1. Как Вы оцениваете состояние межконфессиональных отношений в России и Татарстане?

Россия - многоконфесиональная страна, её многочисленные коренные народы являются последователями очень большого количества религиозных направлений. В условиях всеобщего религиозного возрождения нам удалось не только сохранить, но и упрочить традиционный для нашей страны межрелигиозный мир. Слава Аллаху, добрососедские и дружеские отношения, которые установились между народами России, характерны и для общения последователей разных религий.

На первый взгляд, всё хорошо и в межконфессиональных отношениях. В недавнем прошлом представители разных религиозных организаций, как правило, встречались только на миротворческих форумах, преследовавших единственную цель: поддержать политику государства и правящей партии от имени верующих. В наши дни эти связи как будто приобрели систематический и целенаправленный, двусторонний и многосторонний характер.

Так, представители четырех традиционных для нашей страны религий – православия, ислама, иудаизма и буддизма – создали Межрелигиозный Совет России, где решают общие для всех вопросы, совместно проводят заседания, организовывают мероприятия, привлекающие всеобщее внимание. Приведу только один пример. С 3 по 5 июля в Москве по инициативе Совета пройдёт Всемирный саммит религиозных лидеров, в работе которого согласились принять участие ведущие религиозные деятели и богословы со всех континентов. Они будут обсуждать актуальные проблемы современности, в равной степени важные для верующих всего мира. В конце мая в Москве прошла экспертная встреча представителей христианства, ислама, иудаизма, буддизма, индуизма и даосизма из многих стран, которая обсудила ход подготовки к упомянутому саммиту.

Однако деятельность Межрелигиозного Совета удовлетворяет нас не во всём. В ряде регионов, например, мусульмане встречаются с большими трудностями при регистрации своих общин, строительстве молитвенных домов и мечетей. И это обстоятельство объясняется не только противодействием чиновников из местных органов власти, игнорирующих Конституцию и Федеральный закон страны, которые предоставляют равные права всем религиозным организациям и верующим. Вызывает сожаление тот факт, что они нередко делают это под влиянием иерархов православия, с которыми мы состоим в Межрелигиозном Совете. В этом Совете, представлены далеко не все крупные религиозные организации, действующие в России, а только четыре из них. В результате, из межконфессиональных отношений и межрелигиозного диалога оказываются исключены религиозные деятели и многочисленные верующие, занимающие патриотическую позицию, искренне заинтересованные в успехах и прочности нашего общества – например, католики и протестанты.

Укреплению меконфессиональных отношений не способствуют и тот факт, что отдельные государственные органы, игнорируя действующее законодательство, демонстративно отдают предпочтение только одной религии - православию. Это касается Министерства обороны РФ, многих органов Министерства образования. По моему убеждению, подобная ситуация в нашей многонациональной и поликонфесиональной стране ни к чему хорошему не приведёт.

Упомяну ещё раз о межконфессиональных отношениях. Мы стараемся поддерживать двухсторонние связи между религиозными организациями – как с членами Межрелигиозного Совета, так и с людьми, не состоящими в нём. 15 июня в Москве прошла международная конференция: «Ислам и иудаизм: перспективы диалога и сотрудничества», которую организовали Совет муфтиев России, Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России и Евро-Азиатский еврейский Конгресс. В её работе приняли участие имамы и раввины из многих городов СНГ и мира, общественные и политические деятели, представители бизнес-сообщества, учёные и журналисты. В докладах, с которыми выступили руководители трёх организаций – организаторов конференции, а также религиозные деятели и учёные, были затронуты важнейшие аспекты взаимоотношений двух религий и их последователей.

Упомяну ещё об одном знаменательном факте. В конце прошлого года Совет муфтиев России и Духовное управление мусульман Европейской части России совместно с Архиепархией Божьей матери в Москве и Библейско-богословским институтом св. апостола Андрея провели в Москве первую в истории межрелигиозных отношений в России католическо - исламскую конференцию. Конференция была посвящена 40-летию принятия наIIВатиканском Соборе Декларации, призвавшей католиков и мусульман искренне стремиться к взаимопониманию и давшей позитивную характеристику исламу, «последователи которого поклоняются единому Богу, почитают Иисуса как пророка, чтят и порой призывают Марию». По итогам конференции мы наметили основные направления развития диалога между мусульманами и католиками России.

Я не буду больше приводить примеры, свидетельствующие о диалоге между различными религиозными организациями. Скажу лишь о том, что меня волнует в состоянии межконфессиональный отношений. Отношения эти, повторю, в настоящее время кажутся неплохими. Но развиваются они между общероссийскими и региональными религиозными центрами, точнее - их руководителями. В повседневный диалог практически не вовлечены служители культа и миллионы верующих, работающих и состоящих прихожанами множества храмов всех религиозных направлений. На мой взгляд, именно такой диалог мог бы обеспечить длительное и стабильное развитие нашего многонационального и поликонфессионального государства, достижение мира и взаимопонимания между всеми верующими.

Теперь поговорим о Татарстане. Данная республика в течение ряда веков показывает пример мирной жизни последователей разных религий, в первую очередь - мусульман и православных. Общеизвестно также то, что в наши дни существуют дружеские и добрые отношения между мусульманскими и православными религиозными центрами. Мне кажется, что, пользуясь многовековым опытом мирного сосуществования татар и русских, взаимопроникновения их культур по многим направлениям, включая семейно- бытовые, Татарстан мог бы стать центром мусульмано-православного диалога, образцом для всей России. Диалог мог бы проводиться на всех уровнях: религиозных центров и общин, научных и богословских, непосредственно между прихожанами соседних церквей и мечетей, студентами духовных учебных заведений

2. Заслуживает ли внимания татарский фактор в исламе? В чём он заключается, на ваш взгляд? Какое место в мусульманском мире вы отводите Казани?

Безусловно, заслуживает внимания, причём по нескольким причинам. Не буду говорить о далеком прошлом, о выдающихся учёных с приставкой «булгари» к их имени, внесших неоценимый вклад в развитие мусульманской цивилизации, богословия и науки. Остановлюсь на другом факте. Татары первыми среди мусульманских народов мира столкнулись с переходом от средневековых к развивающимся экономическим и социальным отношениям. Почти два века назад они стали свидетелями и участниками развития промышленности и крупной торговли, столкнулись с изменениями в социальной структуре общества. Также они почувствовали на себе и возросшие требования общества к личности, уровню образования и квалификации. Актуальным стал вопрос о том, как поведут себя в новой ситуации служители ислама и богословы, станет ли ислам силой, тормозящей развитие нации, или же поможет ей двигаться вперёд? Татары-мусульмане, татарские богословы дали миру прекрасные образцы творческого, с учетом новых реалий, прочтения Священного Корана. Они стали создателями и участниками религиозного реформаторства, вытекающего из учения ислама и одновременно соответствующего духу времени, предоставившего верующим возможность, оставаясь в рамках ислама, успешно находить своё место в меняющейся действительности.

Именно упомянутое выше реформаторство, суть и методы которого не только не потеряли своей значимости в наши дни, а, наоборот, приобрели исключительную актуальность, я считаю «татарским фактором» в исламе. Сегодня татары по своему уровню интеллектуального развития, вовлечённости в решение самых современных задач человеческого развития заметно опережают другие мусульманские народы мира. Но можно ли говорить о формировании особого, «татарского» ислама? Ислам, и об этом я не устаю говорить - единая в своих основах и столпах религия для всех верующих мира, которая не может приобретать национальные формы. Но при этом, согласно Корану, каждый из мусульманских народов может жить по обычаям собственных отцов, иметь свои традиции. Одновременно шариат - мусульманское право - предоставляет мусульманам самостоятельный подход к мирским делам, соответствующим течению времени и изменениям жизненных обстоятельств. Наша религия учит мусульман не относиться отрицательно ко всему новому, привносимому жизнью, выбирать не крайний, а срединный путь при решении всех вопросов.

Теперь поговорим о месте Казани в исламе. Я не случайно упомянул ранее мусульманских реформаторов – джадидов. Сегодня мусульманский мир сталкивается с серьёзными трудностями, вызваннымивсеобщей глобализацией и вестернизацией, развитием науки и новых технологий, интеллектуализацией всех сторон человеческой жизнедеятельности. Мусульманский мир поставлен перед серьёзной дилеммой: сохранить в неприкосновенности свой образ жизни или же искать пути успешной адаптации к современности. Первый путь воспринимается большинством людей как признак «верности исламу», но ведёт к дальнейшему отставанию мусульманского мира перед Западом, консервации средневековых устоев. Второй путь нередко воспринимается людьми с опаской, так как адаптация к современности якобы вёдет к восприятию жизненных ценностей, чуждых исламу. В такой ситуации исключительное значение приобретает творческое изучение опыта джадидов и его распространение среди мусульман всего мира. Для этого, я думаю, необходимо научное и богословское изучение и обоснование возможности сочетания высокого уровня восприимчивости к современным веяниям и сохранения преданности исламу на примере татар-мусульман. Тогда Казань могла бы смело претендовать на роль одного из ведущих мировых центров мусульманской научной и богословской мысли.

3. Каким может быть, на ваш взгляд, рецепт борьбы с ксенофобией?

Ксенофобия в России столь широко распространена и многопланова, что для изложения рецептов её преодоления не хватит целого номера вашего журнала. Данная проблема, если не вести против неё постоянную борьбу и не преодолеть её как явление, способна разрушить единство нашей страны. Я остановлюсь лишь на нескольких аспектах ксенофобии, непосредственно связанных с исламом и мусульманами, хорошо знакомых мне как религиозному деятелю, интересующемуся научными данными.

Рассмотрим первый аспект, требующий всестороннего учета при определении содержания и методов борьбы с ксенофобией. Наша страна была многонациональной ещё при формировании Руси, не говоря уже о Российском государстве и Российской империи. Россию не случайно называют «страной мигрантов». Все её коренные народы, кроме русских и за исключением небольшой части некоторых народов (татар, армян), жили на своих исторических территориях. Эмигрировали же за пределы мест собственного обитания только русские. В основном за счёт русских многие районы России стали «многонациональными». А территории, исторически населенные русскими, оставались «русскими» в течение многих веков.

Но за последние 10-15 лет положение коренным образом изменилось –большой поток мигрантов, в основном мусульман из Северного Кавказа, Средней Азии и Азербайджана идёт во все регионы России, в том числе и те, которые веками были населены только русскими. Об этом наглядно свидетельствует сравнение результатов переписей населения 1989 и 2002 гг. Достаточно отметить тот факт, что мусульманские общины появились и действуют в десятках регионов России, где ранее вообще не было наших единоверцев.

Почему вышеупомянутый аспект выделяется мною особо? Дело в том, что русский народ (за исключением жителей отдельных регионов) не имел опыта совместной жизни с представителями иных религий и культур, существования в многонациональной среде. Именно на эту часть русского народа, не имеющую опыта сосуществования с представителями других народов, во многом рассчитана ксенофобская пропаганда. Другая сторона данной проблемы - это мигранты, выходцы преимущественно из однонациональных сельских мест и малых городов, также не имеющие опыта общения с русскими и подающие немало поводов для появления националистических настроений. Россия же будет постепенно превращаться в страну, во многом состоящую из мигрантов, как Соединённые Штаты Америки. Борьба против ксенофобии требует знания и учета всех тонкостей, связанных с этим уже неоспоримым и ставшим необратимым фактом российской жизни.

Второй аспект – это повсеместное воспитание у молодёжи уважения не только своей национальной культуры и религии, но и такого же уважительного отношения к другим культурам и религиям особенно тех народов, с которыми школьник живет рядом. На это должно быть нацелено содержание всех без исключения учебников, внеклассной и внешкольной воспитательной работы. В настоящее время наша школа далека от такого подхода. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать то, что пишут авторы в школьных и вузовских учебниках об исламе, его учении, ценностях и распространении, какое место в них отводится истории и культуре мусульманских народов.

Третий аспект – деятельность средств массовой информации. Сформулирую данную проблему таким образом: вред, который они нанесли единству народов и дружбе народов своими материалами об «исламском терроризме», исламе как источнике экстремизма и радикализма, «мусульманах-фанатиках», слепо преданных своей религии и во имя неё готовых уничтожать всех и вся, российскому обществу предстоит преодолевать многие и многие годы. Не буду касаться причин появления такого рода материалов – их слишком много. Важно не прекращать работу, которая начата по недопущению такого рода буквально произвола, закрепить её законодательно, поддержать оказанием необходимой научной и богословской помощи журналистам, пишущим на связанные с исламом темы. Необходимо также, чтобы ислам второй по численности последователей религии в России, вместе с соответствующими ему аспектами, занял достойное место как в центральных, так и в периферических средствах массовой информации.

Последний аспект, который мне хотелось бы рассмотреть. Я приветствую запрет на использование религии и национальных отношений в политических кампаниях, для реализации сиюминутных политических амбиций отдельных деятелей и партий. Кое-что в этом направлении уже сделано, но, я думаю, что ещё многое предстоит сделать. Религиозный и национальный вопросы не должны оставаться предметом спекуляций в политической жизни.

4. Каким, по-вашему, должен быть формат отношений России и Организации Исламская Конференция? Что даёт нам сотрудничество с ОИК?

По уставу Организации Исламская Конференция России, её членами могут быть только страны, большинство население которых является мусульманским. По тому же уставу, России, где мусульманское население является значительным, но не преобладающим, отводится место наблюдателя. Но и такой формат участия в деятельности ОИК открывает перед Россией большие возможности.

Президент Российской Федерации В.В. Путин во время недавней встречи с Генеральным секретарем ОИК Экмеледдином Ихсаноглу заявил следующее: «Миллионы российских граждан, исповедующих ислам, имеют право чувствовать себя органичной частью исламского мира. Развитие отношений с исламским миром является одним из приоритетов внешней политики России».

Прежде чем говорить о том, что даёт нашей стране участие в работе ОИК, упомяну, какую роль может играть сама Россия в связях этой организации с немусульманскими странами, в первую очередь - с Европой. Как известно, в России проживает наибольшее число мусульман этого континента. И, по мнению наших дипломатов, Россия может стать мостом в диалоге Запада и Востока, христианской и мусульманской цивилизаций, во взаимодействии между представителями различных религий, различных моделей и укладов общественного устройства.

Теперь упомяну о том, что даст участие в деятельности ОИК нам, россиянам. В первую очередь, это укрепит политическое влияние России в мире – ОИК объединяет несколько десятков стран, в которых живёт каждый четвертый гражданин мира. Мусульманский мир – это огромный рынок для продажи российских товаров, большая сырьевая база. Уже сегодня немалое число мусульман мигрирует из этого мира в нашу страну, этот процесс будет неминуемо расширяться в будущем. Немало полезного для россиян также могут дать культурные контакты со странами ислама. В общем, о преимуществах и выгодах, которые даёт нам прочная связь с ОИК, можно говорить много. Я же хотел бы рассмотреть аспект, близкий мне как религиозному деятелю.

Сотрудничество с ОИК позволит нам, россиянам, лучше узнать мир ислама. Немало мусульман связывают возрождение ислама с необходимостью брать пример с наших зарубежных единоверцев. При внимательном изучении данной проблемы оказывается, что российские мусульмане, особенно татары, как я уже говорил, в своем развитии опережают их буквально во всём. И путь, который видится некоторым верующим и духовенству, будет для нас не возрождением духа ислама, утерянного нами за годы Советской власти, а возвратом к тому образу мышления и поведения, от которого мы ушли много десятков лет назад. Для подтверждения своей мысли я сошлюсь на такую авторитетную личность, как Генеральный секретарь ОИК Экмеледдин Ихсаноглу. Замечу, что он является не только крупным чиновником, но и очень известным учёным-тюркологом, широко признанным исламоведом, специалистом, хорошо знающим историю и современные реалии Татарстана. Мне неоднократно приходилось встречаться с ним и подолгу беседовать. Экмеледдин Ихсаноглу считает, что мусульманам-татарам следует не учиться у своих зарубежных единоверцев, а учить их умеренности, диалогу и опыту совместной жизни с представителями иных культур, прежде всего - с христианами, новому осмыслению учения ислама, норм шариата с учётом требований изменившихся и меняющихся реалий, становясь источником новой прогрессивной исламской мысли. Особое значение руководитель ОИК придаёт изучению и творческому осмыслению идей татарских джадидов в широких масштабах. Необходимо экспортировать зарубежным мусульманам новые идеи, а не импортировать из-за рубежа идеи и исторический опыт, не соответствующие реалиям России. По мнению Генерального секретаря ОИК, именно Татарстан призван играть ведущую роль в диалоге цивилизаций. Кстати, во время последнего посещения им Совета муфтиев России в начале июня этого года нами достигнута договорённость о проведении в Стамбуле специальной конференции, посвященной реформаторству джадидов.

5. Внимание всего мира сейчас приковано к традиционным мусульманским регионам – Ближнему Востоку, Ираку, Ирану. Каким должен быть путь к стабильному миру в каждом из них?

Действительно, названные вами регионы часто становятся причиной тревог и волнений всего человечества. В чём же кроется причина такого явления? Виноваты ли в чём-либо эти государства? Нет. Является ли причиной возникновения данной проблемы угроза так называемого «исламского терроризма»? Тоже нет. Кроме того, сам ислам не является источником терроризма и экстремизма. В нестабильности регионов виноваты государства, которые не освобождают насильно занятые ими чужие территории, не выполняют принятых на себя обязательств перед международным сообществом, исходя из ложных предпосылок о необходимости экспорта демократии, без учёта готовности к этому народов других стран, игнорируя их историю и культурные традиции, навязывают им «демократию», не останавливаясь перед военными действиями. И стабильный мир в названных вами регионах может быть установлен только при условии выполнения международных норм всеми без исключения государствами, отказа от агрессии, применения практики решения всех спорных вопросов мирным путем.

6. Как вы думаете, возможен ли в принципе мир между цивилизациями в эпоху глобализации, когда (действуют – Р.Г.) разные способы существования, жизненного уклада, разные менталитеты и ценности встают буквально «лицом к лицу».

Проблема выбора - мир или столкновение между цивилизациями - для человечества уже не является новой. Давно уже к месту и не к месту говорится о противостоянии цивилизаций, неизбежности их столкновения. Насколько я помню, это началось с публикации в 1993 году американским учёным Сэмюэлом Хантингтоном статьи «Столкновение цивилизаций», а в 1996 году - книги «Столкновение цивилизаций и переустройство мирового порядка», представляющей собой расширенный вариант упомянутой выше статьи. Перевод этой книги на русском языке существует, поэтому я не стану пересказывать её содержание. Отмечу, кстати, что автор пишет о наличии в современном мире не двух, как принято думать, а семи цивилизаций. И, самое главное, как мне представляется - он не столько утверждает и доказывает неизбежность столкновения цивилизаций, сколько уделяет больше внимания анализу причин, которые могут к этому привести, и путям их преодоления.

Прямой же ответ на поставленный вопрос я сформулирую, исходя из знаменитой фразы: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут». Дело в том, что данная фраза, принадлежащая английскому поэту Редьярду Киплингу, вырвана из контекста его «Баллады о Востоке и Западе», когда два конфликтующих героя, представляющие собой Запад и Восток, становятся друзьями! Первое и одновременно заключительное четверостишие баллады звучит так:

О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест

они не сойдут,

Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный

господень суд

Но нет Востока, и Запада – нет, что – племя, родина,

род,

Если сильный с сильным лицом к лицу у края земли

встаёт?

Читая эти стихи, я невольно задумываюсь: не эти ли «сильные» всячески раздувают теорию «столкновения цивилизаций», Запада и Востока, христианства и ислама, желая оправдать своё стремление к господству над миром, подчинить себе мусульманский мир? А история м сегодняшняя действительность убедительно доказывают нам следующее: человечество (или большая его часть) может жить в мире и согласии, несмотря на существующие различия. Важно, чтобы «сильные» не навязывали другим, пусть даже и «слабым», которые не могут или не хотят жить по их представлениям, свойспособ существования, жизненный уклад, собственный менталитет и ценности.

Хочу добавить следующее: цивилизации, при кажущихся и действительных различиях между ними, имеют гораздо больше общих черт. Рассмотрим в качестве примера христианскую и мусульманскую цивилизации, однозначно воспринимаемые как вечно противостоящие и представляющие Восток и Запад. Да, основу восточной цивилизации составляет ислам, а западной - христианство. А что же является их истоками, основой? При ближайшем рассмотрении оказывается, что христианство и ислам имеют одни и те же основы, они возникли и развивались на одной и той же территории, родственных между собой народов, имевших общую религиозную историю! Именно поэтому следует уделять больше внимания поиску общего, а не особенного между цивилизациями!