мир ему). Возводя стены Каабы, Ибрахим (мир ему) клал себе под ноги камень, названный Всевышним Аллахом «местом Ибрахима». У этого места паломники совершают моление.

Таким образом, совершая хаджж, празднуя его заверешние, мы, мусульмане, как бы заново переживаем историю своей религии, припадаем к её истокам.

Дорогие россияне, последователи иудаизма и христианства!

История пророка Ибрахима и его жены Сарры, его наложницы Хаджар и сына Исмаила (мир ему) имеет много общего с историей пророка Авраама, его сыновей и жены Сарры, его наложницы Агарь из Библии.

Если же мы внимательно изучим Библию и Коран, то обнаружим, что сходство этим не ограничивается. Очень близкими являются такие важные для учений трёх религий аспекты, как сотворение мира, Адама и его жены, путь человечества к Единобожию. Но главное, что их объединяет – это поклонение Единому и Единственному Богу, общие представления о сути и смысле земной жизни человека. Вера и совершение добрых дел, терпение во время жизенных невзгод, уважение к иным верованиям и обычаям – в этом заключается высшее предназначение человека, его земная обязанность перед Творцом, то, что обеспечит ему награду в обоих мирах.

Подобная близость религий объясняется тем, что все они возникли и развивались на одной и той же территории, среди близких по языку, традициям, обычаям, религиозным представлениям народов, прежде всего - арабов и евреев. Все они относились к так называемым семитским народам, ведущим свое начало от Сима (в исламе Шима) – старшего сына пророка Ноя (Нуха в исламе). Поэтому три религии имеют общие или весьма близкие по смыслу нравственные ценности. Поклонению Единому Богу, следованию Его предначертаниям последователей их последователей учили одни и те же пророки.

Я хотел бы особо подчеркнуть следующий момент. Общность истоков трёх религий, их взаимосвязь находит своё чёткое выражение в вероучении ислама. Наша религия уважительно и почтительно относится к иудаизму и христианству, а также их последователям. Коран определяет их как «людей Писания», людьми, «которые получили Писание» от Бога. Иудаизм и христианство, по исламу - ниспосланные Аллахом религии. Догматика ислама требует от мусульман почитать Библию. Мусульмане признают пророков, являющихся пророками иудаизма и христианства – Мусе- Моисею, Луту-Лоту, Айюбу-Иове и т.д.

Дорогие соотечественники!

За последние годы обо всём вышеупомянутом я говорил многократно. Говорю и сегодня, в столь знаменательный для мусульман день, потому что убеждён в следующем: благополучие России, её будущее полностью зависит от того, как сложатся отношения между нашими народами, последователями разных религий. Религий у нас много, коренных для России народов – более ста. Но почему же мы в последние годы всё больше говорим о том, что нас разделяет? Почему мы не упоминаем того, что 99% населения России составляют люди, исповедующие авраамические религии – иудаизм, христианство и ислам? В их учении много общего, объединяющего, сближающего нас. Почему мы не говорим о том, что у народов России нет другой Родины, кроме неё, и все они кровно заинтересованы в укреплении её могущества? Почему же не вспоминаем многовековую историю совместной жизни этих народов - мирной, без религиозных войн, межрелигиозных конфликтов, и этим мы должны гордиться. За эти века мы многому научились друг у друга, взаимно обогатились, вместе защищали Россию от врагов. Каждый из населяющих Россию народов внёс свой вклад для её превращения в великую страну. Мы десятилетиями учились и учимся в одних и тех же школах, по одним программам и учебникам. Учимся мы все, как правило, на русском языке, находимся под сильным воздействием русской культуры. У нас есть основания говорить и о благотворном влиянии ислама на последователей христианства и иудаизма, проживавших среди мусульман. Почему же всё вышеперечисленное стало предаваться забвению? Почему мы ведем себя так, как будто каждый народ, последователи каждой религии после 1991 года заново начинают свою историю, не связанную с судьбами других народов, их историей?

Мне представляется, что наше общество до сих пор не в полной мере осознаёт значение межнациональных и межрелигиозных отношений, не стремится в полной мере развить и обогатить имеющийся опыт, сделать из него выводы. Я сознательно подчеркиваю то, что объединяет три религии, не случайно делаю акцент на культурной общности народов России. Я поступаю так потому, чтоменя, мусульманского деятеля и гражданина России, волнует судьба мусульман моей страны, стран Содружества Независимых Государств, судьба которых тесно связана с Россией. Меня также беспокоит ситуация, которая складывается в российских средствах массовой информации вокруг ислама и мусульман, когда понятие «мусульманин» становится синонимом «бандита» и «террориста», а ислам – пугалом для россиян. Я не стану рассуждать об истоках такого явления, предполагать, из-за чего оно возникло и кто в этом заинтересован. Я выступаю за свободу печати, являюсь категорическим противником любой цензуры и запретов. Но всё, что приписывается исключительно мусульманам и исламу, при объективном подходе можно найти и у других народов, принадлежащих к иным религиям. Разве мало существует христианских стран, имеющих свою Чечню? Повторяю, я - против запрета свободы слова. Я уважаю нелегкий труд журналистов, со многими из них поддерживаю дружеские отношения. Высоко ценю свободу печати и не хочу, чтобы еёъ ущемляли. Также высоко ценю труд учёных, изучающих ислам и мусульман. Но я - мусульманский деятель, и поэтому не могу не взывать к совести и гражданским чувствам тех, кто говорит по телевидению об «исламской заразе», к совести тех, кто выдумал и распространяет тезис о существовании, наряду с исламом и мусульманами, еще и «исламизма» и «исламистов». Журналисты, которые пишут о мифической угрозе появления нескольких мусульманских государств на территории России, должны хотя бы немного знать российских мусульман. К совести учёных, которые, не зная истории, культуры, исторического опыта и менталитета российских мусульман, а также сущности ислама, повсюду видят так называемый «ваххабизм», подчёркивают его опасность для российского общества.

Да, в жизни мусульманских народов, как и в жизни других, присутствует немало негативных явлений, а также лиц, совершающих противоправные действия. И о них надо открыто говорить и писать. Но писать о тех причинах, которые ведут к ним. Причины же надо искать в трудностях экономического, социального и духовного развитии мусульман, а не в их религиозной принадлежности. Ислам, как и другие религии, не может призывать к террору и насилию, убийству невинных людей, воровству и бандитизму.

Как бы ни объясняли причины образования враждебной исламу и мусульманам атмосферы, складывающейся в России, ясно одно: эта атмосфера оказывает отрицательное влияние на состояние общества, межнациональных и межрелигиозных отношений. Об этом уже несколько лет говорят социологи, занимающиеся их исследованием. Это ощущается и в настороженном отношении многих местных органов власти к мусульманам, а также к вопросам, связанным с деятельностью их общин. Подобные проблемы замечаем и мы, мусульманские деятели, имамы мечетей, руководители религиозных объединений.

Дорогие соотечественники!

Вопрос об отношении к исламу и мусульманам сегодня приобретает особую остроту, он имеет огромное значение для всего общества. Мусульмане и последователи других религий в России не живут изолированно, каждый на своей территории, своей, как в последнее время принято подчёркивать, «исконной земле». Происходит заметное каждому из нас переселение народов, изменение национального состава центральных, восточных и западных районов России. За последнее десятилетие 49 миллионов россиян поменяли место жительства, среди них немало мусульман, покинувших южные регионы. В Россию устремился большой поток мигрантов из стран Содружества Независимых Государств. По официальным данным, основной поток мигрантов – три четверти – составляют выходцы из так называемых мусульманских регионов Содружества. Также к нам приезжают мусульмане из мусульманских стран дальнего зарубежья. В России становится всё меньше и меньше областей, городов, посёлков, где жили последователи бы только одной религии, одного народа. Данное обстоятельство, в свою очередь, делает актуальной проблему отношения к исламу и мусульманам если не во всех, то в большинстве районов России.

Мигранты в основном состоят из людей трудоспособного возраста, в которых остро нуждается и всегда будет нуждаться наша страна. Для нормального развития, по словам Президента В. В. Путина, России необходимо население 500 миллионов человек. А она имеет меньше 150 миллионов населения. И постоянно растущая миграция людей в Россию с юга призвана решать проблему нехватки собственного трудоспособного населения. Приезжие не отнимают работу у местных жителей, а удовлетворяют острую потребность в рабочей силе. Всё больше мигрантов обосновывается основательно, пускает глубокие корни. Описанные выше обстоятельства неминуемо приведут к серьёзным изменениям, которые неизбежно скажутся на национальном составе трудоспособного населения. Приведу лишь один, но очень яркий пример: по данным учёных, в Ярославле и области, считавшихся всегда «исконно русским» регионом,через два-три десятилетия численность занятых в экономической сферемусульман и русских будет вполне сопоставимой.

Вот почему мы должны думать о том, как будут складываться отношения между местным населением и мигрантами. Нельзя забывать о том, что с обеих сторон в контакт зачастую вступают люди, проживавшие в однонациональной и однорелигиозной среде, не имеющие достаточного опыта межнационального общежития. Поэтому могут ли заинтересованные организации и учреждения не задумываться об этом? Думаю, что нет. Что же касается нас, мусульманских деятелей, то мы готовы внести свой посильный вклад в нормальное развитие процесса. А сейчас я считаю своим долгом обратиться к мусульманам, которые переселились из южных районов в центральные, восточные и западные области России.

Дорогие мусульмане!

Понимаю, что вы покинули родные места, изменили свой образ жизни вынужденно, из-за безработицы, невозможности материально обеспечить себя, реализовать свои способности на месте. Но если так случилось, смиритесь с этим и постарайтесь найти себе достойное применение в новых условиях.При этом, пожалуйста, не забывайте о том, что вы приехали жить и работать к людям, привычным к иному образу жизни. У них нет опыта совместного проживания, соседства с мусульманами, нет достаточных знаний о нашей религии, традициях и нравах. Часть из них находится под воздействием ложных сведений, распространяемых о нас. Поэтому будьте сдержанны во всём, терпимы ко всему непривычному для вас, с чем столкнетесь. Всевышний Аллах сказал: «О вы, которые уверовали, терпите и будьте терпимы…» (3:200). Пусть каждый из вас помнит о том, что вы представляете на новом месте нашу религию и всех мусульман. Как сказано в Коране, у последователя каждой религии есть своё направление для обращения при молитве, собственные обряды и традиции.И не следует спорить о том, какое направление предпочтительнее. В том, в чем вы расходитесь с последователями других религий, Аллах рассудит в день воскресения (2:107). Как учит Аллах, «старайтесь опередить друг друга в добрых делах, богобоязненности, но не во вражде» (2:143).

Делайте всё, для того, чтобы жить в мире с окружающими людьми. Пророк наш Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил, что среди девяти важнейших дел, которые Господь повелел ему творить, было поручение быть примером для людей. Постарайтесь проявлять лучшие черты мусульманина, среди которых установление добрососедских отношений занимает большое место. Пророк наш (да благословит его Аллах и приветствует) учил нас доверять соседям. Мусульманин, говорил он, не должен есть, если знает, что сосед голоден. Он также сказал: «Будь добр к своим соседям, и ты станешь мусульманином».

Я обращаюсь к имамам мечетей, руководителям национально-культурных автономий: уделяйте больше внимания адаптации приезжих мусульман к новым условиям. Пусть одной из ваших основных задач станет установление обоюдного доверия, дружеских, доверительных отношений между мигрантами и местным населением.

Я обращаюсь и к иерархам других религиозных направлений, руководителям федеральных и местных органов власти, всех заинтересованных учреждений и организаций. Давайте общими усилиями устраним возможные проблемы, побеспокоимся о том, чтобы между последователями разных религий, представителями разных народов установились мир и согласие. Я думаю, что в тот момент, когда наша страна постепенно обретает уверенность, такого рода действия особенно важны и нужны обществу.