Глубокоуважаемый муфтий, какой вы видите современную Россию?

Развернутый ответ на этот вопрос занял бы слишком много журнальных страниц. Зная, что редакция вряд ли выделит для этого интервью много места, скажу о самом главном.

Россия переживает острую стадию формирования нового общества, определения своего ближайшего и отдаленного будущего. Каким же будет новое общество? Как мне представляется, имеющиеся в стране политические силы – партии, движения, известные общественные и политические деятели – хотя и действуют в рамках одного и того же государства и его политической системы, но по-разному видят будущее России. При этом, как мне представляется, все они едины в выборе главной, базовой ценности – социальной справедливости и экономической эффективности. Расхождения, по существу- острый политический конфликт между ними, касаются путей и методов их достижения. А это уже прямо касается поиска ответа на вопрос о месте и роли России в современном мире, о том, какой она должна стать.

Мне не симпатичны как люди, категорически настроенные против Запада, так и готовые любыми путями и средствами интегрировать нашу страну в западное общество. Россия имеет многовековую историю. Это многонациональная и поликонфессиональная страна, одновременно и Европа, и Азия. В пережитой нашим народом истории, в том числе и советского периода, было немало плохого, но в ней также имеется столько же хорошего, достойного и поддержки, и продолжения. Почему только лишь для того, чтобы угодить каким-то силам, мы должны игнорировать своё прошлое и настоящее, не искать своего пути к демократии и рыночным отношениям, а слепо копировать чужой опыт. Ведь чужой опыт, каким бы хорошим он ни был, далеко не во всём отражает наше своеобразие, пройденный нами путь. Сегодня мы стали свидетелями того, какими «демократическими» странами становятся Афганистан, Ирак. И происходит это в результате желания отдельных государств навязать своё видение будущего народам этих стран. Нужно ли нам это? Думаю, что нет. Я очень надеюсь на то, что в России будут преобладать силы, которые, строя демократическое общество, будут исходить из интересов народов России и, разумеется, будут учитывать наличие в нашей стране многомиллионной мусульманской общины с собственными традициями и культурой, своеобразием менталитета и жизненных ценностей.

Возможен ли в России и, в частности, на Кавказе равноправный межконфессиональный диалог?

Для того, чтобы стать результативным, диалог обязательно должен быть равноправным. Когда одна из сторон подчеркивает, что у неё больше верующих и храмов или то, что она является традиционной для местного населения и, следовательно, другая сторона должна придерживаться её мнения, это - уже не диалог, а беседа глухого и немого, которая всегда и при любых условиях ничем не закончится.

Равноправный диалог на Кавказе необходим и при этом возможен. Необходим же он потому, что речь идёт о сохранении прочного мира и согласия между его народами. От этого в итоге зависят стабильность в регионе и успешное решение всех проблем его развития. Возможен же данный диалог по нескольким важным причинам. Последователи всех конфессий имеют одинаковую заинтересованность в стабильности региона, его благополучном развитии. Мир и покой, материальное благополучие, уверенность в завтрашнем дне и будущем детей одинаково важны для всех людей, независимо от их религиозной принадлежности. Понимание этого обстоятельства, как мне представляется, должно войти в основу взаимоотношений верующих и служителей всех религий, стать базой для их диалога. Исключительно важен, разумеется, и поиск того, что сближает религии (исходя из их учений), способствует мирному сожительству последователей разных конфессий. Существует немало религиозных поводов, облегчающих диалог, придающих уверенность в его успехе - то, что мы все, во-первых, верим в одного и того же Еединственного Бога, а различия связаны лишь с путями поклонения. Во-вторых, абсолютное большинство верующих Кавказа (а может быть, и все) исповедует иудаизм, христианство и ислам – три авраамические религии, которые генетически связаны между собой, имеют общие корни. Их общность выражается не только в признании общего для всех пророка Ибрахима-Авраама (мир ему), очень близкой Священной истории, но и в наличии множества общих социальных, нравственных, правовых ценностей для трёх религий. Данное обстоятельство может сыграть важную роль в единении народов, осознании ими следующих простых, но важнейших истин: все они являются жителями единого региона, поклоняются Единственному Богу.

Выскажу ещё одно пожелание. Важно, чтобы в диалоге участвовали рядовые верующие и служители культа. И на первом этапе они должны искать ответы не на богословские вопросы - по ним трудно придти к общему согласию. Необходимо обращать основное внимание на общность интересов и жизненных проблем последователей всех конфессий, объединяться во имя решения нравственных и социальных проблем – например, для оказания помощи бедствующим, одиноким, находящимся в заключении, наркоманам, сиротам.

Как вы оцениваете прогноз будущего планеты на 2020 год, подготовленный аналитиками ЦРУ для Правительства США? Насколько возможны эти сценарии, в особенности «Новый Халифат» и «Контур страха»? Тем более, что и в самой России с настораживающей периодичностью появляется информация о неизбежности раскола Кавказа на исламскую и неисламскую часть...

Американские стратеги, как известно, представили всего четыре сценария. Наиболее приемлемым для США, с их точки зрения, является сценарий под названием «Американский мир». Данное название говорит о сути сценария: мир должен жить под руководством США, по правилам, диктуемым американцами, трудиться во имя благополучия американцев. Америке в этом сценарии отводится роль страны, якобы обеспечивающей глобальную безопасность, для чего американские военные должны присутствовать во всех «горячих точках», вмешиваться в дела других стран по своему усмотрению. Именно этот сценарий устроил бы США. Но американцы понимают, что диктовать другим людям свою волю становится всё труднее, а их действия в Ираке, Афганистане, безоговорочная поддержка Израиля в войне с Ливаном вызывают серьезное противодействие не только в зарубежных странах, но и среди граждан США. Поэтому американские стратеги ищут пути поддержания чувства страха в обществе, заранее готовят общественное мнение к возможным действиям своей администрации по «утверждению демократии» там, где она находит «собственные интересы». Именно этой цели служат остальные сценарии. Вариант, названный «Новым халифатом», предполагает, что мусульмане Ближнего Востока, Северной Африки, Средней и Юго-Восточной Азии, объединив свои силы, создадут транснациональное теократическое сообщество и бросят вызов традиционным ценностям Запада. Не думаю, что такое возможно, по многим причинам. Во-первых, указанные регионы а поликонфессиональны. Наряду с мусульманами, там проживают христиане, буддисты, язычники, индуисты… Кроме того, я думаю, что значительная часть населения этих регионов уже прошла стадию политического развития, когда массы связывают свои чаяния и надежды с созданием теократического государства. В-третьих, и это главное, у каждой из стран этих регионов есть собственная история, они имеют неповторимые особенности социальной, политической и духовной жизни, в общем - резко отличаются друг от друга. И невозможно представить себе, что они, отбросив все различия (не говоря уже о противоречиях), объединятся в транснациональное теократическое общество. Согласно же сценарию «Контур страха», все страны гигантского полумесяца, протянувшегося от Ближнего Востока до Юго-Восточной Азии, окажутся под властью тоталитарных теократических режимов и превратятся в рассадник террористов. Что можно сказать по поводу стратегов, которым всюду мерещатся «исламские террористы»? Терроризм во многом является порождением действий самих американских «экспортёров демократии», которые не дают другим странам возможности жить так, как они хотят, буквально навязывают им своё понимание «хорошего» и «плохого». Разве мало новых террористов породили действия США в Ираке? К чему приводит их стремление «навести порядок» в Афганистане? Какими будут последствия войны Израиля и Ливана? Для того, чтобы сдержать терроризм, не следует, как предлагают авторы «Контура страха», организовывать ряд «превентивных интервенций», а дать всем народам мира, как я уже говорил ранее, возможность самим решать собственные проблемы.

Теперь упомяну о Кавказе и информации, идущей из России. Не исключено, что у нас имеются политики и журналисты, которым хотелось бы видеть Кавказ разделённым на части. Но кого они представляют? Чьё мнение они отражают? Россиян? Уверен, что нет! Политического руководства страны? Нет! Россию и Кавказ связывает многое: история, культура, религия, общность исторических судеб, экономическая взаимозависимость, политические интересы. Разумеется, у обеих сторон существуют собственные интересы и ориентиры. Но я думаю, что они не в состоянии противопоставить Россию и Кавказ. Для России, на мой взгляд, предпочтительно видеть Кавказ стабильным, а не раздираемым религиозными противоречиями.

Мы много слышим о том, что разделяет людей разных национальностей и вероисповеданий. Но что нас всёе-таки объединяет? В чём заключается кавказская идентичность и есть ли такая общность, как российский народ?

Нас объединяет то, что мы все являемся творениями Божьими, наш род продолжается от Адама. Если в недавнем прошлом каждый из многочисленных народов мира жил, мало зная о других народах, сегодня мир изменился очень существенно. Человек, благодаря достижениям науки и техники, развитию средств массовой информации, всё больше чувствует себя частицей человечества. Не случайно мир стали сравнивать с большой деревней. А что такое большая деревня? Это - люди, судьбы которых тесно связаны. Следовательно, всех людей мира объединяет общая судьба. Беда или радость, которая касается одного народа, затрагивает в той или иной мере и жизнь других. В этом и заключаются общность, неразделённость судеб, которые, на мой взгляд, характерны для человечества.

Я не специалист по этнологии, и мне трудно говорить о кавказской идентичности. Но думаю, что длительное совместное существование, близость, схожесть культурных и природных условий обитания, тесные связи оставили общий след у всех кавказских народов. Что же касается российского народа, то у меня нет сомнений в его существовании. Да, российский народ существует несмотря на имеющиеся различия между людьми. Более двухсот малых и больших народов давно уже объединены в государство, в течение многих веков живут вместе. У них имеются общие экономические, социальные и политические интересы, понимание того, что они могут добиться улучшения своей жизни только общими усилиями. Я уверен в том, что все этносы, составляющие многонациональный и поликонфессиональный российский народ - по крайней мере, их большинство - не представляют свою жизнь вне России.

В чём, на ваш взгляд, заключается главная миссия людей на Земле?

Всевышний Аллах, задумав создать человека, сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника» (Коран, сура 2, аят 28). Это означает, что человек несет ответственность перед Создателем за всё, что творится на Земле, обязан предпринимать действия по её сохранению и улучшению жизни на ней. Именно по тому, как человек соблюдал свои религиозные обязанности, прожил свою земную жизнь, Аллах будет определять его состояние после смерти. Готовиться к встрече с Творцом, совершая добро и борясь со злом в земной жизни, – вот в чём я вижу предназначение человека. А это означает, что человек должен молиться и трудиться.