Уважаемые участники нашей конференции!

Братья и сестры! Друзья!

Сердечно приветствую Вас братским приветствием : Ас-саламу алейкум ва рахмату ллахи тааля ва баракату – Мир Вам, милость Аллаха и Его благословение!

Мне приятно видеть на нашей Конференции многочисленных гостей из дальнего зарубежья, стран Содружества Независимых государств, высоких государственных и общественных деятелей России, посланцев от ее различных религиозных , конфессий, деятелей науки, культуры, бизнесменов. Столь представительный характер нашего интернационального Собрания – замечательное свидетельство того, что его главная идея получила широкое международное одобрение и поддержку. И я горячо надеюсь, что Конференция даст новый заметный импульс делу углубления разностороннего и плодотворного сотрудничества России со странами Исламского мира.

Выдающийся татарский просветитель, один из лидеров движения за обновление мусульманского сообщества России – так называемого российского джадидизма рубежа Х1Х–ХХ вв. – Исмаил-бей Гаспринский (1851–1914) в книге «Россия и Восток» пришел к очень интересному с точки зрения реалий современной российской действительности выводу: «Мне кажется, – писал он, – что в будущем, быть может недалеком, России суждено будет сделаться одним из значительных мусульманских государств, что, я думаю, нисколько не умалит ее значения как великой христианской державы». Поводом для таких провидческих слов, высказанных Гаспринским в далеком 1881 г., послужило, конечно же, его глубокое и, подчеркнем, верное убеждение в том, что вклад мусульманских народов России в ее самобытное цивилизационное развитие мог бы быть вполне сопоставлен с тем, что внес в него русский православный народ.

С тех пор утекло немало воды, страна в ХХ в. прошла через несколько совершенно разных социально-экономических формаций и политико-идеологических режимов, что, как известно, крайне тяжело отразилось на жизни всех верующих, независимо от их конкретных религиозных конфессий . Вместе с тем, общий вектор развития России как многонационального и поликонфессионального государства остался неизменным, несмотря на весь драматизм и даже трагизм ее истории в минувшем XX веке. И сегодня все мы можем свидетельствовать, насколько, в частности, верным оказалось предвидение ее великого мусульманского сына : нынешняя Россия , если принять во внимание динамику развития ее мусульманского сообщества , действительно является значительной мусульманской страной . И этот факт, кстати, стал в октябре 2003 г. по существу главным аргументом тогдашнего Российского Президента В.В.Путина, когда он, будучи почетным гостем Десятого Саммита ОИК в Малайзии, поставил вопрос о прямом вступлении России в той или иной форме в самую крупную и влиятельную международную исламскую организацию современного мира. «Убежден, – заявил он в своем выступлении на том памятном Форуме, – участие России не только дополнит яркую палитру Организации, оно добавит в ее работу новые возможности, привнесет вес и голос крупной российской мусульманской общественности – Общины, которая уже не отделяет себя от мирового сообщества мусульман и готова к плодотворному участию в его духовной, культурной, политической жизни.

На протяжении многих веков Россия как евро-азиатская страна переплетена с исламским миром традиционными, естественными связями. В нашей стране исторически проживают миллионы мусульман, и они считают Россию своей родиной».

Совсем недавно, в июне текущего года, нынешний Российский Президент Д.Медведев, выступая в Каире на встрече с постоянными представителями стран-членов Лиги арабских государств еще раз разъяснил глубинные причины стратегического характера взаимоотношений России с Исламским миром: «Ислам, – заявил он, – является необъемлемой частью российской истории и культуры… Скажу прямо, у России нет необходимости добиваться дружбы с мусульманским миром. Наша страна сама по себе является органичной частью этого мира: ведь российские мусульмане – это около 20 миллионов наших граждан. Такая цифра говорит сама за себя. Именно поэтому мы ценим наши расширяющиеся взаимодействия с Организацией Исламская конференция, где мы при активной поддержке наших друзей также получили статус наблюдателя». Вдумаемся в этот поистине исторического масштаба факт: миллионы российских мусульман, которые, согласно исламскому вероучению, являются, как и все остальные мусульмане, неотъемлемой частью всемирной мусульманской Уммы, благодаря активному содействию своего государства влились в нее и формально!

То есть начало XXI века ознаменовано для российских мусульман полным восстановлением живой связи с ней, а осень 2003 года, когда В.В.Путин, сделал свои исторические заявления на Исламском Саммите в Малайзии, они рассматривают как важнейшую веху в своей новейшей истории, с которой началось масштабное восстановление их исторических связей со своими зарубежными единоверцами. И отрадно отметить, что российские мусульмане приложили немало сил для того, чтобы Россия могла успешно и в короткие сроки интегрироваться в ОИК. Эта идея постоянно звучала в ходе визитов в арабские страны, а также в наших выступлениях на многих конференциях, которые проходили как в России, так и за рубежом. Об этом я не раз говорил во время встреч с монархами Марокко, Кувейта и Саудовской Аравии. Могу вспомнить наше официальное обращение в адрес Президента Исламской республики Иран Мухаммада Хатами, который с 1998 г. возглавлял ОИК в качестве Председательствующей страны. Таким образом, можно констатировать, что мы, мусульмане, в рамках возможностей религиозной, народной дипломатии сделали все от нас зависящее, чтобы сблизить Россию с исламским миром.

Заслуживает самых высоких оценок и огромная работа в этом направлении, проделанная МИД'ом РФ и внешнеполитическими структурами, курирующими и координирующими государственные связи с арабо-мусульманским миром. Большие усилия по разъяснению важности вступления России в ОИК были сделаны нашими учеными-исламоведами – академиком Е.М. Примаковым, директором Института Востоковедения В.В. Наумкиным и многими другими Сегодня можно уверенно констатировать , что вступление России в ОИК – это плод целенаправленных и коллективных усилий как самого государства и российского общества, так и мусульманской общественности в целом.

Итак, подчеркнем еще раз, курс на всемерное сближение России с Исламским миром – это естественный курс, имеющий под собой глубокие и прочные основания. По меткому выражению, Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева «стремление к развитию долгосрочного сотрудничества с Исламским миром – это не конъюнктурный момент для России». И наша общая задача, на мой взгляд, заключается в том, чтобы как можно полнее и эффективнее использовать открывшиеся 5 лет назад возможности реальными конкретными делами и совместными с государством программами. Это могло бы найти отражение не только в росте масштабов экономического сотрудничества России с мусульманскими странами, которые сегодня, несомненно, значительно ниже, чем они могли бы быть. В Москве по инициативе председателя Торгово-промышленной палаты академика Е.М.Примакова успешно действует Российско-арабский деловой совет с двусторонними комиссиями. По нашей инициативе совместно с Исламским банком развития изучаются возможности практического использования механизмов исламского банкинга в российской финансовой системе. В СМР разработана программа по знакомству с элементами исламских финансовых институтов с целью их дальнейшего внедрения в практическую деятельность российских банков. В условиях мирового финансового кризиса такие шаги могут быть очень востребованы в недалеком будущем. Не сомневаюсь, что они безусловно будут успешными при условии всемерного развития наших связей с ОИК и такими ее аффилированными органами, как например, Исламская Организация по образованию, науке и культуре (ИСЕСКО), своеобразная параллель ЮНЕСКО для Исламского мира.

Очень скоро весь Исламский мир и, естественно, вместе с ним и мы, будем отмечать 40 летие ОИК. Значение этой крупнейшей международной Организации, объединяющей 57 государств , стремительно растет, что объясняется ростом роли ислама и в целом мусульманских государств в международной жизни. Для мусульманского сообщества России 40 летие ОИК – хороший повод еще раз вспомнить, что Россия исторически является важной цивилизационной составляющей мусульманского мира. Более того, важно отметить, что мусульманские народы России вносили и продолжают вносить свою заметную лепту как в формирование российского государства, так и во многом привносят в мусульманский мир собственный, проверенный веками конструктивный опыт мирного межконфессионального диалога и сотрудничества.

Российское мусульманское сообщество является надежным мостом, соединяющим мир ислама и нашу многонациональную державу. Впервые народы Северной Евразии познакомились с учением пророка Мухаммада e) более 14 веков назад. Как отмечает известный средневековый ученый Табари, это произошло в седьмом веке на территории Дагестана, а именно в Дербенте, куда мусульмане принесли свою религию и арабский язык, ставший на многие столетия языком межнационального общения. Очень плодотворной зоной межкультурного и международного диалога стало Среднее Поволжье, где на рубеже 8–9 вв. сформировалась Волжская Булгария, первое на территории современной России государство с официально обозначенной конфессионально культурной традицией. Важно подчеркнуть, что первое масштабное государственное объединение русского православного и тюркских мусульманских народов произошло в ХIII–ХIУ вв. в составе мусульманской Золотой Орды, когда именно благодаря политической воле золотоордынских ханов началось собирание разрозненных русских княжеств вокруг Москвы. Можно согласиться с мнением выдающегося российского историка ХIХ в. Н.М.Карамзина: «Москва обязана своим величием ханам». Эта оценка касается и России в целом.

Во время наших последних встреч с генеральным секретарем ОИК Э.Ихсан-оглу особое внимание мы уделили задаче сплочения усилий по противодействию в мусульманской среде экстремистским идеям, подчеркивая необходимость активизации работы по продвижению в массы идеологии умеренности (аль васатыя), которая является залогом мирного сосуществования религий и цивилизаций. Отмечу выдающуюся роль в продвижении этой идеологии со стороны лично Эмира Кувейта шейха Сабаха аль-Ахмада аль-Джабера аль-Саббаха, а также нашего брата Первого заместителя Министра по делам ислама и вакфов Кувейта Аделя Абдаллы аль-Фаляха, который прилагает немало сил в этом направлении. Надо отметить, что на основе реализации идеи умеренности Исламский мир может внести серьезный вклад в формирование новой, справедливой системы мироустройства. В этом направлении уже много делается, в частности, успешно действует Группа стратегического видения «Россия и Исламский мир»; летом прошлого года в Мадриде под патронажем Короля Саудовской Аравии Абдаллы ибн Абдуль-Азиза Аль Сауда и Короля Испании Хуана Карлоса состоялась "Всемирная конференция по диалогу между культурами и религиями", участники которой заявили о важности стимулирования диалога, взаимопонимания и толерантности между людьми и уважения разнообразия их религий и культур. С важными инициативами здесь выступает также созданный по инициативе нашей страны Международный общественный форум "Диалог цивилизаций", деятельность которого получила широкое признание в мире. Добрых слов заслуживает деятельность платформы "Диалог Евразия" и, конечно же, телевизионный канал «Россия сегодня» на английском и арабском языке, созданный при содействии АП РФ. Уже сегодня можно говорить о том, что каналу во многом удалось продемонстрировать истинный образ России, сыграть замечательную роль по преодолению негативных мифов и стереотипов о России, все еще, к сожалению, бытующих в современном мире, включая и обширный мир ислама. Многие зарубежные мусульмане, с которыми приходится общаться здесь, в России, или за границей признаются, что для них канал «Русия аль-яум» уже не просто источник информации исключительно об одной только России, но еще и авторитетный альтернативный источник международной информации о происходящем в мире вообще. Это наглядно свидетельствует том, что позиция России по многим вопросам близка арабам. Отсюда, думается, что появление спутникового канала на русском языке о богатом, многообразном исламском мире, например – при ОИК, помогало бы и мусульманам России лучше познавать своих зарубежных братьев по вере, способствовало бы также преодолению не всегда изжитого еще недоверия к ним у отдельных социальных групп в России.

Курс на сближение с мусульманским миром, ставший одним из главных международных приоритетов России, должен носить системный, продуманный характер. Здесь есть поле для совместной деятельности мусульманских организаций (причем, не только религиозных) и государства. Опираясь на традиции доброго сотрудничества, накопленные на протяжении веков российскими мусульманами и их зарубежными единоверцами , мы развиваем сегодня двухсторонние международные связи практически со всеми странами Исламского мира в лице их полномочных органов и представительств, например – с Министерствами исламских дел и вакфов Саудовской Аравии, Кувейта, Турции; Всемирной исламской лигой, Комитетом мусульман Азии (Кувейт), Международной организацией по сближению мазхабов (Иран), Международной ассамблеей Исламского Призыва (Ливия) и др.

Добрые плоды отмеченного сотрудничества уже можно наблюдать и в сфере исламского образования, которое нашим российским государством признано делом общенациональной важности. Сегодня крупные исламские университетские центры действуют в Казани, Махачкале, Москве. Открытие недавно Исламского университета имени Кунта Хаджи в Грозном, который благодаря личному заинтересованному участию Президента Чечни Рамзана Кадырова оснащен по последнему слову техники, – лучшая иллюстрация сказанного. Если будущие имамы будут проходить обучение у себя на родине, а уже потом стажироваться и совершенствоваться в исламских науках в признанных университетах исламского мира, от этого, я уверен, выиграет и сама умма, и государство в целом. Но этот процесс нуждается в общей заботе и поддержке государства.

В заключении хочу вновь остановиться на международном аспекте отношений России с арабо-мусульманским миром. Российские мусульмане всегда чутко реагируют на факты несправедливости и эскалацию насилия в отношении своих единоверцев. Мне импонирует позиция нашего государства, которая в своей внешней политике в последние годы исходит из важности нравственной составляющей международных отношений. Это ощущается в энергичных усилиях России в нормализации положения в Ираке и Афганистане на основе достижения национального согласия, политико-дипломатическом урегулировании проблемы иранской ядерной программы, укрепления стабильности в Ливане, решения палестинской проблемы через прекращение оккупации палестинских и других арабских земель. Я абсолютно уверен, что обеспечить прочную безопасность на Ближнем Востоке можно только на основе справедливого и всеобъемлющего урегулирования арабо-израильского конфликта. Непременным результатом такого урегулирования должно стать создание суверенного и независимого Палестинского государства. Мучениям наших палестинских братьев должен быть положен конец! Поэтому идея проведения в Москве Международной конференции по Ближнему Востоку, с инициативой созыва которой Россия выступила еще в 2005 г. в Каире, мне представляется очень важной и актуальной.

Завершая свое выступление, хотел бы еще раз подчеркнуть, что углубление и развитие отношений России с арабо-мусульманским миром отвечает интересам наших народов. Оно тем более естественно и органично для миллионов людей, объединенных общностью исламской религии и общей духовной традицией. Священный Коран, обращаясь ко всем людям доброй воли, призывает: «Сотрудничайте в добре и благочестии, но не сотрудничайте во зле и грехе» (5:3).

Да обеспечит всем нам Всевышний Аллах успех в наших делах, что угодны Ему,

Ва ас- саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракату! – Да пребудет с Вами милость Аллаха и его благословение!