- Возможен ли современный мир без России?

- Конечно же, мир без России - это совсем не тот мир, который объективно сложился за последнюю тысячу лет. А в течение последних трёхсот лет Россия продолжает играть значительную и во многом определяющую роль на мирной политической арене.

Российская культура является общепризнанной. Невозможно представить себе общемировую культуру без Александра Пушкина, Льва Толстого, как и мировую науку - без Ломоносова и Менделеева; только перечисление имен займет не одну страницу.

Но существует ещё и роль России как субъекта геополитики и цивилизационного развития человечества. Россия - страна, где на широких евразийских просторах черты Европы и Азии соединились в некое новое качество. Это - не механическое слияние и не эклектическое заимствование чужого: народам нашей страны изначально присущи такие свойства, которые можно наблюдать по отдельности у западных и у восточных народов. Более того, эти свойства были творчески развиты народами нашей страны и в результате соединились, не растворяясь, в единой российской цивилизации.

Поэтому не совсем верно утверждение, что Россия - это мост между Европой и Азией, ибо функции моста слишком просты. Россия же - особый континент, на котором происходит синтез цивилизаций без утраты самобытности компонентов, входящих в единое целое. Это, если хотите, "гора самоцветов", как удачно назвали мультсериал по мотивам фольклора и мифов народов, населяющих нашу страну. Или, говоря по научному, "единство в многообразии".

Каждый коренной народ нашей страны имеет возможность сочетать свою самобытность с единой политической и геополитической субъектностью государства, с единым суверенитетом. В этом и скрыт смысл российской государственности в её внутреннем разрезе.

Такой творческий сплав культур в единой цивилизации уникален; ни империи прошлого, ни нынешний Евросоюз не имеют ничего подобного. Страны Европы объединены прагматическими договорными отношениями, но они полностью обособлены друг от друга как субъекты цивилизации, политики и геополитики. Поэтому российская государственность, выстраданная многими поколениями наших предков, имеет общемировую ценность как модель цивилизации, которую европейцы ещё не сформулировали даже теоретически.

К сожалению, не всё у нас получалось и получается на практике, в нашей истории было пролито много безвинной крови, и сегодня существует немало тормозящих факторов, уклонов в крайности, однако цивилизационный фундамент у нас правильный, системообразующий и наиболее перспективный для будущего развития всего человечества.

- Чем обусловлено территориальное, культурное и историческое единство России?

- Это единство обусловлено, прежде всего, взаимным тяготением народов. Наш великий учёный Лев Гумилев назвал это "комплиментарным союзом". Для того, чтобы контролировать огромное и необжитое пространство, одного народа мало - нужен союз народов, причём не только взаимовыгодный, но и взаимоуважительный. А для этого входящие в него народы, в первую очередь - наиболее многочисленные, должны относиться к другим, даже самым малочисленным, с уважением, как к равным. И сегодня задача обеспечения суверенитета как залога соблюдения национальных интересов - не только сохранение, но и упрочение комплиментарного союза, она требует не пресловутой западной "терпимости", а подлинной дружбы народов, постоянно подчёркиваемой и стимулируемой на государственном уровне.

Безусловно, позитивным фактором нашей текущей внутренней политики является то, что Президент России В.В. Путин ввёл практику проведения многих важных мероприятий, включая международные, не только в столице, но и в разных регионах России. Его визиты в Татарстан, Дагестан, Чеченскую республику являются символическими актами, подчёркивающими как комплиментарность союза народов России, так и единство в многообразии.

Концепция "русской нации" является искусственным, надуманным образованием, не имеющим опоры в реальности и в реальной истории. Термин "Русская земля" принадлежит далекой истории. После разрушения Киева в 12 веке другими русскими князьями во главе с Андреем Боголюбским, единая русская государственность, имевшая конфедеративный характер, де-факто прекратилась. Последние остатки этнически "русской государственности" на севере Руси были уничтожены царем Иваном Грозным во время его похода на Великий Новгород.

В составе Золотой Орды народы перемешались на этническом уровне, говорить о "чистоте крови" какого-то одного народа стало, мягко говоря, затруднительно, различия стали проводить по языковым и религиозным признакам: продолжительное время "русскими" называли последователей византийской ветви православия, независимо от цвета кожи и разреза глаз, а "татарами" - всех мусульман, даже кавказских. Для обозначения государствообразующей нации с 15 века вошёл в оборот другой, казалось бы синонимический термин - "российский", который и стал основой названия нашей страны в 18 веке - "Российская империя".

В советский период термин "русский" перестал означать религиозную принадлежность. Сегодня "русским" в обиходе называют обобщённый славянский этнический тип, который весьма отдалённо напоминает признаки русского этноса 10 - 12 веков (светловолосые и голубоглазые). Народы генетически перемешались, а русский язык является для них единым языком общения. Однако введение в словоупотребление двух изначальных синонимов "русский" и "российский" (на других языках они обозначаются одним словом) сыграло с нами злую шутку; эти синонимы для нас разделились, мы стали противопоставлять их друг другу.

Во Франции "француз" - это не конкретный этнический тип, измеряемый по черепу, крови, принадлежности к религии и т.п., а гражданин Франции. Аналогичным образом определяются "американец", "англичанин"... И только у нас "россиянин" - это гражданин России. А "русский", как считают некоторые экстремисты, это - член некоей привилегированной касты, который должен иметь больше прав, чем другие, только по наличию в нём якобы более "чистой" славянско-арийской крови. Это - гибельный путь, приводивший к полному краху многих империй: наиболее яркий и масштабный пример подобного рода из прошлого века - Германия под началом Гитлера.

Существует великий русский народ, исторически сплотивший союз самобытных и равноправных народов и видящий свою миссию в превращении этого союза в один из важнейших центров общемировой цивилизации. И этот народ ни в коем случае не должен обособлять себя от других - своих братьев, которые хотят строить совместное безопасное и счастливое будущее. От термина "русская нация" лучше либо совсем отказаться, либо подразумевать под ним всех россиян. В основу общероссийской идентичности должна быть положена гражданская идентичность.

- Свидетельствует ли социально-экономическая катастрофа 90-х годов о несостоятельности российской государственности?

Конечно же, нет! Имели место несостоятельность правящего режима, крах его идеологии. То же самое происходило в 1917 году. Большевики сумели исправить пороки национальной политики царского режима, следовавшего византийским утопиям, но сами последовали за другими утопиями, приведшими к такому же результату. Сегодняшняя Российская Федерация больше и крепче, чем РСФСР, оставшаяся в 1917 году после краха монархии. И нам не нужна, как в 1918 году, гражданская война для объединения утраченных земель в единую империю. Нам необходимо как можно скорее создать справедливое общество и социально ответственное государство, и тогда тяготеющие к нам народы, оставшиеся за бортом российской цивилизации по воле безответственных политиков, снова будут с нами.

- В чем заключается смысл патриотического чувства?

Мы должны быть проповедниками уникальной российской цивилизации во всем мире. Нам есть чем гордиться. Патриотическое чувство великий русский поэт определял как "Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам". Для нас, мусульман, любовь к своей земной Родине является ещё и священным долгом. Для нас Родина - это место, где живут наши родственники, все россияне, члены единой большой семьи. И поэтому в отношениях с другими нациями мы всегда чувствуем приоритет российских интересов - интересов нашей великой семьи.

- Что лично вам дала принадлежность к русской культуре?

- Я вижу Россию как многонациональную и многоконфессиональную державу, где мирно живут в добрососедстве и взаимном уважении представители разных религий и культур. Ведь Аллах, да будет слава Ему, говорит в Коране: "Мы создали вас разными племенами и народами, чтобы вы познавали друг друга". Мне, представителю татарского народа, познание русской культуры дало многое, расширило мои знания, подарило ощущение принадлежности к единому Отечеству для русских, татар, башкир, чувашей, калмыков и других.

- Можно ли выразить духовный облик России через какой-либо зримый символ?

- На сегодня официальный герб России вполне удачно выражает её духовный облик. Будучи возрождённым в начале 90-х годов, он, согласно его виду и описанию, не несёт сегодня моноконфессиональной нагрузки, каковая была у него до 1917 года. Впрочем, двуглавый орел, известный ещё в древнем Египте при Птолемеях и заимствованный оттуда Восточно-Римской империей, из которой он и попал в Московию, имел вполне общечеловеческую символику - только с течением времени в России ему стали придавать черты одной религии.

Сам по себе двуглавый орел - символ единства в многообразии, о чем я уже говорил, и это - подходящий символ. Условный всадник, побеждающий дракона - также удачный символ героя, спасающего нашу страну от врагов.

Возможно, в недалеком будущем появятся предложения по насыщению государственной символики какими-то новыми идеями, но сегодня существующие символы вполне отображают реалии.

-С чем Вы связываете будущее российской культуры?

- Понятие российской культуры должно расширить свои границы, Например, творческое наследие таких великих татарских поэтов, как Габдулла Тукай и Муса Джалиль, во всех учебниках России должно стать неотъемлемой компонентой российской культуры. Нужна многовекторность и в освещении истории нашей страны, в культуре.

Российская государственность имеет все возможности для того, чтобы у неё было великое будущее. И связано это с выбором стратегического пути развития. Если последнее пойдёт по пути национализма, то в будущем нас ждут кровь, страдания и политический крах.

Если развитие пойдёт по пути упрочения комплиментарного союза народов России, то наша страна не только сама достигнет больших высот, но ещё и покажет пример другим. Давайте крепить межнациональное братство и межконфессиональное добрососедство в нашей стране!