Мы глубоко скорбим по жертвам взрывов в Москве, Буйнакске и Волгодонске, молили и молим Аллаха принять в рай души невинно убиенных, ниспослать их родным и близким силу пережить обрушившееся на них страшное горе. В заявлении, переданном средствам массовой информации сразу после взрывов, ДУМЕР выразило своё принципиальное неприятие любых форм терроризма, резкое осуждение варварских актов, унёсших сотни человеческих жизней. О том же говорилось в многочисленных интервью руководителей Духовного управления, прозвучавших с экранов телевидения и по радио, появившихся на страницах прессы. Наша позиция остаётся неизменной.

Нас, как и всех мусульман, волнует следующее обстоятельство. Некоторые средства массовой информации рассматривают дей­ствия террористов в тесной связи с их принадлежностью к исламу, преподносят их как нечто, характер­ное для мусульманских народов, особенно чеченцев. Так думаем не только мы, мусульмане. В заявлении Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций от 16 сентября 1999 года говорится о том, что в дни, последовавшие за взрывами, "эмоциональное напряжение, существующее в обществе, стало выплёскиваться в ряде средств массовой информации в совершенно недопустимых формах". Документ констатирует, что "возмущение действиями организаторов террористических актов, участников бандформирований на Северном Кавказе нередко трансформируется в призывы куничтожению целых народов". К этому можно добавить, что бандитов зачастую обобщенно называют «исламистами», т.е. последователями ислама, и "ваххабитами". У читателей и слушателей невольно складывается впечатление, что ислам не только допускает террор и насилие, но и призывает к ним, требует от своих последователей безоговорочно игнорировать современность и жить по нормам времён возникновения ислама. Все это оскорбляет религиозные и гражданские чувства мусульман, так как не имеет ничего общего с исламом. Действия террористов и образ жизни, установленный "ваххабитами" в "исламских республиках" не только не вытекают из ислама и шариата, но и глубоко противоречат им.

Ислам – религия, само название которой говорит о её миролюбивом характере. "Ислам" является производным от арабского "салям", что означает "мир". Сам Всевышний Аллах предписал мусульманам при встрече приветствовать друг друга словами: "салям-алейкум – алейкум-салям" – "мир вам – мир вам также", т. е. желать мирной жизни, жизни в ладу со своей совестью, душевного спокойствия.

Ислам очень высоко оценивает человеческую жизнь. Как учит Аллах, кто убил невинного, "тот как будто бы убил всех людей" (35-й стих 5-й главы Корана). "А кто делает это по вражде и несправедливости, – говорит наш Создатель, – того Мы сожжем в огне" (4:34). Ислам требует от мусульман быть терпеливыми и терпимыми при любых жизненных коллизиях и неприятностях. При обсуждении и решении любых проблем мусульмане обязаны избегать крайностей, так как, по определёнию нашего Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), "ислам – религия середины".

По шариату – мусульманскому праву – вероучение и культ ислама вечны и неизменны, а морально-этические и правовые нормы подвержены влиянию времени. Они не являются раз и навсегда данными правилами жизни, и мусульмане не только могут, но и должны жить в соответствии с нормами и ценностями современной им эпохи. Общеизвестны гибкость и открытость шариата, его готовность сосуществовать с иными традициями, способность развиваться всоответствии с новыми условиями.

В исламе исключительно развиты идеи социальной справедливости, равенства людей (независимо от их положения в обществе), направленные против тех, кто угнетает народ. Во все века он служил знаменем различных движений и сил, выступающих против имущих слоев населения и за достижение равенства, решение социальных и экономических проблем. Все это в полной мере относится и к движению, возникшему вXVIIIв. в Центральной Аравии и связанному с именем Мухаммада ибн Абдель Ваххаба. Данное движение ставило своей целью возврат погрязших в язычестве арабов к исламу с его строгим единобожием. Отходом от единобожия Абдель Ваххаб и его последователи объясняли характерные для Аравии того периода падение общественной морали, материальное благополучие одних и нищету других, политическую раздробленность и зависимость от внешних сил. Выход из сложившейся ситуации они видели в возвращении арабов к религиозной жизни, очищенной от языческих наслоений,а также в том, чтобы вернуть ислам в состояние, свойственное ему в первые три века его существования. Необходимо подчеркнуть, что при этом Абдель Ваххаб, по его собственному признанию, действовал строго в рамках требований ортодоксального (суннитского) ислама и не привносил в религию ничего нового. Последователи Абдель Ваххаба называли себя не "ваххабитами", а "единобожниками" или "мусульманами». Понятия же "ваххабизм", "ваххабиты" стали применять противники данного движения или неарабы. В одном из своих посланий Абдель Ваххаб писал: "Сообщаю тебе, что я, слава Аллаху, лишь последователь, а не творец чего-то нового. Моя вера и религия, данная Аллахом, – это вероучение, которым сунниты (люди Сунны и согласия общины – "ахль ас-сунн вальджамаа") будут руководствоваться вплоть до Судного дня. Его придерживаются мусульманские имамы, такие, как четыре имама, а также их последователи". Четыре имама – это основатели четырех богословско-правовых школ в исламе, к одной из которых – школе Абу Ханифа – относится большинство мусульман России, ак другой – школе аш-Шафии – мусульмане Северного Кавказа. Следовательно, "ваххабизму", как одной из линий, присущи те же ценности, что и традиционному исламу. А террор и насилие, навязывание норм жизни, не соответствующих требованиям действительности, миропониманию современных мусульман, присущие вожакам т.н. "ваххабизма", не имеют ничего общего ни с ваххабизмом, ни с исламом. Но перечисленные выше обстоятельства не освобождают нас от необходимости выявления причин того, что т.н. "ваххабизм" в отдельных районах принимает радикальные, экстремистские формы, а его сторонники оказываются связанными с бандитизмом и терроризмом. В первую очередь это должны сделать мусульманские организации.

"Ваххабиты", как известно, появились задолго до событий в Чечне и Дагестане, и не на Северном Кавказе, а в Средней Азии. Первопричину возникновения данного явления, видимо, надо искать в социальных неурядицах, нищете и бесправии масс при всесилии чиновников, отсутствии возможности быть услышанными в органах власти, найти себе применение вобществе, ломке традиционных устоев. И, по нашему мнению, наряду с отъявленными бандитами, среди "ваххабитов" немало людей, искренне убежденных в том, что возврат к первоначальному исламу, исламской форме правления поможет решить их жизненные проблемы, предотвратить чётко наметившийся кризис традиционных ценностей, спасёт молодёжь от тлетворного влияния западных стандартов.

Акцент на возврате к фундаментальным ценностям характерен для всех религий. Однако очень важно не допустить распространения фундаментализма в виде радикальных, экстремистских проявлений.

Духовное управление мусульман Европейской части России считает, что проблема "ваххабизма" и "ваххабитов" имеет отношение не только к Северному Кавказу, и намерено сделать серьезные выводы из этого в процессе своей деятельности. Как показали события в Дагестане, абсолютное большинство мусульман не поддерживает "ваххабитов" и не приемлет их путь решения назревших проблем. Но, по нашему мнению, если не принять своевременных мер, "ваххабизм" в радикальной форме может распространиться и в других районах. Уже имеются отдельные факты активности его последователей в Центральной и других частях России. По мнению ДУМЕР, эти меры должны быть выработаны и реализованы на практике общими усилиями Духовных управлений мусульман и всех заинтересованных организаций и учреждений. ДУМЕР готово со своей стороны предпринять все необходимые шаги для того, чтобы религиозный радикализм и экстремизм не распространились в Европейской части России, представить свои предложения всем заинтересованным организациям и учреждениям,

В заключение вновь повторим: террористические действия кучки людей, использующих в своих грязных целях религиозную фразеологию, не должны стать причиной разгула антиисламской истерии, направленной против чеченцев в частности и народов Кавказа в общем. ДУМЕР обращается к органам власти, средствам массовой информации с призывом воздерживаться от распространения сведений, способных привести к разжиганию межнациональной и межрелигиозной вражды, вызвать недоверие к последователям крупнейшей в России религии (после православия), насчитывающей более 20 миллионов последователей.