Я приветствую вас традиционным исламским приветствием «Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатух». В зале со­брались наши братья, Митрополит Архиепархии Божьей Матери в Москве, архиепископ Тадеуш Кондрусевич, Монсеньор Андрей Стецкевич, генеральный викарий Римско-католической Архиепархии Божьей матери в Москве, ректор Библейско-богословского ин­ститута Св. апостола Андрея проф. Алексей Бодров, директор центра «Религии в современном обществе» профессор М. П. Мчедлов. В работе конференции принимают участие видные представители общественности, известные учёные-религиоведы, посол Лиги арабских государств г-н Саид аль-Барами.

Мы собрались здесь по знаменательному поводу: сорок лет назад, наIIВатиканском соборе была принята декларация об отноше­нии Церкви к исламу и другим нехристианским религиям –NOSTRAAETATE,в переводе -«В НАШЕ ВРЕМЯ».Это было со­бытие, очень важное для общения христиан с мусульманами в конструктивном и позитивном духе, оно было своевременным в середине 60-х, а сегодня актуальность вы­работанных тогда положений ещё более возросла. Более поздняя пап­ская энциклика 2000 годаDominusIesusсделала некоторый ак­цент на миссионерской роли католической церкви, но подтвер­дила верность положенийnostraaetate.

Большая заслуга Церкви состоит в том, что впервые за всю историю исламо-христианских отношений Католическая церковь увидела в мусульманах не еретиков и некую злонамеренную си­лу, а равноправных участников межчеловеческого общения, ос­нованного на поклонении единому Богу, Милосердному и Все­могущему, «Творцу неба и земли».

Особого внимания заслуживает третий раздел Декларации, который содержит две смысловые части: позитивную характери­стику исламского вероучения и ориентиры для совместной соци­альной деятельности.

В Декларации Собора есть важная констатация, которая нам, мусульманам, очень близка и понятна: «Несмотря на то, что в течение веков между христианами и мусульманами не раз воз­никали раздоры и вражда, Священный Собор призывает всех предать забвению прошлое и искренне стремиться к взаимопо­ниманию, а также к тому, чтобы совместно защищать и укреп­лять, ради всех людей, социальную справедливость, нравственные ценности, мир и свободу» – это провозглашено в третьем разделеnostraaetate.Этот призыв особо актуален сегодня, ко­гда определённые силы хотят противопоставить две цивилиза­ции, столкнуть культуры и религии, сформировать исламофобские настроения. Развивая эту мысль, мы, мусульмане, можем ска­зать, что в исламе, с его особым отношением к «людям Писания» (ахлу-ль-Китаб), есть замечательный аят: «Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас племенами и народами, чтобы вы познавали друг друга. И поистине, самый лучший из вас – наиболее богобоязненный» (сура «Худжират», 1:4).

Отношение мусульман к представителям других традици­онных религий подтверждено в разработанных Советом муфтиев России «Основных положениях социальной программы россий­ских мусульман», и основой этих отношений является провоз­глашённый в Священном Коране принцип равноправия моно­теистических религий.

Наиболее авторитетные мировые мусульманские организа­ции – Всемирный мусульманский конгресс и Всемирная мусуль­манская лига, а также многие другие международные мусульманские организации – выступают в поддержку диалога с представителя­ми христианства.

Ислам учит человека быть открытым и проявлять друже­любие к «людям Писания», относясь к ним как к единому по­томству Авраама-Ибрагима. «Не препирайтесь с «людьми Писания», – учит Коран.

Мы, безусловно, должны стремиться к взаимопониманию, но уроки прошлого, связанные с крестовыми походами, должны служить назиданием современному поколению мусульман и христиан. Мы должны отдавать себе отчёт в том, что без мира между религиями мир между народами останется недостижимой це­лью. Я считаю, что большое значение декларацииNOSTRAАЕТАТЕзаключается в том, что она стала первым шагом к системному взаимодействию мусульман и христиан-католиков во всемирном масштабе. После тринадцати веков довольно сложных отношений и открытой конфронтации, сорок лет назад – 28 октября 1965 года – началась эпоха осознанного и одобренного духовными авторитетами обеих религий межконфессионального со­трудничества и диалога. И несмотря на то, что в этом диалоге мы иногда наблюдаем рецидивы прошлого, стремление сочетать верность своей религиозной традиции с одновременной открытостью друг другу неуклонно растёт. Сегодня в мире существует более десяти различных научно-богословских центров и межконфессиональных программ, разрабатывающих различные аспекты исламо-христианского диалога. Успешно развиваются контакты между Исламской академией Аль-Азхар и Ватиканом, иранскими духов­ными центрами и Ватиканом. Мне очень приятно отметить тот факт, что и в России диалог между мусульманами и католиками за послед­ние 10–15 лет стал заметным явлением в религиозной жизни страны.

Я хорошо помню, как познакомился с архиепископом Тадеушем Кондрусевичем, и хочу отметить, что мы всегда находили взаимопонимание и продолжаем братские отношения. Также сложились добрые отношения с нунцием Антонио Меннини, официальным представителем Святого Престола в Моск­ве, который не раз, как и архиепископ митрополит Тадеуш Кондрусевич, бывали нашими гостями в Совете муфтиев России.

Я уверен в том, что исламо-христианский диалог в Рос­сии может быть плодотворным, если в нём будут представлены все ветви христианства, исторически прижившиеся в России. А у католицизма в России, как мы знаем, очень глубокие исторические корни. Нередко обстоятельства складывались так, что мусульмане и католики строили рядом свои храмы, как это произошло в Твери. Рассуждая о нашем братском общении с католиками, я хочу отдать дань уважения и признательности покойному Папе Иоанну ПавлуII, с которым мне довелось встречаться. Когда в апреле 2005 года завершилась его земная жизнь, многие мусульмане восприняли его смерть как большую потерю не только для католической церкви, но и для исламо-христианских отношений в целом. Мы, мусульмане, признаем его великим религиозным реформатором, оказавшим большое позитивное влияние на распространение идей второго Ватиканского Собора и углубление межрели­гиозного диалога в мире. Его слова покаяния за грехи крестовых походов, произнесенные во время посещения мечети Омейядов в Да­маске, его обращение к мировым лидерам с призывами не до­пустить вооружённой эскалации в Персидском заливе в 1991 го­ду, а позднее - в Афганистане и Ираке, являются свидетельством ве­личия этого человека и его ответственности за судьбы человечества и мира на планете.

Мы наблюдали первый визит нового Понтифика Папы Бе­недиктаXVIв Германию, посещение им исламской общины и встречи с мусульманской общественностью Германии, что ха­рактеризует его как приверженца идей и политики Папы Иоанна ПавлаII. Выражаем надежду на сохранение и развитие положе­ний, заложенных декларациейnostraaetate.Желаем Понтифику Папе БенедиктуXVIподдержки и взаимопонимания всех сторонников мирного диа­лога цивилизаций в деле достижения и сохра­нения мира.

В завершение своего выступления хочу сказать, что нас, мусульман и католиков, объединяет духовное родство, восходя­щее к Аврааму-Ибрагиму (мир ему) и приверженность Единому Милосердному Богу, как сказано в Священном Коране: «И наш Бог, и ваш Бог – един, и мы ему предаемся» (Св. Коран, 29:46).