Многоуважаемые мусульмане!

Тему сегодняшней проповеди я коротко озаглавил следующим образом: «О молитве». Тема эта не новая, ахорошо известная всем. Речь идёт о существенной части ислама, одной из пяти основных обязанностей мусульманина (аркан ад-дин). Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сравнивал ислам с головой, а молитву - со столбом, на котором она стоит. Таким образом, молитва – это основа, на которой стоит ислам, без неё стройное здание религии перестанет существовать. В Священном Коране – Слове Аллаха - сказано: «верующие – только те, которые простаивают молитву» (8:1,4).

Молитва – святая обязанность каждого мусульманина, действо, доказывающее его веру в Аллаха.

Молитвы в исламе подразделяются на обязательные и добровольные. Они совершаются как индивидуально, т.е. каждым верующим в отдельности, так и в мечети, вместе с другими единоверцами.

Обязательной считается пятикратная молитва, являющаяся, как уже было сказано выше, одним из пяти столпов ислама и установленная самим Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует). Пятикратная молитва, как сказано в Коране, совершается в «предписанное определенное время» (4:104). На вопрос о том, какое из дел Аллах любит больше всего, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Молитву, совершаемую в строго установленное для нее время». Сам же Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) является лучшим примером в этом деле, и я призываю вас следовать за ним. Он совершал полуденную молитву точно в полдень, послеполуденную – когда солнце ещё светило ярко, закатную – когда солнце уже садилось, вечернюю же Пророк начинал в разное время, ибо когда он видел, что люди уже собрались, то начинал пораньше, а когда понимал, что они медлят, то задерживал ее. Утреннюю же молитву он совершал в предрассветном сумраке. Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) принадлежит следующий хадис о великой очищающей силе пятикратной молитвы. Он спросил у своих последователей: «Скажите, если бы у дверей дома кого-нибудь из вас протекала река и он бы купался в ней по пять раз ежедневно, могла бы после этого остаться на нем грязь?» Ему ответили: «Нет». Тогда Пророк сказал: «Это подобно пяти молитвам, с помощью которых Аллах стирает ваши прегрешения».

Уважаемые мусульмане!

Я сегодня не буду рассматривать вопрос о порядке и правилах совершения пятикратной молитвы, а также о молитвах, которые следует читать. Речь пойдёт о добровольных молитвах. В сегодняшней проповеди я буду говорить, в основном, о сути молитвы, попытаюсь сосредоточить ваше внимание на смысле её совершения для каждого из нас. Существует ещё немало мусульман, которые механически, заученно читают молитву. Они совершают её, даже не вникая в смысл произносимых ими слов, не представляя её значения для себя. Разумеется, при таком подходе они не испытывают того, что может дать им молитва. Что же представляет собой молитва в исламе, какие блага она может дать мусульманину? Если искать образ, который в полной мере мог бы выразить значение молитвы для мусульманина, то я бы привел в качестве примера дерево и воду. Дерево, как известно, без воды начинает чахнуть, а потом умирает, перестает существовать. Точно так же существуем и мы: без молитвы мусульманин перестаёт быть мусульманином, потому что молитва – это общение с Аллахом, беседа наедине со своим Творцом. Молитва связывает, соединяет верующего со Всевышним. А можно ли найти что-то более важное, значимое для мусульманина, чем общение с Милосердным и Милостивым к своему созданию – человеку – Аллахом?

Таким образом, молитва – не только священная обязанность мусульманина, но и проявление великой милости Аллаха к мусульманам, свидетельство любви Творца к Своему созданию – человеку. Аллах дал человеку право регулярно общаться с Собой, обращаться к Нему за помощью через молитву. Мусульманину дана возможность изливать перед Аллахом свою душу, делиться с ним самыми сокровенными мыслями и чувствами, возможность «стоять перед Ним благоговейно» (2:239). При этом он может быть твердо убеждён в том, что его молитва, обращение к Аллаху будут услышаны, ведь Аллах «сведущ» (22:6), «слышащий, видящий» (22:60), «знает про все то, что в груди» (39:10) и «ближе к человеку, чем шейная артерия» (50:15). Именно об этом, уважаемые мусульмане, свидетельствуют айяты Корана. Вдумайтесь в слова, сказанные вашим Творцом: ''И сказал ваш Господь: «Зовите Меня, Я отвечу вам» (40:62); «Вспомните же Меня, Я вспомню вас» (2:147); «О человек! Ты стремишься к своему Господу устремлением и встретишь Его» (84:6); «Поистине, Господь мой, – Он слышит воззвание» (14:41).

Существует и ещё одно обстоятельство, о котором мы, мусульмане, постоянно должны помнить. Аллах ничего не просит у нас для Себя. И если мы в своих молитвах благодарим Его, то это нужно нам, а не Ему. Не Аллах нуждается в наших молитвах, в них нуждаемся мы сами. На этом я хотел бы остановиться несколько подробнее.

Молитва была и остается для нас самым важным средством, путём общения с Богом, Слышащим и Знающим. Только благодаря молитве мы никогда не отдаляемся от Аллаха, всегда остаемся с Ним, чувствуем Его присутствие, Его поддержку, получаем Его милость ипрощение, своевременную и постоянную помощь в наших делах и нуждах. Общение с Аллахом приносит мир и покой нашей душе, удаляет от нас беспокойства и озабоченность, которых предостаточно в нашей жизни. Молитва даёт нам уверенность, что мы не одни в этом мире со всеми нашими жизненными проблемами, что Аллах о нас беспокоится, что мы не забыты и не одиноки. Благодаря молитве, мы постоянно находимся в состоянии общения, близости с Творцом. Давайте же, дорогие единоверцы, будем постоянно общаться с Аллахом посредством молитвы, наслаждаться общением с Ним, чувствовать Его благодать!

Как же нам, мусульманам, читать молитву, чтобы она была услышана Аллахом, достигла своей цели? Некоторые люди считают, что молитва – дело очень простое, которое не требует от человека никаких усилий. Но если мы хотим, чтобы наша молитва дошла до Аллаха, чтобы она была принята Им, то непременно должны учиться совершению молитвы. Вот несколько требований, которые необходимо соблюдать, приступая к чтению молитвы.

Прежде всего, необходима искренняя вера в Аллаха, Его способность решать все без исключения человеческие проблемы. Поэтому нам следует чётко осознавать, перед Кем мы молимся, к Кому обращаемся. Молитва требует определенного настроя, душевного состояния. Мусульманин должен чувствовать себя так, как будто перед ним незримо стоит Всевышний Аллах, Который видит и слышит его. Молитва должна идти от сердца, от искреннего желания и стремления быть услышанным. Вот почему нельзя совершать её на ходу, в спешке, не сосредоточившись, без осознания исключительной важности данного момента.

Но при этом молитва должна быть краткой, простой и немногословной. В данном случае нам, мусульманам, необходимо брать пример с нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Из достоверных хадисов нам известно, что именно таким образом он читал молитвы - краткие, но в то же время завершённые и законченные, точные по смыслу и содержанию. Мы можем убедиться в этом, прочитав сборник его молитв, выпущенных нашим Духовным управлением.

Изучение текстов молитв Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) показывает, что он меньше всего заботился о красоте слога, не употреблял возвышенных, красивых слов, не занимался подбором специальных выражений. И это совсем не удивительно. Ведь мусульмане обращаются не к начальнику, перед которым они трепещет, боятся сказать не то слово. Мы обращаемся к Создателю, знающему о нас всё, посылающему нам хранителей. Мы знаем, что Он «прощающ по отношению к тем, кто покаялся, уверовал и творил доброе, а потом пошел по прямому пути» (20:84), «обладатель милости к верующим!» (3:145). В Коране Всевышний Аллах говорит: «Так, обязанность для Нас является спасать верующих» (10:103). Поэтому важно, чтобы слова молитвы произносились от всего сердца, свидетельствуя о безграничном доверии Аллаху, вере в Его милосердие, в то, что Он нас слышит. Повторяю - пусть слова молитвы будут простыми, не заученными, не услышанными от кого-то, а идущими из сердца.

Следовательно, на молитву надо соответствующим образом настроиться, сосредоточиться на ней, подготовиться к общению с Аллахом, отказаться от посторонних, отвлекающих мыслей. Надо вспоминать Его благодеяния и милость к вам, вашим родным и близким, и это поможет вам читать молитву с тёплыми чувствами. Заранее определите суть, значение молитвы, которую вам предстоит прочитать. Например, вечерняя читается, когда день прожит. Молясь, вы должны поблагодарить Аллаха за всё хорошее, что произошло с вами хорошего, попросить у Него прощения и покаяться за то плохое, что вами совершено, твёрдо пообещать Творцу впредь этого не повторять, молить Его, чтобы Он охранял ваш сон и покой. Вот об этом и надо молиться во время вечерней молитвы. Просыпаясь же утром, поблагодарите Аллаха за спокойно прошедшую ночь и молите Его ниспослать вам успех в ваших дневных делах.

В Священном Коране – Слове Аллаха - содержатся и другие правила, которых должны придерживаться молящиеся. Вот они: «И вспоминай твоего Господа в душе с покорностью и страхом, говоря слова по утрам и вечерам не громко, и не будь небрежным!» (7:203); «Не произноси громко своей молитвы, но не шепчи ее, а иди по пути между этим» (17:110).

Важно также, чтобы ничто не отвлекало вас от чтения молитвы, не мешало сосредоточиться на ней. Пророк наш (да благословит его Аллах и приветствует) однажды молился, и его взгляд случайно упал на цветные узоры собственной одежды. Закончив молитву, он велел убрать эту одежду, ибо она отвлекала его от молитвы,и принести другую. Следовательно, прежде чем приступить к молитве, надо позаботиться о том, чтобы ничто не мешало вашему общению с Всевышним Аллахом, а затем с трепетом и любовью к Нему сказать задуманное в спокойной обстановке.

Теперь поговорим о важной части молитвы - о том, что мы можем просить у Аллаха. Обращаясь к Нему, мы зачастую чего-то просим. Чаще всего, разумеется, отпущения наших грехов, прощения совершённых нами проступков, несовместимых с Его учением, установленными исламом нравственными нормами. Мы обращаемся к Нему, зная, что Сам Аллах говорил: «Возвестить рабам Моим: что Я – Я Прощающий, Милосердный...» (15:49).

Да, Аллах Милосердный и Прощающий. В Коране неоднократно подчёркивается эта мысль: «...кто обратится после своей несправедливости и исправит, то Аллах обратится к нему» (95:43); «И если кто сделает зло или обидит свою душу, а потом попросит у Аллаха прощения, он найдет Аллаха прощающим, милосердным» (4:110).

Но это не значит, что Его можно просить обо всём – в том числе, о вещах ненужных и, тем более, греховных. Бог знает о нуждах Своих мусульман. Молитвы будут услышаны Аллахом лишь в том случае, если мы достойны того, что просим, и молим о том, что достойно Аллаха и разрешено Им.

Уважаемые мусульмане!

Меня часто спрашивают: можно ли просить Аллаха об успехе в наших земных делах, здоровья и счастливой жизни, процветания дела, которым мы занимаемся, хороших результатов в учебе, труде? Не только можно, но и нужно! Ислам – религия, которая уделяет много внимания земной жизни, требует не забывать о земных радостях, не пренебрегать ими. Успех в земных делах нам нужен для удовлетворения наших потребностей, для того, чтобы иметь возможность спокойно предаваться своей религии, быть хорошими мусульманами. Аллах велит нам быть достойными наместниками Его на земле и потому мы должны просить Его оказывать нам поддержку в этом.

Дорогие единоверцы!

Моя проповедь о молитве подходит к концу. В заключение напомню вам ещё раз некоторые положения нашей религии. Сам Всевышний Аллах наблюдает за тем, молятся ли Его мусульмане. Вот что по этому поводу говорил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Ангелы, находящиеся среди вас ночью, сменяют тех, кто находится среди вас днем, и они встречаются друг с другом во время утренней и полуденной молитвы, после чего те, кто провел среди вас ночь, возносятся к небесам, и Господь их, знающий о молящихся лучше ангелов, спрашивает их: «В каком положении оставили вы рабов Моих?» – а они отвечают: «Мы покинули их, когда они молились, и когда мы пришли к ним, они тоже молились».

Аллах на страницах Корана осуждает тех, кто нерадиво относится к исполнению молитвы: «Горе тем молящимся, которые во время своей молитвы нерадивы» (107:4–5). О значении молитвы в жизни мусульманина Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «В Судный день с раба Божьего потребуют прежде всего отчета о том, всегда ли он соблюдал молитву. Если он был благочестивым в молитве, то будут признаны праведными все другие дела его, а если пренебрегал молитвой, то будут признаны порочными все другие дела его».

Дорогие мусульмане!

Давайте же молиться, сосредоточив наш ум и сердце ради Аллаха, сознательно и убеждённо. Молиться, выражая веру, что мы сами и всё, что мы делаем и собираемся делать, зависит от Бога. И давайте помнить о том, что общение с Богом не заканчивается с завершением молитвы. Об Аллахе надо думать постоянно, помнить о том, что Он всегда с нами, Он - везде. От этого вам будет спокойнее, вы будете чувствовать себя увереннее. Молитва в сочетании с такой убеждённостью будет постоянно придавать нам силы, помогать во всех жизненных случаях.

Закончу свою речь словами из Священного Корана: «Поможет Аллах... тем, кто поддерживает молитву...» (22:41–42).

«Ислам минбере», 1999 г. № 8