Российская газета|Господин муфтий, как вы восприняли идею проведения международного религиозного саммита в Москве и чего вы ждёте от него?

Равиль Гайнутдин | Последний крупный саммит религиозных лидеров мира проходил в 2000 году в здании Генеральной ассамблеи ООН и был посвящен вступлению человечества в третье тысячелетие. С этого времени в мире не проводилось каких-либо крупных форумов. И вот сегодня, когда мир ощущает серьёзные противоречия, когда мы наблюдаем усиление конфликтов, особенно на Ближнем и Среднем Востоке, а также в Европе, такой саммит стал необходимым. Идея его проведения возникла в межрелигиозном совете России. Религиозные деятели, собравшись вместе, должны продемонстрировать не только верующим, но и обществу, политическим лидерам стран мира необходимость заботиться о духовности, нравственном воспитании общества. Сегодня пришло время подумать о важности уважения культур, традиций, устоев всех народов, живущих на земле, чтобы в дальнейшем избежать конфликтов и противостояний между цивилизациями. Данный саммит будет проходить перед саммитом "большой восьмерки" в Санкт- Петербурге. И я думаю, что наши итоговые документы будут обращены как ко всем народам земли, так и к руководителям "большой восьмерки".

РГ |Что могут сказать друг другу представители разных вер, религий, какие проблемы они способны решить совместно?

Гайнутдин | После 11 сентября было много разговоров о том, что мир изменился. В целом он не изменился – стали другими люди, взаимоотношения между ними, их представления о будущем. Будущее пугает нашу молодёжь. А саммит должен дать ей надежду. Всевышний велел нам жить в мире со своей совестью, душой, окружающими - соседями, согражданами, людьми разных национальностей и традиций. По воле Всевышнего мы созданы представителями разных народов, говорящих на разных языках, у нас разный цвет кожи, цвет волос... И это богатство нам необходимо сохранить. Ошибаются те люди, которые заявили, что XXI век станет веком противостояния, конфликта цивилизаций. Мы веруем во Всевышнего, Он не даст нам погибнуть в противостоянии, но даст разум найти пути взаимодействия и сотрудничества. Мы должны сказать: "Нет - конфликту цивилизаций! Да - диалогу".

РГ |Равиль-хазрат, cегодня мы сталкиваемся с довольно частыми настойчивыми утверждениями негативного образа ислама и мусульманской веры. Ислам объявляют чуть ли не идеологической, духовной основой терроризма на том основании, что к духовной фразеологии прибегают современные террористы. Как же вернуть и утвердить в России и в мире образ настоящего ислама?

Гайнутдин | Многие люди пытаются защитить ислам, подчеркивая, что это - религия мира, дружбы, сотрудничества, и оказываются в роли оправдывающихся. Мне не хочется повторять эти слова как оправдание. Мы же понимаем, что ни одна из мировых религий не учит человека плохому. И в Священном Коране сказано: убийство одного безвинного человека является убийством всего человечества, а сохранение одной жизни - сохранением всего человечества. Сегодня существует противостояние между двумя мирами - исламским и иудейско-христианским, между одной великой державой и другими странами. Тем более, не нужно навязывать своё видение, образ мысли, традицию и культуру тем народам, которые испокон веков ведут свой образ жизни, у них есть определённые традиции, нравы, культура, религия. Если идти в чужой монастырь со своим уставом, можно вызвать конфликт. Именно из-за неуважения образа жизни, традиций, культуры, религии и возникает реакция сопротивления, формируются радикальные настроения и возникают радикальные движения, склонные к экстремистской деятельности. Так, карикатуры в европейских изданиях, оскорбляющие чувства полутора миллиардов мусульман мира, не могут не вызвать радикальной реакции.

Я категорически осуждаю все теракты, совершаемые на земле, протестую против любых проявлений экстремизма и терроризма, как и все нормальные люди мира. И заявляю, что ислам - такая же миролюбивая религия, как иудаизм и христианство, наши духовные и нравственные ценности совпадают. Ислам требует от своих последователей уважительного отношения к иудеям, христианам. Сам Пророк ислама Мухаммад, да будет с ним мир и милость Всевышнего, своим примером оставил завещание, как следует жить в мире с представителями других религий.

РГ |После знаменитого "карикатурного скандала" соцопросы, проведенные в России, показали высокий процент неприятия карикатур. Как вы считаете, мир и Россия сделали какой-либо вывод из карикатурного скандала?

Гайнутдин | Я думаю, что сделали. И хочу поблагодарить всех россиян, журналистов, которые с ответственностью подходили к освещению этого скандала. Мир очень хрупок. Этот скандал показал нам, как быстро можно разжечь огонь, начать войну – а остановить её очень сложно. Россия - многонациональная, многорелигиозная страна, наши граждане испокон веков умели находить общий язык, жили в мире и согласии. И неспроста комиссар по правам человека Совета Европы обратился к нам с просьбой организовать совместную международную конференцию "Диалог цивилизаций и культур", которая прошла в Казани. В России есть опыт мирного сосуществования народов и религий, и я уверен, что он будет востребован. Приезжающие к нам израильтяне и палестинцы видят, что мы не конфликтуем, а сотрудничаем, и готовы на примере России учиться так же строить мирную жизнь. Хвала Всевышнему, в истории нашей страны нет религиозных войн. Покойный муфтий и президент Чеченской Республики Ахмат Кадыров заявлял, что на территории Чеченской Республики нет религиозной войны. И святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II заявлял о том, что этот конфликт не носит религиозного характера. Никто не ущемляет права мусульман на территории Чеченской Республики. Никто не разрушает там мечети, медресе, не запрещает распространять ислам. Тогда как же может идти речь об объявлении джихада? Для этого нет религиозной основы. Как не имели и никакой основы под собой требования убийц российских дипломатов. Нужно спасать молодое поколение от заблуждений, которые ведут к трагедии.

РГ |Что могут сказать лидеры мировых религий миру неверующих? Какие проблемы они могут помочь разрешить, какие добрые дела утвердить.

Гайнутдин | Процесс глобализации разрушает границы, унифицирует культуру. Иногда он наносит вред в нравственном плане - пропагандой культа насилия, распущенности, наркомании. Когда принимаются законы, разрешающие употреблять лёгкие наркотики, политиков должна начать заботить не только материальная сторона, экономический и научно-технический прогресс, но и духовная составляющая нашей жизни. Духовность и нравственность - основа и человека, и общества.

РГ |Перечислите основные проблемы современной жизни российских мусульман.

Гайнутдин | Российские мусульмане уникальны. Я много езжу, наблюдаю, как живут наши братья в исламском мире, в Европе, Америке, и как живём мы. У нас существуют огромные отличия. Да, все мы являемся единой уммой ислама, однако все народы разные, у всех своя история и культура. Российские мусульмане, в отличие от европейских и американских, не мигранты, а коренные граждане своего государства. Они всегда вместе с русским и другими народами стояли на защите интересов своего Отечества.

В Отечественной войне 1812 года наши татарские и башкирские конные полки защищали Москву от Наполеона, они дошли до Парижа. И именно в знак благодарности за служение Отечеству император Александр I разрешил в Москве построить мечеть на месте казарм конных полков.

И во время Первой мировой, Великой Отечественной войн мусульманские народы героически сражались, защищая свою страну.

Сегодня для мусульман России первостепенная задача - хвала Всевышнему, мы сегодня восстанавливаем все потерянное, строятся новые мечети, создаются учебные заведения, восстанавливается богословское исследование. Образование, просвещение для мусульман России сегодня являются самыми важными. Мы приняли и утвердили единый стандарт для наших мусульманских учебных заведений, готовим соответствующие учебники.

В определённых кругах существует и радикальная настроенность, но мусульманское духовенство страны должно противопоставить радикальным взглядам новую идеологию - умеренность. Ислам - религия середины и умеренности. Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Не приемлет ислам крайностей".

И сегодня задача мусульманского духовенства - донести до каждого верующего следующее: ислам - это религия умеренности, середины и просвещённости.

 

Интервью провела Елена Яковлева, "РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА" 4 июля 2006 г.