Равиль-хазрат, что значит - быть мусульманином в России?

- Прежде всего, следует напомнить, что ислам на территории современной России имеет более чем 1400-летнюю историю. В Поволжье ислам был принят населением как официальная религия почти на столетие раньшее, чем состоялось крещение Руси.

Сегодня мы, российские мусульмане, живём в светском государстве, Конституция Российской Федерации гарантирует нам свободу вероисповедания, частной жизни и общественной деятельности в соответствии с исламскими убеждениями.

В современной России мусульмане имеют все возможности, даже большие, чем во многих мусульманских странах, жить в соответствии с канонами ислама. Мы - россияне, но одновременно являемся и частью мирового мусульманского сообщества. В этой связи мы с удовлетворением восприняли слова Президента России Владимира Путина, сказанные в прошлом году на открытии сессии нового парламента Чеченской Республики - о том, что Россия была и будет надежной защитницей ислама. Российское государство понимает, что мусульмане, оставаясь патриотами своей Родины, должны в полной мере ощущать себя частью мировой исламской уммы.

Российские мусульмане являются неотъемлемой частью нашего общества, более чем двадцатимиллионной умме россиян близки все современные проблемы нашей страны и всего мира. Одновременно мы считаем себя включёнными в мировую умму, осознаём себя её частью, и нам близки все наши братья по вере во всём мире.

Не могли бы вы рассказать о том, как проявляется политика местных властей в поощрении ислама в российских регионах, и как мусульмане взаимодействуют с представителями других религий?

- За многие столетия на наших территориях никогда не было религиозных войн - народы России, исповедующие различные религии, жили без межконфессиональных битв.

На протяжении всей российской истории мусульмане жили мирно рядом с православными христианами, для их религиозного менталитета было характерно отсутствие религиозного радикализма – даже при отсутствия нормальных условий для исповедания веры и настойчивых попытках государства «христианизировать» татар и башкир.

За последние годы наш опыт добрососедского сосуществования с представителями других религий, опыт мирного межрелигиозного диалога стал примером и образцом для многих стран, в частности - для объединённой Европы.

Очень часто мне приходится слышать от наших мусульманских гостей, приезжающих в Россию с визитами, о том, какое благоприятное впечатление производит на них ситуация в Российской Федерации, например - в регионах Поволжья. Впрочем, отмечая положительную тональность государственно-исламских отношений, а также позитивный пример взаимодействия между мусульманами и другими гражданами России, приходится констатировать, что современную жизнь нельзя назвать полностью бесконфликтной. Тем не менее, мы стараемся, чтобы в отношениях между людьми разных верований, разных национальных культур, главной определяющей стала внутренняя культура, умение понимать и допускать, что кто-то иначе выглядит и иначе мыслит.

Что же касается работы местных властей, то мне хотелось бы выделить роль руководства Республики Татарстан в вопросе развития ислама на местах и налаживания взаимодействия между представителями разных религий.

Мне кажется, что, пользуясь многовековым опытом мирного сосуществования татар и русских, взаимопроникновения их культур по многим направлениям, включая семейно-бытовые, Татарстан стал фактическим центром мусульмано-православного диалога на всех уровнях: религиозных центров и общин, научном и богословском, непосредственно между прихожанами соседних церквей и мечетей, студентами духовных учебных заведений. Во все исторические периоды народы Татарстана своим образом жизни, позитивной конструктивной деятельностью служили укреплению государственно-исламских и межконфессиональных отношений. И в этом большая заслуга принадлежит мудрости и прозорливости многонационального народа Республики Татарстан и его руководства.

По представлению Совета муфтиев России президент Татарстана Минтимер Шаймиев удостоен Международной премии имени короля Фейсала.

Совет муфтиев России обратился в комитет по присуждению этой высокой премии в Фонд короля Фейсала в Эр-Рияде весной 2006 года с просьбой представить к награде в номинации "Служение исламу" президента Татарстана. Мы подчеркнули в своем представлении его активную деятельность, "направленную на поддержку ислама, что выражается в постройке мечетей, открытии исламских учебных заведений, основании религиозных организаций, с целью подготовки умеренных мусульманских кадров для последующего исполнения религиозных обязанностей в многонациональном и многоконфессиональном обществе"

И с формулировкой "за многолетнюю деятельность на благо Ислама" в Эр-Рияде губернатор саудовской провинции Асир, председатель Фонда короля Фейсала принц Халед аль-Фейсал, издал указ о награждении Минтимера Шаймиева.

Принц Халед отметил, что президент Татарстана многое сделал для возрождения мусульманской культуры в своей республике и обучения жителей Татарстана принципам и канонам ислама. В этой республике, добавил председатель Фонда, за последние годы построено более тысячи мечетей, в том числесорок - в Казани. Когда Шаймиев находился у власти, в Татарстане появились издания Корана, исламская литература, медресе и исламские общества, был основан Российский исламский университет.

Участвуют в развитии исламской жизни также власти других регионов, особенно тех, где значительная часть коренного населения исповедует ислам. К сожалению, в последнее время ситуация осложняется тем, что в Россию приезжает много мигрантов, исповедующих ислам.

В отличие от ХIХ века, когда ислам в России был представлен суннитами ханафитского толка в центральной части и шафиитского толка - на Кавказе, сегодня в нашей стране проживают последователи различных школ, в частности - более двух миллионов шиитов. Все приезжие становятся часть российской уммы, поэтому перед местными властями и духовными мусульманскими лидерами России стоит сложная задача: консолидировать усилия всех школ, мазхабов для пропаганды идей истинного ислама. Кроме того, возникает вопрос о налаживании взаимоотношений между мигрантами и коренным населением – вне зависимости от их национальности и вероисповедания. Мы считаем, что в отношениях с приезжими следует использовать многовековой опыт сосуществования. При этом важно донести до россиян, что прибывающая рабочая сила – вынужденная для России экономическая необходимость. Важно просвещать и воспитывать людей, прививать им культуру межнационального и межконфессионального общения, как для приезжающих, так и для коренных жителей.

Как решается проблема исламского образования в России? Хватает ли мечетей и служителей в них?

Своей главной задачей мы считаем повсеместное воспитание в подрастающем поколении знания и уважения не только к своей культуре и религии, но и к культуре и религии тех народов, с которыми школьник живет рядом. На это должно быть нацелено содержание всех без исключения учебников, внеклассной и внешкольной воспитательной работы. В настоящее время наша школа далека от этого. Чтобы убедиться в вышеупомянутом, достаточно посмотреть, что пишется в школьных и вузовских учебниках об исламе, его учении, ценностях и распространении, какое место в них отводится истории и культуре мусульманских народов.

Важный аспект данной области - деятельность средств массовой информации. Вред, который они нанесли единству и дружбе народов своими материалами об "исламском терроризме", исламе как источнике экстремизма и радикализма, "мусульманах-фанатиках", слепо преданных своей религии и во имя нее готовых уничтожать всех, российскому обществу предстоит преодолевать в течение многих лет. Не буду анализировать причины появления такого рода материалов - их слишком много. Важно не прекращать той работы по недопущению такого рода произвола, которая была начата властями, в том числе - законодательной и научной. Необходимо уделять внимание оказанию необходимой научной и богословской помощи журналистам, пишущим на темы, связанные с исламом. Наша задача заключается в том, чтобы ислам - вторая по численности последователей религия в России - занял достойное место как в центральных, так и в местных средствах массовой информации.

Что же касается мечетей, то я приведу несколько цифр. В России ко времени распада СССР в 1991 году сохранилось менее 100 мечетей, а до революции 1917 года их было более 15 тысяч. Сегодня в России насчитывают около 6 тысяч мечетей и молельных домов. Важная для нас задача – обеспечить прихожан мечетей квалифицированными кадрами. Хвала Всевышнему Аллаху, в мечети приходит много молодёжи.

Два высших учебных заведения: исламские университеты в Москве и Казани, медресе и мактабы дают знания о нашей благословенной религии. Алимы - выпускники медресе и университетов - становятся квалифицированными наставниками новых учеников, и мы молимся и верим в то, что эта цепь не прервётся.

Изменилось ли положение российских мусульман после того, как Россия получила статус наблюдателя в Организации Исламская конференция (ОИК). Если ответ положительный, то в чём это выражается?

- Прежде чем сказать, что даёт нашей стране участие в работе ОИК, хочу отметить, какую роль может играть сама Россия в связях этой организации с немусульманскими государствами, в первую очередь - с Европой. Как известно, в России проживает наибольшее число мусульман этого континента. И, по мнению наших дипломатов, Россия может стать мостиком в диалоге Запада и Востока, христианской и мусульманской цивилизаций, во взаимодействии представителей различных религий, различных моделей и укладов общественного устройства.

Участие в деятельности ОИК укрепит политическое влияние России в мире, поскольку эта организация объединяет несколько десятков стран. Мусульманский мир - это огромный рынок для российских товаров, большая сырьевая база. Из этого мира в нашу страну уже сегодня мигрирует немалое число мусульман, еще больше их можно ожидать в будущем. Культурные контакты со странами ислама могут принести россиянам немало пользы.

О преимуществах и выгодах, которые дает нам прочная связь с ОИК, можно говорить долго. Я лишь особо коснусь аспекта, близкого мне, религиозному деятелю.

Сотрудничество с ОИК позволит нам, россиянам, лучше узнать мир ислама. Речь идёт не только об обращении к опыту наших зарубежных единоверцев, а о возвращении к собственным корням, своему богатому духовному наследию. Я думаю, что о работах великих исламских мыслителей, живших на территории России в прошлые века, будет любопытно узнать и мусульманам других стран.

Какие проекты сотрудничества с арабскими странами имеются у российских мусульман, в частности, с Саудовской Аравией?

- Отмечу, что наше взаимодействие является весьма разноплановым.

Во-первых, наши зарубежные единоверцы принимают активное участие в конференциях, организованных Советом муфтиев России. Только в прошлом году был проведен ряд значимых конференций, таких как «Россия - Исламский мир: стратегическое партнерство», «Умеренность – прямой путь в исламе», «Гуманистические ценности и мусульманская молодежь», «Пророк Мухаммад – проповедник мира и добра». Эти мероприятия вместе с другими методами народной дипломатии, используемой мусульманскими лидерами России, призваны способствовать стабилизации в российском обществе, сближению нашей страны и исламского мира.

Во-вторых, арабские страны оказывают содействие Совету муфтиев России в реализации ряда образовательных и просветительских проектов и программ, а также в книгоиздании. Благодаря содействию Королевства Саудовская Аравия мусульмане России получили издания и переводы смыслов Священного Корана, богословскую и просветительскую литературу. В конце января 2006 года состоялась презентация «Российско-саудовского проекта «Москва мусульманская». Она была приурочена к предстоящему визиту Президента РФ Владимира Путина в Саудовскую Аравию и выходу в свет арабского издания книги «Москва мусульманская» шейха Фарида Асадуллина, руководителя отдела науки Совета муфтиев России. Это издание подготовил Центр исламских исследований имени короля Фейсала в Эр-Рияде. Шеф-редактор издания – Маджид Бен Абдель Азиз Ат-Турки. В книге рассказывается о многовековой истории мусульман в Москве.

Разумеется, нельзя забывать и о контактах, которые складываются у Совета муфтиев с духовными и политическими лидерами мусульманских стран, посещающими Россию. Только осенью и в начале зимы прошлого года состоялся ряд встреч в Московской Соборной мечети с эмирами Саудовской Аравии, руководителем крупнейшей фракции Парламента Ливана Саадом Харири, руководством Всемирной Ассамблеи Исламского Призыва доктором Тасхири, принцем Саудии Навафом бин Фейсал бин Фахд бин Абдельазиз Аль Саудом и другими. Перечисленные выше встречи, как и другая деятельность Совета муфтиев России, полностью направлены на укрепление религиозных, культурных, межчеловеческих связей внутри нашей страны и с мусульманским миром.

Все приезжающие к нам гости с удовлетворением воспринимают информацию о расширении и строительстве комплекса Московской Соборной мечети как главной мечети России.

Нашу мечеть, рядом с которой находится резиденция Совета муфтиев России, Президент РФ Владимир Путин назвал главной мечетью страны. Однако обещанная со стороны властей помощь в строительстве пока не обрела конкретного выражения. Мусульмане России оказывают поддержку строительства Соборной мечети, но их ресурсов недостаточно. И, безусловно, мы можем только приветствовать участие мусульманских стран в этом проекте.