Мусульманское просветительство – это даава, грамотная богословская и проповедническая работа, прогрессивная общественная деятельность по распространению истинно исламских идей, принципов, ценностей и знаний, ликвидации религиозной безграмотности, борьба с ложными измышлениями относительно ислама. Главная миссия ислама – это формирование личности, семьи и общества, преисполненных праведности и добродетелей, воспитание человека, здорового душой и телом.

К началу демократических преобразований в современной России большинство мусульман не владели знаниями об исламе. К сожалению, и сегодня многие люди далеки от мечетей, просветителей, религии своих отцов и дедов. Современный мир быстро меняется. Идёт процесс глобализации, смешения культур и ценностей, насаждается культ насилия, пропагандируются бездуховность и безнравственность. В сегодняшнем мире люди забывают о значении веры и религиозной практики, редко вспоминают и говорят о Боге. Мусульмане при этом не являются исключением.

В подобных условиях исламское образование и просвещение приобретает особую актуальность. И время, и общество требуют грамотного, мудрого подхода к просветительству в исламе. Подобная деятельность в исламе не является прерогативой только отдельных лиц. В соответствии с нормами ислама, каждый мусульманин обязан в первую очередь овладевать знаниями, овладевший знаниями – должен стремиться быть просветителем, ибо Посланник Аллаха приказал нам всем: «Сообщите от меня хотя бы один аят».

Особый груз ответственности, естественно, ложится на тех, кто по воле Всевышнего Аллаха и по его предначертанию, став имамом, муфтием, взял на себя это ответственное дело, или тех, кто получил достаточные знания об исламе, чтобы передавать их другим.

Активистов исламского просветительства ждут трудности, непонимание, неприятие и неблагодарность со стороны отдельных граждан, но от Всевышнего Аллаха последует высокая награда за их усилия. Всевышний сказал: «Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно, и говорит: «Воистину, я один из мусульман»?» (41:33). Создатель обращается к людям, вопрошая их: разве может кто-то быть прекраснее своею речью, чем тот, кто призывает к религии Аллаха? Сам Господь миров восхваляет исламских проповедников и просветителей, несущих людям истинные знания и правильное понимание религии. Посланник Аллаха сказал: «Клянусь Аллахом, если Аллах наставит через тебя на прямой путь лишь одного человека, это будет для тебя лучше, чем мирская жизнь, и всё, что в ней».

Но, к сожалению, я вынужден отметить отсутствие профессиональной просветительской работы во многих исламских организациях России, слабый уровень существующих исламских образовательных учреждений, примитивность проповедей многих имамов, которые не дают ответов на актуальные вопросы верующих. Всё перечисленное в сочетании с существующей исламофобией, религиозной нетерпимостью в обществе, религиозной безграмотностью мусульман, с одной стороны, и пропагандистской активностью радикальных антиисламских групп - с другой, создало благодатную почву для усиления экстремистских течений, которые вовлекают в свои сети неподготовленную молодёжь.

Наши предки в тяжелые годы атеизма показали нам достойный пример того, что исламский призыв не должен прекращаться даже в самых тяжелых условиях. Сегодня государство предоставляет нам необходимые конституционные права, свободу и условия для ведения религиозной деятельности. И поэтому бездействию нет оправдания.

Значение и важность исламской просветительской работы в современной России трудно переоценить. Исламское просветительство способно стать одним из важных факторов гармонизации и стабилизации российского общества. Для этого необходимо начать широкое исламское просвещение (не прозелитизм, не переманивание) как среди мусульман, так и среди остального населения страны, направленное на распространение правильного понимания учения нашей священной религии, идей умеренного центристского ислама (аль-васатиййи), принципов добрососедства, толерантности, веротерпимости и патриотизма. Основное внимание должно быть обращено на молодёжь. Мусульмане должны распространять достоверные знания об исламе, чтобы люди имели возможность осознанно выбирать веру. Поэтому мы должны жить среди людей, общаться с ними и не избегать общества, в котором мы живем.

Реальным результатом и плодами профессиональной просветительской деятельности мусульманских организаций должны стать вовлечение мусульманского потенциала в созидательные процессы, интеграция мусульман в единое российское социальное пространство, снятие напряжённости в межнациональных и межконфессиональных отношениях, ограничение влияния исламофобии.

Таким образом, можно сказать, что от успеха работы просвещённых, грамотных и авторитетных религиозных деятелей и проповедников, от исламского просветительства в целом зависит будущее России. Поэтому сегодня, осознавая ответственность за ислам и Россию, мусульмане России обязаны направить свой потенциал, прежде всего, на достижение успеха в деле распространения истинного ислама, поднятия авторитета и доброго имени ислама как религии мира и справедливости.

Осознавая серьёзность данного вопроса, мы создали Департамент духовно-просветительских программ СМР, призванный наладить системную просветительскую работу. В рамках этой деятельности проводится и сегодняшнее мероприятие, которое призвано стать регулярным, по крайней мере - на период становления профессионального исламского просветительского движения. Сегодня мы собрались, чтобы обсудить основные вопросы и проблемы исламского просветительства: определить главные задачи, направления, приоритеты, принципы и проблемы исламского просвещения в России и обозначить шаги по усовершенствованию его форм, методов и содержания.

Обращаясь к мусульманским проповедникам и просветителям, я считаю необходимым обратить их внимание на следующие основные принципы и методы, которыми они должны руководствоваться.

1. Личный пример – лучший метод просветительства, поэтому мы должны следовать истинному исламу в повседневной жизни. Объяснять основы ислама очень важно, но не менее важно жить так, чтобы люди видели, как вера преображает нас и помогает нам жить, преодолевать трудности, быть добропорядочными гражданами, готовыми придти на помощь соседям. Призывать к исламу – значит, стать примером, каким был для нас Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Только правильные слова, книги и теории не могут изменить людей, которые руководствуются и примерами.

2. Мы не должны забывать о том, что все люди связаны узами братства. Мы имеем общие корни, и Аллах Всемогущий восклицает в Коране: «О люди!», обращаясь ко всем людям – «сынам Адама». Поэтому мы должны нести в своем сердце симпатию ко всем людям, независимо от их вероисповедания. Каждый человек – наилучшее творение Господа, знамение, проявление величия Аллаха. Наша мудрость и искренняя вера должны проявляться в нашем умении жить в мире и согласии с людьми.

3. Мы не имеем права высокомерно судить людей, давать им всевозможные оценки и навешивать ярлыки, а обязаны быть терпеливыми и искренне призывать их к правде и справедливости, вести диалог и аргументированно разъяснять свою позицию.

4. Исламское просветительство не нацелено на навязывание своего взгляда, вероучения, на поспешное обращение человека в ислам. Аллах учит: «Нет принуждения в религии. Прямой путь ясно отличен от ложного» (2:256). Поэтому мусульмане на протяжении веков не старались насильно завлекать людей к себе в мечети, не навязывали свою веру, но всегда заботились о том, чтобы быть образцом для других и чтобы образ ислама и мусульман был правильным в глазах окружающих.

5. В просветительской деятельности необходимо избегать ненужных споров и конфликтов с окружающими. Необходимо преподносить ислам как послание, призывающее к спасению, братству, любви, справедливости и благополучию в обоих мирах.

6. Следует помнить о методологии просветительства, которой научил нас Всевышний: «И призывай к пути Господа своего с помощью мудрости и доброго увещевания. И веди с ними диспут наилучшим образом». И если даже пришлось вести диспут, то необходимо использовать в нём лучшие методы и средства.

7. Необходимо также помнить о недопустимости нарушения принципов ислама в просветительской деятельности, какими бы благими намерениями они ни были продиктованы.

Скажу несколько слов о том, какими качествами должен обладать проповедник-просветитель, чтобы его деятельность была более эффективной. Вкратце их можно сформулировать следующим образом. 1. Искренность и чистосердечность в работе. 2. Хорошее знание основ учения своей религии. 3. Умение выслушивать собеседника. 4. Толерантность, веротерпимость. 5. Высокая культура поведения и общения с собеседником. 6. Высочайшая мораль и нравственность, которые облегчают общение и понимание. 7. Спокойствие, мудрость и уравновешенность. 8. Опрятная внешность. 9. Хорошие манеры, знание языка общения. 10. Объективность в суждениях. 11. Аргументированность в разговоре, диалоге.

Выше я перечислил лишь немногие из тех качеств, которые необходимо воспитать в себе каждому просветителю. Залог успеха в донесении основ ислама заключается в следовании поступкам Посланника Аллаха и его призывам. И если мы сможем хотя бы частично воспитать в себе те качества, которыми обладал Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), то сам Всевышний откроет нам пути диалога, облегчит нашу задачу, даст нам частицу мудрости.

Быть верующим – это дар Аллаха Милосердного, и мы не можем по своей воле направить прямым путём тех, кого мы любим. Однако нести и передавать послание Аллаха обществу, в котором мы живем, очень важно, и мы будем призваны нашим Господом к ответу за то, насколько хорошо мы выполняли эту обязанность. Как бы это ни было тяжело для нас, мы должны осознавать то, что работаем ради Аллаха, и наша награда ждёт нас не только в этой жизни, но и в жизни Вечной.