Ислам исповедуется на территории России уже более тысячи лет. За это время был накоплен огромный опыт его сосуществования с христианством и другими религиями в рамках российской государственности.

В последнее время тема ислама возникает, главным образом, в связи с деятельностью радикалов и экстремистов. Однако всем ясно, что этим она не исчерпывается.

Достаточно ли хорошо россияне и жители других стран, информированы об исламе?

Для того, чтобы восполнить пробелы в наших познаниях,председатель совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдинлюбезно согласился вступить в диалог с читателями bbcrussian.com и ответил на их вопросы.

Петя Лидский:Что вы думаете о модернизации ислама, актуален этот вопрос? Если актуален, то какой может быть роль российских мусульман в модернизации ислама?

Равиль Гайнутдин:Ислам прогрессирует и бурно развивается в современном мире. Значит, вопрос поставлен неправильно, и говорить о консерватизме не стоит. Сегодня в мире число мусульман постоянно растёт. Ислам развивается, следовательно - развивается мусульманская мысль.

Что касается России, то с конца XVIII, а также в XIX веке развивалось новое движение, которое называлось джадидизм - обновление исламского учения. В своих статьях и выступлениях я уделяю много внимания теме модернизации, обновления исламской мысли. Это не означает обновления постулатов и канонов ислама.

С учётом развития современности и глобализации необходимо, чтобы сам мусульманин соответствовал требованию времени и находил себя в современном мире, оставаясь при этом представителем ислама. Ислам по сути своей - модернизированная, молодая религия. Она даёт право на существование творческой мысли, развитию науки, культуры, философии. Можно привести много подобных примеров. Мусульманский мир обогатил человечество знаниями, культурой.

Ислам развивается и сейчас. Можно модернизировать условия существования ислама в многонациональной и многокультурной среде, не изменяя при этом его постулатов. Я - сторонник обновления исламского учения, тех его сторон, которые касаются социальной сферы, гуманистических сфер жизни человека.

Основные постулаты, конечно, непоколебимы. Они регламентируют совершение намаза, соблюдение поста, закят, совершение паломничества, взаимоотношения мужа и жены, их имущественные отношения, родственные связи. Все вышеперечисленное не подлежит изменению. Ислам требует соблюдения и сохранения основных канонических вопросов.

Вопросы отношения человека к представителям другого вероисповедания, иной культуры заложены в основы ислама. А взаимоотношения человека с меняющимся обществом, его жизнь в бизнесе - всё это можно изменять и корректировать с учётом современности.

Если раньше вопросы инвестиций и кредитования решались между двумя людьми по принципу "взял деньги в долг - вернул", без процентов, то теперь всё по-другому. Если человек занимается бизнесом, он платит налоги, входит в совершенно иные экономические отношения. Последние закрепляются определенным договором. Действуют новые нормы отношений на основе взаимного согласия сторон, и это соответствует исламу.
Отношения человека с государством, армией, обществом, представителем другого вероисповедания - всё это может обновляться с учетом новых требований.

Евгений, Россия:Пророк отрезал часть своего халата, чтобы не разбудить спящего котёнка, а теперь именем Аллаха прикрываются тяжкие преступления. Алгебра, геометрия, медицина, литература, мореплавание - всё это сохранил для человечества исламский мир, когда в Европе сжигали людей за подобные вещи. Сейчас существуют запрет телевидения в Афганистане, беззаконие в Чечне и т.п. Что же происходит в исламском мире?

Равиль Гайнутдин:К сожалению, мы наблюдаем и запрет телевидения в Афганистане, и беззаконие в Чечне. Но в этом нельзя обвинять ислам и религию вообще. Всевышний Аллах установил, что человеческая жизнь священна. Всевышний даёт жизнь, и только Он имеет право отбирать её. Если кто-то идет против этого закона Аллаха, значит, он является преступником и будет наказан и судом на земле, и судом Всевышнего Аллаха.

Говоря о запретах на просмотр телевидения или кино, не нужно обвинять исламский мир. Если люди безграмотны, они могут совершить множество ошибок... Православное духовенство тоже выступает против определённых телепрограмм. То есть, речь идёт о запрете показа пороков. И это в какой-то степени - ограждение паствы в моральном и нравственном отношении... Запреты на просмотр телепрограмм в Афганистане, скорее всего, были направлены на защиту морали и нравов общества.

Подводя итог, скажу, что ислам является прогрессивной религией, и если бы наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) жил в наши дни, он был бы самым передовым - пользовался бы компьютером, интернетом, мобильными и сотовыми телефонами, летал бы на самолетах, принимал бы всё прогрессивное и требовал бы от своей уммы, чтобы люди были просвещёнными и шли в ногу со временем.

Ислам запрещает только безнравственное, порочное. А то, что помогает душе очиститься, разуму - думать, анализировать, получать информацию и использовать это в жизни, ислам не запрещает. Наша религия поощряет киноискусство, которое способствует развитию духовности, толерантности, веротерпимости.

Би-би-си:А как обстоит дело с вопросом о запрете изображения человека иживотных?

Равиль Гайнутдин:Это было во времена, когда люди поклонялись своим идолам. Когда многобожники, язычники поклонялись красивому, своим творениям, нужно было устанавливать в обществе монорелигиозность. Поэтому в те времена богословы запретили поклонения людей изображениям.

Сегодня ислам является мировой религией, и образованного человека нельзя заставить поклоняться портретам и фотографиям. Если в душе человека есть вера в Единого Бога, то человек этот никогда уже не будет поклоняться фотографии или изображениям.

Сергей, Russia, Siberia:Каково Ваше отношение к ваххабизму? Что это за жупел, которым сейчас всех пугают?

Равиль Гайнутдин:Ваххабизм, безусловно, существует. Это - государственная идеология в Саудовской Аравии и некоторых странах Персидского залива. Этим странам была необходима такая идеология для объединения народов и обретения независимости. Однако то, что мы видим и слышим под названием "ваххабизм", отличается от того ваххабизма, который является идеологией некоторых государств.
Ваххабизм в виде терроризма - это вредная идеология, которая распространяется на Северном Кавказе. Она остаётся лишь идеологией, если она не проповедует насилия и кровопролития. Если же идеология направлена на убийство, совершение террористических актов, речь идёт уже об определенных политических целях, не связанных с религией.

В так называемом ваххабизме, который пытаются внедрить на Северном Кавказе, существует реальная опасность. Она заключается в том, что если человек не является представителем общины и не разделяет определённых взглядов, то необходимо бороться с этим. Агрессивность является очень опасным явлением. Если таким образом представитель ваххабизма борется даже со своим единоверцем вплоть до его уничтожения, то данная идеология является опасной, и с ней нужно вести серьйзную и жйсткую борьбу. Но я подчеркиваю: идеологией нужно бороться против идеологии. Значит, этих людей нужно убеждать. Если же они не идут на убеждение, а готовы совершить преступление, встают на путь агрессии, то это нужно пресекать адекватно и даже жестко.

Би-би-си:Почему в настоящее время так много радикальных течений распространилось в России?

Равиль Гайнутдин:Радикализм существовал всегда. Он развивается, в основном, среди молодёжи. Молодые люди хотят быстро всё изменить и устроить жизнь по-своему. Почему же они встают на путь радикализма? Причины надо искать в социальной сфере. Если люди сталкиваются с социальной необустроенностью, несправедливостью, развивается почва для обострения отношений между членами общества и образования радикализма.

Отсюда следует, что нужно в первую очередь решать социальные проблемы. А развитие радикализма в мире, опять же, связано с непониманием между государствами и народами, ущемлением прав определенных категорий лиц. Радикализм появляется, когда народ нищенствует, бедствует. Более радикальные настроения - на северном Кавказе; более умеренная, спокойная ситуация - в Поволжье, на Урале, в Сибири, в европейской части России.

Ситуация лучше, радикальных настроений меньше там, где устанавливается более стабильная политическая и социально-экономическая обстановка. В таких регионах и государственная власть более демократична, чем, например, на северном Кавказе. Как правило, в более благополучных регионах нет такой клановости, мафиозной поруки, традиции решать вопросы силовым давлением, а значит, существует более спокойный приход к власти.

Клановость и тейповость создают неблагоприятную обстановку и побуждают людей к радикализму, экстремизму. Замечу, что ислам не является радикальной религией и не любит крайностей. Ислам требует идти по середине, шаг за шагом добиваясь успеха.

Сегодня, например, на Ближнем Востоке мы видим социальную несправедливость, когда ущемляются права целых народов, кто-то диктует свой вариант развития общества, установление культурных норм для народов с различной культурой и жизненным укладом. Всё это создает конфликт цивилизаций, идей и политических интересов.

Би-би-си:В последнее время политики используют клише "исламский радикализм", "исламский экстремизм". Можно узнать ваше отношение к таким формулировкам?

Равиль Гайнутдин:Часто можно слышать и выражение "исламский фундаментализм", как будто бы подобных проявлений нет в других религиях. Экстремизм есть в Ольстере, радикализм - в Израиле. Однако мы не используем выражение "христианский экстремизм" или "христианский радикализм", или "иудейский экстремизм".

На самом деле, речь идёт о политическом экстремизме, который не является религиозным. Представители религий таким образом решают свои политические и социальные проблемы.

Би-би-си:Россия ещё во времена Золотой Орды показала миру пример толерантности, мирного сосуществования двух конфессий. Православные храмы были освобождены от налогов. Существовал запрет властей на причинение вреда представителям духовенства, монашества...

Равиль Гайнутдин:Совершенно верно. У России есть уникальный опыт мирного сосуществования религий и народов. И сегодня, когда к нам приезжают западные эксперты, мы предлагаем им изучать российский опыт. Мусульмане, христиане, иудеи, буддисты, представители других конфессий христианства мирно живут на территории европейской части России.

Оцените опыт мирного проживания людей в Республике Татарстан, Башкирии, других регионах. Ислам и христианство, ислам и буддизм, ислам и иудаизм дружат, созидают и сотрудничают. Конфликта между религиями нет. Следовательно, в учениях этих религий нет норм, которые требуют конфликтовать с другими религиями и культурами. Люди искусственно создают конфликты.

Isam, Tajikistan:Считаете ли вы, что на земле чеченской идет (или шла) священная война Джихад?

Равиль Гайнутдин:В исламе нет термина "священная война". Джихад не называется войной, данный термин означает - «усердие». Ни в Коране, ни в Сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) нет словосочетания "священная война". И нет никакого повода объявлять любую войну священной.

Джихад - это усердие. Мы должны вести борьбу со своими внутренними недостатками, пороками, воспитывать свою душу - это и есть джихад. Поэтому соблюдение поста в период Рамадана для мусульманина является джихадом, священным делом, борьбой с пороками, но не войной.

Alavdi, UK:Равноправие ислама и православия - существует ли оно в России?

Равиль Гайнутдин:Сегодня ислам получил в России невиданные права. Ни во времена царской России, ни в период коммунистического режима мусульмане не имели таких возможностей, какие существуют у нас в настоящее время.

Законодательно ислам является традиционной религией российского государства. Мусульмане - коренные народы, которые исповедуют ислам и вносят свой вклад в создание государственности, духовную и нравственную жизнь российского общества. Это признано законом.

На основе Конституции православие и ислам являются равноправными. Однако на деле, к сожалению, такого равноправия нет. Православные считают, что их большинство, и Россия - православная страна. А мы говорим, что Россия - и православная, и мусульманская. Если бы мы, мусульмане, не помогли организоваться русским князьям, не было бы российского государства.

Мусульманские народы способствовали созданию российского государства. Без мусульман не было бы Руси, не было бы самой России. В России проживает 20 миллионов мусульман. Они имеют право называться представителями российского государства, коренными жителями и требовать равноправного отношения к себе.

Галина, Россия:Хотелось бы узнать более точную формулировку того, кто считается «неверным» по исламу?

Равиль Гайнутдин:Неверные - те, кто поступает неверно по отношению к другим людям. То есть, имеется в виду ущемление прав человека, лишение его принадлежащей ему собственности, проявление агрессии, убийство.

В религии ещё есть понятие неверия в Единственного Бога и причисления к Единому Богу множества божеств. Это означает, что язычники, идолопоклонники неверны в своих убеждениях. Мусульмане не считают неверными ни христиан, ни иудеев. Они считают их людьми Писания, братьями по Единобожию.

Би-би-си:Должны ли мусульмане подчиняться президенту, который не является мусульманином - такой вопрос задают наши читатели.

Равиль Гайнутдин:Есть государство, и существует демократический механизм прихода к власти. Мусульманин тоже может стать руководителем государства. Руководители некоторых субъектов РФ являются мусульманами. И у мусульман есть возможность занять высшую должность президента.

По поводу того, подчиняться или не подчиняться всенародно избранному президенту - в Коране сказано, что нужно повиноваться Аллаху, Его Посланнику и тем, кто вершит вашими делами. Следовательно, мы должны повиноваться, подчиняться указам президента нашей страны. В повседневных делах, в быту, семье мы должны жить по своим религиозным законам. Но живя в обществе, в государстве, мы должны жить по закону этого государства.

Би-би-си:Согласно официальной информации, иногда представители органов правопорядка при задержании верующих людей изымают у них литературу экстремистского толка. Так ли это? А если на самом деле изымают Коран или Хадисы? Как говорится, а судьи кто?

Равиль Гайнутдин:Подобные сообщения мы сразу же изучаем. Если имеет место несправедливость - реагируем на на неё и защищаем наших верующих в суде. Однако террористические акты нередко дают повод для проверок отдельных граждан. Не даём ли мы, мусульмане, повода для того, чтобы нас унижали, оскорбляли и проверяли? Разумеется, иногда мусульмане сами бывают виноваты.

Да, существует ущемление прав граждан со стороны правоохранительных органов, превышение полномочий, нарушение закона. И у органов правопорядка нет экспертов, которые могли бы подтвердить или опровергнуть утверждения о том, что изымаемая литература является экстремистской.

Если в литературе говорится о том, что нужно взрывать и убивать, и как это делать - да, это книги экстремистского характера. А если книга является исключительно религиозной, тогда речь идёт о голословном обвинении. Каждый случай изъятия литературы требует отдельного разбирательства. И мы этим занимаемся.

Musul'manin:Исламофобия со стороны властных структур набирает обороты, и страдают далеко не только так называемые "радикалы", но и аполитичные мусульмане...

Равиль Гайнутдин:Рассматривая вопрос исламофобии на уровне политиков, могу сказать, что, наверное, в каждом обществе есть невежды. Есть они и в России - среди депутатов, политиков, чиновников. Необходимо просвещать людей. Об исламе и его доброй стороне очень мало пишут в СМИ. Нужно знакомить людей с мусульманством, сближать религии, культуры.

Если в открытом доступе будет больше информации об истинном учении ислама вместо показа тех, кто бегает по горам с повязкой на лбу, показа убийства людей и создания нового образа врага, тогда в нашей стране сформируется нормальное общество. Необходимо показывать представителей науки и культуры, трудящихся, которые созидают, и на их примере воспитывать людей. Следует знакомить людей с достойными представителями ислама. Тогда появятся доверие и уважение, будет меньше невежд.

Би-би-си:И всё же существуют боевики, которые убивают людей, делая это под знаменем ислама...

Равиль Гайнутдин:Если те, кто бегает по горам и убивают людей, думают, что попадут в рай, они абсолютно далеки от ислама и при этом безграмотны. Убийство одного человека перед Аллахом равняется убийству всего человечества. А убийство невинных людей - тягчайший грех перед Всевышним.

Очень легко надеть повязку, а в душе ничего не иметь. А потом идти по велению того, кому хорошо заплатили, и кто платит сам. Плата за убийство и пропаганда насилия ничего общего с исламом, с духовностью не имеет. Люди взрывают себя за деньги, которые их семьи затем получают от заказчиков теракта. Это - политика и корысть.

Ирина, Россия:Многие замужние женщины принимают ислам, находясь в браке с православными. Почему же все имамы говорят в один голос – развод, и точка! Неужели для таких, как мы, нет выхода?

Равиль Гайнутдин:Мусульманские богословы исламского мира действительно требуют развода, если муж не принимает ислам. Ведь речь идёт о будущем семьи и детей. Мусульманка не имеет права выходить замуж за христианина или представителя другого вероисповедания. Ислам требует, чтобы мусульманка оставалась в своей вере и воспитывала детей в своей религии.

По исламу, мужчина дает пропитание, обеспечивает семью, заботится о жене и детях. И если глава семейства не является мусульманином, дети тоже будут представителями другого вероисповедания или неверующими. Только по этой причине мусульманские богословы говорят о необходимости уговорить супруга обратиться в ислам, чтобы семья была в одной вере, чтобы дети воспитывались в одной религии.

Timur, Russia:Если я встречаюсь с девушкой-мусульманкой, и у меня есть искренние намерения на ней жениться, то что мы должны делать и имеем ли мы право вообще встречаться? Здороваться за руку? Обниматься, целоваться?

Равиль Гайнутдин:Ислам разрешает девушке и парню видеться, ходить в кино, на концерты, беседовать, чтобы узнать жизненные взгляды друг друга, отношение к религии, к семье. Но оставаться наедине, целоваться и вступать в интимные связи ислам не разрешает.

Владимир, Россия:Является ли ношение хиджаба фундаментальным правилом ислама?

Равиль Гайнутдин:Само понятие хиджаба неоднозначно. В исламе определены части тела как мужчины, так и женщины, которые должны быть прикрыты от постороннего взгляда. У мужчин тело должно быть прикрыто от пупка до колен. Женщины прикрывают голову, тело от шеи до кистей рук и щиколоток. Требования закрывать лицо в исламе нет.

В современном мире, на фоне борьбы с терроризмом, когда женщины-террористки взрывают себя на улицах, полицейские в разных городах мира и российские милиционеры обращают внимание на тех, кто полностью закрывает тело одеждой. И в целях безопасности других граждан таких женщин могут останавливать и проверять.

Поэтому теперь некоторые мусульманские богословы говорят, что живя в странах запада, мусульманки могут не покрывать голову платком и идти в школу или институт. В Турции женщины совершают все религиозные обряды, но не покрывают голову. В этом случае они не нарушают законов ислама и подчиняются законам страны, в которой они живут. То есть, речь идет об изменениях, которые делаются в условиях современного мира.

Би-би-си:В последнее время появилось много сообщений о росте числа новообращенных мусульман. Чем ислам привлекает тех, кто сегодня обращается в мусульманскую веру?

Равиль Гайнутдин:Раздувание исламофобии в мире, видимо, подталкивает людей к тому, что они начинают интересоваться исламом, изучать его. То есть, речь идет о протестном обращении людей в ислам. Они осознают, что это - очень простая, доступная и понятная религия. Думаю, именно простота и логичность ислама привлекают людей. И мусульман становится всё больше и больше и в Америке, и в Европе.