БИСМИЛЛАХИР РАХМАНИР РАХИМ!

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!

Дорогие единоверцы, братья и сёстры!

Редакция газеты “Ислам минбере” передала мне несколько писем верующих и служителей культа. Их авторы просят дать ответы на следующий вопрос: соответствует ли канонам нашей религии участие женщин в богослужениях, проводимых в мечети, их избрание в качестве руководителей мусульманских общин? Данный вопрос затрагивает интересы, как минимум, половины мусульман, он непосредственно связан с будущим нашей религии. Вот почему я решил ответить на письма читателей через газету, обратиться к широкой аудитории.

Интерес, проявленный их авторами, является всеобщим, по крайней мере, в нашем регионе. Повсеместно женщины не только участвуют в общих богослужениях, но и являются членами исполнительных органов общин, входят в число руководителей мечетей. Ясира Бедретдинова, возглавляющая департамент благотворительности, избрана членом Президиума Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России.

Уважаемые мусульмане!

Священный Коран и хадисы Святого Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) – это два источника, которыми я руководствовался, готовя ответ на письма. Обратился я и к некоторым историческим работам, содержащим необходимый для этого материал.

Отношение ислама к участию женщин в богослужениях наравне с мужчинами следует из его учения о женщине. Поэтому начну с краткого напоминания данного учения. По исламу, мужчина и женщина изначально созданы Аллахом равноправными: “О люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей, а от них распространил много мужчин и женщин” (сура Ниса). Преимущество человека определяется не его принадлежностью к определённому полу, а его верой и благочестием. Ислам поднял на небывалую высоту женщину, родившую и воспитавшую девочек. Пророк наш Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) часто повторял, что если у человека есть дочери и он обеспечил им образование и прилагает усилия к их воспитанию, Бог избавит его от мук Ада. Священный Коран защищает честь и достоинство женщины: “Те, которые бросают обвинение в целомудренных, небрегущих, верующих, – прокляты они в ближайшей жизни и последней для них – великое наказание в тот день, как будут свидетельствовать против них языки, их руки и их ноги в том, что они делали” (сура Аль-Хадж). Коран выступает за укрепление семьи, от которой во многом зависит благополучие женщины: «О, вы, которые уверовали! Охраняйте свои души и свои семьи от огня, растопкой для которого – люди и камни» (сура Аль-Тахрим).

Ислам наделил женщину определёнными правами в общественной и личной жизни, позаботился об её материальном обеспечении. Участие в богослужениях в мечети является одним из этих прав. История ислама располагает достоверными данными, которые позволяют утверждать, что таким правом женщины пользовались с первых дней существования мусульманской общины. Таких данных очень много, поэтому я приведу лишь некоторые из них.

Мужчины-арабы, усвоившие языческие представления о женщине, вначале с трудом воспринимали мысль о равенстве полов. Еще труднее им было привыкнуть к тому, что женщины могут быть равными в религиозной жизни, могут участвовать в решении дел общины. В таких случаях на помощь женщинам приходил наш Святой Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Его высочайший авторитет способствовал укреплению в мусульманской общине гуманистических представлений о месте женщины в обществе, включая посещение ею мечети. Приведу два хадиса об этом. В первом из них упоминается жена одного из сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), Умара, которая всегда присутствовала на общих утренних и вечерних молитвах. Однажды её спросили: “Почему ты выходишь из дома, ведь ты должна знать, что Умару это не нравится, и он испытывает ревность?” Она сказала: “А что мешает Умару запретить мне это?” Спросили Умара. Тот ответил: “Мне мешают слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), который сказал: “Не мешайте рабыням Аллаха посещать мечети Аллаха”. А другой хадис повествует о том, с каким вниманием наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) относился к участию женщин в общих богослужениях, заботился о том, чтобы они хорошо чувствовали себя среди мужчин. Приведу этот хадис: «Умм-Салама, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Женщины поднимались со своих мест, когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) заканчивал произносить слова “Мир вам и милость Аллаха”; он же задерживался на короткое время на своем месте, прежде чем встать”. Ибн Шихаб сказал: “И я думаю, что Аллах знает лучше, что он задерживался, чтобы женщины могли уйти из мечети, не сталкиваясь с мужчинами, которые закончили молиться”».

Из истории нам известны и другие примеры. Во времена расцвета восточных обществ, последовавшего вслед за возникновением и распространением ислама, женщины выступали с религиозными проповедями перед большими аудиториями. Мы знаем имена многих женщин, которые преподавали в известных мусульманскому миру медресе – высших учебных заведениях, где готовили служителей ислама и правоведов (мужчин).

Уважаемые мусульмане!

Традиция совместного моления мужчин и женщин всегда существовала и в России, в частности среди наших предков – древних булгар. ВIХ–Х вв. ислам, наравне с мужчинами, приняли и женщины-булгарки. Арабский деятель Ибн Фадлан, свидетель официального принятия ислама булгарами в 922 году, пишет: “Мы видим (у булгар. –Р. Г.) племя около пяти тысяч душ мужчин и женщин, все до единого принявшие ислам. Это племя называется Баранджар. Для них мы построили деревянную мечеть, где они молятся”. Я думаю, что этот текст не у нас оставляет сомнений в том, что моления были общими, совместными.

Позднее, в силу причин, не связанных с исламом, женщины перестали участвовать в молениях, проводимых в мечетях. Но в домах продолжали действовать женские общины, руководимые абыстаями – хорошо образованными женщинами, в основном - жёнами имам-хатыбов мечетей. Но уже в начале ХХ века официально поднимался вопрос о посещении женщинами мечетей, а в середине двадцатых годов он был решён положительно. А в годы Великой Отечественной войны зачастую именно женщины выступали инициаторами возобновления деятельности ранее закрытых мечетей, брали на себя все заботы по их функционированию. В послевоенные годы женщины активно отстаивали действующие мечети, когда органы власти пытались под разными предлогами закрыть их, а также добивались открытия новых.

Многоуважаемые мусульмане!

Я сделаю вывод из вышесказанного. Посещение мечетей женщинами полностью соответствует учению Корана о равенстве полов, восходит к первым годам существования ислама и является одобренным самим Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) деянием. Эта традиция имела место еще в далекие времена у наших предков – древних булгар. Значение данного факта не ограничивается только тем, что женщины глубоко усваивают основы своей религии, приобщаются к её непреходящим нравственным ценностям. Речь идёт о женщине-матери, воспитателе нового поколения мусульман. Именно от женщин зависит будущее нашей религии, ответственность подрастающего поколения за принадлежность к исламу, его человеколюбивому учению. Поэтому, на мой взгляд, следует поощрять участие женщин в деятельности наших мечетей, создавать им равные с мужчинами возможности участвовать в управлении делами мусульманских общин.

«Ислам минбере», 1996 г. № 3