БИСМИЛЛАХИР РАХМАНИР РАХИМ!

ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!

Мне как религиозному деятелю неоднократно приходилось высказываться по проблеме экстремизма, попыток связать его с исламом. И, готовясь к сегодняшней конференции, я ещё раз обратился к собственным выступлениям и к официальным документам Совета муфтиев России по этому вопросу. Главное внимание в них я уделял обоснованию, доказательству единственного тезиса – ислам не является первопричиной, источником экстремизма и терроризма. Такой акцент был вынужденным ответом на многочисленные публикации в средствах массовой информации, выступления отдельных политических и общественных деятелей, которые, говоря об экстремизме и терроризме, прямо связывали эти действия с учением ислама.

Так продолжалось, к сожалению, в течение многих лет. И нам, мусульманским деятелям, приходилось защищать учение своей религии от несправедливых утверждений, доказывать, что ислам категорически отвергает агрессию и террор, не только не призывает своих последователей к экстремизму и терроризму, но и осуждает эти явления. Не могу утверждать, что подобные обвинения учений ислама остались в прошлом. Достаточно лишь отметить, что и в наши дни отдельные правоохранительные органы продолжают искать крамолу в трудах таких признанных мусульманских богословов, как Саид Нурси, там, где её не было и нет.

И не единичны случаи, когда после теракта, после совершённого где-то преступления преследуют и задерживают мусульман, никоим образом к этому событию не причастных.

Но, благодарение Аллаху, времена начинают меняться. Достаточно отметить, что глава нашего государства Владимир Владимирович Путин, авторитетные политические, научные и общественные деятели признали, что ислам, как и другие традиционные для России религии, не призывает верующих к насильственным действиям, направленным против основ государства и мирных, ни в чем не повинных граждан.

Преступления и террористические акты совершаются также представителями других религий, и из-за их действий не должны быть предъявлены обвинения всей религии и на её последователям!

«Миллионы российских граждан, исповедующих ислам, имеют право чувствовать себя органичной частью исламского мира. Развитие отношений с исламским миром является одним из приоритетов внешней политики России», – эти слова принадлежат Президенту Владимиру Путину. «По нашему глубокому убеждению, деление мира по конфессиональному, цивилизационному принципу гораздо опаснее, чем прежнее деление по идеологическим принципам», – утверждает Президент.

На протяжении нескольких последних веков наблюдается отставание исламского мира в сфере науки, технологии и, следовательно, экономики, результатами чего становятся кризис, а также многие другие отрицательные явления, что ведет к ослаблению исламских стран. Распад колониальной системы лишь усугубил данную ситуацию.

Одним из последствий вышеупомянутого кризиса стали расслоение общества в исламских странах, неприятие народными массами своих правителей и элиты, а также империализма.

Из данной картины, представленной в общих чертах, становится ясно, что возникновение экстремизма – это как бы следствие, а не причина, поскольку социальная несправедливость, нищета народных масс в регионах, а не принадлежность к религии порождают реакцию, ставшую основой терроризма.

Существует мнение о том, что национализм, расизм и откровенный фашизм в сегодняшнем обществе развиваются активнее, чем другие социальные течения. Всё более демонстративный характер, по наблюдениям экспертов, приобретает насилие организованных скинхедских группировок.

Уважаемые участники конференции!

В нашем обществе постепенно начинает формироваться убеждение в том, что действия отдельных лиц и групп нельзя приписывать религии, её учению. И признание этих истин нашим обществом даёт мне возможность сегодня поговорить о профилактике экстремизма, в том числе - использующего ислам в качестве самооправдания, что противоречит нашему учению, заветам Священного Корана.

С одной стороны, я говорю о том, что ислам не имеет отношения к экстремизму, а, с другой - об экстремизме, «окрашенном в цвета ислама». Противоречия здесь нет потому, что в первом случае речь идёт об учении ислама, не требующем от верующего противостояния изменениям, происходящим в обществе по воле Всевышнего Аллаха, приветствующем мусульманина, сохраняющего верность своей религии, живущего и действующего в соответствии с требованиями эпохи. Именно на это направлены заветы Всевышнего Аллаха и Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) мусульманам, закрепленные в Священном Коране и хадисах Пророка нашего Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Во втором случае речь идёт о верующих, их личном отношении к изменениям, происходящим в жизни общества и отдельных людей. И мы должны признать тот факт, что среди российских мусульман встречаются люди, отрицательно относящиеся к сегодняшней действительности. В их понимании возрождение ислама, начавшееся в России после 1991 года – это возврат к далёкому прошлому, к временам, когда все сферы жизни без исключения находились под влиянием шариата и духовенства, возможность построить мифический всемирный исламский халифат. Это - люди, которые стремятся копировать образ жизни мусульман, живущих в странах, резко отличающихся от России своей историей, уровнем социально-экономического, духовного развития своих граждан. Таких людей не устраивает отделение государства от ислама, освобождение многих сторон жизни общества и личности от религиозного воздействия. Им не нравятся служители ислама и простые верующие, живущие и действующие с учетом многонационального и поликонфессионального характера России, реальной жизни, требований эпохи. Они считают себя борцами за истинный ислам и готовы обвинять в неверии не только последователей других религий, верующих в Единого Бога, но и своих единоверцев, не разделяющих их взглядов. Из таких людей и состоят экстремистские группировки.

Много ли таких мусульман в нашей среде? Совсем немного. Но проблема заключается в том, что именно они формируют неверное представление об исламе и мусульманах у последователей других религий, наносят колоссальный вред гражданскому миру и согласию в обществе, вносят смуту в ряды мусульманской общины. По точному выражению Генерального секретаря Организации Исламской Конференции Экмаледдина Ихсаноглу, «ислам стал заложником кучки экстремистов и террористов». Важность своих задач мы видим в том, чтобы изменить сложившиеся и усердно создаваемые стереотипы об исламе, прекратить вынесение информации об «исламистах» в броские заголовки и репортажи СМИ, информировать наших сограждан об истинном учении ислама и правде о последователях нашей миролюбивой религии.

Время показало, что административные меры не дают желаемого эффекта в борьбе с экстремизмом и, тем более, в его профилактике. И перед нами теперь стоит следующая задача: добиться такого положения, когда ряды прикрывающихся религиозным флагом экстремистов не только не будут расширяться, но и постепенно сойдут «на нет». Что же мы можем противопоставить предрасположенным к экстремизму мусульманам?

Уважаемые участники конференции!

Поскольку истоки религиозного экстремизма - это незнание учения религии, то, повторяю, самым эффективным способом преодоления и профилактики этого явления должно стать просвещение верующих. Что же касается учения ислама, то в нём заложен огромный потенциал, который можно охарактеризовать одним понятием. И понятие это – "умеренность" (по-арабски - "аль васатыйя"). Хочу обратить ваше внимание на то, что об умеренности ислама люди заговорили не в связи с событиями 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Ведущие мусульманские богословы начали изучать, говорить и писать об этой черте ислама задолго до трагических событий, задолго до того, как на Западе, а потом и в России ислам прочно связали с экстремизмом и терроризмом, появился модный термин "исламский экстремизм". В некоторых мусульманских странах умеренность или идеология "срединного пути" была взята в качестве социальной доктрины ислама. В апреле 2006 года в Кувейте прошла Всемирная конференция мусульманских богословов, обсудившая вопрос об изучении и распространении идеологии умеренности в исламе. Очередная такая конференция закончилась неделю назад.

Изучением и распространением умеренного ислама, формированием умеренности в сознании и поведении верующих занимается Совет муфтиев России. В 2006 году мы провели в Москве международную конференцию, посвящённую данному вопросу. Первые результаты нашей встречи были опубликованы в нашей газете "Ислам минбере" в виде девяти проповедей. Подготовлен также ряд проповедей и наставлений по этой теме.

Согласно учению нашего Пророка, «Ислам – религия середины и не приемлет крайностей».

Многоуважаемые участники конференции!

Утверждённый нами регламент не даёт мне возможности развёрнуто представить вам понятие умеренности во всех аспектах учения ислама. Поэтому я ограничусь изложением положений Корана и хадисов, принципиально важных для профилактики экстремизма.

  1. По исламу, с религией связаны буквально все стороны жизнедеятельности человека. Всевышний Аллах любит Своё творение – человека, знает его силу и слабости и "возлагает на душу только то, что она может" (23: 64).

Общеизвестен хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), сказавшего: "Облегчайте людям жизнь, а не затрудняйте, возвещайте им благое, а не отталкивайте их от себя".

  1. В Исламе действует следующий принцип: "Нет принуждения в религии" (2:256). Этим принципом нельзя руководствоваться, не будучи умеренным, не отказавшись от любых насильственных действий по отношению к другим из-за вопросов веры.

Уважаемые участники конференции!

Недавно мы с вами, как и все россияне, узнали о раскрытии заговора, готовящегося террористического акта против губернатора Санкт-Петербурга Валентины Ивановны Матвиенко. И насколько же сильной была негативная реакция мусульман, когда задержанный участник подготовки теракта в итоге оказался якобы недавно принявшим ислам! Средства массовой информации и здесь постарались! В подоплеке этой информации преподносится, что на преступление его подтолкнул переход в ислам!

Неоднократные призывы государственных деятелей, политиков, специалистов и аналитиков по формированию общественного мнения - не называть национальность преступника, чтобы не обострять отношения с соседними народами, не называть принадлежность к той или иной религии, чтобы не вызвать межконфессиональную конфронтацию, не были услышаны. Возникает следующий вопрос: а не пора ли принять закон на запрет информирования о национальной и конфессиональной принадлежности нарушителей закона?

Может быть, действительно, следует придать силу закона этим столь важным моментам в деле сохранения единства российского общества, нашей России?

Журналистам, работникам СМИ следует непременно уяснить – ни в коем случае нельзя присваивать террористам и самоубийцам-смертникам священные для мусульман звания: такие, как «шахид», «шахидка», а называть их теми, кем они являются: террористами и самоубийцами. Это очень важно - нельзя делать их примером для подражания, соблазняя подростков, которые попадают в сети лжеучения проповедников.

Ситуация, связанная с угрозой жизни губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко, возникла в том числе как результат утраты контроля над религиозным просветительским процессом, фактически отданным заезжим проповедникам, по-своему трактовавшим священные обязанности мусульманина, – и это обстоятельство, наряду с отсутствием в регионе авторитетного мусульманского духовного лидера, чуть не стало причиной большой трагедии.

Я запланировал на 14 июня провести в Москве совещание с участием мусульманских и общественных организаций Санкт-Петербурга по вопросу восстановления просветительской работы в Санкт-Петербурге и области для преодоления подобных ситуаций в будущем. Ещё раз повторю: для того, чтобы в России не появлялись учителя, несущие чуждые знания, вредную идеологию, и миссионеры, вовлекающие в свои сети непросвещённых граждан, не знающих истинного учения своей религии, нам необходимо серьезно задуматься о нашей молодёжи, о просвещении и воспитании поколения, которому мы передадим нашу Россию.

Для этого необходимо не запрещать строительство мечетей, а наоборот, помогать в их строительстве, создавать условия для того, чтобы там служили имамы, получившие образование в исламских учебных заведениях, проповедовали люди, любящие свою страну, которые несли бы прихожанам слова о мире и согласии в нашем общем доме. А это означает, что в России необходимо создавать и поддерживать религиозные образовательные учреждения и для мусульман,предоставлять эфирное время на телевидении и радио и мусульманским религиозным деятелям для просвещения широких слоев многонационального населения Великой России.

На мой взгляд, наиболее надёжным фактором преодоления и профилактики экстремизма среди представителей ислама является учение ислама и основанное на нём просвещение мусульман.

За годы Советской власти количество мечетей было сведено к минимуму, в течение 60 лет не действовало ни одно исламское духовное учебное заведение, вообще не издавалась религиозная литература. Несколько поколений советских мусульман выросли, не слыша живого слова имама, да и имамов, способных вести религиозное просвещение, было очень мало. Честь и хвала старшим поколениям российских мусульман, сохранившим для потомков свою многовековую религию, несмотря ни на что. Но сегодня некоторые дети и внуки этих мусульман, выросшие в условиях религиозной свободы, обвиняют других единоверцев, даже своих родителей в том, что они являются ненастоящими мусульманами, а то и неверующими. На чём же основывают свои претензии эти молодые люди? На якобы единственно правильном знании ими ислама, то есть, они апеллируют именно к учению религии. Но обладают ли они систематическими знаниями о становлении, сущности и истории нашей веры, проникают ли глубоко в учение Корана и хадисы? Прочитав несколько брошюр, написанных неизвестно кем, ссылаясь на увиденное вдали от России или услышанное от кого-то, экстремисты считают себя знатоками ислама, навязывают своё понимание религии другим мусульманам.

Всемирно известный мусульманский богослов современности Юсуф аль-Кардави особо отмечает, что экстремисты, не умея отличить главное в исламе от второстепенного, заставляют своих единоверцев делать то, что им не положено, неправомерно увеличивают количество запретов для мусульман. Они объявляют кяфирами (неверными) тех, кто, в их представлении, не достиг совершенства веры. Доказательством же для них служат поступки, малозначащие с точки зрения ислама.

Уважаемые участники конференции!

Когда мы обсуждаем вопрос путей преодоления экстремизма, нам, мусульманским религиозным деятелям, нужно говорить и об объединении усилий мусульманских организаций с целью перестройки содержания исламского просвещения, создания учебников, различных пособий, показывающих умеренность ислама, поскольку нам приходится констатировать, что в мировых СМИ слово «террор» нередко встречается рядом со словом «ислам», а в связи с акциями террористов-смертников «мусульмане» приобрело явно негативный оттенок.

Для выработки верных путей борьбы с терроризмом следует исходить из того, что виновен лишь тот, кто преступил закон. И наказан может быть лишь тот, кто виновен. Как многократно говорится в Священном Коране: «Никто не несет ответственности за чужие грехи» (6:164).

Мы настаиваем на необходимости разъяснять не только мусульманам в мечетях, но и повсеместно о том, что ислам и террор несовместимы, и в мусульманстве нет места террору, а акции террористов-самоубийц в исламе считаются страшным преступлением.

На наш взгляд, сегодня исторически необходимо определить и донести до всех тот факт, что джихад не является призывом к войне и террору. Священные для мусульман понятия не должны превращаться в термины для ярких заголовков.

Для выработки стратегии борьбы с терроризмом важно понимать, что в отсталых странах, вне зависимости от того, мусульманские они или нет, существует разделение по идеологическому признаку, присутствуют внутренние столкновения и, одновременно, отрицательная реакция на империалистические страны.

Терроризм не имеет национальной или конфессиональной принадлежности. Террор получил тенденцию к распространению после развала колониальной системы и ещё больше усугубился как протест против однополярного мира с развалом Советского Союза. Невозможно искоренить терроризм и экстремизм без решения ближневосточного конфликта между Израилем и Палестиной, который напрямую или косвенно отражается на всех мировых процессах. Пока будут продолжаться «демократизация» в Ираке и создание «свободной» страны по западным лекалам в Афганистане, пока однополярность мира будет вызывать протест, до тех пор явная несправедливость постиндустриального и секулярного общества, безапелляционная агрессивность и диктат будут приводить к тому, что молодые горячие люди будут браться за камни и за оружие, видя безысходность своей борьбы за справедливость. К сожалению, всёе это в итоге приводит к экстремизму, гибели сотен и тысяч неповинных людей.

Важно восстановить не только международное право, но и мировую этику. Перед лицом мировых событий возрастает значение религиозных и моральных ценностей, совокупности правил, ниспосланных нам Всевышним Создателем.

Искоренить мировой экстремизм и терроризм невозможно без определения их действительных источников и причин, без преодоления расслоения общества, без просвещения и диалога, взаимного познания разных наций и последователей различных религий.

Для современной России принципиально важно, чтобы на всех уровнях созрело понимание опасности, которую представляют ксенофобия и связанный с ней экстремизм, получившие почву для развития после геополитической катастрофы – развала Советского Союза. В этой связи важно приложить последовательные усилия для защиты представителей всех традиционных религий, всех национальностей, всех граждан от дискриминации и ксенофобии.

Для нас важно контролировать заполнение идеологического вакуума в России, решать экономические, демографические вопросы, особенно проблему адаптации трудовых мигрантов.

Мы, мусульмане России, считаем своей задачей делать всё возможное для адаптации мигрантов из мусульманского ближнего и дальнего зарубежья, знакомя их с российскими традициями и призывая уважать законы страны, в которую они приехали. Одновременно все граждане нашей страны должны понимать, что экономика России требует притока рабочих рук, а все приехавшие к нам люди имеют право на свою культуру. Очень важно осознавать право людей на сохранение своих традиций, воспитывать уважение к личности каждого человека.

Неуважительное, оскорбительное отношение, ущемление прав и свобод, пренебрежение к духовным и культурным ценностям народов приводит к ответным действиям, что способствует распространению экстремизма в обществе.

«Только объединив усилия, мы сможем дать адекватный и эффективный ответ на современные вызовы", – говорится в обращении В. Путина к участникам первой встречи группы «Стратегическое видение: Россия – Исламский мир».

И очень убедительно звучат слова Президента РФ В.В. Путина о том, что «только совместными усилиями мировое сообщество сможет адекватно ответить на угрозу международного терроризма и попытки спровоцировать межцивилизационный конфликт».

Вас-саляму алейкум, ва рахматуллахи ва баракатух!

Мир Вам, милость Аллаха и Его благословение!